Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Понедельник, 22.07.2019, 13:21
Ключевые слова
С. Павлов, РЭБ

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Структура [140]
Боевые операции [55]
Личный состав, подготовка [90]
НИОКР [204]
Вооружение [220]
Техническое обеспечение [194]
Стратегия и тактика [128]
Форма, знаки различия, награды [7]
ТТХ [13]

Поиск


Наш опрос
Журналы на Pentagonus.ru я скачиваю через
Всего ответов: 33
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 14
Гостей: 13
Пользователей: 1
Mari

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » ВВС (Военно-воздушные силы) » Техническое обеспечение

Авиационные средства радиоэлектронной борьбы ВС США (2019)

Авиационные средства радиоэлектронной борьбы ВС США

Майор С. Павлов

Руководство США рассматривает средства воздушного нападения как один из ключевых элементов современного вооруженного противоборства.

Для обеспечения требуемой защищенности летательных аппаратов и прорыва системы противовоздушной обороны (ПВО) противника в современных условиях необходимо применение средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Авиационные средства РЭБ включают в себя: системы предупреждения о ракетном нападении (об облучении), автоматы отстрела ложных целей, станции активных помех (САП), комплексы индивидуальной и групповой защиты, а также оптико-электронного подавления и средства функционального поражения. Как правило, в целях обеспечения полной защищенности летательных аппаратов большинство из перечисленных средств объединяются в составе интегрированных систем РЭБ. Подобные системы разрабатываются индивидуально для каждого самолета или вертолета с учетом особенностей их боевого применения и выполняемых ими задач.

Так, на многоцелевом истребителе пятого поколения F-35 ВВС США установлена интегрированная система РЭБ AN/ASQ-239 "Барракуда". При ее разработке использовались технические решения, применяемые в станции радиотехнической разведки (РТР) AN/ALR-94. В состав системы РЭБ входят блок управления, блоки РТР 2А и В, блок отстрела ложных тепловых целей, приемные антенны, буксируемые ложные цели (БЛЦ) AN/ALE-55 и шесть ИК-датчиков. Для постановки активных помех задействуются ресурсы бортовой многофункциональной РЛС AN/APG-81.

Компоненты интегрированной системы РЭБ AN/ASQ-239 "Барракуда"
Размещение ИК-датчиков на борту истребителя F-35B (1 и 2 - верхняя полусфера; 3 и 4 - боковые; 5 и 6 - нижняя полусфера)
Внешний вид аппаратуры системы предупреждения об облучении AN/ALR-67(V): 1 - спиральные антенны; 2 - широкодиапазонные приемники; 3 - блок управления; 4 - приемник нижнего диапазона частот с антенной решеткой; 5 - приемник технического анализа
Состав аппаратуры разрабатываемого комплекса радиоэлектронной защиты на базе "Лаиркм" для использования на вертолетах армейской авиации сухопутных войск США

Блоки РТР обеспечивают прием и анализ излучений радиолокационных станций (РЛС) противника. Полученная информация поступает в блок управления, где по нескольким измеренным значениям пеленга рассчитывается местоположение источника радиоизлучения и формируются команды управления для бортовой многофункциональной РЛС AN/APG-81 на формирование и излучение помех. При этом РЛС AN/APG-81, благодаря использованию активной фазированной антенной решетки, способна формировать многолучевую диаграмму направленности антенны с уникальными частотой и поляризацией сигнала. Это позволяет ей одновременно подавлять несколько РЛС различного назначения (обнаружения, наведения, целеуказания), разнесенных в пространстве.

При атаке ракетами с ИК-наведением датчики, размещенные на борту самолета, по принимаемому излучению фиксируют факт наведения ракеты, после чего производится отстрел ложных тепловых целей с одновременным выполнением летчиком противоракетного маневра.

Буксируемая ложная цель AN/ALE-55 является последним средством защиты летательного аппарата. Она предназначена для имитации работы бортовой РЛС и самолета с целью перенацеливания атакующей ракеты на себя и подрыва ее на безопасном расстоянии. Ложная цель буксируется на специальном кабеле со встроенной в него волоконно-оптической линией связи, по которой передается информация от блока управления. Тот, в свою очередь, формирует сигналы управления для БЛЦ, обеспечивая достоверную имитацию работы бортовой РЛС.

В результате практически невозможно отличить истинную цель от ложной с помощью средств РТР.

Буксируемая ложная цель AN/ALE-55 может работать на больших высотах и скоростях, чем ее предшественница - AN/ALE-50. Это обеспечивается наличием стабилизаторов, которые способны подстраиваться под изменения воздушного потока и тем самым снижать сопротивление воздуха. Кроме того, в БЛЦ AN/ALE-50 имелись проблемы, связанные с пережиганием трос-кабеля струей газов двигателя, которые были решены в БЛЦ AN/ALE-55.

На самолетах F-18 устанавливается система индивидуальной защиты "Идекм" (IDECM - Integrated Defensive Electronic CounterMeasures). Она имеет четыре модификации. Первая, IB-1, включает в себя САП AN/ALQ-165 с БЛЦ AN/ALE-50. Вторая, IB-2, использует САП AN/ALQ-214. В третьей, IB-3, используется БЛЦ AN/ALE-55 вместо устаревшей AN/ALE-50. Четвертая, IB-4, включает САП AN/ALQ-214(V)3.

Кроме того, на всех версиях применяются система предупреждения об облучении AN/ALR-67 и автоматы отстрела ложных целей AN/ALE-47.

Система "Идекм" осуществляет радиоэлектронное подавление РЛС противника, чтобы воспрепятствовать пуску управляемых ракет. Если он все же произведен, то комплекс стремится перенацелить ракету на буксируемую ложную цель.

В автоматическом режиме "Идекм" обеспечивает обнаружение и идентификацию угроз, их классификацию по степени опасности и отображение на электронной карте общей обстановки. После этого осуществляется распределение помехового ресурса по объектам подавления.

Система предупреждения об облучении AN/ALR-67(V) включает в свой состав блок управления, четыре широкодиапазонных приемника со спиральными антеннами, приемник технического анализа, приемник нижнего диапазона частот с антенной решеткой и дисплей, размещаемый в кабине пилота. Четыре широкодиапазонных приемника образуют 22 независимых канала приема, которые осуществляют параллельный обзор диапазона рабочих частот. Такое количество каналов приема обеспечивает распознавание слабых сигналов на фоне сильных, что позволяет системе работать в сложной радиоэлектронной обстановке с требуемым качеством.

Приемник технического анализа, входящий в состав системы предупреждения об облучении, обеспечивает прием и определение параметров сигнала (амплитуда, частота, ширина спектра, угол прихода электромагнитной волны) и передает полученную информацию на блок управления. В последнем с использованием данных инерциального навигационного оборудования самолета производится определение направления на источник излучения.

После определения наличия угрозы (приема и технического анализа излучения РЛС противника) срабатывает звуковая и световая сигнализация в кабине пилота. На экране дисплея отображается направление облучения и алфавитно-цифровое обозначение вероятного типа РЛС.

Общая масса аппаратуры системы предупреждения об облучении AN/ALR-67(V) составляет около 45 кг. Диапазон рабочих частот от 0,5 до 20 ГГц.

В целях обеспечения защиты летательных аппаратов от поражения ракетами с инфракрасными (ИК) головками самонаведения (ГСН) применяется автомат отстрела ложных целей AN/ALE-47(V), который использует дипольные отражатели, ложные тепловые и радиолокационные цели. Кроме того, имеется возможность отстрела активных ложных целей типа "Поет" (POET - Primed Oscillator Expendable Transponder) и GEN-X (GENeric eXpendable). Выброс ложных целей возможен в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режимах. В одной пусковой установке массой 2,3 кг размещается до 32 зарядов. Масса блока управления, размещенного в кабине пилота, составляет 1,8 кг.

Станция активных помех AN/ALQ-214 состоит из приемника, возбудителя, усилителя, процессора и коммутатора.

Ее задачи - обнаружение сигналов РЛС противника в полосе рабочих частот, их технический анализ, а также формирование и усиление помех для их радиоподавления.

Приемник станции помех обеспечивает обнаружение непрерывных и импульсных сигналов. Возбудитель формирует два вида помех - имитационные и шумовые. После принятия и обработки сигнала система автоматически определяет тип наиболее эффективной из них. САП AN/ALQ-214 работает в диапазоне частот 1-35 ГГц.
Время реакции составляет 0,1-0,25 с.

Другой угрозой для летательных аппаратов, в особенности для вертолетов и самолетов транспортной авиации, являются переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК), которые, как правило, используют ракеты с пассивным ИК-наведением. Для борьбы с ними разработаны и применяются системы предупреждения о ракетном нападении, ложные тепловые цели и станции оптико-электронного подавления. Все эти средства чаще всего объединяются в составе комплексов индивидуальной или групповой защиты.

Для разработки и модернизации средств индивидуальной и групповой защиты самолетов и вертолетов ВС США от поражения управляемыми ракетами с оптико-электронным наведением реализуется программа "Киркм" (CIRCM - Common Infrared Countermeasure). В ее рамках уже разработано несколько комплексов защиты.

Так, для защиты широкофюзеляжных транспортных самолетов разработан и принят на вооружение комплекс радиоэлектронной защиты "Лаиркм" (LAIRCM - Large Aircraft Infra Red Countermeasures). Он является усовершенствованной и расширенной версией комплекса AN/AAQ-24 и преимущественно используется на самолетах военно-транспортной авиации (C-17, C-130, KC-135, MC-130H, Боинг 737 и др.).

"Лаиркм" включает в себя пять основных компонентов: блок управления и индикации, систему предупреждения о ракетном нападении, которая может включать различное количество УФ- и ИК-датчиков, датчик слежения за ракетой, процессор для обработки информации с датчиков и источник помех ИК-диапазона.

Датчики системы предупреждения о ракетном нападении обеспечивают обнаружение факта запуска ракеты и определяют направление на нее. По этим данным ИК-передатчики помех осуществляют оптико-электронное подавление ГСН ракеты, что приводит к срыву ее наведения. При этом в пассивных ИК ГСН используются высокочувствительные оптико-электронные матрицы, которые под воздействием сконцентрированного излучения ИК-диапазона с высокой долей вероятности выходят из строя.

Дальность обнаружения атакующей ракеты до 10 км.

Такой подход к защите транспортных самолетов эффективнее, чем использование ложных тепловых целей, поскольку реактивные двигатели больших самолетов создают настолько сильное излучение в ИК-диапазоне, что его интенсивность в разы превышает интенсивность излучения существующих ложных тепловых целей.

Успешные испытания комплекса радиоэлектронной защиты "Лаиркм" сподвигли руководство СВ к разработке на его базе комплекса для защиты вертолетов армейской авиации от поражения ракетами с пассивным ИК-наведением.

Разрабатываемый в настоящее время комплекс предполагается использовать на вертолетах AH-64E, UH-60M\L и CH-47F ВС США. Опытный образец включает шесть ИК-датчиков, функционирующих в двух поддиапазонах, две лазерные установки (в виде турели), процессор и блок управления. Собственного названия разрабатываемый комплекс пока не получил. В программе финансирования он обозначен как DON LAIRCM ATW (Army Integration of the Department of the Navy Large Aircraft Infrared Countermeasure Advanced Threat Warner).

Испытания комплекса проводились с августа по октябрь 2016 года на базе вертолета AH-64E и были завершены успешно. Тестирование на базе CH-47F началось в июле 2017 года и было прекращено из-за неудовлетворительной работы системы ИК-датчиков. В настоящее время ведутся работы по устранению выявленных недостатков. Применительно к вертолетам UH-60M/L производится модернизация лазерной установки. Таким образом, комплекс уже готов к использованию на AH-64E, а в ближайшее время ожидается устранение проблем, препятствующих его установке на вертолеты UH-60M/L и CH-47F.

Кроме рассмотренных средств РЭБ в ВВС США широко применяются маневрирующие ложные цели типа MALD (Miniature Air Launched Decoy) и MALD-J (Miniature Air Launched Decoy - Jammer). Они предназначены для защиты летательных аппаратов и управляемых ракет "воздух - земля" от активных средств ПВО противника путем имитации эффективной площади рассеивания самолета-носителя или ракеты и их траекторий полета. Маневрирующие ложные цели размещаются на истребителях F-16, F/A-18, бомбардировщиках B-52H, беспилотных летательных аппаратах MQ-9 "Рипер", а также на транспортных самолетах C-130.

Производство MALD началось в 2010 году. Они предназначены для имитации летательных аппаратов. Для этого их эффективная площадь рассеивания сопоставима с ЭПР носителя, а встроенный передатчик имитирует излучение его бортовой РЛС.

Ложные цели оснащены реактивным двигателем TJ-50, который был специально разработан для средств данного типа, поскольку классические реактивные установки не соответствовали предъявляемым ограничениям по массогабаритным характеристикам. TJ-50 позволяет ложной цели выходить в заранее установленные районы действия и находиться в воздухе не менее 45 мин.

В 2012 году на вооружение ВВС США принята модификация ложной цели MALD-J. Ее отличием от предыдущей версии является то, что передатчик не имитирует сигналы РЛС носителя, а излучает оптимальную помеху РЛС противника.

В настоящее время ведутся работы по расширению возможностей применения средств типа MALD. В частности, предпринимаются попытки создания модификации системы для проведения радио- и радиотехнической разведки с передачей информации по радиоканалу.

Кроме того, предпринимаются попытки адаптировать данные средства для перехвата крылатых ракет, для чего уже разработан более мощный турбореактивный двигатель TJ-50M.

Самолеты и вертолеты активно используются в качестве платформ для станций активных помех средствам радиосвязи противника. Их размещение на воздушном носителе позволяет в разы увеличить дальность прямой видимости и, соответственно, эффективную дальность радиоподавления. Недостатком авиационных носителей является отсутствие мощного источника электроэнергии и жесткие массогабаритные требования.

Наиболее массовым специализированным образцом авиационной техники для постановки активных радиопомех системам радиосвязи и РЛС противника является самолет РЭБ EA-18G "Гроулер". Основными элементами его бортового радиоэлектронного оборудования являются тактическая система радиопомех AN/ALQ-99(V), комплекс помех радиосвязи AN/ALQ-227 и широкополосный цифровой радиоприемник AN/ALQ-218.

Тактическая система радиопомех AN/ALQ-99(V) предназначена для ведения радиоразведки и радиоэлектронного подавления РЛС противника, его наземной и авиационной радиосвязи. В ее состав входят приемник, процессор, интерфейс летчика и подвесные передающие контейнеры.

Центральный процессор осуществляет управление тактической системой РЭБ, обработку развединформации, поступающей от приемника, и передачу данных на интерфейс летчика для последующего отображения на дисплее.

Приемник обнаруживает и анализирует сигналы РЛС, определяя частоту следования импульсов, длину волны и местоположение источника радиоизлучения. Полученные значения передаются в центральный процессор для последующей обработки.

Система в автоматическом режиме осуществляет контроль работоспособности аппаратуры и в состоянии обнаружить неисправный блок, после чего информация о неисправности поступает на панель управления в кабине летчика.

Система имеет три режима работы:
- автоматический - процессор анализирует принимаемые сигналы и сортирует их по степени угрозы, после чего напрямую управляет передатчиками помех;
- полуавтоматический - угрозы анализируются оператором, который устанавливает для них приоритетность подавления (вид помехи выбирается автоматически);
- ручной - оператор последовательно просматривает части спектра частот, идентифицирует угрозы и выбирает требуемую помеху.

Энергетический потенциал передатчика помех составляет 35-63 дБ. Диапазон рабочих частот 0,64-40 ГГц.

Комплекс помех радиосвязи AN/ALQ-227 разработан для замены системы AN/USQ-113, которая обладала худшими характеристиками по обнаружению сигналов и меньшим диапазоном рабочих частот. Он предназначен для формирования сигнала помехи цифровым средствам радиосвязи противника.

Излучение данного сигнала производится через антенную систему контейнерных передатчиков помех системы AN/ALQ-99(V).

Широкополосный цифровой радиоприемник AN/ALQ-218 осуществляет прием и технический анализ радиоизлучений с целью вскрытия местоположения РЛС противника, а также управляет системами постановки помех AN/ALQ-99(V) и AN/ALQ-227. Кроме того, имеется возможность выдачи целеуказания для противорадиолокационных ракет AGM-88 "Харм". Эквивалентная чувствительность приемника составляет порядка минус 95-110 дБ. Динамический диапазон входных сигналов 50-60 дБ.

В рамках программы NGJ (Next Generation Jammer) ведется разработка перспективной системы постановки активных радиопомех на основе тактической системы радиопомех AN/ALQ-99.

Радиопередающая аппаратура разместится в подвесных контейнерах. При этом планируется разделение средств NGJ на три поддиапазона. Для каждого из них будет разработан уникальный контейнерный передатчик помех. Разработка контейнеров различного диапазона будет вестись последовательно исходя из приоритетов противодействия и важности различных радиоэлектронных средств, имеющихся в составе систем управления войсками и оружием противника.

В настоящее время проводится первый этап создания системы NGJ, на котором компанией "Рейтеон" разрабатывается контейнерный передатчик помех среднечастотного диапазона. Завершение работ намечено на 2020 год.

Данный диапазон (5-20 ГГц) включает область частот электромагнитного спектра, в которой функционируют большинство РЛС обнаружения, наведения, целеуказания и управления оружием систем противовоздушной обороны.

На втором этапе работ планируется начать модернизацию передатчиков помех низкочастотного диапазона (20-5000 МГц), в котором работают РЛС обнаружения, наведения и целеуказания, средства связи и обмена данными.

Завершение данного этапа ожидается в 2022 году, после чего начнется модернизация передатчиков высокочастотного диапазона (20-40 ГГц), к которому принадлежат РЛС управления огнем ряда современных и перспективных зенитных ракетных комплексов, головок самонаведения, а также дистанционные радиовзрыватели управляемых ракет.

Окончание всех работ запланировано на 2024 год.

Появление системы NGJ позволит США осуществить значительный технический прорыв в области создания средств РЭБ различного назначения и базирования, в том числе для перспективного самолета РЭБ на базе F-35B. Ожидается, что энергетический потенциал системы вырастет в 3-5 раз по сравнению с AN/ALQ-99.

Помимо самолета "Гроулер" в ВВС США для нарушения работы радиоэлектронных средств в составе систем управления войсками и оружием противника широко применяется самолет РТР и РЭБ EC-130H "Компас Колл" (Compass Call). Его основными задачами являются ведение радиоразведки и радиоподавление средств радиосвязи противника в тактическом звене управления. На данный момент ВВС США имеют 14 самолетов данного типа.

Самолет "Компас Колл" привлекается в основном для поддержки тактических воздушных операций, но может использоваться и в наземных и морских операциях. Во взаимодействии со средствами огневого поражения он способен полностью сорвать управление силами и средствами противника.

Основу радиоэлектронного оборудования EC-130H составляет блок радиоразведки и радиоподавления "Тракс-Си" (TRACS-C - Tactical Radio Acquisition and Countermeasures Subsystem).

Он позволяет подавлять голосовую радиосвязь и передачу данных противника, нарушая управление его силами на поле боя. К комплексу предъявляется требование по противодействию средствам связи нового поколения. С этой целью постоянно проводится модернизация радиоэлектронной аппаратуры самолета.

В июле 2018 года в рамках программы "Кросс дек" (Cross Deck) начались работы по созданию нового самолета РЭБ EC-37B на базе самолета G550 "Гольфстрим". На нем будет установлено усовершенствованное радиоэлектронное оборудование самолета "Компасс Колл". Первый EC-37B должен поступить на вооружение ВВС США в 2023 году.

Отдельное внимание при рассмотрении авиационных средств РЭБ следует уделить противорадиолокационным ракетам. Они предназначены для огневого поражения РЛС зенитно-ракетных комплексов систем ПВО противника.

Первоначально данные средства могли поражать только РЛС, работающие в непрерывном режиме излучения, но в ходе их эволюционного развития боевые возможности значительно возросли.

В настоящее время в США состоит на вооружении противорадиолокационная ракета AGM-88E AARGM (Advanced Anti-Radiation Guided Missile), которая, в свою очередь, является усовершенствованной версией AGM-88C.

Она имеет комбинированную систему наведения, которая включает инерциальное наведение с коррекцией по сигналам космической радионавигационной системы "Навстар" и активную радиолокационную ГСН, функционирующую в миллиметровом диапазоне длин волн.

Активная головка самонаведения WGU-48/B ракеты AGM-88E AARGM использует алгоритмы распознавания и анализа цели, что позволяет противостоять тактике выключения РЛС зенитных ракетных комплексов или наводиться на неизлучающие цели, такие как машины управления и силовые энергетические установки.

Максимальная дальность пуска ракеты составляет 170 км, однако в настоящее время ведется разработка модификации AGM-88E ER (Extend Range), которая обеспечит поражение РЛС противника на удалении до 200-250 км. Масса осколочно-фугасной боевой части 60 кг.

Таким образом, на современном этапе ВВС США обладают средствами РЭБ, необходимыми для выполнения стоящих перед ними задач. С целью противодействия перспективным угрозам ведется модернизация существующих образцов и разработка новых. Основными направлениями их развития в ближайшее время станут снижение массогабаритных характеристик, повышение энергопотенциала средств постановки помех, пропускной способности средств радио- и радиотехнической разведки, а также увеличение степени интеграции с другими комплексами разведки и радиоэлектронной борьбы.

Наиболее перспективным в плане повышения боевых возможностей по ведению РЭБ является создание тактической системы радиоподавления по программе NGJ, которая должна обеспечить эффективное подавление существующих и перспективных радиоэлектронных средств противника в тактическом и оперативно-тактическом звеньях управления.

Зарубежное военное обозрение. - 2019. - №6. - С. 62-69

Категория: Техническое обеспечение | Добавил: pentagonus (11.07.2019) | Автор: Майор С. Павлов

Просмотров: 188 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2019

Рейтинг Военных Ресурсов