Программа создания ЭМ УРО нового поколения типа "Замволт" для ВМС СШАКапитан 1 ранга В. Спирин, Во второй части статьи* рассказывалось об общекорабельной вычислительной среде (единой информационно-управляющей системе), радиолокационной системе DBR, а также об универсальной установке вертикального пуска PVLS. В заключительной части речь идет об артиллерийской установке крупного калибра AGS, управляемом артиллерийском боеприпасе большой дальности для стрельбы по берегу, автономной системе пожаротушения, интегрированной системе ПЛО и ПМО IUSW, а также о системе размагничивания на высокотемпературных сверхпроводниках. Артиллерийская установка крупного калибра AGS. Новые способы ведения боевых действий морской пехоты США при проведении экспедиционных операций, предусматривающие высадку десанта с загоризонтных дальностей с помощью морских и авиационных десантно-высадочных средств (ДВС), обусловили необходимость в поражении целей, расположенных не только непосредственно в прибрежной полосе, но и на значительном удалении от береговой черты как во время захвата десантом плацдарма высадки, так и в ходе дальнейших операций МП в прибрежной зоне. В соответствии с этими принципами корабельная артиллерия должна обеспечивать подавление и уничтожение стационарных и мобильных наземных целей в районе десантирования на 180 км по фронту и до 70 км в глубину, ведя огонь из района нахождения десантного соединения во время развертывания ДВС, удаленного от берега на расстояние не ближе 40 км. Эти требования в совокупности приводят к необходимости иметь корабельную артиллерию с дальностью стрельбы по наземным целям не менее 110 км, то есть почти в 5 раз больше, чем у состоящих на вооружении АУ главного калибра ЭМ и КР американского флота. В перспективе дальность стрельбы корабельных арткомплексов по наземным целям планируется довести до 185 км и более. Комплекс состоит из облегченной автоматической башенной артиллерийской установки с малой ЭПР, автоматизированного погреба и семейства боеприпасов для стрельбы по наземным и морским целям. Дульная энергия пушки с длиной ствола 62 клб оценивается в 35-36 МДж. Проектная скорострельность АК 12 выстр./мин. В отличие от большинства современных арткомплексов AGS полностью электрифицирован и, соответственно, не имеет гидравлики. Автоматизированный погреб артустановки AGS оборудован роботизированными устройствами, осуществляющими прием боеприпасов и их размещение на соответствующих стеллажах, подачу нужных выстрелов в механизмы заряжания пушки и их прием при разряжании орудия. Идентификация типа и вида боеприпаса проводится путем считывания информации с голографических или штриховых кодов, нанесенных на поверхности пеналов (в каждом находится по восемь снарядов и метательных зарядов), датчиками роботизированных механизмов погрузки боеприпасов и перемещения их внутри погреба. Все эти операции, а также контроль и управление боевой работой артиллерийского комплекса будут осуществляться из ГКП корабля посредством единой информационно-управляющей системы (ИУС) с разветвленной сетью линий связи, электронных, оптических и других датчиков. Автоматизированный погреб артустановки AGS рассчитан на 752 выстрела. Однако в процессе проектирования ЭМ УРО типа "Замволт" емкость боезапаса была уменьшена. В настоящее время проектом предусмотрена установка двух артиллерийских комплексов с погребами на 304 выстрела каждый. Кроме того, на корабле планируется размещение дополнительного общего погреба на 320 выстрелов. По эффективности данная система эквивалентна 12 155-мм гаубицам, ее площадь обстрела втрое больше, чем у 127-мм артустановки Мк 45 мод. 2, которая состоит на вооружении ЭМ УРО типа "Бёрк". АУ нового поколения AGS может выстреливать специально разработанный для нее снаряд (LRLAP - Long Range Land Attack Projectile) на дистанцию от 20 до 83 морских миль. Один ЭМ УРО типа "Замволт" способен нести до 928 таких снарядов (304 на каждую АУ плюс 320 в общем погребе). Управляемый артиллерийский боеприпас большой дальности для стрельбы по наземным целям. В настоящее время для АУ AGS разрабатывается два типа боеприпасов: Автономная система пожаротушения (АСП). Специально для ЭМ УРО типа "Замволт" фирмой "Фэйрмаун ауто-мэйшн" разработана автономная система пожаротушения, в которой используется ряд передовых технологий, позволяющих полностью автоматизировать мероприятия по предупреждению и борьбе с пожаром на корабле, а также действовать системе в автономном режиме без непосредственного участия пожарных дозоров и пожарных расчетов. Применение этой системы резко сокращает численность экипажа ЭМ УРО типа "Замволт" и повышает живучесть корабля посредством сокращения времени от возникновения пожара до принятия мер по его тушению. К числу технологий, ранее не используемых на кораблях ВМС США, относятся интеллектуальные клапаны, датчики, телеуправляемые пожарные стволы, гибкие пожарные рукава и др. Архитектура АСП эсминца УРО типа "Замволт" с целью увеличения ее живучести построена по принципу распределенных систем и разделена на четыре противопожарные зоны. В сентябре 2003 года был представлен эскизный проект автономной системы пожаротушения, а в январе 2004-го проведены ее испытания на выведенном из боевого состава ВМС США ЭМ "Петерсон" (DD-969) (типа "Спрюенс"), получившем боевые повреждения в результате воздействия различных систем оружия. С января по апрель 2005 года новая система пожаротушения прошла проверку в различных условиях окружающей среды на списанном из боевого состава ВМС США ДТД "Шэдвэлл" (LST-15) (типа "Касса Гранде"). В состав АСП ЭМ УРО типа "Замволт" входят непосредственно средства тушения (трубопроводы, арматура, пожарные насосы и т. п.) и АСУ, включая аварийное управление, в случае выхода из строя последней. АСУ интегрирована в единую информационно-управляющую систему корабля и делится на два уровня управления: уровень управления исполнительными механизмами (DLCS Device Level Control System) и уровень управления системой пожаротушения в целом (HLCS - High Level Control System). Подсистема DLCS предназначена для подавления возгорания после его обнаружения, автоматического изменения конфигурации магистралей системы в случае обнаружения поврежденных участков, а также для контроля состояния системы пожаротушения. В состав HLCS входят: три стандартных автоматизированных рабочих места (АРМ) операторов OJ-827; усовершенствованные объемные датчики; цифровые видеокамеры и стойки серверов, размещенных в модулях аппаратного обеспечения. На этом уровне управления осуществляется сбор и обработка данных от DLCS и вывод информации на мониторы АРМ оператора. Управляет системой программный модуль высокого уровня (HLSM - High-Level Software Module), установленный на трех системных блоках, входящих в состав стандартных АРМ операторов OJ-827. В штатной ситуации автономная система пожаротушения в автоматическом режиме посредством датчиков, размещенных по всему кораблю, осуществляет мониторинг противопожарного состояния эсминца. Кроме того, проводится автоматическое тестирование исправности самой системы. При возникновении пожара в отсеке АСП информирует дежурных операторов о возникновении нештатной ситуации, автоматически перенастраивается, оценивая ситуацию и сложность пожара, вводя в действие необходимые зоны и участки системы не только для тушения возгорания в аварийном отсеке, но и для локализации его путем охлаждения соответствующих палуб и переборок в смежных с аварийным отсеках. Параллельно с этими мероприятиями по информации, полученной от различного типа датчиков (объемных, оптических, акустических, тепловых и др.), проводится автоматическое отключение механизмов в аварийном отсеке с помощью интеллектуальных клапанов. Тушение возгорания оборудования или отдельных труднодоступных участков возможно при помощи дистанционно управляемых пожарных стволов по информации, получаемой с видеокамеры, установленной непосредственно на пожарном стволе. Интегрированная система ПЛО и ПМО IUSW. На строящемся ЭМ УРО "Замволт" (DDG-1000) устанавливается гидроакустическая система освещения подводной обстановки AN/SQQ-90, включающая в свой состав три ГАС: две корпусные (среднечастотная AN/SQS-60 и высокочастотная AN/SQS-61) с квазиконформными решетками, а также одну многофункциональную буксируемую активно-пассивную AN/SQR-20 (диаметром 7,5 см и длиной 50 м, частотный диапазон 0,1-2,5 кГц). Длина квазиконформной бортовой антенны 10-15 м, высота 10 м, частотный диапазон 0,5-2,5 кГц. Дальность обнаружения подводных лодок до 100 км, а торпед - 1,5-2,5 км. Система освещения подводной обстановки AN/SQQ-90, как и все радиоэлектронные системы, интегрирована в единую ИУС корабля. Автоматизированные рабочие места операторов стандартные, как и для всего корабля. Электроника также стандартна - представляет собой стойки с ячеечными серверами, установленными в модули аппаратного обеспечения. Система размагничивания на высокотемпературных сверхпроводниках. На ЭМ УРО типа "Замволт" установлена система размагничивания, основанная на эффекте высокотемпературной сверхпроводимости (HTSDGS - High-Temperature Superconducting Degaussing System). В ней применена сверхпроводящая кабель-шина фирмы "Америкэн суперкондактор", способная проводить электрический ток в 150-200 раз большей силы, чем медный кабель аналогичного сечения. В качестве рабочего тела криостата выбран газообразный гелий. Предпочтение отдано гелию в связи с его взрывобезопасностью и возможностью обеспечить высокую плотность рабочего тока за счет глубокого охлаждения кабеля. Основное оборудование системы: - криогенная установка, в состав которой входит: гелиевый компрессор (1,1 х 0,8 х 1,1 м, масса 220 кг) мощностью 7,5 кВт, питающийся от трехфазной сети переменного тока 230/460 В, 60 Гц; криогенный охладитель, питающийся от двухфазной сети переменного тока ПО В, 60 Гц; вентилятор; теплообменник и трубопроводы; В состав корабельной системы размагничивания HTSDGS входит от 20 до 40 криогенных гелиевых компрессоров в зависимости от водоизмещения корабля (с целью снижения стоимости системы используются промышленные компрессоры мощностью по 100 кВт). Гелиевые компрессоры работают при температуре 30-60 К (от - 243,16 до - 213,16 °С). Каждый из них подключен к единому для всей криогенной системы соединительному блоку. Температура внутри кабель-криостата не выше 50 К (- 268 °С), давление около 7 кг/см2. При неработающей "теплой" (комнатная температура) системе оно может достигать 21 кг/см2. Рабочий ток от 100 до 200 А. У криогенной корабельной системы размагничивания по сравнению с традиционной на 50-90 % меньшая масса и более низкая (на 60 %) стоимость монтажа. Протяженность кабелей системы сокращается на 90 %
Таким образом, создание ЭМ УРО типа "Замволт" показывает, что ВПР даже самых развитых в экономическом и технологическом отношении стран при реализации военно-технической политики вынуждено принимать во внимание не технологический уровень перспективных образцов, что напрямую влияет на их боевые возможности и чем достигается превосходство над противником, а стоимость их постройки и эксплуатации. В связи с этим наиболее актуальным остается критерий "стоимость/эффективность". Поэтому решающим моментом в определении судьбы серии из первоначально запланированных 32 кораблей данного типа стало почти шестикратное увеличение стоимости серийного образца. В результате будет построено всего три таких корабля. Их намечается использовать для испытаний новейших технологий в реальных условиях эксплуатации. Большинство этих технологий, прошедших "проверку на состоятельность", пополнят научно-технический задел в области создания морских систем ВВТ. Те из них, кто будут в полной мере отвечать критерию "стоимость/эффективность", намечается использовать на кораблях нового поколения, находящихся в настоящее время на стадии проекта либо концепции, а возможно, и на тех, к разработке которых зарубежные специалисты только собираются приступить. * См.: Зарубежное военное обозрение. - 2014. - № 10. - С. 81-88. Зарубежное военное обозрение. 2014, №11, С. 76-80 Смотрите также | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 8774 | | |
Всего комментариев: 0 | |