Перспективные системы отображения информации на летательных аппаратахПолковник О. Михайлов В настоящее время ряд зарубежных кампании и исследовательских институтов выполняют НИОКР по интеграции систем отображения информации (СОИ) на летательных аппаратах с системами управления. Специалисты американской компании "Гармин интернэшнл" (Garmin International) проводят работы по внедрению в бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) современных самолетов технологий, реализованных при создании сенсорных экранов сотовых телефонов и портативных компьютеров. Проверка разработок будет выполняться на самолетах "Хонда Джет" и "Пайпер Джет", оснащенных СОИ типа G3000, которая отличается тем. что в дополнение к трем широкоформатным жидкокристаллическим экранным индикаторам (ЖК ЭИ, по одному основному для члена экипажа и общий средний) в кабине установлены сенсорные ЭИ-системы самолетовождения с органами управления (меню), аналогичными ПЭВМ. это позволило отказаться от кнопок, переключателей и клавишей в пользу интуитивного управления БРЭО (навигация, связь, звуковые сигналы (речевой информатор) и метео-РЛС), а также обеспечило выполнение других функций. С мая 2009 года при финансировании со стороны Европейского союза реализуются 30-месячные НИОКР по созданию опытного образца СОИ, в котором приборная доска и центральный пульт управления представляют единый экран. В программе создания так называемой полиэкранной интерактивной системы индикации кабины экипажа ODICIS (One Display for Cockpit Interactive Solution) в рамках развития человеко-машинного интерфейса HMI (Human-Machine Interface) принимают участие девять фирм и научно-исследовательских организаций из семи европейских стран во главе с французской компанией "Талес авионикс".
Полиэкран характеризуется минимально возможным (с точки зрения развития современных технологий) расстоянием между отдельными индикаторами. Изображение на единой поверхности формируется проектором, разработанным по технологии изготовления ЭИ на элементах ДМД (DMD - Digital Mieromirror Device) или структурах "жидкий кристалл на кремнии" LCoS (Li-quid-Crystal-on-Siliconc). В отличие от традиционной приборной доски и пультов управления полиэкран для улучшения эргономики может быть изогнут с учетом особенностей конструкции кабины Полиэкранная система предназначена прежде всего для решения трех основных вопросов: Решение этих вопросов позволит повысить эффективность работы экипажа и безопасность полетов. В числе потенциальных преимуществ эксперты называют также более низкую стоимость как самого оборудования, гак и его технического обслуживания. Программа ODICIS ориентирована на достижение технологический готовности разработки через три-четыре года. Полиэкранной системой индикации с цифровой проекционной установкой и двойным резервированием планировалось оснастить разрабатываемый в настоящее время истребитель пятого поколения F-35 "Лайтнинг-2". Однако требуемые технологии не были созданы в срок, и он был оснащен отдельными близко расположенными сенсорными ЭИ, которые функционируют по аналогии с единым экранным пространством. За последние семь лет под патронажем управления перспективных разработок и исследований министерства обороны США (ДАРПА) американская корпорация "Юниверсал дисплей" заключила с научно-исследовательскими организациями МО США ряд контрактов на разработку собственных технологий создания ЗИ В их основе лежат органические светодиоды OLFD (Organic Light-Emitting Diode), которые по сравнению с ЖК ЭИ имеют более высокие цветовой диапазон, контрастность и быстродействие. На основе органических светодиодов возможно создание гибких дисплеев для замены, например, используемых в настоящее время летчиками печатных карт полета и контрольных листов. В частности, по контрактам с сухопутными войсками и ВВС США компания "Юниверсал дисплей" совместно с "LG текнолоджи" и "L-З коммюникейшнз" ведет работы по внедрению технологий органических светодиодов с активной матрицей в опытные образцы гибких дисплеев на подложке из металлической фольги. В рамках контракта, заключенного в июне 2009 года промышленные компании поставляют ВВС США опытные образцы переносных полноцветных дисплеев размером по диагонали 152 мм. Такие - сворачиваемые в рулон - ЭИ безопасны при катапультировании. Сухопутные войска США. кроме того, финансируют работы по созданию дисплеев, закрепляемых на запястье. Как отмечают зарубежные специалисты, еще одной технологией, которая в скором времени найдет применение в авиации, будет сотовая широкополосная система связи четвертого поколения со скоростью передачи данных свыше 100 Мбит/с. Разработчики БРЭО полагают, что такая система в диапазоне 700 МГц, которую основные провайдеры беспроводной связи планируют развернуть в 2010-2011 годах, позволит улучшить информационный обмен в реальном времени между наземными службами и воздушными судами, обеспечивая возможность передавать на землю полетные данные и принимать на борт различные модификации программного обеспечения. Смотрите также | |||||
| |||||
Просмотров: 3805 | | |
Всего комментариев: 0 | |