Программа закупки новых стратегических транспортно-заправочных самолетов для ВВС СШАКапитан Г. Николаев Министерство обороны США уделяет большое внимание повышению стратегической мобильности национальных вооруженных сил и сокращению времени переброски крупных войсковых и авиационных формирований в любой район земного шара. Наряду с военно-транспортными летательными аппаратами в этих целях широко используются транспортно-заправочные самолеты (ТЗС), применение которых позволяет значительно увеличить радиус действия, дальность перебазирования и время патрулирования самолетов стратегической и тактической авиации. По оценке Пентагона, для обеспечения действий авиационных компонентов всех видов национальных ВС требуется парк заправочной авиации в количестве не менее 500 транспортно-заправочных самолетов. В настоящее время основу американского парка ТЗС составляют машины КС-135 "Стратотанкер" (более 400 единиц), состоящие на вооружении свыше 50 лет. Для их частичной замены с 2001 года реализуется программа КС-Х, предполагающая создание нового многоцелевого летательного аппарата. Его главная особенность – возможность переоборудования в сжатые сроки и в аэродромных условиях из транспортно-заправочного в транспортный вариант и обратно. Выбор прототипов проводился на основе конкурса, в котором участвовали фирмы "Боинг" и "Нортроп-Грумман" с проектами КС-46А "Пегас" (создан на базе лайнера Боинг 767) и КС-45А (разработан на базе широкофюзеляжного лайнера А.330-200 западноевропейского концерна "Эрбас") соответственно. После неоднократных переносов срока принятия решения и пересмотров результатов конкурса в 2011 году головным разработчиком была определена фирма "Боинг". По оценке экспертов, основным фактором, определившим этот выбор, стали меньшие по сравнению с другим образцом масса и габариты КС-46А "Пегас", что позволяет несколько снизить требования к размерам взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и стояночных площадок, прочности покрытия и другим характеристикам аэродромов, а также задействовать инфраструктуру, уже созданную для машин типа КС-135. Производство самолета осуществляется в два этапа. В рамках первого из основных модулей лайнеров Боинг 767 изготавливается транспортный самолет, который имеет усиленный пол грузового отсека, боковой люк, автоматизированное погрузочно-разгрузочное оборудование и доработанную топливную систему. Машина оснащается системой индикации в кабине экипажа. В ходе второго этапа самолеты оснащаются комплектами специализированного бортового радиоэлектронного и внешнего светотехнического оборудования, а также аппаратурой дозаправки в воздухе. На них выполняются конструктивные мероприятия по обеспечению радиационной, бактериологической и химической защиты экипажа и перебрасываемых военнослужащих, защиты бортового оборудования от воздействия электромагнитного импульса, в том числе при применении перспективного СВЧ-оружия.
Все топливо размещается в штатных (крыльевых) баках и дополнительных, монтируемых в случае необходимости в нижнем багажном отсеке. ТЗС оборудованы дополнительными топливоперекачивающими насосами, а также топливоприемником (расположен над кабиной экипажа) и соответствующими топливными магистралями, что позволяет проводить его дозаправку в воздухе. В состав основного топливозаправочного оборудования входит телескопическая балка с системой дистанционного управления, а также центральная станция и два подкрыльевых агрегата заправки. Благодаря этому возможна одновременная дозаправка (в том числе по различным схемам) до трех самолетов авиации всех видов ВС США и стран НАТО. В задней части кабины пилотов расположен пост оператора дозаправки. Он включает четыре экрана, дающих стереоскопическое изображение задней нижней полусферы от семи наружных камер видеонаблюдения. В зависимости от предъявляемых требований при выполнении задач КС-46А "Пегас" может иметь различные конфигурации для перевозки людей и грузов. В транспортном варианте самолета могут размещаться до 19 платформ типа 463-L (2,23 × 2,75 м), предназначенных для перевозки военных грузов, в пассажирском – до 114 человек или комбинация из 10 платформ типа 463-L и 100 человек. В медико-эвакуационной конфигурации предусматривается размещение 54 раненых военнослужащих (24 места для носилок, 30 сидячих мест). В отличие от КС-135 "Стратотанкер" новый самолет оборудован средствами предупреждения о радиолокационном облучении и оптико-электронного противодействия. Кроме того, летательные аппараты оснащены эффективными средствами организации сетевого взаимодействия с наземными пунктами управления и другими источниками тактической информации, что позволит заблаговременно оповещать экипаж о выявленных угрозах и выполнять обход потенциально опасных районов. В связи с недостатками в проектировании дополнительного электрооборудования, а также компонентов топливной системы, летные испытания КС-46А "Пегас" начались с отставанием от намеченных сроков на один год (в сентябре 2015-го). В сентябре 2017 года командование ВВС США опубликовало доклад о текущем состоянии и перспективах реализации программы создания ТЗС KC-46A, в котором указывались недостатки, выявленные в ходе испытаний нового самолета-заправщика. Согласно документу отмечались случаи неустойчивой работы внешних видеокамер, обеспечивающих дистанционное управление телескопической заправочной гибкой балкой. В июне-июле 2018-го проведены летные испытания совместно со стратегическим военно-транспортным самолетом С-17А "Глоубмастер-3". При оценке их совместимости было сделано заключение о наличии существенных недостатков, которые не позволяют использовать КС-46А "Пегас" для решения задач по дозаправке самолетов С-17А без внесения изменений в конструкцию ТЗС. Кроме того, в ходе опытной эксплуатации было отмечено, что штатные средства дозаправки самолета наносят повреждения специальному покрытию, обеспечивающему низкую радиолокационную заметность стратегических бомбардировщиков B-2A "Спирит" и тактических истребителей F-22А "Раптор" ВВС США. В настоящее время на вооружении ВВС США состоят 42 машины KC-46A "Пегас", допущенные к решению задач в ограниченном объеме, а полноценно их сертифицировать (в том числе с подвесными агрегатами заправки) планируется к 2023 году. Всего до 2027-го фирма "Боинг" предполагает поставить 179 самолетов на сумму более 51 млрд долларов. В целом проблемы с вводом в эксплуатацию самолетов КС-46А не являются критичными для Пентагона. Количество готовых к применению ТЗС, таких как КС-135 и КС-10, достаточно для обеспечения действий американской авиации в военных конфликтах различного масштаба. Таким образом, военно-политическое руководство США проводит мероприятия по наращиванию боевых возможностей и обновлению авиапарка стратегических самолетов-заправщиков на более новые, отвечающие современным стандартам ведения боевых действий.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 805 | | |
Всего комментариев: 0 | |