Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 06.12.2016, 22:50
Ключевые слова
военно-транспортные самолёты, C-130, транспортно-заправочные самолёты

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
XVIII век [0]
XiX век [0]
I Мировая - 1939 г [0]
II Мировая война - Война во Вьетнаме [15]
1970 - 1990 гг [314]
1990 - 2000 гг [66]
2000 - настоящий момент [246]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Материалы посвящены » 2000 - настоящий момент

Перспективы развития парка военно-транспортных и транспортно-заправочных самолётов ВВС США
HTML clipboard

Перспективы развития парка военно-транспортных и транспортно-заправочных самолётов ВВС США

Подполковник Р. Щербинин

Совершенствование парка военно-транспортных и транспортно-заправочных самолетов в ВВС ведущих западных стран обусловлено необходимостью поддержания на требуемом уровне стратегической мобильности национальных вооруженных сил. Оно направлено на увеличение объема перебросок, повышение эффективности применения самолетов благодаря обеспечению высокой боевой живучести и возможности их эксплуатации в любых метеоусловиях и ночью, с ограниченных по длине и слабооборудованных грунтовых ВПП, а также значительного сокращения времени выполнения погрузочно-разгрузочных работ

Сейчас самым многочисленным и современным парком военно-транспортных (ВТС) и транспортно-заправочных самолетов располагают ВВС США. Для оперативной переброски войск и боевой техники в любой район мира используются состоящие на их вооружении стратегические (С-5А и В, С-17А, С-141В) и тактические (С-130Е и Н, С-27А) ВТС, транспортно-заправочные самолеты (КС-10, КС-135), а также самолеты гражданского резерва ВВС (DC-8, DC-10, MD-11, L-1011, Боинг 747 и Боинг 757 различных модификаций).

С целью обеспечения выполнения необходимого количества стратегических перебросок и заправок топливом в воздухе командование ВВС совместно с ведущими авиастроительными фирмами проводит ряд мероприятий по качественному обновлению всего парка транспортных самолетов, что повысит эффективность их использования в любых метеоусловиях и ночью, с ограниченных по длине и слабооборудованных грунтовых ВПП. в том числе на территории противника.

При этом наибольший вклад в совершенствование самолетного парка стратегической военно-транспортной авиации США, по мнению командования воздушных перебросок, должен внести новый широкофюзеляжный стратегический ВТСС-17А«Глоуб-мастер-3», разработанный фирмой «Макдоннелл Дуглас» (ныне «Боинг») и находящийся на вооружении ВВС США с середины 1993 года.

Этот самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом сверхкритического аэродинамического профиля, вертикальными аэродинамическими поверхностями, обеспечивающими улучшение аэродинамических характеристик и, как следствие, снижение (на 5 проц.) расхода топлива, и с Т-образным хвостовым оперением. Для улучшения летно-технических характеристик применяется система закрылков с обдувом их потоком выхлопных газов двигателей.

Силовая установка включает четыре расположенных на подкрыльевых пилонах двухконтурных турбореактивных двигателя F117-PW-100 фирмы «Пратт энд Уитни» максимальной тягой по 181 кН, оснащенных электронно-цифровыми системами управления FADEC и реверсом тяги (отклонение струи двигателя вперед и вверх на угол 60°). Аэродинамические параметры крыла и расположение двигателей обеспечивают малые взлетно-посадочные скорости и наименьшее сопротивления при полете на крейсерской скорости. Для запуска двигателей, проверки систем и проведения погрузочно-разгрузочных операций используется вспомогательная силовая установка GTCP 331-250.

При создании планера широко применяются композиционные материалы (КМ), на долю которых приходится около 8 проц. общей его массы (хвостовое оперение, концевые аэродинамические поверхности, створки ниш шасси, поверхности управления и обтекатели). Основные стойки шасси и конструкция рассчитаны на посадку с полной полезной нагрузкой с вертикальной скоростью до 5 м/с. Первоначально назначенный ресурс планера составляет 30 тыс. ч налета, из которых около 10 проц. приходится на полеты на предельно малых (до 90 м) высотах со скоростью до 550 км/ч.

ВТС С-17А имеет следующие тактико-технические характеристики: экипаж три человека, масса пустого самолета 125 т, максимальная топлива 82,8 т, максимальная полезной нагрузки 78 т, максимальная взлетная 265 т; максимальная скорость полета (на высоте 11 000 м) 900 км/ч; практический потолок 13 700 м; максимальная дальность полета (с полезной нагрузкой 78 т) 4 700 км, перегоночная 9 400 км. Длина самолета 53,03 м, размах крыла 51,76 м, высота (по килю) 16,79 м. Размеры грузового отсека: длина (включая длину рампы 6.05 м) 26,8 м, ширина 5,5 м, высота 4,1 м, грузового люка: 5,5 х 4,5 м.

На С-17А (впервые на самолетах такого типа) применена цифровая электродистанционная система управления полетом с четырехкратным резервированием, обеспечивающая высокие маневренные характеристики (скорость крена составляет до 60 град/с) и автоматическую установку механизации крыла в оптимальном положении для каждого конкретного режима полета. В ее состав входят четыре бортовые ЭВМ, контролирующие отклонение рулевых поверхностей, две ЭВМ управления рулем высоты и интерцепторами для непосредственного управления подъемной силой, датчики угловых и осевых ускорений, а также датчики положения органов управления. Гидромеханическая система используется как дублирующая для управления рулем высоты, секцией руля направления, элеронами и углом установки стабилизатора.
В состав основного бортового оборудования самолета входят: радиолокационная станция разведки погоды и решения навигационных задач AN/APS-133 (V); объединенная система связи, навигации и опознавания; приемник космической радионавигационной системы (КРНС) NAVSTAR; две инерциальные системы (ИНС) на лазерных гироскопах; две бортовые ЭВМ с тремя вычислителями; аппаратура отображения навигационной и полетной информации на лобовом стекле: четыре цветных многофункциональных индикатора для вывода параметров работы и контроля различных бортовых систем и другая аппаратура. Все элементы бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) объединены между собой тремя мультиплексными шинами распределения данных стандарта 1553. Радиоэлектронное оборудование позволяет эксплуатировать самолет днем и ночью в любых метеоусловиях и значительно снижает нагрузку на экипаж, который благодаря этому сокращен до двух человек.

Большое внимание при создании нового ВТС было обращено на обеспечение возможности его действий с ограниченных неподготовленных грунтовых площадок, в том числе при сильном боковом ветре. Системы инструментальной посадки С-17А позволяют ему снижаться с вертикальной скоростью до 5 м/с (угол наклона глиссады составляет до 5° вместо 2,5 - 3°), что способствует сокращению посадочной дистанции до 150 м и уменьшает вероятность поражения самолета средствами ПВО малой дальности. Несмотря на значительные размеры и массу, он может самостоятельно разворачиваться на 180° «с ходу» на ВПП шириной до 30 м и с использованием реверса. Для обеспечения взлета и посадки этого самолета длина ВПП должна составлять не менее 900 м.

С целью повышения боевой живучести новая машина оснащена средствами радиоэлектронного противодействия и автоматами сброса дипольных отражателей и ложных тепловых целей; бортовой системой генерирования и заполнения топливных баков (ТПБ) инертным газом; топливной системой, имеющей четыре независимых ТПБ, каждый из которых может подавать топливо в любой двигатель.

Герметизированный грузовой отсек самолета С-17А, оборудованный полнонагруженной задней рампой, на которой могут быть установлен груз массой до 19 т. позволяет размещать в два ряда практически все образцы вооружения и военной техники (В и ВТ), за исключением основного танка М1А1: боевые вертолеты, артиллерийские установки, реактивные системы залпового огня, боевые машины пехоты (БМП), стандартные грузовые поддоны НАТО 463L, а также до 102 десантников. Размеры грузового люка обеспечивают десантирование с помощью маловысотной парашютной системы LAPES крупногабаритных образцов военной техники, таких, как БМП «Брэдли». Погрузочно-разгрузочные операции на С-17А выполняются в 1,5-2 раза быстрее, чем на ВТС С-5В за счет высокой механизации и автоматизации работ.

Текущими планами предусматривается закупка 134 машин, средний темп выпуска которых составляет свыше десяти в год.

Для поддержания на требуемом уровне боевых возможностей стратегической военно-транспортной авиации до окончания поставок новых машин в 1999 году завершена модернизация 64 ВТС С-141В «Старлифтер» резервных компонентов ВВС. Эти самолеты (получили обозначение С-141С). которые начали поступать в части с 1997 года, имеют крыло улучшенной конструкции и дополнительно оснащены: цифровым автопилотом, усовершенствованной системой топливомера-расходомера, системами предупреждения об облучении и пуске ракет, автоматами сброса диполь-ных отражателей и ложных тепловых целей, инерциальной навигационной системой с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR и цветными многофункциональными индикаторами в кабине экипажа.

Часть самолетов С-141В (около 30), модернизированных по программе SOLL (Special Operation Low Level) и оснащенных ИК станциями переднего обзора AN/AAR-17, системами ночного видения и отображения информации на лобовом стекле, которые обеспечивают выполнение маловысотных полетов и сброс грузов, а также системой РЭБ, предназначены для выполнения задач в интересах сил специальных операций ВВС. Для их замены предполагается дополнительно закупить еще 15 С-17А.

Необходимость модернизации самолетов С-5А «Гэлэк-си», состоящих на вооружении уже более 26 лет, и С-5В выпуска 1986 - 1988 годов, вызвана их низким коэффициентом технической готовности (0.56 и 0,7 соответственно). С целью продления срока их эксплуатации до 2020 - 2030 годов текущими планами и программами повышения уровня технической исправности до заданного предусматривается проведение их поэтапной модернизации (начиная с 1998 года).

На первом этапе намечалось провести работы по замене лопаток вентилятора и турбины высокого давления двигателей TF39. усовершенствованию системы управления полетом и оснащению самолетов (в частности, кабины) современным БРЭО. На втором этапе намечено заменить устаревшие двигатели TF39 более мощными и экономичными CF6-80 фирмы «Дженерал электрик» (максимальная тяга на взлетном режиме около 220 кН). Программа модернизации 126 машин, которую предполагается осуществить в период с 1999 по 2014 год, оценивается в 4,5 млрд долларов.

Работы по совершенствованию транспортно-заправочных самолетов КС-10 «Экстендер» и КС-135 «Стратотанкер» направлены в основном на повышение эффективности выполнения заправки в воздухе, а также на оснащение современными средствами навигации и системой РЭП. В частности, в целях сохранения самолетов КС-135 на вооружении ВВС США до 2020 - 2030 годов, осуществляются мероприятия по улучшению их летно-технических характеристик, снижению стоимости эксплуатации и повышению эффективности выполнения заправки в воздухе.

Это будет достигнуто благодаря оснащению всех машин ТРДД CFM56 фирмы «Дженерал электрик» дополнительными подкрыльевыми топливозаправочными агрегатами Мк32В, что позволит заправлять одновременно три самолета, в частности, по схеме «штанга — конус».

В ходе основных работ по совершенствованию БРЭО, проводимых в рамках программы «Пейсер CRAG» (Compass, Radar and GPS), предусматривается установить в кабине экипажа новую РЛС разведки погоды и решения навигационных задач FMR-200X, инерциальную навигационную систему с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR и цветные многофункциональные индикаторы. По мнению американских специалистов, это позволит вывести из состава экипажа штурмана. Кроме того, ведутся работы по устранению коррозии планера самолетов КС-135 и замене тормозов колес более энергоемкими. Усовершенствованные машины начали поступать в строевые части с середины 1997 года. Программа модернизации свыше 600 машин, которую намечено завершить к 2005 году, оценивается в 1,4 млрд долларов.

В целях повышения боевых возможностей тактических ВТС по воздушной переброске войск, В и ВТ, а также по их десантированию командование ВВС США планирует провести ряд мероприятий. Это, в частности, закупка новых ВТС C-130J «Геркулес-2» и переоборудование существующих С-130 Е и Н, серийное производство которых прекращено в 1971 и 1997 годах соответственно, в единую модификацию, получившую обозначение X. Как полагают американские эксперты, она будет иметь лучшие тактико-технические характеристики и сможет совершать полеты в любых метеоусловиях и ночью, в том числе с неподготовленных грунтовых ВПП. Кроме того, значительно снизится стоимость эксплуатации и технического обслуживания парка тактических ВТС в связи с тем, что будет сокращено общее количество машин и модификаций самолетов данного типа.

Самолет C-130J «Геркулес-2», разработанный фирмой «Локхид - Мартин» и совершивший свой первый полет в 1996 году, будет выпускаться в двух вариантах (их основные массо-габаритные характеристики приведены в табл. 1). Второй - машина с удлиненным фюзеляжем благодаря вставке двух дополнительных секций длиной 2,54 и 2,03 м, смонтированных за кабиной экипажа и центропланом соответственно, - получил обозначение C-130J-30.

Главным отличием новой машины от предыдущих (при сохранении конструкции планера практически в неизменном виде) является включение в состав силовой установки четырех высокоэкономичных турбовинтовых двигателей (ТВД) АЕ 2100D3 фирмы «Эллисон» (максимальная взлетная мощность каждого 3 400 кВт). Они оснащены усовершенствованными редукторами модульной конструкции и шести лопастными воздушными винтами R319 с улучшенными аэродинамическими характеристиками, изготовленными из КМ. По заявлению разработчиков, использование КМ в конструкции воздушного винта позволило уменьшить его массу до 470 кг и сократить на 50 проц. количество деталей. Управление режимами работы двигателя, контроль его рабочих параметров и состояния осуществляет электронно-цифровая система управления FADEC.

Таблица 1 Основные массо-габаритные характеристики ВТС C-130J И C-130J-30
Характеристики

Модификации

C-130J C-130J-30
Масса, т:    
пустого самолета 35,17 36,89
максимальная полезной нагрузки 18,05 16,34
максимальная топлива во внутренних баках 20,82 20,82
нормальная взлетная 70,3 70,3
максимальная взлетная 79,38 79,38
нормальная посадочная (скорость снижения 2,7 м/с) 58,9 58,9
максимальная посадочная (скорость снижения 1,5 м/с) 70,3 70,3
Длина фюзеляжа, м 29,81 34,35
Размах крыла, м 40,42 40,42
Высота самолета (по килю), м 11,83 11,83
Размеры грузового отсека, м:    
длина 12,31 16,89
длина с учетом рампы 15,45 20,03
ширина 3,05 3,05
высота 2,74 2,74
Объем грузового отсека, м3 129 171

Для улучшения условий пилотирования силовая установка оснащена автоматом управления тягой, предназначенным для стабилизации скорости полета, автоматической системой управления тягой и устранения асимметричной тяги при отказах двигателей AUTC (Automatic Trust Control System), a также системой контроля параметров и поиска неисправностей EMS (Engine Monitoring System), входящей во встроенную самолетную систему контроля IDS (Integrated Diagnostic System). По опенкам американских экспертов, новые ТВД по сравнению с двигателями Т56-А-15, применяемыми на модификации Н, имеют большую (на 30 проц.) мощность при меньшем (на 15 проц.) расходе топлива. В состав силовой установки включена также усовершенствованная вспомогательная силовая установка (ВСУ) GTCP85-185L(A) разработки фирмы «Эллайд сигнал», предназначенная для запуска двигателей, проведения наземных проверок и являющаяся аварийным источником питания (при полетах на высоте до 11 000 м).

Новая экономичная силовая установка и усовершенствованная топливная система позволили отказаться от внешних подкрыльевых топливных баков, что, в свою очередь, улучшило летно-технические характеристики машины. В целях увеличения дальности полета самолет оснащен системой дозаправки топливом в воздухе. При этом ее приемник.

обеспечивающий проведение дозаправки по схеме «шланг - конус» или с помощью гибкой балки, установлен над кабиной экипажа. На C-130J «Ееркулес-2» могут быть размещены также два съемных подкрыльевых бака с топливом общей массой до 8 500 кг.

Для обеспечения возможности эксплуатации с неподготовленных грунтовых ВПП и снижения трудоемкости обслуживания самолет оснащен усовершенствованной носовой и новыми основными стойками шасси модульной конструкции, позволяющими проводить замену колес без использования средств наземного обслуживания.

Основное БРЭО, обеспечивающее действия самолета в любых метеоусловиях и ночью, включает радиолокационную станцию (РЛС) разведки погоды AN/APN-241, которая может применяться для решения навигационных задач, инерциальную навигационную систему на лазерных гироскопах с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR, системы ближней навигации TACAN и глобального управления воздушным движением GATM (Global Air Traffic Management). Кроме того, самолет будет оборудован системами исключения столкновений в воздухе - TCAS (Traffic Alerting and Collision Avoidance System) и при движении на земле - GCAS (Ground Collision Avoidance System), а также сохранения положения самолета в строю - CAPS (Coordinated Aircraft Position System). В состав бортовых средств РЭБ входят: системы предупреждения об облучении и пуске ракет, постановки помех зенитным и управляемым ракетам класса «воздух - воздух» с инфракрасной головкой самонаведения, автоматы сброса ложных тепловых целей и дипольных отражателей. Снижение информационной нагрузки на экипаж достигается за счет применения аппаратуры отображения информации на лобовом стекле и четырех цветных многофункциональных индикаторов, на которые могут быть выведены: основная полетная информация; данные консультативно-предупреждающей и аварийной системы ACAWS (Advisory, Caution and Warning System); данные о метеорологической обстановке и рельефе местности, полученные от РЛС; цифровая карта местности; навигационная обстановка и параметры работы самолетных систем и двигателей. Все системы и вычислительные средства, входящие в состав бортового комплекса, объединены между собой мультиплексной электронно-цифровой шиной распределения данных стандарта 1553В.

Для сокращения времени погрузочно-разгрузочных работ и обеспечения десантирования В и ВТ, а также других грузов в состав транспортно-десантного оборудования входят электрическая лебедка, центральный рельс, роликовые поддоны и сбрасываемые с помощью вытяжных парашютов платформы. Самолет оснащен системой маловысотного сброса грузов и техники LAPES (Low Altitude Parachute Extraction System). Грузовая рампа, оборудованная электрической системой управления, и боковые двери обеспечивают десантирование личного состава и техники при скорости полета до 430 км/ч.

Применение нового БРЭО, а также усовершенствованных самолетных систем, в частности системы электроснабжения, элементы которой разработаны в рамках программы МЕА, и системы встроенного контроля, позволило сократить число членов экипажа до трех человек (два летчика и оператор десантного оборудования), уменьшить штатную численность авиационного крыла, состоящего из 18 самолетов, с 660 до 410 человек и снизить на 30 проц. стоимость эксплуатации и обслуживания новых машин.

Планами модернизации имеющихся на вооружении самолетов С-130Е и Н первоначально предусматривалось переоборудование машин в модификацию С-130Х или C-130Y. Предполагается, что силовая установка самолетов С-130Х будет состоять из доработанных (для модификации Е) до стандарта Т56-А-15 (максимальная взлетная мощность 3 660 кВт) ТВД Т56-А-7 (2 800 кВт), а также иметь новую вспомогательную силовую установку (ВСУ) GTCP85-185L (А), дополнительный насос в топливном баке центроплана и современное БРЭО. включая системы GATM. TCAS и GCAS, отображения информации и энергоснабжения. Кроме того, на этих машинах в рамках программы SLEP намечается провести работы с целью продления срока их эксплуатации, которые предусматривается выполнять во время планового ремонта (замена центроплана, силовых элементов крыла и наиболее нагруженных узлов планера усиленными).

Более существенный вариант модернизации самолетов (переоборудование в модификацию Y) предполагал оснащение машин силовой установкой, БРЭО, погрузочно-разгрузочным и десантным оборудованием, аналогичным применяемому на ВТС C-130J. По оценкам специалистов, реализация каждого из вариантов модернизации позволила бы улучшить ТТХ машин по сравнению с базовыми С-130Е и Н (табл. 2), а также снизить стоимость жизненного цикла всего парка благодаря созданию единой системы технического обслуживания и ремонта и уменьшению трудозатрат на техобслуживание.

Вместе с тем, как полагают американские эксперты, несмотря на то, что модификация Y по своим тактико-техническим характеристикам наиболее полно отвечает современным требованиям, работы по ее созданию отличаются высокой степенью технического риска. Это обусловлено сложностью оснащения современными цифровыми системами передачи информации и управления существующего планера самолета в связи с трудностью его разборки и переоборудования.

В соответствии с принятым решением закупку новых самолетов и модернизацию существующих планируется начать с 1999 года. На эти цели, по опенке западных экспертов, потребуется 10 млрд долларов, из них около 3 млрд необходимо для приобретения C-130J. В работах по модернизации машин примут участие ведущие американские авиастроительные фирмы, в том числе «Боинг», «Рэйтеон», «Е - системз» и «Сноу ави-эйшн». По мнению американских специалистов, после реализации данных мероприятий к 2010 году на вооружении ВВС США будут состоять ВТС С-130 только двух модификаций - J и X. Кроме того, ожидается, что командования видов ВС намечают закупать созданные на базе C-130J самолеты сил специальных операций EC-130J, самолеты - разведчики погоды WC-130J, транспортно-заправочные KC-130J для авиации ВМС и морской пехоты. В настоящее время осуществляются поставки новых самолетов также ВВС Великобритании (25 C-130J-30 и C-130J под обозначением С.Мк4 -С.Мк5 соответственно), Австралии (12), Италии (12).

Работы по созданию ВТС следующего поколения проводятся ведущими американскими авиастроительными фирмами по программе ВВС, получившей наименование АТТ (Advanced Theater Transport). В настоящее время определены основные требования к новому самолету: дальность полета (с крупногабаритной полезной нагрузкой массой 30 т) не менее 2 000 км, уменьшение скорости при взлете и посадке, а также сокращение времени на выполнение погрузочно-разгрузочных работ по сравнению с C-130J.

Таблица 2 Сравнительные основные тактико-технические характеристики ВТС С-130 различных модификаций
 

Основные характеристики Модификации самолета C-130

Е Н X Y J
Взлетная дистанция, м 1150 1050 1050 960 960
Время набора высоты 6 000 м, мин 28 20 20 12,5 12,5
Дальность полета (с полезной нагрузкой массой 11,3 т), км 5650 5650 5650 6300 6300
Показатель боеготовности, проц. 76,4 78,3 81 82,4 83
Экипаж, человек 5 5 4 3 3

Зарубежное военное обозрение №2 2000 С.33-38

Категория: 2000 - настоящий момент | Добавил: pentagonus (15.03.2010) | Автор: Подполковник Р. Щербинин

Просмотров: 2040 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов