Зарубежные бронированные ремонтно-эвакуационные машины на базе танковПолковник В. Нестёркин Одна из составляющих приведения понесших потери подразделений и частей в состояние готовности к выполнению боевых задач (или, используя принятый в армии США термин, для "восстановления боевых сил") - пополнение вооружения и военной техники (ВВТ), в том числе бронетанковой. Учитывая стоимость современного оружия и, как правило, сложность его доставки в район боевых действий, особенно на отдаленный театр военных действий, такой источник его восполнения, как восстановление поврежденной техники ремонтными подразделениями в минимально возможные сроки, играет важную роль. Для эвакуации поврежденной техники с поля боя, в том числе под огнем противника, ее ремонта и технического обслуживания в полевых условиях предназначаются бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ), которые по принятой в НАТО классификации относятся к специальному типу бронетанковой техники. Они могут использоваться также для выполнения грузоподъемных, землеройных (отрывка окопов, оборудование укрытий для бронетанковой техники, расчистка завалов) и других работ. К современным ремонтно-эвакуационным машинам предъявляется ряд требований, ключевые из которых, по мнению зарубежных военных специалистов, сводятся к следующему. С помощью соответствующего оборудования они должны быть способны: эвакуировать однотипную боевую машину (БМ) с тяжелыми повреждениями и отбуксировать ее в требуемое место с учетом тактической обстановки и условий местности; обеспечить проведение ремонта в полевых условиях (включая замену крупных агрегатов); выполнить землеройные и иные аналогичные работы. Считается, что БРЭМ необходимо принимать на вооружение одновременно с боевыми машинами, действия которых данное средство должно обеспечивать. Это идеальный вариант. Факты же свидетельствует о том, что серийное производство и поступление данных машин в войска осуществляются спустя некоторое время после начала эксплуатации нового основного боевого танка (ОБТ). Как отмечается в зарубежной военной печати, такие высокие требования наводят на мысль, что наилучшим решением было бы создание средства, изначально специально предназначенного для выполнения ремонтно-эвакуационных задач. Но подход, учитывающий только техническую сторону вопроса, потребовал бы значительных дополнительных финансовых ресурсов и времени на НИОКР, привел бы к удорожанию производства и закупок, а также к увеличению расходов на материально-техническое обеспечение из-за специфичности многих систем и механизмов силовой установки, подвески и другого оборудования. Поэтому стандартный путь состоит в том, что при создании БРЭМ за основу берут боевую машину, техническое обеспечение которой предполагается осуществлять данным специальным типом бронетанковой техники. Иными словами, ремонтно-эвакуационные машины разрабатываются на базе существующих гусеничных или колесных машин высокой проходимости (танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты и т. п.). По показателям подвижности, защищенности (в том числе от оружия массового поражения), способности действовать в боевых порядках с ОБТ и другой бронированной боевой техникой БРЭМ в целом соответствуют базовым шасси. Следует отметить, что на вооружении сухопутных войск некоторых армий состоят также БРЭМ, которые по тем или иным причинам создавались на базе морально устаревших танков. Зарубежные специалисты обращают внимание на то, что требования, предъявляемые к БРЭМ, достаточно жесткие. Например, чтобы вытащить застрявший ОБТ, необходимо усилие большее, чем его масса, которая достигает 50-60 т. Для эвакуации танка с поля боя требуются очень большие мощность и тяговое усилие на крюке, иначе это действие займет много времени, увеличивая риск поражения противником. Грузоподъемность крана должна обеспечивать монтаж и демонтаж такой тяжелой составной части, как башня (порядка 20 тс). Большое внимание уделяется подвижности средств технического обеспечения. Если БРЭМ не способны действовать в тех же условиях, что и ОБТ, это может отрицательно сказаться не только на маневренности, но и выполнении боевой задачи подразделением. В известной операции "Буря в пустыне" танковые батальоны преодолели более 320 км в течение 100-часового наступления. Зачастую они двигались по местности без дорог, при этом БРЭМ M88A1 были практически не способны следовать в боевых колоннах в условиях пустыни. Как отмечается в зарубежной военной печати, это фактически и не имело особого значения, поскольку M88A1 в любом случае не обладают достаточной мощностью для эвакуации танка "Абрамс" хотя бы на небольшое расстояние в подобной обстановке. Данная ситуация заставила специалистов по-новому взглянуть на проблему подвижности боевых ремонтно-эвакуационных машин и их способность буксировать тяжелую технику. Другой важный вопрос - каково должно быть соотношение между боевыми машинами и БРЭМ, то есть сколько БРЭМ нужно иметь, например, на каждые 100 боевых машин? Ответ зависит от множества факторов: организационной структуры частей и подразделений, уровня обученности личного состава, характера выполняемой задачи, погодно-климатических и физико-географических условий и т. д. Еще один момент нетехнического характера, но очень важный - стоимость. Как правило, военные бюджеты ограниченны, а при их сокращении приоритет обычно отдается боевым машинам, что автоматически влечет за собой сокращение ассигнований на обеспечивающую технику. С учетом всех этих обстоятельств в армиях развитых стран, имеющих современное вооружение, количество БРЭМ в среднем составляет 6-7 % всех боевых бронированных машин соответствующего типа, которые планируется обеспечивать. Иными словами, считается, что на каждые 16 линейных БМ и одну командирскую машину нужна одна БРЭМ. Хотя данные расчеты сделаны для танковых рот и батальонов, имеющих на вооружении ОБТ, по мнению западных военных экспертов, она справедлива и для подразделений, оснащенных другими боевыми машинами. Специфические физико-географические условия предполагаемых боевых операций могут заставить увеличить общепринятое соотношение. Так, Объединенные Арабские Эмираты, заказав 436 танков "Леклерк", закупили 46 БРЭМ, что составляет более 10,5 % этих ОБТ. И еще один существенный момент, на который обращают внимание военные специалисты, - при каких повреждениях (поломках) и в каких условиях машину следует ремонтировать на месте или эвакуировать, а также кто должен принимать решение по этим вопросам? Считается, что производить первоначальную оценку обстановки по этим пунктам и вносить соответствующие предложения обязан командир неисправной машины. Танки, которые нельзя отремонтировать в звене "батальон - полк", эвакуируются (как правило, на колесных трейлерах) в ремонтные подразделения более высокого уровня. В развитии ремонтно-эвакуационных машин зарубежные эксперты выделяют несколько этапных периодов, которые связываются с устанавливаемым на БРЭМ оборудованием. Очевидно, что в качестве первого эвакуационного средства использовался обычный танк, у которого имелись лишь буксирные крюки и тросы. Затем стали строить специально приспособленные для этих целей машины. Зачастую для этого использовали устаревшие БМ, у которых снимали башню с пушкой и на которые в лучшем случае устанавливали броневые листы, в результате чего образовывалась надстройка для размещения и защиты экипажа. Фактически данное средство выполняло роль трактора, который мог либо буксировать с помощью троса, либо толкать поврежденную технику. Специально оборудованные машины с платформой, краном и сошником появились лишь в начале 1950-х годов. Принципиальным новшеством, увеличившим эвакуационные возможности БРЭМ, стала установка лебедки (иногда двух). Необходимость в этом была продиктована тем, что во многих случаях даже мощный танковый тягач не был способен вытащить однотипную БМ, застрявшую в болоте, траншее или перевернувшуюся после взрыва, а иногда просто не было возможности подойти к поврежденной машине на расстояние, позволяющее организовать эвакуацию. В подобных обстоятельствах тяговая лебедка становилась решающим фактором, а вспомогательная (если она имелась) использовалась главным образом для того, чтобы один человек мог уложить трос, блоки, другое оборудование, масса которого может достигать нескольких сотен килограмм. Такие машины также стали оборудовать сошником для удержания БМ от продольного перемещения при вытаскивании, когда собственная масса оказывается недостаточной для создания надежного сцепления с грунтом и обеспечения устойчивости всей системы. Современные БРЭМ оборудуются основными лебедками с вертикально расположенным тянущим барабаном типа кабестан (или двойной кабестан). Они имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными барабанными механизмами: постоянные тяговое усилие и скорость движения троса, не зависящие от длины размотанного троса, правильная его укладка без нагрузки, возможность применения троса большой длины. Следующим существенным фактором, способствовавшим расширению возможностей БРЭМ, стала установка на ней подъемного крана большой грузоподъемности, который обеспечивает демонтаж и монтаж на место тяжелого узла из поврежденного танка (например, целый силовой блок, башню с вооружением). Он позволяет даже приподнять часть боевой машины, чтобы проводить работы на корпусе или агрегате, создает существенное преимущество при выполнении ремонта в полевых условиях. Самым простым решением являлась установка подъемного крана вместо вооружения на башне танка. На эвакуационной машине Т-2 (М31), созданной американцами в годы Второй мировой войны на базе среднего танка М3, именно так и было сделано. Это обеспечивало крану-стреле поворот на 360°, а оператору хороший обзор. Но конструкция оказалась очень громоздкой, поэтому все последующие модели, создаваемые на основе танка M4 "Шерман", оснащались А-образным краном-стрелой, устанавливаемым в передней части, который не поворачивался вокруг вертикальной оси. Такой подход сохранялся в различных образцах послевоенного периода вплоть до БРЭМ M32B4 (на базе танка M4A4), а затем вновь был реализован при разработке БРЭМ M88. С середины 1950-х годов в СВ США для обеспечения действий 50-т танков M47 и M48 стали использовать БРЭМ М51. Спереди на ней устанавливалась лебедка, а за отделением для экипажа - неповоротный подъемный кран со стрелой, направленной назад. В конце того же десятилетия фирма "Пасифик кар энд фаундри" разработала семейство самоходных артиллерийских пушек и гаубиц M107, M109 и M110. В начале 1960-х для их технического обслуживания и ремонта была создана БРЭМ M578 (на базе шасси Т-249, созданного на основе M107/M110) с башней, похожей на кабину обычного заводского крана. Машина была оборудована стрелой грузоподъемностью 13,6 тс. Эта конструкция, установленная высоко на башне, где к тому же было рабочее место крановщика-оператора, создавала серьезные проблемы. Возросла возможность опрокидывания БРЭМ при подъеме тяжелых грузов, увеличение ее размеров усложнило задачу защиты экипажа при действиях в боевых условиях. Тем не менее до середины 80-х годов было выпущено свыше 2 000 таких машин. М578 была оборудована лебедкой с горизонтальным барабаном (трос длиной 70 м), имеющей максимальное тяговое усилие 27,5 тс, и сошником в кормовой части. Этапы совершенствования БРЭМ хорошо прослеживаются на примере разработки фирмой "Виккерс" ремонтно-эвакуационной машины для СВ Великобритании. Модель Mk1 была изготовлена на базе танка "Центурион", с которого сняли башню и установили лебедку. Затем появилась следующая модификация - Mk2. Ее масса составляла около 50 т, бензиновый двигатель развивал мощность 650 л. с. Построенная в начале 1950-х годов, эта БРЭМ, как отмечают западные военные специалисты, считается одной из первых специально созданных машин такого назначения. Механик-водитель размещался спереди внизу, в центре корпуса предусматривалось отделение еще для трех членов экипажа. Там же находилась и лебедка с электрическим приводом мощностью 160 л. с., которая развивала тяговое усилие 31,6 тс, а с применением подвесного блока оно достигало почти 92 тс. Длина троса составляла 140 м. В кормовой части корпуса крепился сошник. На БРЭМ Mk2 устанавливался подъемный кран с А-образной стрелой, рабочее усилие на крюке которого достигало 10,2 тс. Данная машина находилась на вооружении армий многих стран, а в некоторых СВ имеется и в настоящее время. В 1980-х годах фирма "Виккерс дефенс системз" предложила новую концепцию БРЭМ, получившую наименование MARRS (Modular Armoured Repair and Recovery System - модульная бронированная ремонтно-эвакуационная машина). Такие машины предназначались в первую очередь для СВ тех армий, командование которых планировало использовать без значительной переделки корпуса устаревших танков в качестве базы для эвакуационных машин. В рамках программы MARRS были разработаны бульдозерный отвал (использовался и как сошник) и башня с краном. Последнюю без существенных доработок можно установить взамен башни на танках М47, М48, М60, М1, "Центурион", Т-54/-55/-62, Т-59/ -69. В БРЭМ размещаются три-четыре человека. Ее броня защищает от пуль калибра до 12,7 мм и осколков снарядов. Вращение башни на 360° обеспечивалось за счет гидравлического привода. Грузоподъемность установленной на ней стрелы составляет 25 тс. Привод к бульдозерному отвалу также гидравлический (подобный привод уже предлагался израильскими специалистами для управления бульдозером на переоборудуемых танках Т-54). Его насосы работают от электросети напряжением 24 в. На машине предусматривалось установить две лебедки: основная обеспечивала тяговое усилие 50 тс (с полиспастами - до 100 тс), вспомогательная предназначалась для разматывания 120-м троса основной лебедки. Вспомогательный дизельный двигатель мощностью 170 л. с. обеспечивал работу гидравлических систем и электрооборудования. Однако данный проект широкого распространения не получил, так как не вызвал большого интереса у предполагаемых заказчиков. Хотя основополагающие требования к конструкции и компоновке ремонтно-эвакуационных машин, учитываемые разработчиками в разных странах, практически одинаковы, однако есть и некоторые различия. Подход западноевропейских специалистов состоит в том, что БРЭМ по устройству и эксплуатационным характеристикам должны быть в максимально возможной степени близки к боевым машинам, для обеспечения действий которых они создаются. В вооруженных силах США, несмотря на смену поколений боевой техники, стремятся сохранить на вооружении БРЭМ, созданные десятилетия назад, периодически подвергая их модернизации. Показательным в этом смысле является такой пример. На американских машинах данного типа стрела крана имеет А-образную форму и перемещается только в вертикальной плоскости, в то время как на всех современных европейских она поворотная. В современных конструкциях БРЭМ вращающийся подъемный кран обычно монтируется ближе к борту на крыше корпуса и управляется крановщиком, находящимся внутри машины. В походном положении стрела крана стопорится в правой задней части крыши корпуса (на образцах, построенных на базе советских танков, - в левой). Для создания БРЭМ обычно используют шасси основного боевого танка, при этом вместо крыши корпуса и башни устанавливают коробчатую бронированную конструкцию с более высокой передней частью для размещения экипажа. Механик-водитель и командир (его рабочее место или рядом, или несколько выше) находятся впереди, а за ними располагаются два-три специалиста (сборщик-регулировщик, такелажник, сварщик). В этом же отделении предусмотрены места для экипажа ремонтируемой машины. На крыше БРЭМ монтируют люки, перископы для механика-водителя и командира, вращающиеся башенки со смотровыми приборами членов экипажа. В машине имеются средства связи и навигации, а также система противопожарного оборудования. Посадка экипажа производится через двери на борту корпуса. Обычно отделение для экипажа оборудуется фильтровентиляционной установкой. Двигатель с его системами и трансмиссия размещаются в кормовой части БРЭМ, а основные агрегаты гидравлических систем - в центральной. С целью повышения живучести машины оба отделения разделяются перегородкой. Отбор мощности для гидравлических приводов осуществляется от основного двигателя. Гидроприводы обеспечивают работу лебедок, грузоподъемных устройств, сошника и бульдозерного отвала. Чтобы гидравлика могла функционировать длительное время, предусмотрены специальные системы охлаждения жидкости. Оборудование конкретной марки БРЭМ зависит от производственных и экономических возможностей страны, производящей или закупающей такую технику. Как правило, она оснащается основной тяговой лебедкой (иногда и вспомогательной), подъемным краном, сцепными, буксирными и вспомогательными грузоподъемными устройствами (блоки, тали, домкраты, тросы, цепи и т. д.). На машине имеются сошник-бульдозер, грузовая платформа, комплекты демонтажно-монтажного и шанцевого инструмента, газо- и электросварочное оборудование, средства для диагностики состояния боевой техники, устройство для зарядки аккумуляторных батарей, а также средства связи, наблюдения, навигационная аппаратура, вооружение (7,62- и 12,7-мм пулеметы), пусковые установки (аппаратура) для постановки дымовых завес. На БРЭМ предусмотрено наличие запасных частей, узлов и материалов для ремонта, а в ряде случаев грузовая платформа позволяет перевозить даже силовой блок танка. Еще одна важная функция, которую выполняют эти машины, - заправка или слив топлива из поврежденной техники. С этой целью топливные баки БРЭМ имеют примерно на 50 % большую вместимость, чем у стандартных машин. Оптимальным вариантом экипажа считается пять человек, в том числе три квалифицированных ремонтника для выполнения сложных работ. Ниже приводится описание основных бронированных ремонтно-эвакуационных машин, выпускаемых в зарубежных странах.
Созданная в США БРЭМ М88 получила широкое распространение (в первую очередь в армиях, на вооружении которых не состоят машины бывшего советского производства). Ее прототипы появились в 1955 году, а в 1959-м под обозначением Т-88 она стала поступать в американские сухопутные войска. Крупносерийное производство началось в 1961 году на фирме BMY в г. Йорк (штат Пенсильвания), где менее чем за четыре года было выпущено свыше 1 000 таких машин. В первом варианте базовой платформой служил танк M48A2. На нижнюю часть его корпуса, изготовленную из литой брони, устанавливалась надстройка из броневых листов, образующих отделение для экипажа из четырех человек. Над механиком-водителем и командиром располагались большие башенки. 12-цилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения развивал мощность 825 л. с., а общая масса машины достигала 50 т. Специальное оборудование включало: подъемный кран грузоподъемностью 18,4 тс, установленный спереди справа; механическую лебедку с максимальным тяговым усилием 45,9 тс; вспомогательную лебедку, смонтированную вместе с гидравлической системой в отделении в центре машины между отделением для экипажа и моторным отделением. В 1975 году фирма BMY приступила к выпуску новой БРЭМ, которой присвоили индекс М88А1 (масса 51 т). Эта машина состоит на вооружении и в настоящее время. На ней вместо карбюраторного установлен экономичный дизельный двигатель мощностью 750 л. с., такой же как на танке М60. Лебедка развивает усилие 41,8 тс. Из-за измененных передаточных чисел коробки передач максимальная скорость снижена до 42 км/ч, при этом улучшились показатели, влияющие на буксирование. По сравнению с предыдущей данная модель имеет более совершенное ремонтно-эвакуационное оборудование. Грузоподъемность крана увеличена более чем на 4,5 тс и составляет 23 тс при опоре корпуса на сошник и 18,4 тс при заблокированной подвеске. Трос лебедки барабанного типа имеет длину 61 м. Вспомогательный дизельный двигатель мощностью 11 л. с. обеспечивает работу оборудования независимо от функционирования главных гидравлических систем. От него мощность также подается на топливоперекачивающий насос для заправки восстановленной БМ или забора топлива из машины, не подлежащей ремонту. Вместимость основных топливных баков БРЭМ 1 500 л. В начале 1980-х был принят на вооружение танк М1 "Абрамс". В тот период американские военные эксперты посчитали, что нет необходимости создавать новую БРЭМ или модернизировать имеющуюся. Поэтому выпуск M88A1 завершился лишь в 1989 году. Всего к тому времени было построено около 3 500 машин M88 и M88A1. Тем не менее в 1984-1985 годах фирма BMY разработала демонстрационный образец M88AX, специально предназначенный для обеспечения танков типа M1. Ее конструкторы надеялись, что он вызовет интерес у специалистов бронетанкового и автотракторного управления СВ США. В 1987 году в рамках программы усовершенствования продукции PIP (Product Improvement Program) командование СВ заказало пять опытных образцов M88AX, получивших обозначение M88A1E1, для испытаний и оценки, которые продолжались до 1994 года. Затем было построено еще несколько опытных экземпляров, и к 1996 году их насчитывалось 13. В 1997 году командование СВ все же выдало первые заказы на данную модель, которая получила обозначение M88A2 "ГЕРКУЛЕС" (HERCULES - Heavy Equipment Recovery Combat Utility Lift and Evacuation System - система для эвакуации и ремонта тяжелой боевой техники общего назначения). БРЭМ М88А2 имеет преимущества перед предыдущей моделью. Она оснащена более мощным двигателем, обеспечивающим максимальную скорость 42 км/ч, и трансмиссией с лучшими характеристиками, не снижающими способность к буксировке, имеет усиленное бронирование, обеспечивающее защиту от 30-мм снарядов. К положительным факторам можно отнести еще наличие усовершенствованной А-образной кран-стрелы грузоподъемностью при опоре на сошник 32,6 тс, (высота подъема груза 6,9 м при вылете стрелы 2,4 м), а также лебедки с тяговым усилием 64,8 тс и тросом длиной 85 м. Остальное оборудование и приспособления аналогичны имеющимся на других моделях этого класса. Несмотря на отрицательные моменты, выявленные во время войны в зоне Персидского залива, руководство СВ не сочло нужным (возможно, по финансовым соображениям) проводить широкую модернизацию парка БРЭМ, которые были бы способны выполнять задачи технического обеспечения танков М1 "Абрамс", действуя в боевых порядках. Как отмечается в западной военной печати, американских специалистов, видимо, удовлетворяет машина, созданная на основе концепций 1950-х годов (в частности, это относится к неподвижной кран-стреле), но в то же время прошедшая ряд модернизаций за истекшие полвека. Кроме производства БРЭМ М88А2 в самих Соединенных Штатах СВ заключили контракт с египетским танкостроительным заводом на сборку 50 таких машин из комплектующих, поставляемых США. После того как командование СВ объявило о возможной закупке современной БРЭМ, в 1998 году фирмой GDLS на базе танка М1А1 "Абрамс" был создан прототип такой машины, получивший обозначение ARV. При этом ходовая часть (существенный для БРЭМ элемент) осталась без каких-либо изменений. На этой машине установлено специальное оборудование - то же, что и на французской БРЭМ "Леклерк" (по программе DNG/DCL) и южнокорейской К1 (оно было разработано немецкой фирмой "MaK систем" для ее БРЭМ "Буффел"). Подъемный кран может поворачиваться на 270° и имеет максимальную грузоподъемность 35,7 тс. Он позволяет заменить силовую установку собственной БРЭМ, используя мощность вспомогательного двигателя. Лебедка типа кабестан оснащена тросом длиной 120 м и обеспечивает максимальное тяговое усилие 46 тс, а вспомогательная - соответственно 200 м и 2,3 тс. Привод у обеих гидравлический. Отделение для экипажа имеет тот же уровень броневой защиты (толщина брони около 30 мм), что и у БРЭМ M88A2, и оборудовано системой кондиционирования воздуха и обогревателями. Предусмотрена фильтровентиляционная установка. В настоящее время эта машина не принята на вооружение сухопутных войск США, но в перспективе, по мнению западных специалистов, это возможно. Такие машины поставлялись на экспорт. Кроме БРЭМ М88А1 в сухопутных войсках используются легкие ремонтно-эвакуационные машины, созданные на базе гусеничных и колесных БТР. Например, гусеничная М578 построена в 1962 году на основе унифицированного шасси Т249 и предназначена для эвакуации машин массой до 25 т (максимальное тяговое усилие лебедки 27 тс). Базой для плавающей авиатранспортабельной БРЭМ М806А1 служит БТР М113A2. Для корпуса морской пехоты на базе плавающего БТР AAVR-7A1 разработана БРЭМ AAVR-7A1, которая способна эвакуировать и восстанавливать БМ массой до 30 т.
В Германии вскоре после создания танка "Леопард-1" на фирме "Порше" начались работы над БРЭМ BPz-2 Bergepanzer. Машина должна была соответствовать техническим требованиям, сформулированным в 1962 году, которые определяли максимальное использование в ней узлов и агрегатов танка (в итоге около 75 % - взаимозаменяемые). Различные компании к 1964 году создали опытные образцы. По итогам конкурсных испытаний победу одержала фирма "MaK систем" (г. Киль). В 1966 году она приступила к серийному производству БРЭМ для бундесвера. С 1978 года началась поставка усовершенствованного варианта - BPz-2А2 "Стандарт". Всего было выпущено более 800 машин, в том числе приблизительно 550 для СВ Германии, а остальные для армий стран - покупателей танков "Леопард". В ряде случаев организовывалось совместное производство данных машин, например, для СВ Италии. В БРЭМ принята традиционная компоновка, когда отделение для экипажа (четыре человека) расположено в передней части корпуса. Механик-водитель находится спереди слева, а командир - в центре. Регулируемые перископические смотровые приборы выведены на крышу отделения. В походном положении отвал бульдозера стопорится механически. Подъемный кран расположен справа на поворотной платформе. Первоначально грузоподъемность в переднем секторе (90°) составляла 20,4 тс, а в остальных направлениях - 16,3 тс. В в кормовой части корпуса BPz-2A2 "Стандарт" стали устанавливать сошник с гидравлическим приводом. Он используется также как упор, что позволяет повысить грузоподъемность крана. Сошник снабжен гидроприводом и установлен на полноповоротной опоре, что выгодно отличает его от подобных механизмов других ремонтно-эвакуационных машин. Расположенная под полом отделения для экипажа (по центру) лебедка имеет барабан большого диаметра (обеспечены две скорости его вращения) и развивает тяговое усилие 35,7 тс. Предусмотрено наличие гидравлического механизма для натяжения троса при его намотке без нагрузки. В задней части корпуса на плоском основании смонтирован силовой блок, и там же находится топливоперекачивающий насос для заправки (забора топлива) поврежденных машин. С помощью монтируемого оборудования для подводного вождения (воздухозаборная труба крепится на люке командира) БРЭМ BPz-2А2 способна преодолевать водные преграды глубиной до 4 м. После принятия на вооружение бундесвера танка "Леопард-2" стало очевидным, что нужна БРЭМ, которая может полностью обеспечивать его применение. Мощность двигателя BPz-2А2 была недостаточной для буксирования тяжелой техники типа данного танка в сложных условиях местности, особенно на подъемах, лебедка не развивала нужного усилия для вытаскивания 60-т машин, кран не обеспечивал во всех случаях демонтаж 20-т башни. Разработка новой ремонтно-эвакуационной машины на фирме "МаК систем" началась в 1977 году, и к 1987-му были построены три прототипа. По результатам заводских и войсковых испытаний в 1990 году подписан контракт на 100 БРЭМ BPz-3 "Буффел" (75 - для Германии и 25 - для Нидерландов). Из них 55 строились на заводе фирмы "МаК систем" и 45 - в объединении "Краусс-Маффей". С принятием на вооружение танка "Леопард-2" другими странами последние также стали закупать БРЭМ BPz-3 "Буффел". Например, в 1999 году Швеция заключила контракт на партию из 10 (с возможным увеличением до 14) БРЭМ BPz-3 (получили наименование BgBv-120) с поставкой в течение 2002-2003 годов. Швейцария заказала 25 таких машин (начнут поступать в войска с 2005 года). Подобные заказы сделали и другие государства. Конструкция корпуса и внутренняя компоновка БРЭМ BPz-3 "Буффел" такие же, как у BPz-2. По мнению германских инженеров, основное оборудование, отвечающее современным требованиям сухопутных сил ФРГ, включает следующее. Гидравлический подъемный поворотный на 270° кран с изменяемым вылетом стрелы для предупреждения перегрузки оборудован электронным блоком регулирования нагрузки, учитывающим угол и высоту подъема стрелы и боковой крен. Его грузоподъемность достигает 30 тс, он способен поднять башню танка или силовой блок, при этом допускается поворот стрелы на 90о относительно продольной оси. Стрела поднимается на высоту 7,9 м, ее максимальный вылет вперед составляет 4,7 м, вправо - 5,9 м. Основная лебедка TR650/3 фирмы "Ротцлер" представляет собой двойной кабестан с максимальным тяговым усилием 35,7 тс и тросом длиной 160 м. Она установлена спереди, при этом направляющий механизм троса устроен так, что предотвращает зацепление троса за выступающие части корпуса при работе. Вспомогательная лебедка HZ 010/1-8 той же фирмы имеет трос длиной 280 м. Предусмотрено оснащение БРЭМ системой блокировки подвески, а также широкозахватным сошником-бульдозером. Система быстрой установки и снятия жесткой сцепки позволяет устанавливать жесткий буксир на поврежденной машине под огнем противника или на зараженной местности без выхода экипажа из БРЭМ. Узлы ходовой части обеспечивают буксировку боевых машин массой до 61 т по дороге или пересеченной местности, включая подъемы до 22° и боковые склоны. На грузовой платформе над моторным отделением можно перевозить запасные части, вплоть до силового блока. На БРЭМ имеется разнообразное ремонтно-эвакуационное оборудование и оснастка: инструмент, съемники, блоки, крюки, сцепки, тросы, оборудование для электросварки и резки металлов, приспособления для заправки и т. д. Броневые листы отделения для экипажа обеспечивают защиту от снарядов калибра 20 мм. Оно обогревается, здесь установлены кондиционер воздуха, системы защиты от ОМП и ППО. Машина вооружена 7,62-мм пулеметом (стрельба ведется из БРЭМ) и 16 дымовыми гранатометами. В Великобритании ремонтно-эвакуационные машины создавались то же в основном на подвижной базе танков. Так, основой для первых БРЭМ послужил танк "Центурион", затем на смену ему пришли "Чифтен" и "Челленджер".
В 1964 году министерство обороны страны разработало требования, в соответствии с которыми в 1971-м была построена опытная БРЭМ FV4204 "Чифтен" (полная масса 56,6 т). После долгих испытаний и усовершенствований она была принята на вооружение в 1976 году. Одно из ее отличий состоит в том, что для повышения защищенности броневые листы корпуса наклонены под значительным углом. Место механика-водителя (он же оператор лебедки) находится спереди слева, а тяговая лебедка - справа. Командир и два-три механика размещаются в центральной части машины. Обитаемое отделение оборудовано фильтровентиляционной установкой и системой ППО. На крыше корпуса смонтирована бронированная башенка, позволяющая с помощью смотровых приборов вести круговое наблюдение. На башенке установлены 7,62-мм зенитный пулемет и прожектор. Основная лебедка - кабестан с электрогидравлическим приводом - развивает тяговое усилие до 30,6 тс, длина троса 122 м. Вспомогательная лебедка такого же типа. Мощность на оба агрегата поступает от основного двигателя через механизм ее отбора. Важной особенностью основной лебедки является то, что она позволяет изменять направление тягового усилия в горизонтальной плоскости на 90° в обе стороны от продольной оси. В передней части машины установлено бульдозерное оборудование, которое используется и как сошник. Его конструкция позволяет выдерживать усилие на тросе лебедки 91,8 тс. На БРЭМ предусмотрен необходимый комплект инструмента и принадлежностей. В 1983 году несколько БРЭМ подверглось модернизации (базой послужил танк "Чифтен" Mk2). В ходе работ на них был установлен кран "Атлас" грузоподъемностью 30,5 тс (максимальный вылет стрелы 3,6 м). После того как на вооружение приняли новую ремонтно-эвакуационной машину "Челленджер", БРЭМ "Чифтен" были переданы в артиллерийские (для обеспечения действий самоходных гаубиц AS90) и инженерные подразделения. Всего фирмой "Виккерс" построено около 300 БРЭМ "Чифтен", из которых свыше 70 поставлены в Иран и Иорданию. Компания "Виккерс" занималась также разработкой БРЭМ "Челленджер", которой присвоили обозначение "Челленджер" CR. Контракт, подписанный в 1985 году, предусматривал строительство 30 машин. Шесть первых опытных образцов данной техники вышли с завода в 1987 году, а серийное производство началось в 1989-м. Для СВ Великобритании построили 81 БРЭМ "Челленджер" CR. По пять машин были переданы танковым полкам - по одной в танковые батальоны (всего четыре) и пятую - в инженерное подразделение. Кроме того, четыре БРЭМ были поставлены в Оман, при этом их доработали с учетом климатических условий эксплуатации (например, если температура окружающего воздуха превышала 50 °C, автоматически снижалась мощность двигателя). Ходовая часть и многие системы CR такие же, как у танка "Челленджер", за исключением трансмиссии TN54 с автоматической коробкой передач. Она отличается тем, что ее автоматическая цифровая система управления объединена с системой управления двигателем. Передний броневой лист надстройки установлен почти вертикально. Трос лебедки при разматывании проходит практически в плоскости расположения механика-водителя, что делает более удобным проведение такелажных работ. В центральной части броневой надстройки находятся сиденья для командира, трех ремонтников из экипажа и еще два места для экипажа ремонтируемой машины. Это отделение оснащено стандартным набором систем, обеспечивающих живучесть машины, а также средствами, создающими комфортные условия для работы экипажа, включая биотуалет. 62-т БРЭМ CR способна буксировать поврежденную машину массой 68 т со скоростью до 30 км/ч по грунтовой дороге. Вспомогательная лебедка (кабестан) с тяговым усилием 1,5 тс также размещена спереди. Обоими механизмами управляет механик-водитель. Бульдозерный отвал используется для землеройных работ и как сошник. Одно из отличий БРЭМ CR от других подобных средств заключается в том, что подъемный кран "Атлас" установлен в центральной части машины на крыше. Благодаря этому упрощается выполнение различных монтажно-демонтажных работ, а грузоподъемность крана 6,6 тс позволяет ему поднять и установить силовой блок танка "Челленджер". Последующая модификация БРЭМ CR получила обозначение HARRV (от английских слов Heavy Armoured Repair and Recovery Vehicle - тяжелая бронированная ремонтно-эвакуационная машина). Предполагается, что данную машину можно будет использовать для решенияболее разнообразных тактических задач. Министерство обороны Великобритании планировало закупить около 30 таких машин в 2003 году. В СВ Великобритании для эвакуации легкой и средней техники используются также БРЭМ FV434, созданная на базе БТР FV432, MRRV "Уорриор" - на шасси БМП "Уорриор" и FV106 "Самсон" (плавающая) - на базе легкого разведывательного танка FV101 "Скорпион". Зарубежное военное обозрение 2004 №6, С. 30-41 Смотрите также | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Просмотров: 12416 | | |
Всего комментариев: 0 | |