search
menu
person

NEWS AND UDATES


Современный подход Пентагона к контролю космического пространства

Современный подход Пентагона к контролю космического пространства

Полковник С. Тулин

Контроль космического пространства, по взглядам американских военных специалистов призван закрепить превосходство США в иной важнейшей сфере и предполагает ведение боевых и обеспечивающих действии, направленных на достижение свободы деятельности Соединенных Штатов и их союзников в космосе и при необходимости воспрещение таковой со стороны противников.

Военно-политическое руководство (ВПР) США рассматривает космическое пространство в качестве юны жизненно важных интересов, а использование космоса в военных целях считает непременным условием обеспечении национальной безопасности страны и достижения успеха в воинах и вооруженных конфликтах. В соответствии с основными доктринальными документами Соединенных Штатов растущая зависимость общегражданской и коммерческой жизнедеятельности страны ог использования космоса и космических технологий является уязвимым звеном ее системы безопасности- В настоящее время ВПР США рассматривает любое целенаправленное вмешательство в работу американских наземных или орбитальных космических систем (КС)» включая гражданские, коммерческие, а также союзнические, как посягательство на свои законные права, а в случае необходимости готово применять силу для их защиты. Командованию ВС США надлежит своевременно вскрывать и упреждать враждебные действия со стороны любых государственных или негосударственных структур других стран, пытающихся препятствовать доступу Соединенных Штатов и их союзников к свободному использованию космического пространства. Особое внимание Пентагон уделяет обеспечению контроля космического пространства (ККП).

По определению Пентагона, ККП призван закрепить превосходство США в этой важнейшей сфере и предполагавт ведение боевых и обеспечивающих действий, направленных на достижение свободы деятельности Соединенных Штатов и их союзников в космосе и при необходимости воспрещение таковой со стороны противников.

Основными задачами в сфере ККП являются: осуществление постоянного контроля обстановки в космосе, технологическая и физическая защита орбитальных и наземных систем (защита космического потенциала): воспрещение использования противником не только его космических средств, но и действующих международных и коммерческих КС и сфер услуг во враждебных по отношению к США и их союзникам целях.

Осуществление постоянного контроля обстановки в космосе способствует решению таких задач, как: обеспечение безопасности космических полетов; контроль за исполнением международных соглашений и договоров, в том числе в сфере использования космического пространства; защита своих космических сил и средств, в частности, от негативного влияния окружающей среды и последствий техногенных катастроф; обеспечение ведения боевых операций ВС США.

Контроль обстановки в космосе предполагает проведение мероприятий, перечисленных ниже.

Разведка. Деятельность различных разведорганов в интересах контроля обстановки в космосе направлена на добывание сведений, раскрывающих космические возможности противника, а также его намерения по оказанию противодействия США и их союзникам. Полученные разведданные используются как для оценки обстановки, так и в интересах принятия превентивных мер, включая активные мероприятия по нейтрализации источников угроз.

Наблюдение. Ведение систематического и непрерывного наблюдения за всеми искусственными космическими объектами является необходимым условием для обеспечения безопасности космических полетов, в том числе в целях предотвращения столкновения КА с обломками отработанных частей и элементов различных КС.

Рекогносцировка. Космическая рекогносцировка, как правило, осуществляется в интересах уточнения и детализации интересующих характеристик отдельных объектов, необходимых для анализа и оценки оперативной обстановки. Ее требуется проводить при планировании как космических, так и наземных операций, подготовке целеуказаний для ударных сил и средств, а также с целью оценки результатов применения различных систем оружия.

Отображение оперативной обстановки. Отображаемая оперативная обстановка в космосе, являющаяся частью общей картины оперативной обстановки, содержит информацию о составе, состоянии и возможностях космической группировки США, а также о космическом потенциале зарубежных стран, который может быть задействован в интересах Пентагона. Непрерывное отслеживание и отображение оперативной обстановки, в том числе ее космической составляющей, - необходимое условие для выработки и своевременной корректировки решений ВПР страны, а также для эффективного планирования и организации применения различных формирований ВС США.

Контроль окружающей среды. Мероприятия по контролю окружающей среды включают анализ и прогноз метеорологического состояния околоземного пространства, земной атмосферы, а также естественных природных явлений, в том числе воздействие других объектов солнечной системы.

Своевременный и достоверный прогноз погодных условий необходим не только для планирования и проведения наземных операций, но и для осуществления контроля космического пространства и его эффективного использования в интересах обеспечения боевых действий ВС США. Кроме того, естественные природные явления, такие как повышенная солнечная активность, космическая радиация и т. д., могут оказывать существенное воздействие на работоспособность космических систем. В этой связи контроль и прогнозирование таких явлений нужны не только для поддержания боеготовности орбитальной группировки, но и для гарантированного выявления и пресечения скрытых попыток преднамеренного воздействия на космические системы со стороны противника.

Защита космического потенциала США предусматривает проведение активных и пассивных оборонительных действий с целью сохранения возможности американских ВС по непрерывному и неограниченному использованию своего преимущества в космической сфере. При этом предпринимаемые меры могут быть направлены прежде всего на обеспечение беспрепятственного использования США своих космических возможностей в условиях целенаправленного противодействия со стороны противника, а также на защиту своих сил и средств от несанкционированного их использования противником.

Меры по обеспечению защиты космического потенциала, как правило, направлены на обеспечение физической безопасности наземных объектов (вооруженная охрана, маскировка сооружений, радиоэлектронное подавление, усиление динамической защищенности конструкции и укрытии и т.д.), использование альтернативных и дублирующих систем закрытой связи и коммуникаций, развертывание резервных систем, включая элементы спутниковой группировки, шифрование передаваемых данных, а также на усиление помехозащищенности электронного оборудования. Несмотря на то что основные усилия направлены на снижение «искусственных» угроз (использование противником КРНС NAVSTAR или преднамеренное подавление сигналов спутников), часть перечисленных мер предпринимается в интересах защиты спутниковой группировки от техногенных факторов, в частности повышенной космической радиации и столкновения с космическим мусором.

Воспрещение использования противником космических систем во враждебных по отношению к США и их союзникам целях обычно осуществляется в ходе наступательных действий таких как преднамеренный отказ в доступе, постановка помех, нарушение целостности и дееспособности электронных и информационных сетей, а также физическое уничтожение объектов, обеспечивающих функционирование космических средств противника. Кроме того, США могут предпринимать дипломатические, информационные или экономические меры, направленные на снижение угрозы использования противником космических возможностей.

Решение перечисленных задач возложено на командование космических операций объединенного стратегического командования (ОСК) ВС США. Командующий этим командованием в соответствии с указанием командующего ОСК отвечает за планирование, подготовку, координацию и практическое осуществление всех космических операций американских ВС. При этом основными функциями командования космических операций ОСК в рамках контроля космического пространства являются:
- оценка вероятности и своевременное предупреждение о космическом нападении;
- координация результатов анализа возникающих угроз, требующих немедленного реагирования, с национальными разведывательными ведомствами с целью выработки достоверной и упреждающей информации о предстоящем нападении на космические средства ВС США;
- выполнение возложенной на ОСК задачи предупреждения о ракетном нападении, включая осуществление контроля за деятельностью системы отображения обстановки в сфере ракетно-ядерных угроз, необходимого для своевременного информирования зональных командований ВС США;
- планирование и ведение космических операций, включая обеспечение деятельности в космосе других федеральных агентств и ведомств;
- оперативное управление через центр управления космическими операциями приданными ОСК космическими силами и средствами;
- формирование единой информационной картины оперативной обстановки, гарантированное обеспечение ее доступности для всех авторизованных пользователей с целью создания условий для планирования, принятия оптимальных решений и поддержания высокого уровня осведомленности руководства об обстановке;
- обеспечение решения задач по плану директора национальной разведки;
- выявление и оценка приоритетности существующих и перспективных потребностей командующих объединенными командованиями ВС США в ходе космических операций;
- организация взаимодействия в рамках проводимых космических операций, с другими объединенными командованиями, государственными агентствами и ведомствами, а также с коммерческими структурами, привлекаемыми для решения задач в сфере контроля космического пространства;
- обеспечение зашиты и живучести объектов инфраструктуры космических сил, включая коммерческие космические объекты и инфраструктуру, используемые в интересах национальной безопасности;
- проведение комплексных мероприятий по обеспечению ВС США в глобальном масштабе возможностями систем спутниковой навигации;
- обеспечение безопасности полетов и обслуживание орбитальной группировки.

Непосредственное управление космическими силами и средствами, задействованными для решения задач контроля космического пространства, осуществляет центр управления космическими операциями.

Основными функциями этого органа являются: обеспечение оперативного управления и связи в интересах командующего функциональным командованием космических операций; выполнение роли единого центра управления деятельностью МО США в космосе; планирование, руководство и оценка эффективности КО в рамках полномочий командующего ОСК и командующего функциональным командованием космических операций; формирование единой картины космической обстановки и обеспечение доступа к ней соответствующих потребителей в установленном порядке; обеспечение непрерывного слежения за обстановкой в космическом пространстве посредством организации круглосуточного дежурства.

В целом современные подходы американского военного руководства к вопросам контроля космического пространства отражают его намерение обеспечить своей стране абсолютное и долговременное доминирование в космосе., в том числе за счет заблаговременного планирования и целенаправленной реализации мероприятии, направленных на защиту своего мимического потенциала и воспрещение свободы действий в космическом пространстве потенциальных противников.

Зарубежное военное обозрение №1 2011 - С.58-62

Смотрите также
Категория: Структура | Добавил: pentagonus (10.04.2011) | Автор: Полковник С. Тулин
Просмотров: 4233 | Теги: стратегическое командование, космос | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar