Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Суббота, 03.12.2016, 09:47
Ключевые слова
самолёты-заправщики, C-5A, ВТАК, C-141A, А. Компанеец

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
XVIII век [0]
XiX век [0]
I Мировая - 1939 г [0]
II Мировая война - Война во Вьетнаме [15]
1970 - 1990 гг [314]
1990 - 2000 гг [66]
2000 - настоящий момент [246]

Поиск


Наш опрос
Who is more wise President of the United States?
Всего ответов: 405
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Материалы посвящены » 1970 - 1990 гг

Дозаправка транспортных самолётов ВВС США (1976)

Дозаправка транспортных самолётов ВВС США

Генерал-майор авиации А. Бурмистров.
кандидат военных наук;

майор А, Компанеец

Доминирующей тенденцией в развитии современной международной обстановки, отмечалось на XXV съезде КПСС, является разрядка напряженности. Советский Союз, братские страны социализма делают все, чтобы придать этому процессу необратимый характер, дополнить разрядку политическую эффективными мерами в области военной разрядки.

Одним из главных направлений внешнеполитической деятельности стран социалистического содружества была и остается борьба за прекращение гонки вооружений, за разоружение. Однако такая миролюбивая внешняя политика встречает активное противодействие со стороны империалистических реакционных кругов, которые выступают за дальнейшую гонку вооружений, ведут курс на обострение международной обстановки.

Среди них и те руководители Пентагона, которые ратуют за дальнейшее повышение стратегической мобильности своих войск, как одного из элементов подготовки к агрессивным войнам. Такая мобильность во многом зависит от возможностей стратегических транспортных самолетов С-5А и С-141А, входящих в состав военно-транспортного авиационного командования (ВТАК) ВВС США.

При анализе опыта организации и проведения воздушных перебросок из США в Израиль были вскрыты существенные недостатки этих самолетов, основным низ которых американские военные специалисты считали малый радиус действия. Основные тактико-технические данные самолетов С-5А и С-141А приведены в таблице.

Командующий военно-транспортным авиационным командованием ВВС США генерал Карлтон в журнале "Эр форс" писал, что во время перебросок по воздуху грузов с континентальной части страны в Израиль выявились определенные трудности, связанные с дозаправками самолетов на пути следования и на конечных аэродромах. Как известно, правительства ряда стран - союзниц США по НАТО, а также Испании не разрешили посадку на своих аэродромах американских стратегических транспортных самолетов, следующих в Израиль. По этой причине им приходилось использовать одну промежуточную авиабазу Лагенс на Азорских о-вах, принадлежащих Португалии.

Основные ТТХ стратегических транспортных самолётов ВВС США

Обозначение Экипаж, чел Максимальный взлетный вес, т Макси-мальная скорость полети на большой высоте км/ч Практический потолок, м Радиус действия, км Грузоподъемность, т.
С-5А "Гэлекси" 5 346 900 10 360 (полётный вес 239 000 кг) 3530 (с грузом 90,6 т) 120 (проектная)
C-141A "Старлифтер" 4 143 917 12200 (113,4 т) 4100 (22,6 т) 42 (максимальный)

Помимо всего этого, Израиль не мог обеспечить дозаправку на аэродромах сравнительно большого количества прибывающих тяжелых самолетов. По данным вышеупомянутого журнала, за 32 дня самолеты С-5А сделали 145, а С-141А - 421 посадку на территории Израиля, причем на каждый переброшенный 1 кг груза требовалось 1 кг топлива.

В связи с этим специалисты ВТАК ВВС США пришли к заключению, что устранить отмеченные выше недостатки можно за счет организации дозаправки самолетов топливом в воздухе. Они подсчитали, что если бы транспортные самолеты во время их полетов в Израиль в октябре 1973 года могли дозаправляться в воздухе от заправщиков, действующих с авиабаз на Восточном побережье страны, то им не было бы необходимости делать посадки на промежуточной авиабазе. При этом средняя загрузка самолетов С-5А увеличилась бы с 74 300 кг до 107 400 кг, а С-141А - с 27 600 кг до 32000 кг, а количество их полетов (при доставке такого же количества грузов) можно было бы сократить на 30 и 15% соответственно. Расход топлива транспортными самолетами (с учетом заправщиков) сократился бы со 125 000 000 до 110 000 000 кг.

С учетом опыта воздушных перебросок грузов во время войны 1973 года на Ближнем Востоке и условий ведения будущих агрессивных войн командование США намеревается увеличить возможности стратегических транспортных самолетов, в частности, оборудовать их системой дозаправки в воздухе и дозаправлять их от более грузоподъемных, чем КС-135А заправщиков, которые планируется создать в будущем.

Планами Пентагона предусмотрено в ближайшие несколько лет установить оборудование системы дозаправки на всех самолетах С-141А, которых во ВТАК, по данным иностранной печати, числится 275 единиц. На эти работы командование ВВС уже запросило у конгресса денежные средства. Все 77 самолетов С-5А оснащены таким оборудованием.

Стратегический транспортный самолет С-141А предназначен для транспортировки живой силы и техники. Например, он может брать на борт один легкий танк типа М41 или одну межконтинентальную баллистическую ракету "Минитмэн" в контейнере, или три 2,5-т автомобиля с грузом, или 154 вооруженных солдата.

Как сообщалось в иностранной печати, с одной попутной и одной встречной дозаправками в воздухе и без пополнения топливом на аэродроме назначения радиус действия самолета С-141А (с полезным грузом 22600 кг) достигнет 9120 км. Этого расстояния достаточно, чтобы долететь до Европы или Северной Африки, или Кореи и возвратиться обратно в США.

Стратегический транспортный самолет С-5А используется главным образом для перевозки крупногабаритной боевой техники. Его, например, можно загружать двумя танками M60; 16 автомобилями грузоподъемностью 0,75 т; танком M60, двумя вертолетами UH-1 в пятью бронетранспортерами М113; десятью ракетами "Першинг" 1А с пусковыми установками и двумя транспортерами.

Американский журнал "Эр форс" писал, что радиус действия самолета С-5A (с нагрузкой 90000 кг) может быть увеличен до 7350 км при одной дозаправке в воздухе и до 10430 км при одной попутной и одной встречной дозаправках от заправщиков большой грузоподъемности. Такой радиус позволит самолету долететь с Восточного побережья США до Ирана, а с Западного побережья до Кореи и возвратиться обратно.
В этом же журнале подчеркивалось, что если на аэродроме назначения самолеты С-5А и С-141 будут дозаправлены, то их возможности увеличатся на 10% при полете в Европу и почти на 20% на Дальний Восток.

Из этих примеров видно, какое значение в США придается дозаправке топливом в воздухе стратегических транспортных самолетов.

Начиная с мая 1974 года командование ВВС начало включать в учения перелеты стратегических транспортных самолетов С-5А с дозаправками топливом в воздухе н обучать экипажи выполнять их. На одном из таких учений самолет С-5А с грузом 45 300 кг преодолел расстояние от авиабазы Довер (штат Делавер) до авиабазы Кларк (Филиппины) с двумя дозаправками: одна была выполнена у берегов Калифорнии (США), а другая - около о. Гуам.

В иностранной печати сообщалось, что обучение экипажей по дозаправке в воздухе самолетов С-5 происходит по специальной программе. Экипажи самолетов отрабатывают попутную и встречную дозаправку.

Попутная дозаправка производится на начальном участке маршрута полета, когда самолеты следуют к месту назначения. При этом транспортные самолеты и заправщики могут взлетать с одной или с разных авиабаз. С одной авиабазы они поднимаются в том случае, если необходимо перебазировать по воздуху за один раз максимальное количество грузов или если на пути следования нет мест базирования заправщиков.

Встречная дозаправка организуется на конечном участке маршрута или во время возвращения самолетов на свою авиабазу. Обычно она является повторной.

Транспортные самолеты и заправщики при упомянутых выше видах дозаправок могут встречаться на попутных (попутно-пересекающихся) или встречных (встречно-пересекающихся) курсах.

После взлета самолетов с одной авиабазы производится их сбор, которым руководит командир заправщика (группы заправщиков). Он подает соответствующие команды на развороты и через 1-1,5 мин сообщает по радио о местоположении своего самолета, а также его высоту, скорость и магнитный курс. Штурман транспортного самолета корректирует свое местоположение, используя данные и радиотехнической системы ближней навигации.

Если самолеты взлетают с разных аэродромов, то за 35-40 мин до выхода в район дозаправки их экипажи устанавливают двустороннюю связь. Как подчеркивалось в зарубежной печати, задача выхода самолетов в точку встречи трудна, так как она должна быть точно выполнена по месту и времени.

В район дозаправки самолеты следуют в определенном строю, удобном для связи и последующего сближения. Транспортный самолет летит сзади заправщика с принижением 330 м. При подходе к району они перестраиваются в правый пеленг, выдерживая дистанцию и интервал 330 м, а принижение 45 м.

Оператор заправщика выпускает телескопическую трубу, продувает и добивается устойчивого положения ее в потоке воздуха. Далее командир заправщика дает команду на пристраивание. Ответив о своей готовности выполнять операцию, командир транспортного самолета вначале сокращает дистанцию и интервал "пеленга" до 45 м, принижение до 30 м, а затем выводит свои самолет в "кильватер". В это время экипажи самолетов обязаны особенно строго соблюдать параметры полета.

Контактирование заправочных устройств начинается также по команде командира заправщика. Командир транспортного самолета уравнивает скорость полета своей машины относительно заправщика и сокращает принижение до 5-7 м. Во время контактирования принимающий топливо самолет должен точно выдерживать направление на ось телескопической трубы. Если контакт произошел нормально, в нижней задней части фюзеляжа заправщика загораются желтая и зеленая сигнальные лампочки. При подаче топлива остается гореть только зеленая лампочка. Окончание подачи топлива и начало расцепки сигнализируется миганием зеленой лампочки. На рисунке изображен момент перекачки топлива из заправщика КС-135А в самолет С-5A.

По команде "Расцеп" командир транспортного самолета, уменьшая обороты двигателей, отстает от заправщика и одновременно увеличивает принижение, а затем уходит влево. Дальнейший полет проходит согласно заданному плану.

В ночных условиях сближение и пристраивание транспортного самолета к заправщику происходит при включенных сигнальных огнях (на положении "ярко"). Во время приема топлива командир транспортного самолета время от времени (через 1500-3000 кг) сообщает командиру заправщика о количестве принятого топлива. После окончания дозаправки производится расцепка и расхождение самолетов на безопасные интервалы и дистанции.

Как отмечается в зарубежной печати, дозаправка в воздухе является исключительно сложным делом и требует при ее освоении больших материальных и физических затрат. Поэтому сейчас в процесс обучения экипажей дозаправке все больше внедряются тренажеры и совершенствуются методы ее исполнения. Еще в 1974 году командование ВВС США сделало заказ фирме "Локхид" па разработку и производство наземных тренажеров по дозаправке топливом в воздухе транспортных самолетов. Недавно за рубежом было опубликовано сообщение о том, что на авиабазе Эдвардс (штат Калифорния) проходила летные испытания телевизионная система контроля дозаправки самолетов в воздухе. Действие её заключается в следующем. В хвостовой части фюзеляжа заправщика КС-135А установлены две телевизионные камеры (левая и правая), с которых изображения передаются на два индикатора, расположенных в кабине экипажа. Стереоскопический эффект образуется за счет наложения изображений (проходящих через фильтры перекрестной поляризации) на специальный экран. Используя поляризованные очки, оператор может видеть на экране заправочные узлы в объемном изображении.

В зарубежных военных журналах сообщалось, что процесс обучения экипажей дозаправке в воздухе начинается на наземных тренажерах. Здесь они приобретают навыки управления аппаратурой, отрабатывают сближение и контактирование, учатся подавать команды, изучают особы": случаи дозаправки (деформация заправочной телескопической трубы во время сцепки, самопроизвольный расцеп заправочных устройств, быстрое изменение центра тяжести самолета, отказ клапана -приемника топлива и т. д.).

После успешного завершения программы на тренажере экипажи переходят к тренировкам в самолете на стоянке, где процесс дозаправки разбирается поэтапно, начиная от взлета и кончая расцепкой. Когда все этапы усвоены, каждому экипажу дается два-три полета с инструктором. В случае успешного их завершения совершается контрольный полет, во время которого проверяющий определяет готовность экипажа к самостоятельным действиям. Экипажи совершенствуют свое мастерство при самостоятельных полетах, включающих выполнение как попутных, так и встречных дозаправок.

В последнее время командование США принимает определенные меры по созданию заправщика с большим запасом топлива. Судя по сообщениям иностранной печати, американские специалисты изучают возможности использовать в качестве таких заправщиков самолеты Боинг 747, DC-10, L-1011 и С-5. По их оценке, на расстоянии 2770 км от своей авиабазы самолет Боинг 747 может отдать 113 250 кг топлива, DC-10 и L-1011 (при установке более мощного двигателя) - 106 450 кг, С~5 (после модификации крыла и демонтирования специального оборудования весом 16000 кг) - 113 250 кг, что примерно в пять раз больше, чем может отдать заправщик КС-135А.

Командование США считает, что, имея на вооружении стратегические транспортные самолеты с системой дозаправки в воздухе и заправщики с большой грузоподъемностью, оно сможет перебрасывать войска и грузы в любой район земного шара в более короткие сроки без посадки на промежуточные базы и оптимизировать загрузку самолета на заданную дальность.

Зарубежное военное обозрение, 1976, №8, с. 45-49

  

Категория: 1970 - 1990 гг | Добавил: pentagonus (17.03.2012) | Автор: майор А, Компанеец

Просмотров: 2022 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов