Модернизация бортового радиоэлектронного оборудования истребителей-штурмовиков F/A- I8E/F «Супер Хорнет»
Майор А. Бобков
В рамках программы, направленной на повышение боевой эффективности истребителей-штурмовиков F/A-18E/F «Супер Хорнет» (рис. 1), ВМС США проводят модернизацию бортового радиоэлектронного оборудования (РЭО). По окончании этих работ пилоты самолетов получат возможность использовать новые образцы высокоточного оружия, уменьшатся массогабаритные размеры и стоимость некоторых блоков, кроме того, сократится объем операций, выполняемых летчиком во время полета.
Принятые на вооружение в 2000 году самолеты F/A-18E/F являются на данный момент самыми современными тактическими истребителями США. Они предназначены для завоевания господства в воздухе, решения задач ПВО авианосных ударных групп, нанесения ударов по наземным (надводным) целям, а также для непосредственной авиационной поддержки десанта, в том числе в сложных метеоусловиях и ночью. Объемы закупки этих самолетов будут в значительной степени зависеть от сроков реализации программы создания и принятия на вооружение истребителя JSF, поставка которого в строевые части, по оценкам руководства министерства обороны США, должна начаться не ранее 2010 года. На данный момент в боевом составе авиации ВМС США насчитывается около 70 истребителей-штурмовиков F/A-18E/F. Согласно утвержденным МО планам, до 2015 года на вооружение американского флота поступит более 1 000 машин этого типа.
Основными направлениями модернизации радиоэлектронного оборудования самолетов являются оснащение их многофункциональной цифровой системой связи и распределения данных MIDS (Multifunctional System), перспективной прицельно-навигационной системой переднего обзора ATFLIR (Advanced Targeting FLIR), универсальной нашлемной системой целеуказания JHMCS (Joint Helmet Mounted Cueing system) и замена радиолокационной станции AN/APG-73 на AN/APG-79.
Командование ВМС США приняло решение о начале оснащения (с середины 2003 года) истребителей-штурмовиков F/A-18E/F многофункциональной цифровой системой связи и распределения данных MIDS. Она предназначена для обеспечения взаимодействия боевых самолетов стран НАТО между собой, с национальными силами быстрого развертывания и ПВО в ходе совместных операций на ТВД. Основу системы составят терминалы, которые по протоколам обмена сообщениями и режимам работы полностью совместимы с американской системой аналогичного назначения JTIDS (Joint Tactical Information Distribution System). Терминалы MIDS работают в диапазоне частот 960-1 215 МГц и обеспечивают помехоустойчивый закрытый обмен речевыми сообщениями и данными со скоростью до 2 Мбит/с, а также решение задач навигации и опознавания.
Для защиты от преднамеренных помех и перехвата в системе применяется режим быстрой псевдослучайной перестройки рабочей частоты (77 000 скачков/с), сложные шумоподобные сигналы, помехоустойчивое кодирование и дискретное изменение мощности излучения (1,50, 200 Вт).
Программное обеспечение позволяет отображать на дисплеи наглядную тактическую обстановку (рис. 2), дающую полное представление о ситуации на поле боя и в воздухе, что поможет существенно уменьшить нагрузку на пилота и сократить время принятия решения. Применяемый в системе режим многостанционного доступа с временным разделением каналов обеспечивает одновременную работу в одной сети до 128 абонентов, а также позволяет каждому абоненту параллельно работать в нескольких аналогичных сетях.
Терминалы MIDS имеют модульную конструкцию и открытую архитектуру (основанную на коммерческих стандартах и технологиях), что позволяет более чем в 2 раза сократить массу, втрое - габариты и стоимость, а также повысить функциональную надежность по сравнению с терминалами JTIDS. На самолетах палубной авиации она будет размещаться вместо съемных блоков тактической навигационной системы TACAN, необходимость в которой отпадет в связи с возможностью выполнения ее задач системой MIDS.
По оценке западных специалистов, стоимость серийных образцов составит около 350 тыс. долларов. Из бюджета министерства обороны США на создание, установку и обслуживание этой системы будет направлено 49 млн долларов в этом году (поставки планировалось начать в 2003-м) и около 190 млн в последующие четыре года.
Нашлемная система JHMCS позволяет пилоту выдавать команды целеуказания ракетам класса «воздух - воздух» при повороте головы в направлении на цель (находящуюся в зоне видимости) без использования органов ручного управления. Разработка такой системы проводилась специально для применения управляемых ракет AIM-9X с самолетов ВВС и ВМС. Она дает возможность производить пуск УР по цели, находящейся в зоне обзора по азимуту ± 90° от продольной оси ракеты (рис. 3). С помощью новой системы летчик может применять оружие, не изменяя направления полета носителя. Проецируемый (двумя светодиодами) на прозрачное стекло монокуляра визирный прицел позволяет летчику осуществлять предварительное наведение оружия. Угол поля зрения объектива монокуляра (для правого глаза) составляет 20°. Монокуляр может настраиваться индивидуально под зрение каждого пилота путем приближения на 18 мм или удаления на 16 мм объектива относительно исходного положения.
Стоимость одной нашлемной системы целеуказания 270 тыс. долларов. В 2002 году ВМС получили 39 таких комплектов. В текущем году планируется закупить еще 24, а их общее количество к 2008 году составит 833 комплекта. Применение нашлемной системы позволит более эффективно использовать самолеты F/A-18E/F, особенно в ближнем маневренном бою.
В настоящее время, в соответствии с планами министерства обороны США, продолжается начатая в 2002 году установка новых подвесных контейнеров с прицельно-навигационной системой (ПНС) переднего обзора AN/ASQ-228 (рис. 4). Главная задача, которая была поставлена перед ее разработчиками,
- обеспечение возможности наведения высокоточных УР класса «воздух
- поверхность» типа JSOW (Joint Standoff Weapon) и управляемых авиационных бомб семейства JDAM (Joint Direct Attack Munition), корректируемых по сигналам космической радионавигационной системы (КРНС) NAVSTAR с высоты 12 000 м без захода в зону ПВО противника. По своим возможностям новая ПНС заменяет сразу три системы: AN/AAS-38A/B (осуществляющую наведения боеприпасов на цель), AN/AAR-50 (выполняющую задачи навигации) и AN/ASQ-173 (ТВ-камеру с лазерным маркерным целеуказателем).
В состав ПНС AN/ASQ-228 входят: тепловизионная камера средней области ИК-диапазона с матричным фотоприемником третьего поколения (размер матрицы 640 х 480 фоточувствительных элементов), телевизионная камера (на приборах с зарядовой связью), имеющая по сравнению с тепловизионной вдвое лучшее разрешение и возможность двукратного изменения фокусного расстояния, лазерный дальномер-целеуказатель, в основе которого лежит твердотельный лазер с диодной накачкой (рабочая длина волны 3,5 мкм), применяемый на высотах до 15 000 м. Все три устройства вместе с инерциальным измерителем с коррекцией данных от КРНС NAVSTAR размещены на «оптической скамье».
Конструктивной особенностью станции AN/ASQ-228 является размещение процессорных «Power PC-плат» обработки информации от оптоэлектронных средств и шин передачи данных стандарта MIL-STD-1553 внутри контейнера, а не на борту носителя, как это было в заменяемой системе. Дальность обнаружения и распознавания целей новой ПНС увеличилась в 3—4 раза по сравнению со станцией AN/ASQ-38. Кроме того, существенно (с 350 до 191 кг) уменьшится масса станции. Всего до конца 2007 года для оснащения самолетов F/A-18E/F планируется приобрести 240 комплектов. Стоимость каждого составляет 1,1 млн долларов.
По плану модернизации самолета F/A-18E/F в 2007 году на нем начнется установка РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) AN/APG-79. Новая станция, работающая в трехсантиметровом диапазоне длин волн, обладает большей скрытностью, надежностью и имеет более высокие точностные характеристики. Предусмотрена возможность дальнейшего ее усовершенствования. Кроме того, работая совместно с перспективной системой внутренней связи ACS (Advanced Communications System), РЛС позволит выполнять экипажу двухместных самолетов F/A-18F «Супер Хорнет» несколько задач одновременно. Так, пилот сможет наблюдать воздушную обстановку и применять ракеты класса «воздух - воздух», в то время как офицер управления оружием сможет наносить удар по наземным целям. Это достигается путем быстрого чередования режимов работы РЛС.
Особенностью станции AN/APG-79 является то, что на все обнаруженные воздушные цели в бортовой ЭВМ автоматически создаются файлы с описанием параметров их движения. Эти файлы последовательно ранжируются и в соответствии с заложенной программой извлекаются компьютером в определенные (разные по продолжительности) моменты времени.
Основной режим работы РЛС - «поиск во время сопровождения» - позволяет сопровождать отдельным лучом даже те самолеты, которые вышли из зоны слежения просматриваемого в данный момент участка воздушного пространства. Дальность действия новой станции с АФАР, состоящей из твердотельных приемопередающих модулей, в 2 раза больше, чем у AN/APG-73, - достигает 180 км. Одновременно она способна сопровождать до 20 воздушных целей. Разрешающая способность ФАР обеспечивает (в режиме синтезирования апертуры) идентификацию самолетов и транспортных средств. Кроме того, РЛС AN/APG-79 позволит решать некоторые задачи радиоэлектронной борьбы, выполняемые в настоящее время самолетами ЕА-6В «Проулер».
Оснащение самолета новой РЛС потребует незначительных конструктивных изменений в передней части фюзеляжа и системе охлаждения. Однако из-за широкого рабочего диапазона частот и высокой мощности на выходе антенны станции AN/APG-79 существует проблема ее электромагнитной совместимости с приемником предупреждения об облучении ALR-67(V)3, установленным на самолетах F/A-18E/F. На данный момент она решена путем сопряжения процессоров этих двух систем и соединением их оптоволоконной линией связи, позволяющей обмениваться информацией о работе станций со скоростью более 10 ГГц, вследствие чего отключение приемника при включении РЛС и обратная процедура будут происходить почти мгновенно.
В феврале 2001 года компании «Боинг» было выделено 324 млн долларов на конструирование, изготовление, установку и испытания семи опытных станции AN/APG-79. Работы планируется закончить в январе 2006 года. Общее количество закупленных комплектов составит 413.
Оснащение истребителей-штурмовиков F/A-18E/F «Супер Хорнет» современными образцами радиоэлектронного оборудования позволит эффективно применять самолет в' сложных метеоусловиях в любое время суток, наносить высокоточные удары по наземным и воздушным целям, более эффективно вести ближний воздушный бой, в том числе в условиях максимально напряженной тактической обстановки.
Зарубежное военное обозрение №4 2004 С.68-71
Смотрите также
|