search
menu
person

NEWS AND UDATES


Восстановление и поддержание боеспособности надводных кораблей ВМС США ч2 (2014)

Восстановление и поддержание боеспособности надводных кораблей ВМС США ч2

Капитан 2 ранга С. Мишин

Начало статьи

Обеспечение боеспособности надводных кораблей на различных этапах боевой подготовки (в ходе отработки мероприятий "Плана подготовки флота к оперативному развертыванию (боевой службе)". Для достижения высокого уровня подготовки и слаженности действий экипажа НК каждый этап этого плана рассматривается как обеспечивающий для последующего. Последовательные и скоординированные действия всех флотских организаций, которым поручены ремонт корабельных систем и оценка боевой готовности экипажа, играют важную роль в организации непрерывного процесса подготовки и обучения. Его цель заключается в достижении личным составом высокого профессионального уровня благодаря постепенному усложнению комплекса мероприятий индивидуальной подготовки, а также участию в корабельных боевых учениях и маневрах в составе оперативного соединения (по принципу "от простого - к сложному").

Критерием завершения основного этапа и готовности к оперативному развертыванию для надводного корабля в рамках этого плана является успешное прохождение им мероприятий боевой подготовки в установленной последовательности.

Возможность сосредоточения усилий на конкретных формах и методах боевой подготовки во многом зависит от исправности материальной части корабля. Для объективной оценки состояния боевых и обеспечивающих систем НК перед началом основного этапа группа подготовки надводных сил совместно с региональным центром технического обслуживания и ремонта проводит комплексную проверку оборудования и технических средств корабля. Далее (до начала этапа) командующий надводными силами флота принимает решение об устранении выявленных при этом недостатков. После принятия соответствующих мер экипаж приступает к проведению мероприятий боевой подготовки в установленной последовательности.

Для сертификации и поддержания требуемого уровня готовности на кораблях предусмотрены различные упражнения и зачеты. Корабли, продемонстрировавшие неудовлетворительные результаты, не сертифицируются вплоть до положительной пересдачи зачетов, а их командиры несут дисциплинарную ответственность.
Сертификационные упражнения, организуемые в ходе основного этапа, являются обязательными для подтверждения способности корабля решать весь комплекс боевых задач. Мероприятия комплексного этапа проводятся при отработке задач в составе однородных сил после завершения основного этапа подготовки. Результаты упражнений оцениваются штабами оперативных соединений или походными штабами оперативных флотов.

На этапе материально-технического обеспечения корабли поддерживаются в готовности к оперативному реагированию на кризисные ситуации. В ходе данного этапа экипажем и уполномоченными флотскими организациями производится оценка состояния матчасти, которая является основой для начала этапа технического обслуживания и текущего ремонта.

В период оперативного развертывания НК в передовой зоне наряду с решением боевых задач регулярно организуются занятия и выполняются упражнения, способствующие поддержанию у личного состава профессиональных навыков.

В ходе подготовки к ремонту, сроки проведения которого устанавливает штаб флота, на кораблях документально подтверждается фактический дефицит предметов снабжения, оценивается способность решения боевых задач, организуются мероприятия боевой подготовки и планирования. Приготовления к этапу технического обслуживания и текущего ремонта не должны негативно влиять на способность НК соответствовать оперативным требованиям.

Командующий надводными силами флота координирует боевую подготовку кораблей, проводимую вне рамок основного этапа, сообразно собственной оценке их боеспособности, указаниям штаба ВМС и объективным данным, полученным от группы подготовки надводных сил флота.

В течение всего этапа МТО оценивается соответствие текущего уровня боеготовности корабля определенным требованиям.

Общая оценка готовности корабля к боевому применению TSRA 5 производится специалистами регионального центра технического обслуживания и ремонта во время двухнедельной проверки состояния оружия и технических средств непосредственно перед оперативным развертыванием. Это завершающее мероприятие в ходе приготовлений корабля к передовому развертыванию. Данная проверка обязательно проводится до начала предпоходовой подготовки, чтобы экипаж НК имел запас времени для устранения выявленных недостатков.

Общая оценка готовности корабля к боевому применению TSRA 1 является задачей специалистов регионального центра технического обслуживания и ремонта, которая выполняется в рамках двухнедельной проверки материальной части на этапе МТО (перед оперативным развертыванием) для определения объема работ на предстоящий ремонтный период, установленный штабом ВМС США. Планирование этого мероприятия должно быть заблаговременным, чтобы экипаж НК мог устранить все неисправности и недостатки до начала оперативного развертывания.

Оценка степени готовности к боевому применению READ-E 1 возложена на командира корабля на этапе МТО. Ее цель - проверка состояния матчасти, уровня подготовки экипажа и других показателей боеспособности на предмет их соответствия установленным критериям. Продолжительность проверочных мероприятий определяет командир корабля, но они должны быть завершены не позднее чем за четыре недели до оценки степени готовности к боевому применению READ-E 2/3.

Оценка степени готовности к боевому применению READ-E 2 производится командующим надводными силами флота на этапе МТО (после оценки READ-E 1). Она должна быть завершена перед началом этапа технического обслуживания и текущего ремонта. При этом дублируются мероприятия, проводимые командующим надводными силами флота во время ходовых испытаний и на этапе технического обслуживания и текущего ремонта. Недостатки, обнаруженные во время READ-E 2, включаются в план технического обслуживания и ремонта. При разработке плана-графика ремонтных работ командир должен согласовать необходимые виды обслуживания и ремонта с вышестоящим командованием.

Общая оценка готовности корабля к боевому применению TSRA 2, включающая определение состояния матчасти НК в целом, дается региональным центром технического обслуживания и ремонта одновременно с оценкой степени готовности к боевому применению READ-E 2. Участие этого центра гарантирует наличие соответствующего технического представительства для документирования недостатков, оказания содействия в планировании и правильной расстановки приоритетов при проведении мероприятий технического обслуживания и восстановительного ремонта.

Оценка степени готовности к боевому применению READ-E 3 производится под руководством командующего надводными силами флота на этапе МТО. Мероприятие, которое может проводиться одновременно с оценкой степени готовности к боевому применению READ-E 2, включает: подтверждение оценки степени готовности к боевому применению READ-E 1; анализ программ по технике безопасности и гигиене труда, охране окружающей среды; визит вышестоящего командования в целях проверки боеготовности CRAV (Command Readiness Assist Visit).

Критериями отработки кораблем задач этапа МТО являются;
- укомплектованность экипажа на 90 % и более;
- присутствие в составе экипажа не менее 90 % военнослужащих - специалистов высокой квалификации;
- наличие на каждом боевом посту (в каждой боевой смене) не менее одного военнослужащего (то есть полное отсутствие "пустых" штатных клеток);
- достижение и поддержание требуемого уровня готовности материальной части;
- наличие всех необходимых предметов снабжения;
- готовность экипажа к эффективному применению вооружения и технических средств, а также к обслуживанию и ремонту техники с соблюдением мер безопасности;
- наличие комплексных планов МТО;
- аттестование экипажа по всем вопросам данного этапа;
- освобождение корабля от излишней загрузки.

Главная цель этапа технического обслуживания и текущего ремонта - создание материальной базы для проведения мероприятий боевой подготовки в ходе основного этапа, МТО и модернизации в течение всего периода эксплуатации НК. При этом должно быть завершено обучение экипажа для последующего его участия в мероприятиях боевой подготовки и оперативного развертывания.

Мероприятия по техническому обслуживанию и ремонту корабельных систем проводятся в формате проверок региональным центром технического обслуживания и ремонта либо в процессе испытания и отладки оборудования компанией-подрядчиком. В частности, экипаж НК должен демонстрировать хорошие навыки работы с техникой, а также умение безаварийно эксплуатировать корабельные системы во время стоянки в базе и на ходу.

В ходе этапа технического обслуживания и текущего ремонта и этапа ходовых испытаний командованию НК необходимо прилагать максимум усилий для организации качественной теоретической подготовки экипажа. Если обучение военнослужащих не может быть завершено в полном объеме в течение данных этапов, командир корабля обязан доложить об этом по команде командующему надводными силами флота. В таком случае виновные понесут дисциплинарную ответственность.

Общая оценка готовности корабля к боевому применению TSRA 3 производится специалистами регионального центра технического обслуживания и ремонта во время двухнедельной проверки состояния матчасти, включающей мероприятия по осмотру корпуса и электромеханического оборудования. Основная ее цель - проверка и оценка состояния главной энергетической установки (ГЭУ).

Оценка степени готовности к боевому применению (READ-E 4), осуществляемая под руководством командующего надводными силами флота, является критерием завершения этапа технического обслуживания и текущего ремонта. Проводимая в последние три недели данного этапа, она включает пять основных мероприятий: инженерную оценку ГЭУ; аттестование экипажа; испытания систем корабля при стоянке в базе (испытания на мерной миле); оценку работоспособности навигационного оборудования; испытания оружия и технических средств, проводимые компанией-подрядчиком.

Инженерная оценка главной энергетической установки НК возлагается на группы подготовки надводных сил Атлантического и Тихоокеанского флотов. Целью этого мероприятия является сдача экипажем корабля зачетов по запуску ГЭУ, организации ее безопасной эксплуатации на всех режимах работы и устранению неисправностей, не требующих привлечения специалистов компании-производителя.

Аттестация личного состава проводится по вопросам, связанным с решением кораблем свойственных задач и испытаниями (для нового корабля) исходя из результатов зачетных тренировок и учений, проверок комплектности штатного корабельного оборудования и имущества, освидетельствования средств борьбы за живучесть.

Испытания системы корабля при стоянке в базе (испытания на мерной миле) происходят под контролем вышестоящего командования в течение приемочного (для новых кораблей) или ремонтного периода, установленного штабом ВМС США. Основной целью данных мероприятий является сертифицирование экипажа на предмет безопасного управления кораблем на внутреннем и внешнем рейдах. Кроме того, они позволяют проверить работоспособность оборудования в целом. В свою очередь, испытания на мерной миле необходимы для подготовки экипажа к управлению НК в море.

Временной график оценки степени готовности к боевому применению (READ-E 4)
Временной график оценки степени готовности к боевому применению READ-E 5)
Временной график оценки степени готовности к боевому применению READ-E 6
Временной график оценки степени готовности к боевому применению READ-E 7

Работоспособность навигационного оборудования оценивается под контролем и при участии представителей вышестоящего командования и технических специалистов компании-подрядчика.

Критериями отработки кораблем задач этапа технического обслуживания и текущего ремонта являются:
- подтверждение региональным центром техобслуживания и ремонта работоспособности всех корабельных технических средств, систем и агрегатов;
- успешное завершение всех мероприятий, предусмотренных оценкой степени готовности к боевому применению READ-E 4.

Цель этапа ходовых испытаний -проверка готовности материальной части и экипажа корабля к проведению мероприятий курса боевой подготовки в рамках основного этапа. Он начинается после успешного завершения проверок компанией-подрядчиком и заканчивается после ходовых испытаний под руководством командующего надводными силами флота. Завершение данного этапа подразумевает готовность НК приступить к отработке курса боевой подготовки основного этапа (при полностью исправной матчасти).

Оценка степени готовности к боевому применению READ-E 5, производимая под руководством командующего надводными силами флота в течение месяца, является критерием готовности корабля к отработке мероприятий боевой подготовки основного этапа. Она включает четыре этапа: общая оценка готовности НК и экипажа к боевому применению; проверка состояния матчасти в ходе "основного этапа"; продление срока действия сертификата готовности к техническому обслуживанию и ремонту; ходовые испытания под руководством командующего надводными силами флота.

Общая оценка готовности корабля к боевому применению TSRA 4 дается специалистами регионального центра технического обслуживания и ремонта для получения достоверных сведений о состоянии корабельного оборудования, подтверждения готовности экипажа к участию в мероприятиях курса боевой подготовки в рамках основного этапа.

Ходовые испытания, проводимые под руководством командующего надводными силами флота после завершения предварительных (заводских) проверок компанией-подрядчиком, подтверждают готовность корабля к решению свойственных задач. При этом мероприятия, успешно проведенные в процессе предварительных тестов, в ходе этих испытаний не дублируются. На основании результатов ходовых и заводских испытаний командующий надводными силами флота принимает решение об устранении выявленных недостатков, целесообразности проведения новых тестов, переносе ремонтных работ на следующий период технического обслуживания или об отсутствии необходимости в ремонтно-восстановительных работах.

Критериями отработки кораблем задач этапа ходовых испытаний являются:
- успешное завершение всех мероприятий, предусмотренных оценкой степени готовности к боевому применению READ-E 5;
- укомплектованность экипажа на 90 % и более;
- присутствие в составе экипажа не менее 90 % специалистов высокой квалификации;
- наличие на каждом боевом посту (в каждой боевой смене) не менее одного военнослужащего (отсутствие "пустых" штатных клеток);,
- достижение и поддержание требуемого уровня готовности йатчасти;
- наличие всех необходимых предметов снабжения;
- готовность экипажа эффективно применять Оружие и технические средства, обслуживать и ремонтировать технику с соблюдением мер безопасности;
- наличие комплексных планов МТО;
- аттестование экипажа по всем вопросам данного этапа;
- освобождение НК от излишней загрузки;
- качественное проведение более 80 % запланированных учебно-боевых мероприятий;
- успешное завершение ходовых испытаний под руководством командующего надводными силами флота;
- проведение комплекса мероприятий МТО, включая снабжение запчастями и имуществом, системами технического обслуживания и ремонтными комплектами, контрольно-измерительными приборами, техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации;
- складирование на борту всех необходимых запасных частей;
- освидетельствование имущества с ограниченным сроком хранения и утверждение плана-графика его периодических проверок;
- наличие на корабле квалифицированных ремонтных бригад и подготовленных аварийно-спасательных партий;
- получение боекомплекта, обеспечение надежной защиты и безопасности погребов с боеприпасами;
- освидетельствование погрузоразгрузочных устройств для боеприпасов и других материальных средств;
- отработка корабельной документации в соответствии с действующими инструкциями и директивами штаба ВМС США.

Цель основного этапа - аттестация экипажа по всем вопросам повседневной и боевой деятельности, сертифицирование корабля на предмет решения свойственных задач в море в полном объеме. Он начинается по завершении кораблем этапа ходовых испытаний и подразделяется на две фазы: корабельное учение по вопросам общей подготовки (первая фаза); корабельное упражнение по вопросам специальной и тактической подготовки (вторая фаза). К ним приступают после проверки состояния матчасти, завершения обучения экипажа и его боевого слаживания. Процесс подготовки в составе корабельных учебных групп продолжается на протяжении всего этапа.
После аттестования экипажа по всем вопросам повседневной и боевой деятельности решением командующего надводными силами флота завершается основной этап, и корабль приступает к выполнению задач комплексного этапа.

Оценка степени готовности к боевому применению READ-E 6, производимая командующим надводными силами флота, является критерием перехода корабля из первой во вторую фазу этапа. Она включает следующие мероприятия: проверку состояния матчасти и условий службы на корабле; приведение состояния матчасти и условий службы на НК в соответствие утвержденными стандартами; проведение технического обслуживания и ремонта корабельных систем. Продолжительность мероприятий около трех недель.

Мероприятия по проверке состояния матчасти корабля проводятся неоднократно в течение первых 4 сут в ходе оценки его готовности к боевому применению READ-E 6. Это может делать группа технического контроля и проверок или командующий надводными силами флота. При этом в течение первых суток проверка матчасти осуществляется на ходу, а после возвращения в базу продолжается до полного ее завершения.

Проверка условий службы экипажа (гигиены труда) возложена на специалистов медицинского подразделения соединения, к которому приписан НК. Они определяют факторы риска на боевых постах и разрабатывают рекомендации по снижению уровня опасности для здоровья военнослужащих.

В период ТО и ремонта устраняются все выявленные неисправности (до начала мероприятий второй фазы основного этапа) и корабль готовится к предстоящей проверке состояния матчасти в ходе комплексного этапа.

Критериями отработки кораблем задач основного этапа являются:
- успешное завершение всех мероприятий, предусмотренных оценкой степени готовности к боевому применению READ-E 6;
- укомплектованность экипажа на 90 % и более;
- присутствие в составе экипажа не менее 90 % специалистов высокой квалификации;
- наличие на каждом боевом посту (в каждой боевой смене) не менее одного военнослужащего (отсутствие "пустых" штатных клеток);
- поддержание требуемого уровня готовности матчасти;
- наличие всех необходимых предметов снабжения;
- готовность экипажа эффективно применять оружие и технические средства, вести обслуживание и ремонт техники с соблюдением мер безопасности;
- наличие комплексных планов МТО; - аттестование экипажа по всем вопросам данного этапа;
- качественное проведение 90 % запланированных учебно-боевых мероприятий;
- проведение комплекса мероприятий МТО, включая снабжение запчастями и принадлежностями, системами ТО и ремонтными комплектами, контрольно-измерительными приборами, техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации;
- складирование на борту всех необходимых запасных частей;
- освидетельствование продукции с ограниченным сроком хранения и утверждение плана-графика ее периодических проверок;
- наличие на корабле квалифицированных ремонтных бригад и подготовленных аварийно-спасательных партий;
- получение боекомплекта, обеспечение безопасности и надежной защиты погребов с боеприпасами;
- освидетельствование погрузоразгрузочных устройств для боеприпасов и других материальных средств;
- отработка корабельной документации в соответствии с действующими инструкциями и директивами штаба ВМС США;
- наличие на борту НК всего перечня оружия, технических средств, имущества и предметов снабжения, необходимых для решения задач в передовой зоне

Целью комплексного этапа является отработка действий корабля в составе авианосных (корабельных) и экспедиционных ударных групп, а также в рамках национальных и коалиционных соединений однородных и разнородных сил флота.

На данном этапе НК подвергаются проверке матчасти, проводимой группой технического контроля и проверок или командующим надводными силами флота в ходе каждого учебного выхода в море по плану развертывания сил флота. Отработка задач продолжается шесть-восемь недель. В итоге корабль и экипаж должны быть сертифицированы по всему спектру боевых задач. После завершения комплексного этапа штаб ВМС на основании письменного представления командующего надводными силами Тихоокеанского (Атлантического) флота документально подтверждает готовность боевого НК к оперативному развертыванию.

В ходе мероприятий боевой подготовки этого этапа отрабатываются совместные действия кораблей в условиях, максимально приближенных к боевым. Каждое последующее мероприятие базируется на предыдущем, однако данный принцип отличается от используемого в первой и второй фазах основного этапа.

Боевая подготовка комплексного этапа проводится в рамках специализированных курсов, таких как:
- подготовка командира НК к ведению морского боя (Warfare Commanders Course);
- совместное маневрирование (Group Sail);
- противолодочная оборона соединения кораблей (Integrated Anti-Submarine Warfare Course);
- подготовка командира корабельной тактической группы (Group Commander Training);
- подготовка командира оперативного соединения НК (Fleet Synthetic Training -Group Commander);
- подготовка к действиям в составе объединенного оперативного формирования (ООФ) вооруженных сил (Fleet Synthetic Training - Joint).

В ходе этого этапа подготовки проводятся следующие учения:
- "Комптуэкс" (Composite Training Unit Exercise) - боевое слаживание и комплексная отработка задач в составе оперативного соединения;
- "Джойнт таск форс" (Joint Task Force Exercise) - отработка задач авианосными (корабельными) и экспедиционными ударными группами в составе ООФ вооруженных сил США или коалиционных сил;
- "Сертэкс" (Certification Exercise) - совместная отработка задач НК экспедиционной ударной группы с приданым формированием морской пехоты (экспедиционным батальоном МП).

Оценка степени готовности к боевому применению READ-E 7 продолжается 30 сут. В ходе нее группа технического контроля и проверок под руководством командующего надводными силами флота проводит комплексные мероприятия по инспектированию состояния матчасти НК. Она включает два этапа: подготовительный и исполнительный.

В зависимости от степени готовности корабля к проверке составляется график ее проведения, а также план технического обслуживания и текущего ремонта с привлечением специалистов кампаний -подрядчиков ВМС. Командующий надводными силами флота согласовывает порядок прохождения проверки каждым кораблем со штабом флота США.
Состояние матчасти кораблей оценивается группой технического контроля и проверок в соответствии с утвержденными требованиями.

Критериями отработки кораблем задач комплексного этапа являются:
- успешное завершение всех мероприятий, предусмотренных оценкой степени готовности к боевому применению READ-E 7;
- получение сертификата по итогам инспекторской проверки состояния матчасти, проведенной под руководством командующего надводными силами флота либо группой технического контроля и проверок;
- укомплектованность экипажа на 95 % и более:
- присутствие в его составе не менее 90 % специалистов высокой квалификации;
- наличие на каждом боевом посту (в каждой боевой смене) не менее одного военнослужащего (отсутствие "пустых" штатных клеток);
- готовность экипажа эффективно применять оружие и технические средства, обслуживать и ремонтировать технику с соблюдением мер безопасности;
- наличие комплексных планов МТО;
- аттестование экипажа по всем вопросам данного этапа;
- проведение комплекса мероприятий МТО, включая снабжение запасными частями и принадлежностями, инструментом и ремонтными комплектами, контрольно-измерительными приборами, техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации;
- освидетельствование продукции с ограниченным сроком хранения и утверждение план-графика ее периодических проверок;
- присутствие на корабле квалифицированных ремонтных бригад и подготовленных аварийно-спасательных партий;
- отработка корабельной документации в соответствии с действующими инструкциями и директивами начальника штаба ВМС США;
- обеспечение требуемых бытовых норм проживания экипажа на корабле;
- завершение проверки морально-психологического состояния военнослужащих;
- организация на корабле сбалансированного режима труда, отдыха и досуга;
- завершение всех запланированных мероприятий боевой подготовки;
- складирование на борту корабля 100 % запасов имущества и предметов снабжения, необходимых для решения задач в передовой зоне;
- полная техническая готовность корабельных боевых и обеспечивающих систем к развертыванию в район оперативного предназначения.
Некоторые объективные обстоятельства могут привести к необходимости внесения изменений в "План подготовки флота к оперативному развертыванию (боевой службе)". Согласно сложившейся в ВМС практике существуют различные варианты его корректировки. Три наиболее часто используемых из них приведены ниже.

(Окончание следует)

Зарубежное военное обозрение. 2014, №8, С. 83-90

Смотрите также
Категория: ВМС общие вопросы | Добавил: pentagonus (28.09.2014) | Автор: Капитан 2 ранга С. Мишин
Просмотров: 7635 | Теги: боеготовность, С. Мишин, флот | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar