search
menu
person

NEWS AND UDATES


Программы США по созданию автономных необитаемых надводных и подводных аппаратов (2022)

Программы США по созданию автономных необитаемых надводных и подводных аппаратов

Н. Железняк,
И. Береговая

Реальность выполнения планов кораблестроения – один из основных показателей реализации положений "Стратегии национальной безопасности США". Военно-морская мощь может быть обеспечена за счет усовершенствования корабельного состава, повышения боевой мощи каждого корабля, уровня укомплектованности военнослужащими и их подготовки, а также оснащенности передовыми системами связи и управления. Сбалансированное развитие этих составляющих, подкрепленное необходимым финансированием, должно способствовать выполнению намеченных планов.

В связи с этим в американских ВМС продолжается финансирование как текущих, так и долгосрочных программ строительства боевых кораблей и вспомогательных судов различных классов.

В соответствии с 30-летним планом кораблестроения на 2020–2049 годы руководство ВМС США рассчитывает иметь в составе флота до 355 единиц: 67 атомных многоцелевых подводных лодок (ПЛА), 15 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), 10 атомных многоцелевых авианосцев (АВМА), 108 больших надводных боевых кораблей (крейсеров УРО и эсминцев УРО), 50 малых надводных боевых кораблей (фрегатов и фрегатов УРО), 35 десантных кораблей, а также 70 судов обеспечения.

Большой автономный необитаемый надводный аппарат (тримаран) "Си Хантер"
Сверхбольшой автономный необитаемый подводный аппарат "Вояджер" корпорации "Боинг"
Сверхбольшой автономный необитаемый подводный аппарат "Орка"
Малый АНПА типа Mk 18
Малый автономный необитаемый подводный аппарат типа "РЕМУС-300"

По оценкам бюджетного комитета конгресса США, реализация этого плана потребует больших бюджетных вложений из-за высокой стоимости строительства военно-морской техники. Снижения затрат можно добиться за счет применения роботизированных комплексов (РК), что позволит реконструировать национальные ВМС в короткие сроки и при меньшей их стоимости.

В итоге военно-морские силы смогут значительно сократить собственные расходы.

В американском военном сообществе присутствует и иная точка зрения. Некоторые его представители настаивают на необходимости разрабатывать корабли двойного назначения, которые смогут функционировать в обычном (в ходе повседневной деятельности) и безэкипажном (при выполнении задач повышенной опасности) режимах.

Для оптимизации структуры ВМС США бывший министр обороны Марк Эспер в 2019 году обнародовал план "Бэтл форс-2045" (Battle Force 2045), согласно которому рассматривалась возможность увеличения численности кораблей и судов до 500 единиц и более за счет сокращения количества авианосцев и других боевых кораблей большого водоизмещения с одновременным наращиванием числа кораблей малого водоизмещения, а также РК.

В свою очередь, в 2022 году администрация Дж. Байдена представила альтернативный план, в соответствии с которым рост численности корабельного состава достигается путем сокращения количества больших и малых боевых кораблей с одновременным наращиванием численности танкодесантных кораблей и автономных необитаемых подводных (АНПА) и надводных (АННА) аппаратов.

Руководство американских ВМС реализует программу по созданию морских РК в рамках концепции "новой архитектуры флота" (New Fleet Architecture). В соответствии с действующей структурой надводных сил флота на каждые 10 боевых надводных кораблей малого водоизмещения должно приходиться 20 единиц большого (то есть соотношение 2 : 1) без учета роботизированных систем. При новой архитектуре такое соотношение будет обратным: на 10 кораблей большого водоизмещения будет приходиться 20 малого (1 : 2), а также 30 больших и 40 средних АННА. Архитектура надводных сил поменяет формулу с "20 + 10 + 0 + 0" (30 надводных боевых кораблей с экипажами) на "10 + 20 + 30 + 40" (30 аналогичных кораблей и 70 РК).

Реализация нового плана по созданию безэкипажных аппаратов будет зависеть от надлежащего финансирования флота. Командование американских ВМС проявляет большой интерес к роботизированным комплексам военного назначения. Предложения по их созданию опираются на результаты предварительных проектных работ, проделанных управлением стратегических исследований (Strategic Capabilities Office – SCO) Пентагона в рамках проекта "Оверлорд" (Overlord), о котором впервые стало известно в 2017 году.

Проект "Оверлорд" – отдельная программа по созданию "новой архитектуры флота". В соответствии с ней в 2020 году была завершена разработка двух типов РК для ВМС:
– средние АННА (Medium Unmanned Surface Vehicle – MUSV) длиной от 12 до 50 м, в основном оснащенные системами наблюдения, разведки и радиоэлектронной борьбы;
– большие АННА (Large Unmanned Surface Vehicle – LUSV) длиной 60–90 м и водоизмещением 2000 т;
– сверхбольшие АНПА (Extra Large Unmanned Undersea Vehicle – XLUUV), оснащенные модульным боевым отсеком, длиной более 25 м и дальностью действия до 12 тыс. км.

На реализацию этого проекта МО США выделяет значительные средства. Всего на программы создания АННА и АНПА (MUSV, LUSV и XLUUV) в период с 2020 по 2024 год будет потрачено около 4,5 млрд долларов, в том числе на большие безэкипажные (LUSV) – 2,7 млрд, средние (MUSV) – 0,2 млрд, сверхбольшие (XLUUV) – 0,8 млрд и на разработку новых технологий еще 0,8 млрд долларов.

Управление перспективных исследований министерства обороны США (DARPA) в 2010 году передало управлению военно-морских исследований ВМС проект создания большого АННА "Си Хантер" (Sea Hunter). К строительству были привлечены крупнейшие судостроительные компании: "Остал", "Хантингтон ингаллс", "Финкантьери маритайм", "Боллингер", "Локхид-Мартин" и "Гиббс энд Кокс". Основные требования руководства ВМС к компаниям-разработчицам заключаются в том, что роботизированные комплексы должны быть недорогими, высокопрочными, иметь модульную конструкцию, достаточную автономность и оснащаться противолодочным и противокорабельным вооружением, комплексом для ударов по наземным целям, а также находиться в режиме патрулирования несколько месяцев.

Экспериментальный АННА "Си Хантер" спустили на воду в 2016 году.

Строительство велось на судостроительном заводе "Ингаллc шипбилдинг" корпорации "Хантингтон ингаллс".

После проведенных ходовых испытаний "Си Хантер" успешно совершил автономный переход на Гавайские о-ва и обратно, что стало подтверждением достигнутого успеха в создании подобных аппаратов. Длина тримарана более 40 м, ширина главного корпуса 3,35 м, водоизмещение около 140 т, скорость хода достигает 21 уз, автономность – до 90 дней. На нем установлены современные средства навигации и связи. Данные, полученные от РЛС и оптико-электронных приборов, автоматически передаются через спутники на береговой центр контроля и управления, где они обрабатываются и анализируются.

В рамках данного проекта в 2020 году был построен второй АННА – "Си Хантер-2"*. Всего на разработку и постройку двух единиц выделено около 400 млн долларов. С 2021 по 2024 год руководство ВМС разместило заказ на постройку еще восьми таких аппаратов.

С 2019 года реализуется программа разработки и производства первых четырех сверхбольших АНПА типа "Орка" (Orca) на базе "Вояджер" (Voyager) корпорации "Боинг". ВМС США профинансировали разработку и закупку девяти аппаратов в течение 2020–2024 годов. Корпорация сотрудничает с судостроительным заводом "Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг", принадлежащим "Хантингтон ингаллс".

Сверхбольшие безэкипажные подводные аппараты оснастят модульным боевым отсеком, навигационной системой GPS и датчиками глубины, они будут иметь длину до 25,9 м, дальность действия до 12 тыс. км и максимальную глубину погружения до 3000 м. Основные задачи, которые предстоит решать данному аппарату, – обнаружение и уничтожение подводных лодок и надводных кораблей противника, разминирование акватории, установка минных заграждений. Все проектные работы планируется завершить до конца 2022 года.

В рамках реализации программы создания малых АНПА (Small-Class Unmanned Undersea Vehicle, SUUV) с 2020 по 2024 год продолжается финансирование закупок аппаратов типа Мk 18 (различных модификаций) в количестве 135 единиц и 44 малых АНПА типа "РЕМУС" (Remote Environmental Measuring Units).

Мk 18 имеет модульную конструкцию, которая позволяет легко переоборудовать аппарат под решение конкретных задач. Длительность работы около 70 ч на глубине до 600 м. Аппарат может использоваться для поисковых операций с помощью миноискателя, оснащенного гидролокатором.

В 1990 году океанографическим институтом компании "Гидроид", подразделением компании "Хантингтон ингаллс", был разработан первый малый автономный необитаемый подводный аппарат "РЕМУС-100" массой 36 кг. ВМС США использовали его на глубинах до 100 м для гидрографической разведки, а также для обнаружения мин.

Малый АНПА типа "РЕМУС-600" был создан для удовлетворения растущих потребностей флота в аппаратах, обладающих большой глубиной погружения (до 600 м) и автономностью свыше 70 ч. Он имеет модульную систему и оснащен тем же программным обеспечением, что и аппараты типа "РЕМУС-100", благодаря чему легко проводить техническое обслуживание, наладку и анализировать полученные данные.

В феврале 2021 года компания "Гидроид" через подразделение инноваций в оборонной сфере "Дефенс инновейшн" (Defense Innovation Unit) поставила опытный образец аппарата "РЕМУС-300" для оценки американских ВМС в рамках реализации программы создания малых АНПА нового поколения.

"РЕМУС-300" представляет собой компактный автономный необитаемый подводный аппарат, который переносится и применяется расчетом из двух человек. Его диаметр 190 мм, длина 1 850–2 510 мм, масса 36–58 кг (в зависимости от конфигурации). Применяется на глубинах до 305 м.

Обычно "РЕМУС-300" движется под водой со скоростью 3–4 уз, которая может быть увеличена до 8 уз. Модульная открытая архитектура облегчает интеграцию новых полезных нагрузок, датчиков и алгоритмов. Он предназначен для противоминной борьбы, проведения гидрографических исследований, оценки экологической ситуации, поисково-спасательных работ, а также морских исследований.

В бюджете министерства обороны на 2021 финансовый год на разработки и производство малых АНПА было выделено 28 млн долларов до 2025 года.

Таким образом, в рамках реализации концепции "новой архитектуры флота" руководство ВМС США принимает меры по увеличению численности ВМС и корректировке его состава. Планируемая минимальная численность корабельного состава – 355 единиц (без учета АННА и АНПА) неокончательная и в дальнейшем может корректироваться. Министерство ВМС своим запросом на финансирование программ создания роботизированных комплексов в 2020 году подтвердило курс на реконфигурацию национального флота, в которых последним отводится особая роль.

* Другое название "Си Хок" также используется в зарубежных СМИ.

Сравнение количества кораблей, необходимых для решения задач, согласно долгосрочным планам с 2020 по 2049 год

  Количество, единиц
Класс корабля План ВМС 2020–2049 годов План "Бэтл форс-2045" План администрации Дж. Байдена
ПЛА 66 70 66–72
ПЛАРБ 12 12 12–12
АВМА 12 8 9–11
Боевые корабли большого водоизмещения 104 80 63–65
Боевые корабли малого водоизмещения 52 60 40–45
Десантные корабли 38 50 48–63
Суда боевого обеспечения 32 70 56–75
Вспомогательные суда 39   27–29
Итого 355 350 321–372
Автономные необитаемые подводные аппараты 140–240 18–51
Автономные необитаемые надводные аппараты 59–89
Итого 140–240 77–140
Всего 355 500+ 398–512

 

Количество автономных необитаемых надводных и подводных аппаратов, закупленных ВМС США с 2020 по 2024 год, единиц

Программы 2020 2021 2022 2023 2024 Итого

Автономные необитаемые надводные аппараты

Большого водоизмещения 2 2 2 2 2 10

Автономные необитаемые подводные аппараты

Большого водоизмещения 0 1 0 2 0 3
Сверхбольшого водоизмещения 2 2 1 2 2 9
Малого водоизмещения типа Mk 18 27 30 27 27 24 135
Малого водоизмещения типа "РЕМУС-300" 8 12 8 6 10 44
Итого 37 45 36 37 36 191
 

Финансирование программы создания роботизированных комплексов с 2020 по 2024 год, млн долларов

Программы 2020 2021 2022 2023 2024 Итого

Автономные необитаемые надводные аппараты

Среднего водоизмещения (MUSV) 23,9 26,3 30,0 43,0 43,86 161,1
Большого водоизмещения (LUSV) 372,5 535,4 584,3 607,6 638,0 2737,8

Автономные необитаемые подводные аппараты

Сверхбольшого водоизмещения (XLUUV) 182,0 126,1 33,5 229,9 236,0 807,4

Дополнительные ассигнования на технологические разработки

В интересах программ LUSV и MUSV 50,4 199,3 177,3 247,5 132,0 806,5
Всего 628,8 887,0 825,1 1128,0 1049,9 4518,8



    
  Зарубежное военное обозрение. - 2022. - №12. - С. 61-66

Смотрите также
Категория: ВМС | Добавил: pentagonus (29.12.2022) | Автор: Н. Железняк
Просмотров: 144 | Теги: Анна, АПА, Н. Железняк | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar