Программы США по созданию автономных необитаемых надводных и подводных аппаратовН. Железняк, Реальность выполнения планов кораблестроения – один из основных показателей реализации положений "Стратегии национальной безопасности США". Военно-морская мощь может быть обеспечена за счет усовершенствования корабельного состава, повышения боевой мощи каждого корабля, уровня укомплектованности военнослужащими и их подготовки, а также оснащенности передовыми системами связи и управления. Сбалансированное развитие этих составляющих, подкрепленное необходимым финансированием, должно способствовать выполнению намеченных планов. В связи с этим в американских ВМС продолжается финансирование как текущих, так и долгосрочных программ строительства боевых кораблей и вспомогательных судов различных классов. В соответствии с 30-летним планом кораблестроения на 2020–2049 годы руководство ВМС США рассчитывает иметь в составе флота до 355 единиц: 67 атомных многоцелевых подводных лодок (ПЛА), 15 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), 10 атомных многоцелевых авианосцев (АВМА), 108 больших надводных боевых кораблей (крейсеров УРО и эсминцев УРО), 50 малых надводных боевых кораблей (фрегатов и фрегатов УРО), 35 десантных кораблей, а также 70 судов обеспечения. По оценкам бюджетного комитета конгресса США, реализация этого плана потребует больших бюджетных вложений из-за высокой стоимости строительства военно-морской техники. Снижения затрат можно добиться за счет применения роботизированных комплексов (РК), что позволит реконструировать национальные ВМС в короткие сроки и при меньшей их стоимости. В итоге военно-морские силы смогут значительно сократить собственные расходы. В американском военном сообществе присутствует и иная точка зрения. Некоторые его представители настаивают на необходимости разрабатывать корабли двойного назначения, которые смогут функционировать в обычном (в ходе повседневной деятельности) и безэкипажном (при выполнении задач повышенной опасности) режимах. Для оптимизации структуры ВМС США бывший министр обороны Марк Эспер в 2019 году обнародовал план "Бэтл форс-2045" (Battle Force 2045), согласно которому рассматривалась возможность увеличения численности кораблей и судов до 500 единиц и более за счет сокращения количества авианосцев и других боевых кораблей большого водоизмещения с одновременным наращиванием числа кораблей малого водоизмещения, а также РК. В свою очередь, в 2022 году администрация Дж. Байдена представила альтернативный план, в соответствии с которым рост численности корабельного состава достигается путем сокращения количества больших и малых боевых кораблей с одновременным наращиванием численности танкодесантных кораблей и автономных необитаемых подводных (АНПА) и надводных (АННА) аппаратов. Руководство американских ВМС реализует программу по созданию морских РК в рамках концепции "новой архитектуры флота" (New Fleet Architecture). В соответствии с действующей структурой надводных сил флота на каждые 10 боевых надводных кораблей малого водоизмещения должно приходиться 20 единиц большого (то есть соотношение 2 : 1) без учета роботизированных систем. При новой архитектуре такое соотношение будет обратным: на 10 кораблей большого водоизмещения будет приходиться 20 малого (1 : 2), а также 30 больших и 40 средних АННА. Архитектура надводных сил поменяет формулу с "20 + 10 + 0 + 0" (30 надводных боевых кораблей с экипажами) на "10 + 20 + 30 + 40" (30 аналогичных кораблей и 70 РК). Реализация нового плана по созданию безэкипажных аппаратов будет зависеть от надлежащего финансирования флота. Командование американских ВМС проявляет большой интерес к роботизированным комплексам военного назначения. Предложения по их созданию опираются на результаты предварительных проектных работ, проделанных управлением стратегических исследований (Strategic Capabilities Office – SCO) Пентагона в рамках проекта "Оверлорд" (Overlord), о котором впервые стало известно в 2017 году. Проект "Оверлорд" – отдельная программа по созданию "новой архитектуры флота". В соответствии с ней в 2020 году была завершена разработка двух типов РК для ВМС: На реализацию этого проекта МО США выделяет значительные средства. Всего на программы создания АННА и АНПА (MUSV, LUSV и XLUUV) в период с 2020 по 2024 год будет потрачено около 4,5 млрд долларов, в том числе на большие безэкипажные (LUSV) – 2,7 млрд, средние (MUSV) – 0,2 млрд, сверхбольшие (XLUUV) – 0,8 млрд и на разработку новых технологий еще 0,8 млрд долларов. Управление перспективных исследований министерства обороны США (DARPA) в 2010 году передало управлению военно-морских исследований ВМС проект создания большого АННА "Си Хантер" (Sea Hunter). К строительству были привлечены крупнейшие судостроительные компании: "Остал", "Хантингтон ингаллс", "Финкантьери маритайм", "Боллингер", "Локхид-Мартин" и "Гиббс энд Кокс". Основные требования руководства ВМС к компаниям-разработчицам заключаются в том, что роботизированные комплексы должны быть недорогими, высокопрочными, иметь модульную конструкцию, достаточную автономность и оснащаться противолодочным и противокорабельным вооружением, комплексом для ударов по наземным целям, а также находиться в режиме патрулирования несколько месяцев. Экспериментальный АННА "Си Хантер" спустили на воду в 2016 году. Строительство велось на судостроительном заводе "Ингаллc шипбилдинг" корпорации "Хантингтон ингаллс". После проведенных ходовых испытаний "Си Хантер" успешно совершил автономный переход на Гавайские о-ва и обратно, что стало подтверждением достигнутого успеха в создании подобных аппаратов. Длина тримарана более 40 м, ширина главного корпуса 3,35 м, водоизмещение около 140 т, скорость хода достигает 21 уз, автономность – до 90 дней. На нем установлены современные средства навигации и связи. Данные, полученные от РЛС и оптико-электронных приборов, автоматически передаются через спутники на береговой центр контроля и управления, где они обрабатываются и анализируются. В рамках данного проекта в 2020 году был построен второй АННА – "Си Хантер-2"*. Всего на разработку и постройку двух единиц выделено около 400 млн долларов. С 2021 по 2024 год руководство ВМС разместило заказ на постройку еще восьми таких аппаратов. С 2019 года реализуется программа разработки и производства первых четырех сверхбольших АНПА типа "Орка" (Orca) на базе "Вояджер" (Voyager) корпорации "Боинг". ВМС США профинансировали разработку и закупку девяти аппаратов в течение 2020–2024 годов. Корпорация сотрудничает с судостроительным заводом "Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг", принадлежащим "Хантингтон ингаллс". Сверхбольшие безэкипажные подводные аппараты оснастят модульным боевым отсеком, навигационной системой GPS и датчиками глубины, они будут иметь длину до 25,9 м, дальность действия до 12 тыс. км и максимальную глубину погружения до 3000 м. Основные задачи, которые предстоит решать данному аппарату, – обнаружение и уничтожение подводных лодок и надводных кораблей противника, разминирование акватории, установка минных заграждений. Все проектные работы планируется завершить до конца 2022 года. В рамках реализации программы создания малых АНПА (Small-Class Unmanned Undersea Vehicle, SUUV) с 2020 по 2024 год продолжается финансирование закупок аппаратов типа Мk 18 (различных модификаций) в количестве 135 единиц и 44 малых АНПА типа "РЕМУС" (Remote Environmental Measuring Units). Мk 18 имеет модульную конструкцию, которая позволяет легко переоборудовать аппарат под решение конкретных задач. Длительность работы около 70 ч на глубине до 600 м. Аппарат может использоваться для поисковых операций с помощью миноискателя, оснащенного гидролокатором. В 1990 году океанографическим институтом компании "Гидроид", подразделением компании "Хантингтон ингаллс", был разработан первый малый автономный необитаемый подводный аппарат "РЕМУС-100" массой 36 кг. ВМС США использовали его на глубинах до 100 м для гидрографической разведки, а также для обнаружения мин. Малый АНПА типа "РЕМУС-600" был создан для удовлетворения растущих потребностей флота в аппаратах, обладающих большой глубиной погружения (до 600 м) и автономностью свыше 70 ч. Он имеет модульную систему и оснащен тем же программным обеспечением, что и аппараты типа "РЕМУС-100", благодаря чему легко проводить техническое обслуживание, наладку и анализировать полученные данные. В феврале 2021 года компания "Гидроид" через подразделение инноваций в оборонной сфере "Дефенс инновейшн" (Defense Innovation Unit) поставила опытный образец аппарата "РЕМУС-300" для оценки американских ВМС в рамках реализации программы создания малых АНПА нового поколения. "РЕМУС-300" представляет собой компактный автономный необитаемый подводный аппарат, который переносится и применяется расчетом из двух человек. Его диаметр 190 мм, длина 1 850–2 510 мм, масса 36–58 кг (в зависимости от конфигурации). Применяется на глубинах до 305 м. Обычно "РЕМУС-300" движется под водой со скоростью 3–4 уз, которая может быть увеличена до 8 уз. Модульная открытая архитектура облегчает интеграцию новых полезных нагрузок, датчиков и алгоритмов. Он предназначен для противоминной борьбы, проведения гидрографических исследований, оценки экологической ситуации, поисково-спасательных работ, а также морских исследований. В бюджете министерства обороны на 2021 финансовый год на разработки и производство малых АНПА было выделено 28 млн долларов до 2025 года. Таким образом, в рамках реализации концепции "новой архитектуры флота" руководство ВМС США принимает меры по увеличению численности ВМС и корректировке его состава. Планируемая минимальная численность корабельного состава – 355 единиц (без учета АННА и АНПА) неокончательная и в дальнейшем может корректироваться. Министерство ВМС своим запросом на финансирование программ создания роботизированных комплексов в 2020 году подтвердило курс на реконфигурацию национального флота, в которых последним отводится особая роль. * Другое название "Си Хок" также используется в зарубежных СМИ.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 660 | | |
Всего комментариев: 0 | |