search
menu
person

NEWS AND UDATES


Сотрудничество органов психологической борьбы ВС США со СМИ при освещении конфликта в Косово (2006)

Сотрудничество органов психологической борьбы ВС США со СМИ при освещении конфликта в Косово.

А. Гусев, научный сотрудник, кандидат психологических наук

Одним из наиболее характерных и показательных примеров использования СМИ в интересах оказания информационно-психологического воздействия не только на войска и население противника, но и на мировую общественность, и в частности американское население в целом, является агрессия НАТО против Югославии в 1999 году. Анализ материалов западных СМИ за период подготовки этой операции позволяет сделать вывод, что теле- и радиокомпании, газеты и глобальная система Интернет активно участвовали в проведении информационной кампании.
Главная цель этой кампании на стратегическом уровне заключалась в том, чтобы побудить мировое общественное мнение как минимум не препятствовать вооруженному вторжению НАТО на Балканы и как максимум обеспечить широкую общественную поддержку действиям Североатлантического союза. Кроме того, необходимо было нейтрализовать влияние России, Китая и других стран, выступавших против агрессии альянса в Югославии.
В ходе информационной кампании решались две основные задачи: оправдание агрессии якобы заботой о правах албанцев и демонстрация военной мощи США. При этом высокая эффективность предпринятых действий была обусловлена четкой организацией процесса управления информационно-психологическим обеспечением на стратегическом, оперативном и тактическом уровне. Для оказания информационно-психологического воздействия в ходе операции НАТО «Союзническая сила» в Косово (март-июнь 1999 года) использовали отлаженный механизм, который был успешно апробирован в ходе подготовки и ведения военных операций ВС США в 90-х годах («Буря в пустыне» в Ираке, «Поддержка демократии» на Гаити, миротворческая операция ИФОР-СФОР в Боснии и Герцеговине).
План информационной кампании был согласован со всеми странами-участницами НАТО, которые выделили воинские контингенты. В ее подготовке и проведении участвовали высшее политическое руководство этих государств, министерства иностранных дел, спецслужбы, национальные СМИ, войсковые формирования психологических операций (ПсО).
Широкую огласку получил факт участия специалистов ПсО в деятельности телекомпании Си-эн-эн и «Нэшнл паблик радио» (НПР). Начиная с июня 1999 по март 2000 года в штаб-квартире телекомпании Си-эн-эн в Атланте работали пять специалистов 3-го батальона подготовки и распространения материалов ПсО 4-й группы психологических операций ВС США: двое из них - на телевидении, двое - на радио и один занимался вопросами управления спутниками телекомпании. Специалисты ПсО являлись сотрудниками телекомпании Си-эн-эн. Они, в частности, отвечали за выпуск программы Training with Industry, которая выходила в эфир в период с июня 1999 по май 2000 года, а также имели непосредственное отношение к подготовке материалов по освещению вооруженного конфликта в Косово и новостных блоков. Кроме того, была обнародована информация о работе трех членов 4-й группы ПсО в штаб-квартире «Нэшнл паблик радио». Согласно этим данным, их деятельность в НПР продолжалась от шести недель до четырех месяцев в период с сентября 1998 по май 1999 года (они принимали участие в подготовке программ All Things Considered и Morning Edition).
Кроме того, американские СМИ со ссылкой на источники в администрации США распространили информацию о том, что стажировка специалистов ПсО на Си-эн-эн началась еще в 1996 году, при этом одна из основных ее целей заключалась «в доскональном изучении различных сфер жизнедеятельности американского общества». Срок стажировки был разным в зависимости от поставленных перед специалистами задач, но не превышал одного года.
Стоит обратить особое внимание на то, что выбор Си-эн-эн и «Нэшнл паблик радио» для этой цели далеко не случаен. Си-эн-эн называют «информационным чудом XX века», которое по степени влияния на аудиторию не имеет себе равных в области мировых масс-медиа. Компания также занимает лидирующие позиции по охвату зрительской аудитории. Это американский и международный спутниковый канал, первым в мире начавший круглосуточную трансляцию новостей практически в режиме реального времени. О его влиятельности говорил американский генерал Дж. Шаликашвили: «Мы не побеждаем, пока Си-эн-эн не сообщает о том, что мы побеждаем». Эта телекомпания в течение продолжительного времени тесно сотрудничает с министерством обороны США. Получая прямой доступ к высокопоставленным представителям Пентагона, журналисты, работающие в ней, зачастую первыми освещали ход военных действий или других операций ВС США.
«Нэшнл паблик радио» - это некоммерческая сеть радиостанций, транслирующих качественные новости, музыку и культурные программы. В 2003 году ее аудитория составляла 22 млн человек (еженедельная). НПР является общепризнанным международным производителем и агентом по продаже некоммерческих новостей и развлекательных программ. На ее интересы работают 760 независимых национальных радиостанций. В компании заняты высокопрофессиональные журналисты. Кроме того, эта радиостанция предоставляет свои материалы для мировой общественности через собственный канал - Worldwide.
Несмотря на утверждения командования ВС страны, а также руководства Си-эн-эн и «Нэшнл паблик радио» о том, что специалисты ПсО не могут оказывать влияние на работу телекомпании и НПР, в частности на содержание новостей, многие эксперты указывают на имевшие место факты преподнесения информации при освещении военного конфликта в Косово в «нужном ключе». Кроме того, как подтвердил в своем заявлении представитель пресс-службы СВ США майор Томас Коллинс, специалисты 4 ГрПсО работали в этих СМИ на постоянной основе и имели непосредственное отношение к подготовке новостных программ.
Так, на Си-эн-эн был размещен ряд передач заказного характера, в ходе которых значительную часть времени в новостных и аналитических выпусках занимала активная пропаганда в пользу действий НАТО в Югославии. Только в течение первых двух недель операции в Косово и Метохии эта телекомпания подготовила более 30 статей, которые были размещены в Интернете. Каждая из них содержала в среднем семь упоминаний о Т. Блэре или представителях НАТО и при этом до 9 раз использовались слова «беженцы», «этнические чистки», «массовые убийства». В то же время упоминание о жертвах среди мирного населения Югославии встречалось в среднем 0.3 раза, а о тирании и зверствах, совершаемых так называемой Армии освобождения Косово, - 0,2. По мнению международных аналитиков, освещение военного конфликта в этом крае телекомпанией «Кейбл ньюс нетуорк» происходило «однобоко, преподносимая информация была эмоционально окрашена, крайне упрощена и зачастую содержала ссылку на представителей альянса». Как утверждается в докладе Госсовета КНР, 50 проц. информационных материалов Си-эн-эн основывались на сведениях, полученных из правительственных источников, 26,5 проц. - из источников НАТО и от Освободительной армии Косово, 14,7 проц. - от албанских беженцев.
«Нэшнл паблик радио» в период с марта по июнь 1999 года посвятила ситуации в Косово более 130 программ. При этом ясно просматривается антисербская направленность подаваемого материала. Например, в период с марта по май 1999 года эта компания подготовила более 10 программ о положении албанцев в этом крае и только две - сербов. С целью дискредитации в глазах мировой общественности военно-политического руководства СРЮ, и в частности президента С. Милошевича, СМИ часто распространяли сообщения с критикой в его адрес, которые носили самый разный характер - от обвинений в «политике шовинизма» и организации этнических чисток до неспособности управлять экономикой страны.
Следует отметить, что программы Morning Edition и All Things Considered национального общественного радио, над подготовкой которых работали специалисты психологической борьбы (ПсБ) американских ВС, по своей популярности среди населения США находятся на 2-м и 3-м местах в рейтинге всех национальных радиопрограмм. Morning Edition к тому же является самой популярной утренней радиопрограммой в Соединенных Штатах. Соответственно, специалисты сил ПсБ, участвовавшие в подготовке данных радиопередач, могли рассчитывать на максимальный охват американской аудитории.
Зарубежные эксперты считают, что четкая организация освещения конфликта в Косово средствами массовой информации совместно со специалистами сил ПсБ ВС США обеспечила достижение необходимого психологического эффекта.

Особо отмечается отсутствие четких шаблонов, применявшихся в психологических операциях ранее, широкое использование так называемых объективных цифр и документальных данных, а также дезинформации. В качестве примера можно привести широко растиражированное заявление одного из аналитиков Си-эн-эн о будто бы имевшем место факте использования 700 албанских детей для создания банка крови, предназначавшегося для сербских солдат.
Необходимо отметить, что факт сотрудничества представителей органов ПсБ со СМИ уже не отрицает даже руководство ВС США. Так, впервые командование 4 ГрПсО признало факт работы своих специалистов в американских теле- и радиокомпаниях на конференции по организации работы по психологическому воздействию в ходе военной операции в Косово, которая состоялась в феврале 2000 года в г. Арлингтон (штат Виргиния). На конференции было озвучено предложение о реализации программы по «укреплению сотрудничества между ВС США и крупнейшими теле- и радиокомпаниями». Кроме того, как заявил адмирал в отставке Томас Стеффенс, эксперт по психологическому противоборству при командовании специальных операций сухопутных войск США, американским военным необходимо найти пути получения контроля над коммерческими спутниками новостей, для того чтобы ликвидировать информационное молчание в тех регионах, где проводятся специальные операции. Было отмечено, что в ходе освещения кризиса в Косово командование НАТО использовало разнообразные методы для регулирования потока поступающих данных и преподнесения их общественности в тщательно обработанном виде. Командир 4-й группы ПсО полковник Кристофер Джон охарактеризовал работу специалистов службы ПсО на Си-эн-эн при освещении военного конфликта в Косово как наглядный пример взаимодействия американских органов психологических операций со СМИ. В ходе конференции был сделан вывод о необходимости разработки и задействования новых, более целенаправленных методов при проведении психологических операций в военных конфликтах.

 

ЗВО №7 2006

Смотрите также
Категория: Информационное противоборство | Добавил: pentagonus (17.07.2006) | Автор: А. Гусев
Просмотров: 5134 | Теги: информационная война, СМИ, ССО, А. Гусев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar