search
menu
person

NEWS AND UDATES


К выводу войск США и НАТО из Афганистана (2021)

К выводу войск США и НАТО из Афганистана

Полковник С. Иванов,
ведущий научный сотрудник
Центра международной безопасности ИМЭМО РАН

Соединенные Штаты под предлогом борьбы с силами международного терроризма направили свой воинский контингент в Исламскую Республику Афганистан (ИРА) еще в начале октября 2001 года в рамках военной операции "Несокрушимая свобода" (Enduring Freedom). Непосредственным предлогом для вмешательства Вашингтона во внутриафганские дела послужил масштабный террористический акт 11 сентября 2001 года1. Тогда лидеры движения "Талибан", захватившие власть в Афганистане в 1996 году, отказали США в выдаче террористов "Аль-Каиды".

Вначале Вашингтон и Великобритания действовали в ИРА без согласования с Советом Безопасности ООН, квалифицировав свое военное вмешательство в эту страну "как реализацию права на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН". Американо-британская группировка вначале насчитывала около 55 тыс. военнослужащих. В течение первых двух-трех месяцев борьбы с отрядами движения "Талибан" американское командование тесно взаимодействовало с так называемым Северным альянсом (таджики, узбеки, шииты-хазарейцы), которые не приняли власть талибов и оставались в оппозиции к ней. А с декабря 2001 года, когда главой переходной афганской администрации был назначен американский пуштун Хамид Карзай, Вашингтон стал союзником нового коалиционного афганского правительства. К этому времени вооруженным силам (ВС) США удалось с помощью сил Северного альянса разгромить все основные группировки талибов, уничтожить их авиацию, бронетанковые войска, артиллерию, рассеять и загнать остатки боевиков в труднодоступные пещеры Тора-Бора2 и в приграничные с Пакистаном районы.

Исламская Республика Афганистан, находясь в центре Азии и занимая выгодное стратегическое положение, остается местом столкновения интересов мировых и региональных держав

Чтобы придать легитимность своей военной операции, США инициировали принятие резолюции № 1386 СБ ООН от 20 декабря 2001 года, предусматривавшей создание Международных сил содействия безопасности в Афганистане (МССБ). Поначалу зона их ответственности распространялась только на Кабул, но со временем на все другие провинции страны. Первым командующим МССБ стал британский генерал Джон Макколл, а с 2007 по 2014 год этот пост занимали американские военные. В общей сложности за период с начала военной операции в 2001 году и до конца 2015-го в состав МССБ входили подразделения вооруженных сил 50 стран мира (28 НАТО и 22 партнеров альянса), наиболее крупным из них являлся воинский контингент США. Максимальная численность МССБ достигала 132,5 тыс. военнослужащих (в том числе 90 тыс. американцев).

МССБ оказывали помощь правительству Афганистана в проведении президентских и парламентских выборов, обеспечивали деятельность Кабульского международного аэропорта, содействовали руководству страны в создании национальной армии и реформировании органов безопасности. В то время как МССБ сосредоточили усилия на стабилизации и безопасности, часть контингента США, не входящая в состав коалиции, продолжала осуществлять операции по поиску и ликвидации отрядов талибов и "Аль-Каиды" в рамках операции "Несокрушимая свобода". 2 мая 2011 года американским спецназовцам удалось ликвидировать в Пакистане руководителя "Аль-Каиды" Усаму бен Ладена.

Американцы и их партнеры по МССБ учли опыт военной операции СССР 1979-1989 годов в этой стране и старались непосредственно не втягиваться в гражданскую войну в Афганистане. Военные операции проводились в основном силами ВВС, войск специального назначения и, как правило, точечно против террористических группировок.

При этом жертв среди гражданского населения и разрушения населенных пунктов им избежать не удалось.

В целом американцы старались не подменять собой местную армию, полицию, обороняли лишь свои позиции, базы, места дислокации войск и наиболее важные стратегические объекты, такие как дорога на Кабул. Это объясняет сравнительно небольшие потери американцев почти за двадцать лет войны, которые оказались гораздо меньше советских (примерно 2,3 тыс. человек убитых и около 20,7 тыс. раненых). Вместе с тем общие расходы США на военную операцию, гуманитарные цели и поддержку властей в Кабуле превысили 2 трлн долларов.

В Вашингтоне заговорили о необходимости поэтапного сокращения своего военного присутствия в Афганистане еще в 2009 году во времена президентства Б. Обамы, который заявлял о намерении вывести 33 тыс. американских военнослужащих из этой страны уже к лету 2012 года. По мере разгрома основных ячеек "Аль-Каиды" и снижения террористической угрозы со стороны движения "Талибан" с июля 2011 года начался постепенный вывод войск коалиции из Афганистана. Б. Обама декларировал, что США полностью передадут силам безопасности страны обязанности по обеспечению безопасности в стране до конца 2014 года. Президент при этом не скрывал, что рассчитывает на возможные договоренности с лидерами талибов и пакистанским руководством о гарантиях безопасности для центральной власти в Кабуле.

В соответствии с решениями НАТО в сентябре 2014 года операция МССБ завершилась, и 1 января 2015 года на территории Афганистана была развернута учебно-тренировочная миссия альянса с названием "Решительная поддержка".

Основное бремя военного противостояния талибам с этого времени полностью легло на плечи афганской армии и местных силовых структур. Но, как показали последующие события, Б. Обаме не удалось договориться с талибами и Исламабадом и, соответственно, вывод войск США из Афганистана был заморожен.

С приходом в Белый дом Д. Трампа идея сокращения военного присутствия США за рубежом стала доминировать во внешней политике Вашингтона. Президенту удалось несколько сократить численность американских военнослужащих на юге и северо-востоке Сирии и в ряде районов Ирака. Продолжились переговоры американских представителей и с лидерами талибов, однако наиболее радикальные группировки движения "Талибан" продолжали террористическую деятельность против афганских правительственных структур и войск НАТО, что неоднократно срывало проведение мирных переговоров.

Только после нескольких лет весьма сложных переговоров в столице Катара Дохе 29 февраля 2020 года между Соединенными Штатами и движением "Талибан" было подписано мирное соглашение. В нем "Талибан" обозначен как "Исламский эмират Афганистан", предусматривается, что боевики движения сложат оружие и прекратят террористическую и военную деятельность, а США, в свою очередь, будут воздерживаться от применения военной силы. Более того, талибы дают гарантии, что с территории Афганистана не будет исходить угроза американским интересам и их союзников не только со стороны их движения, но и от других радикальных исламистских группировок типа "Аль-Каиды" и "Исламского государства" (запрещены в РФ).

Вывод войск США и их союзников по НАТО из Афганистана планировалось осуществить в течение 14 месяцев после подписания документа (безусловно, при соблюдении условий соглашения "Талибаном"). Вашингтон намеревался сократить группировку своих войск в ИРА с 13 тыс. до 8,6 тыс. военнослужащих уже в течение первых 135 дней в зависимости от выполнения талибами своих обязательств, а воинский контингент каждой из стран коалиции планировалось сократить пропорционально.

Вместе с тем некоторые представители Пентагона посчитали весьма опасным и проблематичным вывод всех американских войск из Афганистана к 1 мая 2021 года. По их оценкам, это могло бы привести к новой фазе гражданской войны в республике, терактам против объектов США и их союзников. Также они указывают, что этого времени не достаточно, чтобы покинуть Афганистан к указанной дате без серьезных проблем, поскольку вывод войск потребует уничтожения дорогостоящего секретного оборудования и сокращения дипломатического персонала в посольстве в Кабуле.

В соответствии с мирным соглашением, США обязуются также отменить санкции против движения "Талибан" и исключить их из списка террористических организаций. Кроме того, в соглашении указывается о последующих переговорах с остальными членами СБ ООН, чтобы последние также провели аналогичное исключение представителей "Талибан" из списков запрещенных организаций.

Афганское правительство должно было освободить до 5 тыс. заключенных талибов в обмен на 1 тыс. военнослужащих, удерживаемых талибами. Вашингтон обязался в дальнейшем не вмешиваться во внутреннюю политику страны, однако намерен и дальше направлять средства для обучения, консультирования и оснащения силовых структур Афганистана.

В четырехстраничном соглашении имеются и другие пункты, не исключены и какие-либо секретные договоренности между сторонами, в частности, по мерам безопасности американских и натовских солдат во время вывода войск.

Пока говорить о прочности и реалистичности достигнутого в Дохе соглашения преждевременно. Прямые переговоры между "Талибаном" и правительством ИРА в рамках межафганского диалога все еще находятся на стадии согласования лишь повестки дня, поэтому вероятность возобновления между ними новых масштабных боевых действий сохраняется.

Противники мирного соглашения находятся среди радикального крыла талибов и в правительственных кругах в Кабуле. Не скрывают своих опасений в связи с возможным усилением пуштунского большинства в стране лидеры Северного альянса и другие этнические меньшинства. Свою лепту в срыв соглашения пытаются внести и боевики "Исламского государства", просочившиеся в Афганистан из Ирака и Сирии. Они провоцируют радикально настроенных талибов на продолжение вооруженной борьбы с центральными властями и готовят новые теракты.

Не способствовала реализации соглашения Вашингтона с талибами в обозначенные сроки и смена команды в Белом доме. Как известно, Джо Байден еще в период своей выборной кампании неоднократно заявлял о более осторожном подходе к сокращению военного присутствия США за рубежом. Однако 25 марта 2021 года на пресс-конференции он в целом подтвердил приверженность новой администрации к заключенному ранее с движением "Талибан" соглашению. При этом президент отметил, что Вашингтону будет не так просто вывести свои войска из Афганистана в июле с. г. по тактическим соображениям, однако до конца 2022 года они там вряд ли останутся.

Он также подчеркнул, что США проводят консультации со своими союзниками по НАТО, чтобы определить дальнейший план скоординированных действий. По данным штаб-квартиры альянса в Брюсселе, всего в Афганистане по состоянию на конец апреля 2021 года находилось около 10 тыс. натовских военнослужащих, из них 2,5 тыс. американцев.

Накануне 23 марта 2021 года, генсек НАТО Й. Столтенберг заявил, что министры иностранных дел 30 стран - участниц альянса тоже пока не приняли решения по вопросу сроков вывода своих войск из Афганистана. Дискуссия о проблеме вывода войск из этой страны стала одной из главных тем встречи глав МИД 30 стран НАТО, которая проходила 23-24 марта в Брюсселе. По мнению экспертов альянса, военная ситуация в Афганистане остается крайне напряженной, некоторая часть группировок талибов не скрывает активной подготовки к наступательным операциям против правительственных сил летом 2021 года. При этом отмечалось, что ресурсов для сохранения или наращивания численности воинских контингентов НАТО в этой стране нет по причине всеобщей усталости в государствах альянса от афганской кампании, а также из-за тяжелых финансово-экономических последствий пандемии коронавируса.

Что же касается президента Джо Байдена, то он намерен не только и дальше согласовывать свои последующие действия в Афганистане с партнерами по НАТО, но и увязывать сроки окончательного вывода войск США из республики с реализацией стратегии 2019-2025 годов по сотрудничеству со странами Центральной Азии (ЦА), которая включает в себя следующие задачи: снижение уровня террористических угроз в регионе; расширение помощи и поддержки стабильности в Афганистане; содействие развитию взаимовыгодных связей между странами ЦА и ИРА.

В рамках этой стратегии Дж. Байденом было анонсировано 7 января 2021 года создание Центральноазиатского инвестиционного партнерства между США, Казахстаном и Узбекистаном с намерением привлечь до 1 млрд долларов для частных проектов в течение ближайших пяти лет. Скорее всего, сохранится и формат сотрудничества "С5+1" с проведением регулярных встреч и консультаций между всеми пятью странами Центральноазиатского региона и США для обсуждения наиболее важных проблем. Администрация Белого дома ожидает прежде всего от Ташкента активизации всех сфер деятельности на афганском направлении, в частности развития трансграничной торговли и ужесточения контроля за границей. Актуальным остается борьба с наркотрафиком и противодействие радикальным исламистским группировками типа "Исламского государства". Вашингтон намерен также всячески расширять двустороннее американо-узбекское военное и военно-техническое сотрудничество.

Важным направлением для внешней политики Вашингтона в Центральной и Южной Азии становится развитие стратегических региональных коммуникаций. 2 февраля 2021 года под патронажем США в Ташкенте состоялось заседание трехсторонней рабочей группы высокого уровня по реализации проекта строительства железной дороги "Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар". По итогам мероприятия была подписана совместная "Дорожная карта" по реализации проекта, отражающая ключевые договоренности, достигнутые в ходе мероприятия.

По мнению американских экспертов, реализация этого проекта создаст уникальные возможности для обеспечения мира и стабильности в Афганистане, стимулирования поступательного экономического роста этой страны за счет создания десятков тысяч новых рабочих мест и формирования условий для освоения богатых запасов полезных ископаемых (меди, олова, цинка, железной руды, мрамора, гранита, травертина и других) вдоль маршрута пролегания железной дороги. Очевидно, что американские и другие западные компании при гарантиях безопасности будут заинтересованы в инвестировании в проекты по добыче афганских полезных ископаемых.

Судя по последним заявлениям американской администрации, Вашингтон все же намерен продолжить вывод своих войск из Афганистана, чтобы завершить его в июле с. г. Президент Джо Байден при этом подчеркивает, что войска США выполнили поставленную задачу по разгрому сил международного терроризма и теперь нет угрозы национальной безопасности с афганского направления. В ИРА может остаться лишь ограниченный контингент ВС США и частных военных компаний для защиты посольства и других загранучреждений. Кроме этого, в регионе останется на боевом дежурстве атомный авианосец, туда же направят дополнительно несколько стратегических бомбардировщиков.

Представитель Пентагона также сообщил, что часть вооружений и военной техники группировки американских войск будет передана властям в Кабуле, другую часть вывезут в США.

При этом официальный Кабул надеялся, что американский воинский контингент и страны НАТО при выходе из Афганистана оставят афганской армии боевую технику и оружие для противостояния боевикам движения "Талибан". Не исключается, что США отдадут афганцам часть вооружения, оставшегося в стране после окончания операции международных сил в текущем году, но американской боевой техники в стране не так много и она оснащена технологиями, которые США вряд ли захотят передать в руки афганцев.

Таким образом, смена администрации Белого дома вряд ли отразится на его внешнеполитическом курсе на афганском направлении. Решение предыдущих администраций о сокращении военного присутствия США в Афганистане будет и дальше осуществляться, скорее всего, в тесной увязке с выполнением талибами всех пунктов соглашения, подписанного в Дохе, и с действиями других стран НАТО. Многое также будет зависеть от результатов межафганского диалога (Кабул - "Талибан") и политики пакистанского руководства. Вашингтон намерен переложить бремя ответственности и расходов на поддержание стабильности и безопасности в этой стране на афганские власти и своих региональных партнеров (Пакистан, Узбекистан, Турция). Что же касается окончательных сроков вывода иностранных войск из республики, то не исключено, что они будут сдвигаться в сторону их продления. Именно так действуют США в Сирии и Ираке, где они не раз заявляли о выводе своих военнослужащих из этих стран, но под различными предлогами не только сохранили там свое военное присутствие, но и периодически наращивают его. На этом фоне ряд западных экспертов также полагают, что после ухода американцев из Афганистана правительство без иностранной поддержки долго не продержится и будет смещено талибами, независимо от того, оставят им или нет Соединенные Штаты и их страны-союзники вооружение и технику.

1 11 сентября 2001 года в США боевики террористической организации "Аль-Каида" (запрещена в РФ) захватили четыре пассажирских самолета, направив два из них на башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, а два других - на Пентагон и, предположительно, на Белый дом или Капитолий. Все самолеты, кроме последнего, достигли целей, в результате этих терактов погибло около 3 тыс. человек из 92 стран мира.

2 Укрепрайон Тора-Бора - комплекс пещер в труднодоступном горном массиве на востоке Афганистана в провинции Нангархар. Представляет собой лабиринт тоннелей протяженностью 25 км, уходящих на глубину до 400 м.

Зарубежное военное обозрение. - 2021. - №8. - С. 19-24

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (19.08.2021) | Автор: Полковник С. Иванов
Просмотров: 97 | Теги: С. Иванов, Афганистан-жертвы, Афганистан, Афганистан--вывод | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar