Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 06.12.2016, 17:09
Ключевые слова
информационная война, ПсО, А. Савельев

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Первая мировая 1914-1918 [0]
Корейская война 1950-1953 [7]
Бельгийское Конго 1964 г. [0]
Доминиканская Республика 1965 г. [0]
Лаос 1964—1973 [1]
Вьетнамская война 1965—1973 [23]
Камбоджа 1969—1973 [0]
Ливан 1982—1984 [0]
Гренада 1983 [0]
Ливия 1986 [0]
Панама 1989—1990 [4]
Ирак, Кувейт 1991 [17]
Сомали 1992—1994 [0]
Босния 1995 Умеренная сила [12]
Судан 1998 [2]
Афганистан 1998 [7]
Югославия (Косово) 1999 [15]
Афганистан 2001- [50]
Ирак 2003- [39]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Войны » Ирак 2003-

Информационное обеспечение применения вооружённых сил США (2015)

Информационное обеспечение применения вооружённых сил США

(На примере вторжения в Ирак 2003 году)

А. Савельев

Американское руководство придает большое значение информационному обеспечению своих внешнеполитических инициатив, особенно если речь идет о применении национальных вооруженных сил (ВС). Учитывая негативный опыт войны во Вьетнаме, в конфликтах конца XX и начала XXI веков США уделяют пристальное внимание заблаговременной подготовке мирового и национального общественного мнения к предстоящим военным операциям. В этой работе принимают участие представители Белого дома, специализированные структуры Пентагона, сотрудники ЦРУ, федеральных агентств и представители американских СМИ.

Вторая иракская кампания, вошедшая в активную фазу в 2003 году, не стала исключением. Мероприятия информационно-психологического воздействия США начали проводить задолго до непосредственного вторжения в страну, стремясь создать благоприятные условия для смещения режима Саддама Хусейна силовым путем. С этой целью ведущие американские политики, лидеры общественного движения, СМИ и "Голливуд" развернули кампанию по "демонизации" иракского лидера, созданию видимости угрозы применения им оружия массового поражения, в том числе и в отношении граждан США, а также по прямой поддержке Багдадом ненавистной американцам террористической группировки "Аль-Каида". При этом следует отметить, что антииракская информационная политика администрации президента Джорджа Буша (младшего) в значительной степени была построена на недостоверной и откровенно лживой информации. В заблуждение вводились не только американские граждане и союзники США, но и вашингтонские законодатели.



Белый дом сделал упор на эмоциональное восприятие мировым сообществом "иракской угрозы", а не на ее рациональную оценку. Этому способствовали негативное отношение к исламу и мусульманскому миру в западном сообществе, а также рост ненависти к выходцам из стран Ближнего Востока и Афганистана на фоне масштабного освещения в американских СМИ террористических актов, совершенных исламистами. У рядового американца был сформирован образ внешнего врага в лице абстрактного "мусульманина-террориста", который ненавидит США и весь западный мир и представляет угрозу для безопасности самих американцев. Такие психологические установки были необходимы Вашингтону для оправдания перед собственным населением и рядовыми военнослужащими необходимости военной операции. В подобных условиях "назначить" конкретного исламистского лидера, ликвидация которого устранила бы угрозу американцам, было вопросом техники.

Наиболее ярким примером американской лжи в преддверии вторжения в Ирак можно считать выступление государственного секретаря США Колина Пауэлла на специальном заседании Совета Безопасности ООН 5 февраля 2003 года, где он представил "доказательства" наличия у Ирака оружия массового поражения (ОМП). Американский политик для придания наглядности своим заявлениям продемонстрировал некую пробирку, якобы содержащую споры сибирской язвы. А спустя год К. Пауэлл признал, что обнародованные им данные были во многом неточными, а иногда и сфальсифицированными. Подделкой оказалась и ампула с образцом биологического оружия. Более того, многочисленные американские и международные комиссии уже в 2004 году пришли к выводу, что на момент начала военного вторжения Багдад не располагал ОМП.

Американский центр гражданской ответственности совместно с Фондом за независимость журналистики провел исследование, в ходе которого было подсчитано, что с сентября 2001 года по сентябрь 2003-го руководство США сделало 935 лживых заявлений по Ираку. Своего рода лидером стал американский президент Дж. Буш - 260 лживых высказываний, 232 из которых якобы о наличии у С. Хусейна ОМП и 28 - о связях руководства Ирака с "Аль-Каидой". Госсекретарь К. Пауэлл сделал 254 недостоверных заявления.

Подобные исследования нанесли ущерб имиджу США, однако Вашингтон к тому времени уже успел сформировать на Западе атмосферу ненависти к иракскому лидеру. В немалой степени это позволило американскому руководству парировать на начальном этапе аргументы противников военной операции и избежать активных антивоенных выступлений американского населения.
Следует отметить, что перед командой Дж. Буша стояла задача убедить собственный конгресс направить в Ирак войска, при том что американские военнослужащие уже находились и гибли в Афганистане. Здесь тоже не обошлось без манипулирования информацией. Так, американский президент скрыл от законодателей тот факт, что директор ЦРУ Дж. Тенет еще в сентябре 2002 года сообщил об отсутствии у Багдада оружия массового поражения. В начале того же года управление отправило американского дипломата Дж. Уилсона в Нигер расследовать информацию о предполагаемой закупке Ираком в этой стране урана. Проведя расследование, тот сообщил, что не нашел никаких фактов, подтверждающих такую сделку. Вместе с тем в своих выступлениях американский президент неоднократно говорил о покупке Ираком урана в Нигере. В частности, об этом упоминалось в ежегодном обращении к конгрессу в январе 2003 года. После того как американский дипломат обнародовал итоги своего расследования в прессе, он и его семья подверглись существенному давлению со стороны спецслужб США.

Примечательно, что благоприятные условия для убеждения мировой общественности в наличии у Багдада ОМП создал сам лидер страны. Согласно свидетельствам высокопоставленных иракских военнослужащих, по убеждению С. Хусейна, уверенность его противников в наличии химического оружия и готовности его применить сможет удержать их от вторжения в страну. В связи с этим распространяемая на Западе истерия вокруг иракского ОМП Багдадом не опровергалась.

Наряду с подготовкой национального и международного общественного мнения американское военно-политическое руководство уделяло значительное внимание непосредственному информационному обеспечению военной операции против режима С. Хусейна, стремясь создать условия как для максимальной эффективности и безопасности действий собственных ВС, так и для убеждения мировой общественности в необходимости вторжения в Ирак. С этой целью проводились психологические операции (ПсО) накануне начала военной операции, непосредственно в ходе нее, а также после окончания военной фазы.

Согласно действовавшей на тот период объединенной доктрине психологических операций JP 3-53 (утверждена 10 июля 1996 года) ПсО ВС США представляли собой спланированные операции по доведению специально подготовленной информации и взглядов до иностранной аудитории для оказания влияния на эмоции, мотивацию, объективное восприятие и в конечном счете на поведение иностранных правительств, организаций, групп и отдельных людей. Цель ПсО - формировать или изменять мировоззрение и поведение иностранной аудитории, выгодное субъекту воздействия (перевод автора).

Следует отметить, что уже в сентябре 2003 года Пентагон выпустил обновленную версию доктрины ПсО, в которую был внесен ряд изменений:
- психологические операции были разделены на уровни: стратегический, оперативный и тактический;
- определены типы военных операций, предполагающие данный вид обеспечения;
- введены критерии оценки эффективности ПсО;
- подробно рассмотрен вопрос интеграции ПсО в информационные операции;
- уточнены обязанности .структур, привлекаемых к ПсО;
- разъяснена организация управления психологическими операциями;
- освещены вопросы планирования ПсО в поддержку межвидовых операций;
- определен порядок утверждения ПсО, в том числе направлений содержания и материалов информационно-психологического воздействия (ИПВ);
- более подробно раскрыты направления проведения психологических операций в мирное время;
- раскрыто содержание ПсО на различных этапах межвидовых и многонациональных военных кампаний.

На начальном этапе, который стартовал в декабре 2002 года и продолжался до самого начала боевых действий в марте 2003-го, специалисты ПсО США проводили мероприятия, целью которых являлись:
- формирование аудитории радиослушателей в южных провинциях Ирака;
- подрыв уверенности вооруженных сил Ирака в способности С. Хусейна удержать власть в стране;
- снижение уверенности С. Хусейна в его способности управлять страной;
- исключение возможности применения ОМП на иракском ТВД.

В ходе разработки ПсО для операции "Свобода Ираку" был учтен опыт предыдущих ближневосточных кампаний: "Южный дозор" (Southern Watch), "Северный дозор" (Northern Watch) и "Лис пустыни" (Desert Fox). Положительную роль сыграл также тот факт, что в регионе уже были развернуты значительные силы и средства ПсО, задействованные в операции "Несгибаемая свобода" (Enduring Freedom) в Афганистане. Вместе с тем для поддержки операции "Свобода Ираку" была сформирована отдельная объединенная оперативная группа ПсО численностью до 700 человек.

Наиболее широко подразделения ПсО ВС США применяли "классические" формы психологических операций - радиовещание и печатную пропаганду. На предварительном этапе печатная пропаганда велась в значительных масштабах, и к началу боевой фазы операции общее число распространенных на территории Ирака листовок достигло 20 млн. На начальном этапе операции основными направлениями содержания в материалах печатной пропаганды были: необходимость капитуляции, недопустимость применения ОМП и сохранение нефтедобывающей инфраструктуры.

Ни для кого не было секретом, что одной из главных целей иракской кампании, равно как и всей политики США на Ближнем Востоке, является доступ к месторождениям энергоресурсов. Поэтому американское командование опасалось повторения событий 1991 года, когда иракцы подорвали сотни нефтяных вышек и сбросили значительные объемы сырой нефти в море. В связи с этим в печатных пропагандистских материалах постоянно звучала тема экологического ущерба, нанесенного тогда Ираку, и недопустимости повторения такого сценария.

Кроме того, упор был сделан на то, чтобы убедить работников нефтяной индустрии в крайней необходимости сохранения объектов нефтедобычи и переработки для экономики страны и будущего ее граждан. О важности этого направления ИПВ для Вашингтона говорит количество распространенных листовок соответствующего содержания, которое составило около 40 млн единиц.

По оценкам ветеранов войны в Ираке, психологические операции, направленные на сохранение нефтедобывающего комплекса страны в неприкосновенности, были достаточно успешными. Иракцы минировали вышки, подчиняясь приказам руководства страны, но не подрывали их, осознавая пагубные последствия для своего будущего. Утверждается, что к таким действиям их побудила именно американская пропаганда.

С началом боевых действий тезисы воздействия были скорректированы: иракских военнослужащих призывали к сдаче в плен и дезертирству, а гражданское население - избегать нахождения в районах боевых действий, оставаться в своих домах, не пользоваться автомобильным транспортом в ночное время. Наряду с этим была активизирована работа по дискредитации С. Хусейна. С этой целью распространялись листовки, демонстрирующие роскошную жизнь иракского лидера на фоне нищеты и голода рядовых граждан страны.
Следует отметить, что на ранних этапах листовки ВС США были цветными, но с ростом масштабов боевых действий, когда на первое место вышла оперативность, они стали двухцветными, что позволило сократить сроки их производства.

Распространяемые американскими войсками листовки предназначались как для иракских военнослужащих, так и мирного населения. Первые были ориентированы на снижение боевого духа, отказ от боевых действий и сдачу в плен. Вторые направлены на создание в лице ВС США образа освободителя, дискредитацию руководства страны, а также на разъяснение действий гражданского населения в условиях войны. Отдельное внимание уделялось распространению цветных книг и буклетов для детей.

Различные листовки и плакаты были выполнены в форме объявлений о "награде за голову" С. Хесейна и его министров. Они также сообщали о денежном вознаграждении за предоставление информации о действиях ВПР страны и командования республиканской гвардии.

Наряду с листовками, содержащими призывы к конкретным действиям, в Ираке массово распространялись печатные материалы с указанием частот и времени вещания американских радиостанций, так называемые радиолистовки (radio leaflets). Учитывая низкий уровень грамотности местного населения, специалисты ПсО США стремились таким образом максимально привлечь граждан к прослушиванию радиопередач.

Для распространения пропагандистских материалов привлекались силы авиации ВМС США, а также самолеты F-18 и F-14 из состава авиакрыла авианосца "Констеллейшн". Типографское оборудование корабля было задействовано в тиражировании листовок, количество которых за период с 17 декабря 2002 по 17 апреля 2003 года составило 5,5 млн. Такая же работа велась на борту авианосца "Теодор Рузвельт".

Помимо авиационных средств распространения печатной пропаганды листовки раздавались местному населению тактическими командами ПсО и подразделениями сил специальных операций в ходе выполнения боевых задач.

Радиопропаганда на территории Ирака велась в основном с борта самолета психологических операций ЕС-130Е "Коммандо Соло", базировавшегося в Катаре, на коммерческих AM- и FM-ча-стотах. Поначалу он находился вне иракского воздушного пространства, однако с развитием операции экипажу было дано указание обеспечить трансляцию радиосигнала на западный Ирак. Таким образом, "Коммандо Соло" выполнял задачи непосредственно в иракском воздушном пространстве, что было сопряжено с существенным риском из-за низкой маневренности самолета.
В апреле 2003 года на ЕС-130Е была также возложена функция трансляции телевизионной передачи "Вперед, к свободе", в рамках которой с речью к иракскому населению обращались президент США Дж. Буш и премьер-министр Великобритании Т. Блэр.

Наиболее типичные радиообращения, транслировавшиеся с борта ЕС-130Е, звучали следующим образом: "Граждане Ирака. Ваш уровень жизни существенно упал с момента прихода Саддама Хусейна к власти. Каждую ночь дети Ирака ложатся спать голодными. Люди страдают от заболеваний, которые с легкостью лечатся во всем остальном мире.

Саддам строит дворец за дворцом и покупает шикарные машины на деньги иракского народа, которые можно было бы потратить с пользой, например на строительство библиотек и школ.

Саддам и его окружение купаются в роскоши и считают себя выше законов. Саддам живет как король, в то время как его солдаты не получают ни денег, ни обмундирования.

Как долго этому несостоятельному главе будет позволено править? Сколько солдат он еще готов отдать в жертву? Станет ли следующей жертвой твое подразделение? Когда армия Ирака будет служить своему народу и перестанет играть роль телохранителей"?

Помимо "Коммандо Соло" для ведения радиопропаганды и телевещания использовались мобильные медийные комплексы специальных операций (Special Operations Media System-Broadcast -SOMS-B). Всего было развернуто три таких комплекса, первый из которых начал вещание с территории Кувейта в декабре 2002 года. На тот момент продолжительность эфира составляла 5 ч в сутки, но к февралю 2003-го она была доведена до 18 ч. Второй комплекс был придан 3-й пехотной дивизии ВС США, третий -развернут в международном аэропорту Багдада сразу после его захвата войсками коалиции. Таким образом, три комплекса SOMS-B и самолет "Коммандо Соло" обеспечивали вещание на всю территорию Ирака. Радиостанции авианосцев, дислоцированных в Персидском заливе, также использовались для ретрансляции радиопередач.

В непосредственных боевых операциях, проводимых подразделениями сухопутных войск США, активное участие принимали тактические команды ПсО, оснащенные звуковещательными станциями (ЗС). При этом наряду с небольшими ЗС ранцевого типа использовались мощные станции, которые устанавливались преимущественно на военной технике, в частности, на таких платформах, как джип Ml02 HMMWV "Хаммер", основной боевой танк M1А1 "Абрамс", БТР М113, вертолет UH-60 "Блэкхок" и патрульные катера PBR Мк 2. Отмечены также случаи оборудования ЗС ранцевого типа трофейных иракских мотоциклов.

Во время сеансов звуковещания американские военнослужащие призывали бойцов иракской армии к сдаче в плен, "выманивали" боевиков из засад, сообщали правила поведения для мирного населения. В некоторых случаях при осаде укреплений иракцев солдаты США при помощи ЗС выкрикивали оскорбления в адрес своих противников, провоцируя их атаковать на открытой местности. Помимо этого, звуковещательные станции активно использовались в операциях по введению противника в заблуждение путем воспроизведения звуков стрельбы, перемещения военной техники, приближения авиации и т. д. Различные звуковые эффекты и громкая музыка применялись также для деморализации противника. По некоторым данным, тяжелая музыка эффективно использовалась при допросе пленных иракцев.

Наряду с "классическими" в стране начали применяться и перспективные методы ИПВ. Так, практиковалась рассылка электронных писем на почтовые ящики иракского руководства, а также SMS-сообщений на мобильные телефоны. Ввиду того что Интернет был слабо распространен на территории Ирака, а доступ к его ресурсам имелся у незначительной части населения, спецслужбы страны не уделяли внимания контролю над электронной перепиской. Это позволяло практически беспрепятственно осуществлять информационно-психологическое воздействие на политическое и военное руководство республики.

Одним из нестандартных способов оказания ИПВ в ближневосточной кампании можно назвать так называемую демонстрацию поддержки народом смены режима. В эфире американского телевидения были показаны кадры сноса памятника С. Хусейну иракскими гражданами в апреле 2003 года. Комментатор объявил о том, что это волеизъявление народа, которое свидетельствует о его ненависти к тирану. Однако, по мнению многих, в первую очередь американских, экспертов, данная акция была спланирована специалистами ПсО США, которые оцепили площадь и предоставили технику для демонтажа монумента.

Следует отметить, что наряду с официальной, распространяемой подразделениями ПсО ВС США, так называемой белой пропагандой, в иракском конфликте применялись методы "черной" пропаганды, которая осуществлялась в основном ЦРУ. В частности, оно развернуло на территории республики радиовещательную станцию "Радио Тикрит", выдававшую себя за иракскую и изначально поддерживавшую режим С. Хусейна. С ходом боевых действий тональность сообщений "Радио Тикрит" постепенно сменилась и существующий режим стал подвергаться откровенной критике. Таким образом, американские специалисты стремились продемонстрировать снижение поддержки иракского лидера со стороны населения и дискредитировать его политический курс.

Власти Ирака, в свою очередь, предпринимали активные меры по противодействию американской пропаганде. С этой целью был создан комитет психологических операций, в задачи которого входили:
- сбор и уничтожение американских и натовских листовок;
- оценка эффективности воздействия ПсО западной коалиции на иракцев;
- выработка рекомендаций и непосредственное проведение контрпропагандистских мероприятий.

Иракским гражданам было запрещено подбирать, хранить и распространять печатные материалы ИПВ под угрозой тюремного заключения и смертной казни. Кроме того, официальный Багдад потребовал от сотрудников американской телекомпании CNN покинуть территорию страны, обвинив их в дезинформации мирового сообщества и распространении сфабрикованной информации.

Отдельно следует отметить ожесточенное информационно-пропагандистское противоборство между американскими и иракскими органами ПсО в области привлечения гражданского населения Ирака к боевым действиям. В американских листовках и радиопередачах содержались призывы оказывать помощь сбитым пилотам ВВС США за денежное вознаграждение. Со своей стороны иракское радио объявило о выплатах крупных денежных сумм за убийство либо пленение американских солдат (14 тыс. и 28 тыс. долларов соответственно).

Для проведения ПсО в поддержку наземной операции в Ираке на начальном этапе привлекались подразделения 4-й группы ПсО СВ США, в частности 9-й батальон тактических ПсО (звуковещательных станций), а также 301, 318 и 395-я роты ПсО, которые были приданы 3-й пехотной дивизии, 2-му бронетанковому полку, 101-й воздушно-десантной дивизии и 1-й экспедиционной группе морской пехоты. Однако со временем количество подразделений достигло 11 рот, а общая их численность была доведена до 1000 человек.

Всего за время боевых действий было выполнено 58 вылетов ЕС-130Е "Коммандо Соло", организовано соответственно 306 и 204 ч радио- и телевещания, а для трансляции записано более 100 радиопрограмм. В ходе боевой фазы операции было осуществлено свыше 150 залистований авиационными средствами, посредством которых распространено почти 32 млн листовок.
По оценкам американских экспертов, в ходе операции "Свобода Ираку" специалисты ПсО США добились положительных результатов и смогли существенно снизить активность иракских войск. Некоторые командующие иракской армией, захваченные в плен, тоже указывали на существенную роль ПсО США в подрыве боеготовности ВС Ирака.

Однако нельзя утверждать, что психологические операции в поддержку американского вторжения в Ирак были во всем успешными. С самого начала вторжения подразделения ПсО столкнулись с полным отсутствием материального обеспечения, четкого плана действий и абсолютным непониманием их роли в операции со стороны своего командования. Командиры бригад требовали показать мгновенные результаты от оказания ИПВ, не желая принимать во внимание доводы специалистов ПсО. Они также пытались вмешиваться в процесс создания материалов воздействия, настаивая на том, чтобы те были направлены на обеспечение безопасности действий американских военных, а не граждан Ирака.

Еще одна проблема, с которой столкнулись специалисты ПсО, - длительный процесс согласования тезисов и материалов ИПВ. Листовки, газетные статьи и тексты радиопрограмм нередко "ходили по кабинетам" несколько дней, перед тем как были утверждены. При этом материалы не отличались высоким качеством.

Основные проблемы ПсО США в Ираке прокомментировал один из иракских переводчиков, нанятый американцами в ходе военной кампании. Он указал на крайне низкое качество печатных материалов, а также на плохую организацию процесса их распространения. Однако к попыткам переводчика оказать содействие в повышении качества или исправлении ошибок не прислушались. По его словам, газеты и листовки были написаны "языком школьника начальных классов", содержали грамматические и орфографические ошибки. Нередко искажались арабские имена, неверно подбирались фотографии. Неудовлетворительным оказалось и качество полиграфии, что сделало, например, газету "Багдад сегодня" одним из самых непривлекательных бесплатных печатных изданий постсаддамского периода.

Сам процесс распространения материалов ИПВ был плохо организован. Листовки раздавались в случайных местах, вместо того чтобы распространять их в учебных заведениях и государственных учреждениях. Помимо этого, у американцев не было высококвалифицированных специалистов для работы на радио и телевидении, вещавших на арабскую аудиторию.

Таким образам, действия подразделений психологических операций ВС США в ходе операции "Свобода Ираку" внесли определенный вклад в достижение военных и политических целей Вашингтона. Вместе с тем недостаточное знание объекта воздействия, слабое материально-техническое обеспечение, а также отсутствие должного внимания и понимания роли ПсО со стороны командования группировки американских войск существенно снизили потенциал ИПВ. В результате определенный успех принесли только действия тактического, изредка оперативного уровня, в то время как стратегические цели ПсО достигнуты не были - народ Ирака по-прежнему считает Соединенные Штаты агрессором.

Зарубежное военное обозрение. 2015, №12, С. 56-62

Категория: Ирак 2003- | Добавил: pentagonus (24.01.2016) | Автор: А. Савельев

Просмотров: 1474 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов