Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Среда, 07.12.2016, 21:21
Ключевые слова
Ирак, В. Николаев

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Первая мировая 1914-1918 [0]
Корейская война 1950-1953 [7]
Бельгийское Конго 1964 г. [0]
Доминиканская Республика 1965 г. [0]
Лаос 1964—1973 [1]
Вьетнамская война 1965—1973 [23]
Камбоджа 1969—1973 [0]
Ливан 1982—1984 [0]
Гренада 1983 [0]
Ливия 1986 [0]
Панама 1989—1990 [4]
Ирак, Кувейт 1991 [17]
Сомали 1992—1994 [0]
Босния 1995 Умеренная сила [12]
Судан 1998 [2]
Афганистан 1998 [7]
Югославия (Косово) 1999 [15]
Афганистан 2001- [50]
Ирак 2003- [39]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Войны » Ирак 2003-

Особенности проведения операции ВС США и их союзников в Ираке на современном этапе (2006)

Особенности проведения операции ВС США и их союзников в Ираке на современном этапе

Полковник В. Николаев

В марте-апреле 2003 года антииракская коалиция во главе с США и Великобританией провела военную операцию против Ирака. Под предлогом разоружения этой страны от оружия массового поражения Соединенные Штаты отстранили от власти режим С. Хусейна, взяли под свой контроль нефтяные месторождения на севере и юге страны и под лозунгом проведения демократических преобразований приступили к формированию условий для усиления своих политических, экономических и военных позиций в зоне Персидского залива. Однако в отличие от военной фазы операции в Ираке, продемонстрировавшей способность ВС США (при формальной, главным образом политической, поддержке со стороны коалиции) одержать военную победу над уступающим по силе противником, опыт послевоенного обустройства свидетельствует о неготовности Соединенных Штатов самостоятельно обеспечить эффективную постконфликтную стабилизацию обстановки в оккупированной стране.

Задачи переустройства оказались намного сложнее военной победы и смены режима С. Хусейна. При планировании последней кампании в Вашингтоне не учли всего многообразия политических, этнических и религиозных факторов, существующих в Ираке. В отсутствие динамичного политического процесса возросли проблемы в сфере безопасности, в глубоком кризисе оказался социальный сектор. У местного населения усиливается отторжение американского присутствия как оккупационного режима, который в его восприятии не только не разрешил, а, напротив, существенно обострил социальные проблемы. Развитие событий в Ираке на протяжении периода стабилизации обстановки в стране свидетельствует о фактическом продолжении боевых действий в виде партизанской войны. Заявление администрации США об их окончании 1 мая 2003 года оказалось преждевременным. Активность представителей иракского сопротивления и исламских экстремистских групп продолжает расти, что приводит к многочисленным потерям среди личного состава, вооружения и боевой техники ВС США и коалиционных сил.

США в Ираке
Вся территория страны разделена на Северный, Центральный и Южный секторы ответственности. Северный сектор контролируют в основном американские войска, Центральный - МНС во главе с польским контингентом и Южный - коалиционные силы во главе с британской группировкой войск.

Наносимый войскам урон неизбежно влечет за собой увеличение финансовых расходов министерства обороны. По оценке американских экспертов в области экономики, финансовые затраты на ведение боевых действий ВС США в Ираке с начала операции до конца текущего года могут превысить сумму в 700 млрд долларов, в то время как война во Вьетнаме обошлась Соединенным Штатам в 600 млрд. Они подсчитали, что в течение 2005 года ежемесячные затраты Пентагона на ведение боевых действий в этой ближневосточной стране составили 5,6 млрд долларов (во Вьетнаме - 5,1 млрд). Каждому рядовому американскому налогоплательщику военные действия в Ираке уже обошлись в среднем почти в 727 долларов, что позволяет сделать
вывод о самой дорогостоящей для Соединенных Штатов войне за последние 60 лет.

В настоящее время руководство МО США с целью решения задач по стабилизации обстановки в Ираке вынуждено поддерживать группировку войск в этой стране общей численностью около 160 тыс. военнослужащих, хотя планами Пентагона предусматривалось к 2005 году сократить ее до 60 тыс., а разрешение проблем постконфликтного урегулирования возложить на войска союзников по коалиции. Несмотря на предпринимаемые министерством обороны и государственным департаментом США усилия по расширению степени участия союзных стран в послевоенном урегулировании в Ираке, основная нагрузка стабилизационного процесса лежит на контингенте американских вооруженных сил. Общая численность остальной части многонациональных сил (МНС) не превышает 25 тыс. человек, при этом наиболее крупные группировки войск направили сюда Великобритания (около 10 тыс. человек), Италия (порядка 3 тыс.), Польша (1,5 тыс.) и Республика Корея (более 3,5 тыс.).

Общее руководство стабилизационными мероприятиями в рамках операции ВС США и их союзников на территории Ирака возложено на командование МНС и командование многонационального корпуса. Деятельность первого фокусируется преимущественно на стратегических аспектах военного присутствия на территории данного государства. В частности, оно ведет переговоры с представителями правящей элиты и религиозного руководства Ирака, занимается вопросами обучения, оснащения и обеспечения деятельности силовых структур страны. Командование многонационального корпуса осуществляет общее руководство действиями коалиционной группировки ВС США и союзников на иракской территории.

Для оптимизации процесса принятия решений, планирования операций и организации взаимодействия между частями и подразделениями американской группировки руководство объединенного центрального командования (ОЦК) развернуло систему боевого управления на территории Ирака и прилегающих стран. К ней подключены основной командный пункт (КП) многонационального корпуса (г. Багдад), а также КП соединений и частей, переданных в оперативное подчинение командующего ОЦК для решения задач по стабилизации обстановки в стране. С целью обеспечения надежного и устойчивого обмена информацией между пунктами управления в зоне ответственности ОЦК создана разветвленная система связи, которая позволяет оказывать широкий спектр коммуникационных услуг, таких как: телефонная, телеграфная и факсимильная связь; передача данных, таблиц, схем, карт, видеоизображений; электронная почта, связь для проведения видеоконференций.

Для улучшения боевого и материально-технического обеспечения контингента, условий его размещения и жизнедеятельности ОЦК ВС США развернуло в Ираке соответствующую военную инфраструктуру, включающую следующие основные объекты: авиабазы и аэродромы, базовые лагеря, центры МТО, пункты управления и узлы связи. Завершена модернизация и приведены в готовность к использованию более 10 авиабаз и аэродромов. На объектах смонтированы жилые помещения для личного состава, введены в действие системы энергоснабжения и жизнеобеспечения, построены хранилища ГСМ и склады с боеприпасами, отремонтированы ВИИ, рулежные дорожки и места стоянок летательных аппаратов, установлены необходимые аэродромные сооружения и оборудование, а также организована охрана и оборона. В стране развернуто около 30 базовых лагерей сухопутных войск общей емкостью свыше 140 тыс. человек, типовая инфраструктура которых включает жилой городок, систему охраны и обороны, административные строения, медицинский пункт, узел связи, автопарк и ремонтные мастерские с запасами ГСМ, вертолетные площадки и стоянки (или полевой аэродром), складские помещения и системы жизнеобеспечения. Благодаря высокой автономности такие лагеря представляют собой передовые операционные базы наземных войск. Применяемые при их развертывании модульные конструкции позволяют использовать данные объекты в течение пяти и более лет в качестве стационарных объектов.

Для размещения и акклиматизации личного состава, прибывающего по ротации в Ирак, задействуются базовые лагеря в центральной и северной частях Кувейта, рассчитанные почти на 30 тыс. человек.

Материально-техническое обеспечение группировки наземных войск ВС США в Ираке осуществляется соответствующими центрами, расположенными на территории страны, а также главным центром МТО группировки ВС США в Ираке, находящимся в Кувейте. Они организуют приобретение, учет, хранение и поставку всех категорий материально-технических средств, необходимых для оснащения и обеспечения длительного пребывания в стране соединений и частей.

Пополнение средств МТО идет в основном через Кувейт с задействованием аэропорта Эль-Кувейт, морских портов Шувайх и Шувайба, а также грузопассажирских терминалов в Бахрейне. С целью повышения надежности системы обеспечения деятельности соединений и частей организован транспортный коридор из иорданского порта Акаба (залив Акаба, Красное море) через базовый лагерь в районе Аммана и транзитный пункт на иордано-иракской границе в г. Багдад.

Несмотря на то что с момента официально объявленного президентом США 1 мая 2003 года окончания операции в Ираке прошло более двух лет, ситуация в стране имеет тенденцию к обострению. Если в первые послевоенные месяцы выступления против американской оккупации со стороны иракцев были эпизодическими, то со временем они переросли в хорошо организованное сопротивление с четким планированием и подготовкой нападений на объекты и военнослужащих оккупационных войск.

Кроме того, в настоящее время здесь создана разветвленная сеть лагерей подготовки боевиков, в которых теоретические занятия сопровождаются практическим тренингом, то есть полученные навыки закрепляются в ходе реальных боевых действий. При этом профессиональные инструкторы, способные корректировать тактику совершения терактов в зависимости от изменения обстановки, отрабатывают новые методы нападений, захвата заложников и похищения высокопоставленных лиц.

В этих условиях командование американской группировки войск в Ираке планирует и осуществляет войсковые операции с применением всех сил и средств, находящихся в распоряжении МНС и дислоцирующихся в районах проведения операций, с привлечением подразделений иракских правительственных войск.

Высокая интенсивность ведения боевых действий с крупными силами иракского сопротивления достигается путем задействования оперативно-тактических групп (ОТГ) смешанного состава, сформированных из частей и подразделений сухопутных войск (до 10 тыс. военнослужащих в каждой). В них включаются боевые подразделения, дооснащенные необходимым количеством мобильных транспортных средств, подразделения сил специальных операций, группы авианаводчиков и тылового обеспечения, а также формирования силовых структур Ирака (армии, пограничных войск, полиции и гражданской обороны). В ходе операции силами ОТГ при активной поддержке авиации, а при необходимости тяжелой артиллерии и танков, наносятся упреждающие удары по местам предполагаемого нахождения отрядов иракского сопротивления, местам хранения оружия и боеприпасов, а также проводится поиск и арест лиц, причастных к вооруженному нападению на объекты оккупационных войск.

Для достижения внезапности спланированных операций американским командованием осуществляется комплекс мер по сохранению в тайне всех организуемых и проводимых мероприятий, а также по введению противника в заблуждение относительно своих намерений, состава, состояния и положения привлекаемых сил и средств. В случае задействования в предстоящих мероприятиях подразделений иракских силовых структур предпринимаются дополнительные шаги по недопущению разглашения планов командования.

Активным действиям, как правило, предшествует усиление всех видов разведки с целью получения достоверной информации о планируемых акциях боевиков, местонахождении группировок сил сопротивления и их лидеров, местах хранения оружия и боеприпасов. При этом американцы практикуют подкуп местного населения, вождей племен и религиозных лидеров для создания широкой сети информаторов, предоставляющих ценные разведданные. При проведении адресных рейдовых операций командование ВС США широко использует диверсионно-разведывательные группы (ДРГ) и подразделения сил специального назначения. Кроме того, из состава обычных подразделений сухопутных войск и морской пехоты в местах их дислокации и на маршрутах передвижения создаются дежурные мобильные группы быстрого реагирования, находящиеся в повышенной степени боевой готовности.

С учетом постоянного изменения районов интенсивных боевых действий в тактике войск активно используется перегруппировка подразделений в ходе конкретной операции при неукоснительном соблюдении требований маскировки. Маршруты передвижения боевых подразделений и колонн, осуществляющих доставку средств материально-технического обеспечения, постоянно меняются.

Внезапность действий огневых средств достигается путем активного задействования разведывательных беспилотных летательных аппаратов (БЛА) для наведения и передачи данных целеуказания наземным силам огневой поддержки. Способность БЛА длительное время находиться над указанным районом и представлять в режиме реального времени видеоизображения с оценкой результатов нанесения ударов повышает эффективность боевого применения артиллерии.

Несмотря на все эти целенаправленные действия обстановка в стране в последнее время характеризуется значительным усилением активности сил иракского сопротивления, совершенствующих формы и способы проведения террористических актов против оккупационных войск, что, в свою очередь, ведет к существенному росту потерь среди американских военнослужащих.

По состоянию на начало декабря 2005 года официально подтвержденные Пентагоном потери группировки ВС США в Ираке составляют 2,1 тыс. погибших (из них свыше 1,6 тыс. в результате действий повстанцев) и более 15 тыс. раненых (из них около 7 тыс. тяжело). Общие потери группировки МНС превысили 2,3 тыс. человек, в том числе около 100 британцев, 30 итальянцев, 20 украинцев, 20 поляков, 13 болгар и 11 испанцев.

Не удается также изменить в сторону уменьшения соотношение тяжело- и легкораненых. В среднем оно было 50 на 50 %, хотя отмечается, что во второй половине 2005 года комплекс предпринимаемых мер позволил незначительно сократить процент тяжелых ранений по отношению к легким - от 54 к 46 в конце 2004 года, до 47 к 53 (в данный момент). Вместе с тем среднее ежемесячное число раненых с начала операции в Ираке, по оценке экспертов Пентагона, остается недопустимо высоким и достигает по американскому контингенту 476 человек в месяц.

Официально публикуемые МО США сведения о раненых не полностью отражают реальную картину, так как не учитывают большую группу военнослужащих, находящихся в результате участия в боевых действиях в состоянии "боевого стресса". Фактически под данным термином скрываются серьезные психические и нервные расстройства. По оценкам американских экспертов, около 30 % военнослужащих, прошедших службу в Ираке, имеют подобные заболевания, которые зачастую проявляются через три-четыре месяца после возвращения из зоны боевых действий. Всего, согласно данным военно-медицинских учреждений страны, такой диагноз в США поставлен уже около 100 тыс. человек.

Основной причиной потерь личного состава МНС являются самодельные взрывные устройства (СВУ) - их жертвами стали до 70 % военнослужащих. Штаб ОЦК признает постоянное совершенствование тактики применения повстанцами СВУ, конструкции и качества их изготовления. Группировка ВС США в Ираке в текущем году по этой причине ежемесячно теряла в среднем более 50 единиц военной техники различного типа.

Боевики сопротивления оперативно реагируют на использование подразделениями МНС новых технических средств и в достаточно короткие сроки (одна-две недели) вырабатывают меры противодействия. Для их нейтрализации управление перспективных исследований МО США (DARPA) проводит активные НИОКР в области новейших технологий ведения контрснайперской борьбы, инженерной разведки, обнаружения и уничтожения взрывных устройств, в том числе на основе лазерных, акустических и электромагнитных принципов. Наиболее эффективные системы в сжатые сроки направляются в серийное производство для последующего оснащения ими инженерных частей и подразделений американских ВС в Ираке. В настоящее время несколько таких систем различного назначения уже поставлены на их вооружение. Вместе с тем американцам пока не удается эффективно противостоять СВУ с взрывателями на инфракрасных датчиках и зарядам направленного действия. Электронные постановщики помех не подавляют ИК-излучения, а броня автомобиля "Хаммер" не защищает от направленного взрыва.

На морально-психологическое состояние военнослужащих из состава американского воинского контингента отрицательное влияние оказывают, кроме того, следующие факторы: высокая интенсивность военной службы в условиях, связанных с постоянным и повышенным риском для жизни; депрессия, которая является следствием враждебного отношения к американским военнослужащим большинства населения Ирака; нервное напряжение, вызванное постоянной угрозой нападения; тяжелые климатические условия. Обострение чувства неуверенности и неадекватного состояния возникает главным образом в периоды подготовки и проведения войсковых операций, а также при выполнении боевых задач в отрыве от основных сил. В связи с возрастающими психологическими нагрузками на личный состав, сложными климатическими условиями и отсутствием возможности безопасного отдыха в местах расположения войск отмечается резкое снижение уровня дисциплины в подразделениях вооруженных сил. В 2003-2005 годах в группировке ВС США в Ираке зафиксировано более 100 случаев, когда военнослужащие отказывались выполнить приказы командования, в том числе по патрулированию и доставке необходимых грузов через районы с высокой степенью вероятности нападения сил иракского сопротивления. Так, в октябре 2004 года, впервые с момента окончания вьетнамской войны, отмечен случай коллективного отказа от выполнения приказа, когда 18 солдат не пожелали сопровождать воинскую колонну в район боевых действий.

Уклонения от участия в выполнении задач в большей степени характерны для солдат, являющихся гражданами США, и в меньшей - для имеющих в Соединенных Штатах вид на жительство.

Общее снижение уровня морально-психологического состояния американских военнослужащих в Ираке также негативно сказывается на процессе комплектования ВС США. Сократилось число добровольцев, изъявляющих желание проходить службу в армии. Наиболее тяжелое положение с комплектованием сложилось в сухопутных войсках, где около 30 % офицерских должностей оперативно-тактического и тактического звена в настоящее время являются вакантными. Аналогичная ситуация с поддержанием численности резерва сухопутных войск. Численность офицеров резерва в воинских званиях лейтенант и капитан составляет 5,6 тыс. при общей потребности в 18,7 тыс. Кроме того, число резервистов, которые по завершении срока контракта не намерены его продлевать, увеличилось в 3 раза, причем более 60 % из них составляют младшие офицеры. В сухопутные войска национальной гвардии США к концу 2004 финансового года планировалось набрать 56 тыс. новобранцев, реальное пополнение составило менее 51 тыс.

За последние два года в американской армии отмечено около 5 тыс. случаев дезертирства и обращений к властям других стран с просьбой предоставить им статус беженцев во избежание уголовного преследования в Соединенных Штатах, где в отношении дезертиров и резервистов, уклоняющихся от призыва, возбуждаются уголовные дела, предусматривающие наказания в виде лишения свободы сроком до семи лет и значительные денежные штрафы.

В настоящее время для выхода из сложившейся ситуации министерство обороны США принимает меры по укреплению воинской дисциплины, улучшению боевой оснащенности и МТО войск. Считается, что повышению безопасности военной службы и уровня морально-психологического состояния личного состава должны способствовать внедрение в войска новых образцов ВВТ, применение которых снижает риск для жизни американских военнослужащих; широкомасштабное использование боевой авиации; задействование иракских силовых структур в наиболее опасных войсковых операциях; оптимизация системы тылового обеспечения войск, дооборудование защитными сооружениями мест их расположения, улучшение бытовых условий, а также повышение материального стимулирования. Так, военнослужащим после продления контрактов на продолжение прохождения службы в Ираке и перед отправкой новобранцев в зону иракского кризиса выплачиваются дополнительные денежные вознаграждения в размере до 60 тыс. долларов, а с 2006 финансового года единовременные выплаты планируется увеличить до 150 тыс. Для проведения профилактической работы и снятия "боевого стресса" личного состава в войска дополнительно направлены военные и гражданские психологи. Вместе с тем указанные мероприятия пока не приводят к коренному улучшению морально-психологического состояния войск в Ираке и снижению их потерь.

Возрастающая интенсивность боевых действий оккупационных войск против сил сопротивления ведет к увеличению числа жертв среди мирного населения. По оценкам американских экспертов, с начала войны погибло около 26,5 тыс. мирных иракских жителей, из них почти 30 % - в ходе активной фазы боевых действий, и ранено более 45 тыс. При этом указывается, что в период с 1 января по 31 марта 2004 года ежедневные потери иракцев составляли приблизительно 26 человек, а с 29 августа по 16 сентября 2005-го (накануне референдума по конституции страны) - 64 человека. Количество нападений боевиков иракского сопротивления на коалиционные силы возросло с 200 случаев в неделю в 2004 году до 650 в 2005-м. По мнению корреспондента агентства Рейтер, Пентагон скрывает истинное положение дел с потерями среди иракцев. На открытом сайте дана информация только о том, что 80 % всех нападений направлено непосредственно против подразделений коалиции, однако умалчивается, что 80 % потерь при этом приводится на иракскую сторону. Необходимо отметить, что в связи с отсутствием в Ираке четко налаженной системы учета потерь среди данной категории населения, а также отсутствия заинтересованности официального Багдада и многонациональных сил в достоверном подсчете погибших весьма вероятно, что реальная цифра потерь среди гражданских лиц, с учетом умерших от ран и болезней, может быть в несколько раз больше. Так, в октябре 2004 года в одном из английских журналов приводились данные о том, что в период с марта 2003 по сентябрь 2004 года погибло 98 тыс. человек. Число раненых колеблется от 100 до 120 тыс. человек.

В ходе проведения в Ираке американскими войсками поисковых операций в домах нередко проводятся обыски с использованием собак, досматриваются все помещения, включая подвалы и чердаки, а также бытовые предметы. Такие действия обычно заканчиваются общим погромом. В случае обнаружения запрещенных к хранению оружия, взрывчатых веществ и иных предметов, которые могут косвенно указывать на причастность их владельца к подрывной деятельности, мужская часть жителей данного дома немедленно арестовывается и впоследствии отправляется в лагерь для содержания военнопленных. При этом оставшиеся члены семьи даже не извещаются об аресте и о том, где будет находиться их родственник.

Имели место факты уничтожения зданий, в которых были обнаружены тайники с оружием, с применением по ним авиационных средств поражения в качестве меры наказания и устрашения. В случае оказания иракцами неповиновения в ходе зачисток американские военнослужащие подвергают их избиению, а при попытках бегства стреляют без предупреждения. При оказании со стороны иракцев вооруженного сопротивления подразделения ВС США немедленно открывают огонь на поражение по жилым кварталам из всех видов оружия, уничтожая в том числе и мирных жителей.

За время ведения войны на Ирак были сброшены тысячи бомб, которые нанесли ощутимый ущерб системе водоснабжения, канализации и другим элементам инфраструктуры. Хрупкая
экологическая система пустыни была нарушена в результате использования тяжелой гусеничной и колесной техники во время боевых действий и в ходе сооружения баз ВС США. На восстановление окружающей среды в этом регионе после завершения войны потребуется продолжительное время. Предполагается, что по меньшей мере 12 млн мин и фрагментов снарядов, которыми начинена территория Ирака, до сих пор не обезврежены.

 

P.S.  В пропагандистском обеспечении военной кампании США в Ираке происходит ощутимая перестановка акцентов. На смену прежним лозунгам, смысл которых сводился к "войне до победного конца", все чаще приходит признание того, что американским войскам пора начинать думать о возвращении на родину. Формальным основанием для этого служит неизвестно откуда взявшаяся уверенность в том, что иракцы и сами уже почти готовы взять на себя ответственность за обеспечение безопасности в своей стране. 28 ноября 2005 года официальный представитель Пентагона Лэрри Дирита заявил журналистам, что, хотя никаких решений пока не принято, в стране сформировался "более или менее растущий консенсус" относительно того, что в 2006 году можно будет начать сокращение основного (а не вспомогательного, направленного для укрепления режима безопасности во время декабрьских выборов) 140-тысячного контингента американских ВС в Ираке.

Как известно, поначалу вторжение в эту страну пользовалось в США широкой поддержкой населения и политической элиты. Теперь, однако, большинство избирателей и все больше политиков называют его ошибкой и призывают к выводу войск. Перелом происходил постепенно под воздействием многих факторов, начиная с еще довоенного провала разведки с ее данными об иракских оружейных программах. Необходимо еще вспомнить и выступление верховного главнокомандующего - президента США на борту авианосца "Авраам Линкольн" на фоне плаката "Миссия выполнена!" - спустя полтора месяца после начала операции, не окончившейся и по сей день. Имел место и скандал в багдадской тюрьме "Абу-Грейб", после которого выяснилось, что "освободители" пытают и убивают узников в военных застенках.

По убеждению известного американского публициста Сеймура Херша и многих других аналитиков, высший генералитет просто боится докладывать президенту об истинном положении дел и именно позицию военных излагал 17 ноября 2005 года на Капитолийском холме один из самых уважаемых членов конгресса США - демократ из Пенсильвании Джон Мэрта, бывший морской пехотинец и кавалер многих боевых наград, заявивший: "Наши войска сделали все, что им было поручено, и США больше ничего не могут добиться в Ираке военными средствами, ПОРА ВЕРНУТЬ ИХ ДОМОЙ".

Позже в президентских речах зазвучала новая ключевая фраза: "По мере того как разворачиваются иракцы, мы будем сворачиваться".

На оперативном брифинге некоего подполковника Фреда Уэлмана в конце ноября в Багдаде вдруг выяснилось, что в Ираке насчитывается уже примерно 130 батальонов местной армии и полиции, сражающихся с боевиками, причем около 45 из них играют "лидирующую роль". Однако, по заявлению одного из военных обозревателей, последняя цифра примерно впятеро выше той, что называлась на брифинге 7 ноября генерал-лейтенантом Дэвидом Петреусом, непосредственно отвечавшим за подготовку иракских сил, и вдесятеро - прозвучавшей 5 октября. Между тем Ф. Уэлман сообщил еще и о многократном увеличении числа иракских подразделений, отвечающих за собственные "боевые участки", и об уходе американцев с 30 "передовых операционных баз" в Ираке, 16 из которых были переданы иракским "товарищам по оружию".

Уход американцев из Ирака, похоже, действительно становится главным на повестке дня. Правда, уход сухопутных сил должен компенсироваться авиацией США, но при этом, по мнению командования ВС страны, потери американской стороны хотя и уменьшатся, однако "общий уровень насилия и число гибнущих иракцев возрастут, если не будет установлен жесткий контроль над тем, кто и что подвергает бомбардировкам на территории этой ближневосточной страны".

1 декабря 2005 года Белый дом распространил 35-страничный документ под названием "Национальная стратегия достижения победы в Ираке". В нем в тезисной форме излагается план администрации Буша по завершению военной миссии в этой стране, но не указывается, когда такое произойдет. В докладе подчеркивается: "Нереалистично ожидать, что всего через три года после свержения Саддама Хусейна в стране установится демократия, способная наносить поражение врагам", и дано разъяснение, кто относится к разряду "врагов" - это иракцы, отвергающие демократические реформы, сторонники Хусейна, террористы и их пособники.

В "стратегии" закреплено три периода "достижения победы" - ближайший, среднесрочный и долгосрочный. В ближайший период в Ираке должен наблюдаться "прогресс в противостоянии
террористам, создании демократических институтов и формировании сил безопасности". В среднесрочной перспективе страна должна быть готова уже самостоятельно уничтожать террористов и обеспечить свою безопасность, ею должно управлять конституционное правительство и необходимо будет сделать шаги для экономического возрождения. В долгосрочной перспективе Ирак должен стать мирной и единой страной, не представляющей опасности для других государств, полностью интегрированной в международное сообщество и ведущей борьбу в качестве партнера с терроризмом.

В рамках реализации этого плана, указывается в документе, США уже подготовили примерно 212 тыс. иракских военнослужащих, экономика уже восстанавливается. В докладе отмечается: "Мы ожидаем, но не можем гарантировать, что количество наших войск в Ираке в следующем году изменится, по мере того как будут достигнуты успехи в политическом процессе и подготовке иракских сил безопасности".

Как сообщили 1 декабря 2005 года источники в Пентагоне, иракские силы еще далеко не готовы обеспечивать безопасность в собственной стране, что сделало бы возможным вывод оттуда войск США. в настоящее время к самостоятельным действиям, без американской поддержки полностью готов лишь один иракский батальон (примерно 700 военнослужащих), из 100 армейских батальонов лишь треть способны играть активную роль в военных операциях, да и то лишь при поддержке с американской стороны. Остальные батальоны годны лишь на вспомогательные действия при американских подразделениях.

Но реальную проблему, сообщила телекомпания Эн-би-си, представляет собой даже не иракская армия, а полиция. По признанию американских специалистов, правительство Ирака не имеет реального контроля над многими полицейскими подразделениями. Они или находятся под сильным влиянием шиитских военных формирований, или же, по сути, превратились в такие формирования, которые подозреваются в убийствах и пытках суннитов - приверженцев иного течения в исламе. Кроме того, до американцев доходят сведения о повальной коррупции в рядах иракской полиции.

Таким образом, подчеркивают американские эксперты, обеспечение надежности и боеспособности местных сил безопасности становится одним из важнейших приоритетов в политике США в отношении Ирака. По признанию Белого дома, выполнение данной задачи требует "времени и терпения". Это означает, что американцам еще довольно долго придется ждать возвращения своих войск из Ирака.

Зарубежное военное обозрение. 2006, №1, С. 12-22

Категория: Ирак 2003- | Добавил: pentagonus (02.04.2016) | Автор: Полковник В. Николаев

Просмотров: 725 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов