search
menu
person

NEWS AND UDATES


Самолёты А-10А ВВС США на учении (1977)

Самолёты А-10А ВВС США на учении

Полковник-инженер Л. Андреев

За последние годы, судя по сообщениям зарубежной печати, командование вооруженных сил США стало более интенсивно проводить всевозможные учения, создавая на них обстановку, близкую к реальной. Руководство Пентагона считает, что таким путем удастся значительно повысить боеспособность и боеготовность авиационных частей и подразделений для использования их в любой момент времени при развязывании агрессивных войн.

Подтверждением вышесказанного может служить крупное учение "Ред флэг-77"/"Ирвин"2, которое проводилось командованием вооруженных сил в апреле - мае 1977 года на полигоне Форт-Ирвин (штат Калифорния) и полигоне авиабазы Неллис (штат Невада). Учение продолжалось четыре недели. В нем принимало участие более 4000 военнослужащих из состава сухопутных войск, а также свыше 100 боевых самолетов ВВС, ВМС и морской пехоты и несколько десятков вертолетов сухопутных войск, которые сделали не менее 3500 вылетов. К учениям привлекались стратегические бомбардировщики В-52. истребители-бомбардировщики F-105 и F-111, истребители F-15A, F-14A, палубные штурмовики A-6E, A-7Е, А-4, легкие штурмовики А-37, самолеты непосредственной авиационной поддержки А-10А, самолеты ЭПД ЕА-6В, разведывательные самолеты OV-10 и RF-4. самолеты целеуказания O-2А, транспортные самолеты С-130A и С-141A, вертолеты поиска и спасения UH-1. За "противника" выступали истребители F-5E, F-15A и F-4E.

На полигоне авиабазы Неллис, где обычно проходят учения по программе "Ред флэг"", имитировались действия разнообразных зенитных средств вероятного противника, а на полигоне Форт-Ирвин были развернуты сухопутные войска, разделенные на "союзников" и "противника".

Взаимодействие авиации с сухопутными войсками координировалось с воздушного командного пункта, в котором находились представители всех видов вооруженных сил.

Основная цель учения состояла в авиационном обеспечении действий сухопутных войск "союзников" на поле боя в условиях сильной ПВО противника. Обстановка в районе боев была приближена к реальной. Части и соединения сухопутных войск маневрировали в ходе наступления и обороны, а боевые самолеты до того как выполнить поставленные задачи по поражению наземных объектов пролетали над районом, где были развернуты средства ПВО "противника" делая противоракетные маневры. Экипажам разрешалось использовать в определенных количествах реальные боеприпасы. На учениях создавались также помехи для нарушения связи между самолетами и наземными пунктами управления.


Наиболее характерным в этом учении, по мнению иностранных специалистов, было использование самолетов A-10A для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам. Как отмечала зарубежная печать, в таком крупном учении они участвовали впервые, Четыре самолета А-10А из состава 333-й учебно-тренировочной авиаэскадрильи (авиабаза Девис-Монтан, штат Аризона) были сосредоточены на полевом аэродроме Байсикл Драй-Лейк, имеющем грунтовую ВПП длиной 2850 м. Самолеты поднимались с аэродрома по вызову в течение трех недель, сделав при этом 51 вылет. За 15 мин они долетали до переднею края войск "противника" расположенных на полигоне Форт-Ирвин.

В последующем сильные дожди вынудили их покинуть это место дислокации и перебазироваться в аэропорт Ьарстоу-Даррег. Отсюда в последнюю неделю учения они использовались особенно интенсивно, делая в дневное время суток по 32 самолето-вылета. Чтобы долететь до поля боя, им требовалось 30 мин (в войне во Вьетнаме, по данным иностранной печати, это время составляло, как правило, 50 мин).

Перед каждым вылетом самолеты снаряжались 1350 боевыми снарядами для 30-мм пушки GAU-8/A, под консолями крыла подвешивались две УР "Мейверик" с телевизионными головками самонаведения. Это были в основном учебные ракеты, траектория полета которых вы числилась с помощью бортовой ЭВМ. Из общего количества пусков по бронированным подвижным целям семь были реальными. За один вылет пилоту разрешалось использовать только 600 боевых снарядов.

Упомянутым учениям, по данным зарубежной печати, предшествовали специальные испытания самолетов А-10А по применению боеприпасов и оружия, которые прошли на авиабазе Неллис в начале 1977 года. В результате выяснилось, что снаряды 30-мм пушки, выпущенные с дальности 1200 м. поражали любое бронированное подвижное средство, имеющееся в настоящее время на вооружении, с 1800 м - современные средние тапки н с 3000-3600 м - легкие бронированные машины. Что касается УР "Мейверик", то они уничтожали эти цели при пуске с наклонной дальности более чем 7500 м. Здесь дальность пуска ограничивалась способностью пилота распознавать цель на таком расстоянии. Стрельба из пушек производилась вначале с высот 600 м, а затем 30 м.

В ходе этих испытаний американские военные специалисты пришли к заключению, что вероятность поражения самолетов огнем самоходных зенитных установок (ствольной артиллерии) намного снижалась, если они находились на наклонной дальности 1800-2000 м от первого эшелона боевого порядка механизированной колонны "противника". Для того чтобы подойти ближе, самолеты должны были резко изменять курс (выполнять противозенитный маневр).

Выработанные на испытаниях рекомендации по применению оружия, писал американский журнал "Авиэйшн уик энд спейс текнолод-жи" проверялись на учении "Рэд флэг-77"/"Ирвин"2, где самолеты А-10А привлекались исключительно для "уничтожения" современных "танков" вероятного противника, боевые порядки которых имитировалась автомобилями.

Согласно условиям учения до выхода на рубеж применения бортового оружия самолету необходимо было преодолеть сильную систему ПВО "противника" которая, по расчетам американских специалистов, включала самолеты-перехватчики, ЗРК и самоходные зенитные установки в боевых порядках "танков".


Для защиты от перехватчиков экипажи самолетов А-10А использовали предельно малые высоты. Американские специалисты считают, что, обнаружив противника, летящего на предельно малой высоте, перехватчик должен приблизиться к нему на расстояние эффективной стрельбы из бортовой пушки, поскольку УР, выпущенная по такой цели, не попадет в нее из-за помех, вызванных фоном поверхности земли. Если же перехватчик будет замечен вовремя, то самолет А-10А имеет возможность уйти от него, выполнив соответствующий маневр уклонения. Действуя в паре, пилоты могут лучше предотвратить неожиданные атаки самолетов противника, поочередно просматривая пространство в задней полусфере.

Особенность использования самолетов А-10A в этом учении состояла в том, что они летели к переднему краю расположения войск "противника" на высоте 30 м, используя рельеф местности (ниже летать не разрешалось). Благодаря этому самолеты все время якобы находились под зоной обнаружения радиолокационными станциями ЗРК. "противника". Американские специалисты считают, что подход к цели может происходить и на еще меньшей высоте. На рубеж применения оружия самолет выходил на высоте 100-150 м, с которой экипаж и вел огонь по танкам "противника".

Для защиты от огня самоходных зенитных установок на учении проводились следующие маневры.

Экипаж одиночного самолета на малой высоте с расстояния до 1200 м стрелял из пушки по "танкам" идущим впереди боевого порядка. Затем самолет делал резкий разворот и уходил от цели. В процессе данного маневра он или не входил в зону поражения огнем самоходных зенитных установок, или находился в этой зоне короткое время. По заключению американских военных специалистов, такую возможность действий самолеты получают за счет того, что самоходные зенитные установки противника вынуждены следовать где-то в середине боевого порядка танков, так как при нахождении их впереди они сразу же будут поражены снарядами бортовых пушек с расстояния 2400-3000 м, и колонна останется беззащитной.

 
Действия пары самолетов A-10A (1 - ведущий; 2 - ведомый) по головным машинам танковом колонны "противника"

Наибольший эффект достигался тогда, когда самолеты выполняли задание парой (см рис.). Пилот ведущего, который следовал на малой высоте, с расстояния до 1200 м вел огонь из пушки по головным "танкам" а ведомого, летящего сзади в стороне (на дистанции до 3600 м) и с превышением, уничтожал самоходные зенитные установки ракетами. Сделав два захода и израсходовав положенное количество боеприпасов, самолеты согласно заданию, маневрируя по высоте и скорости (550- 750 км/ч), покидали поле боя, менялись местами и возобновляли атаки.

Нацеливание самолетов на наземные объекты производилось передовыми авиационными наводчиками, находящимися на легких самолетах 0-2А. В плохую погоду наведение на цели осуществлялось по радио с автомобилей.

Подводя итоги применения самолетов А-10А в учении "Рэд флэг-77"/"Ирвин"2. американская печать писала, что они показали высокую живучесть в сложных условиях "боевых действий". В 112 вылетах, которые были проанализированы, один самолет был "сбит" огнем зенитной пушки, несколько попало в поле зрения РЛС и оптических приборов самоходных зенитных установок, но они находились вне досягаемости их огня или избежали поражения благодаря соответствующему противозенитному маневру, четыре самолета оказались "уничтоженными" ЗУР и три - истребителями-перехватчиками при нарушении режима полета по высоте.

В зарубежной печати подчеркивалось, что командование ВВС США намеревается продолжать разрабатывать тактику самолетов А-10А. Так, в конце 1977 года на авиабазе Неллис планировалось отработать; способы применения самолетов по бронированным подвижным целям с более низких высот, методы нанесения ударов по наземным объектам обычными бомбами, порядок взаимодействия самолетов с армейскими вертолетами при оказании непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам, а также действия самолетов против вертолетов противника.

" Об учениях по программе "Ред флэг" ВВС США см, "Зарубежное военное обозрение" 1977, № 9, с. 50- 53. - Ред.

Зарубежное военное обозрение, 1977, №11, с. 48-52

Смотрите также
Категория: 1970 - 1990 гг | Добавил: pentagonus (07.12.2012) | Автор: Полковник-инженер Л. Андреев
Просмотров: 3117 | Теги: учения ВВС, A-10A, Рэд флэг, Л. Андреев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar