Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 07.12.2016, 17:26
Ключевые слова
БРМ, Д. Изюмов

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура и организация [233]
Боевые операции [67]
Личный состав [122]
Вооружение [213]
Законы, Уставы [52]
Подготовка [150]
НИОКР [133]
Техническое обеспечение [200]
Форма, знаки различия, награды [20]
Кадры [14]
Информационное противоборство [78]
Тактика и стратегия [148]
ЗВО [1]
ТТХ [9]
ВУС [11]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Армия (Сухопутные войска) » Вооружение

Состояние и перспективы развития разведывательных машин зарубежных стран. часть 2 (2006)

Состояние и перспективы развития разведывательных машин зарубежных стран. ч 2

Полковник О. Иванов,
кандидат военных наук;
Д. Изюмов

(Начало статьи Зарубежное военное обозрение 2006 №2 С. 22-29)

Специальные ударные автомобили. В сухопутных войсках (СВ) многих стран мира наряду со штатными БРМ подразделения войсковой разведки оснащаются специальными ударными автомобилями, отличающимися высокой маневренностью, малой заметностью и относительно низкой стоимостью.
Подразделения СпН, которые оснащены автомобилями данного типа, помимо основных задач выполняют ряд дополнительных, таких как:
- «просачивание» через слабозащищенные участки в обороне противника для проведения рейдов в тылу;
- скрытое преследование отходящего противника и непрерывное наблюдение за его передвижением;
- фронтальное наблюдение за полем боя;
- теракты в глубоком тылу и миссии безопасности;
- борьба с разведкой противника.

Рис. 1. Специальный ударный автомобиль ALSV (США)
Рис. 2. Специальный ударный автомобиль RDV «Лэнд Ровер Дефендер» (Великобритания)
Рис. 3. Специальный ударный автомобиль «Дезерт Рейдер» (Израиль)
Рис. 4. Специальный ударный автомобиль «Аль-Талаб» (Иордания)
Рис. 5. Специальный ударный автомобиль «Спайде» (Сингапур)
Рис. 6. Разведывательный мотоцикл М1030М1 (США), созданный на базе японской модели KZ-650 «Кавасаки»
Рис. 7. Французские военнослужащие в ходе операции «Буря в пустыне» на мотоциклах «Кейджива» 350W12

В зависимости от боевой массы и габаритных размеров специальные ударные автомобили подразделяются на малые (боевая масса 750-2 700 кг), средние (3 500-4 500 кг) и большие (5 000-6 000 кг). Они находятся на вооружении сухопутных войск США, Великобритании, Франции, Италии и других стран.
Высокая маневренность обусловлена хорошими показателями быстроходности (например, способностью с места развивать скорость до 40 км/ч за 6 с), значительной скоростью (110-120 км/ч) и большим запасом хода (500-600 км), а также способностью к преодолению препятствий (подъем под углом 30°, крен 20°) и т. д.
Основу этих машин составляет кузов, изготовленный из высокопрочных стальных трубчатых конструкций (типа «багги»). Двигатель и трансмиссия размещаются в кормовой части корпуса. Колесная формула 4x4 или 4x2. Экипаж два-шесть человек. Противопульная или противоминная защита обеспечивается за счет специальных накладок (вставок) из кевлара. Машины вооружены 7,62- или 12,7-мм пулеметом, 30-мм автоматической пушкой, 40-мм гранатометом либо ПУ ПТУР.
США. Ведущей фирмой, занимающейся разработкой и производством специальных ударных автомобилей, является «Чиноувз» (4x2). В середине 80-х годов всего было закуплено около 300 автомобилей ALSV (Advanced Light Strike Vehicle, рис. 1) этой компании. Расположение силового отделения сзади и низкий центр тяжести обеспечивают высокую скорость и устойчивость при движении.
Машина находится в серийном производстве и состоит на вооружении СВ, ВМС и МП США.
Шасси представляет собой высокопрочную раму из хромомолибденового сплава. В качестве силовой установки используется карбюраторный двигатель STD воздушного охлаждения мощностью 94 л. с. или дизельный.
Командир машины - наводчик оружия способен вести огонь в двух противоположных направлениях (по ходу движения машины). Штурман располагается рядом с водителем в передней части корпуса.
ALSV применялась в зоне Персидского залива при проведении операции ВС США «Буря в пустыне», а также состояла на вооружении британских сил СпН.
На базе данных автомобилей монтируется различное вооружение: 7,62- или 12,7-мм пулемет, 40-мм гранатомет Мк 19, ПТУР ТОУ, а также 30-мм автоматическая пушка ASP-30. Экипаж может быть вооружен ПЗРК «Стингер».
Американская фирма «Теледайн» для выполнения разведывательных функций разработала специальный ударный автомобиль LFV (Light Forces Vehicle, 4 х 4). Силовое отделение находится в кормовой части корпуса, где расположены дизельный двигатель и автоматическая трансмиссия. Тормоза дисковые (впереди и сзади). Подвеска независимая. Трубчатая рама машины в комплексе с броневыми листами обеспечивает защиту экипажа и служит основой для крепления различных видов вооружения: 7,62- или 12,7-мм пулемета, 30-мм автоматической пушки, 40-мм гранатомета или ПТУР ТОУ.
Машина может транспортироваться самолетами военно-транспортной авиации (ВТА) С-130 «Геркулес» (семь машин), С-141В «Старлифтер» (15), а также транспортными вертолетами на внешней подвеске.
Великобритания. Английская фирма «Уэссекс» в 1990 году разработала специальный ударный автомобиль «Уэссекс-Сайкер» (4 х 2), в котором низкий силуэт сочетается с довольно высоким дорожным просветом. Боевое отделение имеет противопуль-ную защиту из кевлара.
Машина может служить базой для установки следующего вооружения: 7,62- или 12,7-мм пулемета, 30-мм автоматической пушки ASP-30, ПТУР «Хеллфайр» и 40-мм гранатомета. На ней размещается специальное оборудование - средства связи и система навигации.
Автомобиль «Кобра» LSV (Light Strike Vehicle. 4x2 или 4x4, первоначально именовался «Лонглайн») разработан как многоцелевое шасси для участия в специальных операциях в качестве РМ и транспортера оружия. Находится в серийном производстве.
Машина имеет высокопрочную стальную раму. Силовой установкой является 1,9-л дизельный двигатель, расположенный в кормовой части корпуса вместе с коробкой передач. Он охлаждается с помощью двух жидкостных и одного масляного радиатора.
Водитель размещается в левой части корпуса, а справа от него - наводчик/ штурман. Два топливных бака установлены за сидениями экипажа.
Машина может быть вооружена 7,62- или 12,7-мм пулеметом, 40-мм гранатометом, 30-мм автоматической пушкой ASP-30, ПТУР «Милан», а также 60-мм минометом.
Автомобиль «Кобра» может десантироваться вертолетами CH-47D, «Пума» или «Си Кинг», а также транспортироваться самолетами ВТА С-130.
Специальный ударный автомобиль RDV(RDV - Rapid Deployment Vehicle, 4x4, рис. 2) на базе «Лэнд Ровер Дефендер» разработан в 1993 году для проведения разведывательных операций в качестве базового шасси для установки различного вооружения (ПТУР «Милан», 7,62- или 12,7-мм пулемет, 40-мм гранатомет, а также 20-мм автоматическая пушка).
Машина находится в серийном производстве, причем предусмотрена взаимозаменяемость узлов и агрегатов с другими автомобилями серии «Дефендер» (по колесной базе, элементам подвески, коробке передач, раздаточной коробке и системе тормозов). На ней установлено специальное оборудование - навигационная система и радиостанция. RDV имеет противоминную защиту экипажа.
Израиль. Фирма «Инджиниринг эквипмент дивижн» разработала специальный ударный автомобиль «Дезерт Рейдер» (FAV - Fast Attack Vehicle, 6x6, рис. 3) для оснащения разведывательных и разведывательно-диверсионных подразделений.
Водитель располагается в центре корпуса на переднем сидении, а командир и стрелок-радист - соответственно справа и слева от него.
В кормовой части автомобиля находится грузовой отсек.
Используются следующие варианты вооружения: 5,56- или 7,62-мм пулемет либо ПТУР. Машина транспортируется вертолетами СН-53.
Иордания. В начале 2005 года на вооружение СВ Иордании принят специальный ударный автомобиль «Аль-Талаб» (4 х 4, рис. 4), разработанный совместно с английской фирмой «Джонкел арморинг» и иорданской KADDB (King Abdullah II Design and Development Bureau) на базе узлов и агрегатов «Лэнд Ровер» и «Тойота Лэнд Круизер 79». Существует два варианта вооружения: 12,7-мм пулемет или 40-мм гранатомет.
Машина транспортируется вертолетом «Пума» (одна) или самолетом ВТАС-130(три).
Сингапур. Фирма ТК разработала специальный ударный автомобиль «Спайде» (4 х 4), на котором в качестве вооружения может устанавливаться автоматическая пушка, тяжелый пулемет или 120-мм миномет (рис. 5). Его особенность заключается в том, что наряду с механической трансмиссией может быть использован электрический привод для бес-
шумного передвижения на поле боя или по пересеченной местности.
Машина транспортируется самолетами ВТА С-130 (шесть единиц).
Разведывательные мотоциклы зарубежных стран. США и Великобритания. Первые разведывательные мотоциклы фирмы «Харлей-Дэвидсон» с карбюраторными двигателями были приняты на вооружение американских СВ в 1957 году и предназначались для проведения разведывательных, полицейских операций и
эскорта. И только в конце 90-х годов в США, Великобритании и других странах получили распространение двухколесные мотоциклы - дизельные.
В связи с этим принятая в странах НАТО «Топливная стратегия» позволила унифицировать дизельное топливо, которое пригодно для всех типов бронетанковой техники, включая разведывательные мотоциклы (для их заправки используется стандартное дизельное топливо или авиационный керосин - JP8/AVUR либо JP5/AVCAT).
Зарубежные специалисты считают, что преимущество дизельных мотоциклетных двигателей перед карбюраторными заключается в более высокой надежности, а также в лучших эксплуатационных характеристиках. Поэтому в США и Великобритании в 2003 году разработали и приняли на вооружение единую модель разведывательного мотоцикла - соответственно в одной стране под индексом М1030М1 (рис. 6), в другой - GPMC (General Purpose Motor-Cycle - мотоцикл основного назначения).
Совместными усилиями специалистов Королевского военно-научного колледжа (RMCS, Великобритания) и фирмы HDT (Haves Diversified Technologies, США) была разработана единая модель мотоцикла (за основу была взята конструкция японского мотоцикла KZ-650 «Кавасаки»). Конструктивно она отличалась тем, что имела одноцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения мощностью 24 л. с. с двумя верхними распределительными валами и четырьмя клапанами. Объем цилиндра 584 см3. Боевая масса мотоцикла KZ-650 167 кг.
Общие потребности США оцениваются в 500 единиц, а Великобритании -1050.
Италия. В 50-х годах на вооружении СВ страны состояли мотоциклы фирмы «Мото-Гуцци» с рабочим объемом цилиндров 500 см3. Однако они не были пригодны для движения по пересеченной местности и поэтому не могли выполнять разведывательные функции. Министерство обороны Италии при участии известных мотоциклетных фирм («Кейджива», «Дукати», «MV-Агуста», «Морини»,
«Мото-Гуцци» и «Хузкварна») провело конкурс на единый войсковой мотоцикл. Среди прочих выбрали образец фирмы «Кейджива» 350W12-MIL. Около 2 000 таких машин в середине 90-х годов были закуплены для итальянских бронетанковых и механизированных частей. Конструктивные особенности мотоцикла «Кейджива» заключались в наличии трубчатой рамы повышенной жесткости, четырехтактного двигателя мощностью 26 л. с, цилиндров объемом 343,3 см3, воздушного охлаждения, пятиступенчатой коробки передач. Фирма выпускала такие мотоциклы, которые имели рабочие объемы цилиндров дизельных двигателей от 125 до 600 см3.
Вместе с тем в Италии широкое распространение получили трехколесные военные мотоциклы (мотоколяски), применение которых началось с создания небольших (3x3) машин, так называемых «Муло» (Meccanico tricycles). При необходимости они могли снабжаться гусеницами.
В 80-х годах фирма «Поцца» выпустила специальный легкий военный мотоцикл «Альпенскутер» (для оснащения альпийских подразделений), имеющий сзади гусеницу, а впереди колесо (зимой - лыжу). Двигатель мощностью 7 кВт (9,5 л. с.) обеспечивал большие возможности при движении по заснеженной гористой и пересеченной местности. Другой мотоцикл - «Альпенпара» (3 х 3) с рабочим объемом цилиндров 204 см3 и мощностью 5 кВт (6,8 л. с.) был оснащен резиновыми шинами (размер 21 х 12.00-8) с низким давлением. Максимальная скорость движения 45 км/ч.
При этом легкий мотоцикл «Альпенпара» отличался небольшими габаритными размерами (1,18 х 1,13 х 0,57 м), что позволяло сбрасывать его на парашюте через боковую дверь самолетов ВТА С-130 и G-222.
Трехколесный мотоцикл «Альпентре» (3x3) также выпускался для оснащения парашютных бригад.

Основные тактико-технические характеристики боевых машин огнвой поддержки армий ряда зарубежных стран
ттх США Франция Италия
LAV-105 AMX-10RC ERC-90F4 «Сагайа» В-1 «Чентауро»
Год принятия на вооружение 1994 1975 1982 1989
Боевая масса, т 13,8 15,8 9,1 25/28
Экипаж, человек 3 4 3 4
Длина общая, мм 5968 9150 7970 8555
Ширина общая, мм 2325 2950 2760 3050
Высота по корпусу, мм 1850 1565 1545 1747
Высота общая, мм 2700 2660 2337 2735
Клиренс, мм 392 200-600 380 417
Пушка, калибр, мм 105 105 Удлиненная 90 Нарезная 105/ 120 гладкоствольная
Боекомплект, выстр. 22 38 33 40
Бронепробиваемость (угол 60° на 1,5 км) 200-220 150 100 230-250
Техническая скорострельность, выстр./мин 9-10 8-9 8-9 8-9
ПТУР: количество ПУ, обозначение 2ТОУ-2 - - -
Пулемет: колич./ калибр, мм 2/7,62 1/7,62 1/7,62 2/7,62
Количество патронов, шт - 4000 2100-2500 1400
Дымовой гранатомет, шт. 8(2x4) 4(2x2) 4 8(2x4)
Система управления огнем, состав Лазерный дальномер, электронный баллистический вычислитель (ЭБВ) Лазерный дальномер, ЭБВ Лазерный дальномер, ЭБВ Тепловизор, лазерный дальномер, ЭБВ
Наличие ФВУ Есть Есть Есть Есть
Тип двигателя, мощность, л. с. Дизель, 275 Дизель, 300 Дизель, 170 Дизель, 520
Удельная мощность, л, с/т 20 19 17,8 20,8
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 100 85 110 105
Максимальная скорость на плаву, км/ч 7 7,2 7,2 -
Емкость топливных баков, л 204 - 350 -
Запас хода по шоссе, км 600 1000 700-900 800
Колесная формула 8x8 6x6 6x6 8x8
Авиатранспортабельность Да Да Да Да
Стоимость серийного образца (годы), млн долл - 1,1(1994) 1,1 (1997) 1,3(1993)

Франция. В ходе активной фазы операции «Буря в пустыне» французские СВ широко применяли модели мотоцикла «Кейджива» 350W12 (рис. 7). Вместе с тем для повышения маневренности машину оснастили более мощным одноцилиндровым двигателем мощностью 24 кВт (33 л. с.) с рабочим объемом цилиндра 399,53 см3 и шестиступенчатой коробкой передач. Всего фирма «Кейджива» выпустила для СВ Франции четыре модели мотоциклов: W12 - 350 единиц, W16 - 600 и две с двигателями объемом 125 см3 (125W8-MIL-FWH 125W8-MIL-FA).
Испания. Фирма «Гас-Гас» разработала вариант военного мотоцикла с четырехтактным двигателем (рабочий объем 400 см3) под индексом ЕС400 «Эндуро».
Япония. Многие страны мира широко используют мотоциклы «большой четверки» японских фирм: «Хонда», «Сузуки», «Ямаха» и «Кавасаки». Военные мотоциклы этих компаний отличаются от стандартных моделей повышенным объемом топливных баков, наличием светомаскировки, ИК-фар и радиостанций.
Военные мотоциклы под индексом ССМ широко применялись в ходе операции «Буря в пустыне».
Иордания. СВ Иордании используют многоцелевые мотоциклы на базе «Рокон» АВ 23, известные под наименованием «Дезерт Рейнджер». На этих машинах установлены одноцилиндровые четырехтактные двигатели «Кохлер» рабочим объемом 172 см3 и трехступенчатая автоматическая коробка передач. Тормоза дисковые.
Военное руководство зарубежных стран рассматривает войсковую разведку как неотъемлемую часть системы разведки сухопутных войск и прилагает значительные усилия для повышения боевых возможностей РМ, в частности легких разведывательных танков, боевых разведывательных машин, боевых машин огневой поддержки разведывательных подразделений, специальных ударных автомобилей, а также разведывательных мотоциклов.
Развитие разведывательных машин в зарубежных странах предполагает повышение их боевых и технических характеристик (например, огневой мощи, броневой защиты и подвижности), а также оснащение РМ техническими средствами разведки и передачи информации, позволяющими увеличить ее дальность и достоверность, точность определения координат объектов и целей. Приборы поднимают на складывающихся телескопических мачтах на высоту до 5 м, обеспечивая тем самым увеличение дальности их действия до 10-15 км.
Наиболее перспективным направлением, по оценке зарубежных военных специалистов, является использование специальных ударных автомобилей с колесными формулами 4 х 2 и 4 х 4, а также разрабатываемых РМ, отличающихся высокой маневренностью и низкой стоимостью.
При этом отмечается, что благодаря применению перспективных безэкипажных машин-роботов и беспилотных летательных аппаратов, находящихся на борту РМ, должна повыситься достоверность добываемой разведывательной информации.

Основные ТТХ серийных и перспективных БРМ США

Наименование характеристики М3А1 «Брэдли» М3А2/А3 «Брэдли» FCS
Год принятия на вооружение 1986 1988 /1993 ОКР
Боевая масса, т 22,3 29,3 20
Экипаж, человек 5 5 2-3
Длина общая, мм 6 453 6 453 6 000-6 500
Ширина общая, мм 3 200 3 200 2 500
Высота по корпусу, мм 1956 1956 2 600
Высота общая, мм 2 972 2 972 -
Клиренс, мм 457  457 200-500
Тип основного вооружения Автоматическая пушка Автоматическая пушка Автоматическая пушка
Калибр, мм 25 25 35-40
ПТУР, количество, обозначение 2ТОУ-2  2ТОУ-2 -
Пулемет, колич./калибр, мм 1/7,62 1/7,62 -
Дымовой гранатомет 8 8  -
Тип двигателя, мощность, л. с. Дизель, 500 Дизель, 500 Дизель, 600-1 000
Макс, скорость по шоссе, км/ч 66 66 100
Макс, скорость на плаву, км/ч 7,2 7,0 -
Удельная мощность, л. с/т 22,4 20,5 30-40
Запас хода, км 480 480 1000
Ср. удельн. давл., км/см2  0,51 0,57 -

"Зарубежное военное обозрение" 2006 №3 с.31-37

Другие материалы по теме

Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (16.03.2006) | Автор: Полковник О. Иванов

Просмотров: 3411 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов