search
menu
person

NEWS AND UDATES


Система разработки бронетанковой техники в США (1976)

Система разработки бронетанковой техники в США

Подполковник-инженер Б. Сафонов.
кандидат технических наук

Милитаристские круги империалистических государств, особенно стран - участниц агрессивного блока НАТО, выступают за продолжение гонки вооружений. Так, конгресс Соединенных Штатов Америки утвердил Пентагону на 1976/77 финансовый год рекордные ассигнования, из которых значительные суммы планируется израсходовать на создание новых и модернизацию существующих систем вооружения.

В США все работы, связанные с разработкой, производством и поставками боевой техники для сухопутных войск, ее оценкой, а также обучением личного состава, ведут два управления, подчиненные министерству армии: командование материально-технического обеспечения (Army Materiel Command - АМС) и командование учебное и научных исследовании по строительству сухопутных войск (Training and Doctrine Command - TRADOC). Последнему подчиняется несколько научно-исследовательских институтов, где проводятся перспективные научные исследования, оценивается влияние новой боевой техники на формы и способы боевых действий, разрабатываются требования к новой технике, а также анализируется возможность се использования н пригодность к применению.

Командование материально-технического обеспечения занимается техническими разработками. Здесь исследуется возможность технического выполнения предъявленных требований и путей их реализации, формулируются и выдаются тактико-технические задания подрядчикам, испытывается и оценивается эффективность образцов. После завершения разработки оно обеспечивает производство и поставки техники в войска. В состав этого командования входят учреждения, расположенные на территории всех штатов. В общей сложности в командовании занято около 160 тыс. человек, 10% - военнослужащие. Непосредственно ему подчинено шесть научно-исследовательских лабораторий, в штате которых около 25 тыс. ученых, инженеров и техников, восемь управлений, шесть из них специализируются по отдельным видам техники. В распоряжении этих управлений - конструкторские бюро, вычислительные центры, лаборатории, производственная база для создания и испытаний опытных образцов.

Программы оснащения сухопутных войск США новыми танками, другими боевыми и транспортными машинами, а также модернизации существующих образцов разрабатываются командованием автобронетанковой техники (Tank Automotive Command - ТАСОМ). Оно уделяет большое внимание информационному обеспечению. Так, введенная единая автоматизированная информационная система обеспечивает хранение, поиск, копирование и передачу технической информации потребителям. С ее помощью разработчики получают необходимую информацию в графической, текстовой и цифровой формах непосредственно на рабочих местах. До внедрения данной системы информация по крупным образцам (например, о боевой машине пехоты) поступала через 4-6 месяцев, а в настоящее время через неделю. При этом в систему введены тактико-технические характеристики всех существующих и создаваемых образцов. После ввода ее в действие командование автобронетанковой техники должно иметь единый банк стандартных и централизованных данных.

Все образцы боевой техники, работа над которыми ведется под руководством автобронетанкового управления, подразделяются согласно принятой в США классификации на три категории. К высшей относятся боевые машины (танки XM1, М60, БМП ХМ723), ко второй - машины тылового обеспечения и другие (военно-транспортный автомобиль ХМ561 и т. д.), к третьей - образцы боевой техники, длительное время состоящие на вооружении и требующие усовершенствования, технического обслуживания и материально-технического обеспечения.

Процесс разработки нового образца бронетанковой техники состоит из нескольких этапов. Он начинается с выработки тактико-технических требовании и публикации министерством обороны "приглашения к разработке" - официального приглашения промышленным фирмам к участию в создании нового образца.

По мнению американских специалистов, при разработке тактико-технических требований целесообразно использовать математические модели многопараметрических систем со сложными внутренними связями. Схема разработки тактико-технических требований к танку в США, основанная на использовании методов анализа систем, показана на рис. 1.

Рис. 1. Схема разработки тактико-технических требований к танку

"Приглашение к разработке" формально может принять любая фирма, однако, как сообщается в американской печати, вследствие высокой конкуренции фактически создание и производство боевых машин сосредоточены в руках нескольких крупных фирм. В процессе работы возникают более или менее устойчивые целевые производственно-коммерческие контакты внутри отрасли, а также межотраслевые связи. Это приводит к появлению и развитию многофункциональных постоянных военно-промышленных концернов и временных национальных и международных объединений.

На этапе "выбора концепции" изыскиваются технические решения, обеспечивающие выполнение предъявляемых требований, ведутся сравнительные испытания предлагаемых подрядчиками вариантов и другие работы, направленные на выбор лучшего образца, который может быть рекомендован для заключительного этапа - разработки образца в полном объеме. В результате выполнения работ на этом этапе программа разработки образца переходит во вторую группу НИОКР.

Характерная особенность программ развития вооружения в США состоит в том, что каждая из них может быть приостановлена или даже прекращена на любом из ее этапов, если министерство обороны или комиссия поставок конгресса сочтут дальнейшую разработку нецелесообразной. Так, в 1971 году по решению конгресса была прекращена разработка танка ХМ803 (МВТ70).

В процессе разработки образцов бронетанковой техники особое место занимают испытания. Они проводятся на протяжении всего жизненного цикла образца (от этапа выбора концепции до оценочных испытаний и мероприятий по модернизации, направленных на продление срока нахождения образца на вооружении). При этом большое внимание уделяется получению объективной информации о боевых и технических характеристиках разрабатываемого образца.

Испытания готовых образцов бронетанковой техники по назначению разделяются на два основных вида: технические и эксплуатационные (в армейских условиях). Первые проводятся для подтверждения соответствия полученной технической конструкции образца заданным тактико-техническим требованиям и целевому предназначению, а также пригодности для боевого применения. Цель вторых - разработка нормативов и руководств по планированию и снабжению. Кроме того, во время испытаний оцениваются возможности боевого применения образца, проводится сбор и накопление данных по опытным изделиям в эксплуатационных условиях, местная проверка промышленных изделий на выполнение фирмами-изготовителями установленных стандартов и т. п.

По методу проведения испытания подразделяются на разработочные, заводские (Development Test - DTI и DT2), осуществляемые подрядчиком при участии заказчика, и оперативные, войсковые (Operational Test - ОТ1 и ОТ2), которые проводит заказчик.

Разработка образцов бронетанковой техники в процессе заводских испытаний сопровождается большим количеством промышленных опытов и технических экспериментов. Основные из них - испытания инженерных конструкций, предназначенные для оценки отдельных конструктивных узлов и материалов; оценка предложений подрядчика; испытания на пригодность, в ходе которых на этапе выбора концепции можно предварительно оценить разработку с военной точки зрения; приемочные испытания, обеспечивающие проверку отдельных требований договора; инженерные испытания, во время которых образцы контролируются с точки зрения технического совершенства, надежности и удобства обслуживания.

С целью координации испытаний оружия и боевой техники в США создано специальное управление во главе с заместителем директора НИОКР. В каждом виде вооруженных сил имеются самостоятельные органы, занимающиеся испытаниями и оценкой. Они же представляют полученные результаты непосредственно командованию соответствующего вида вооруженных сил, а также заместителю директора НИОКР.

В сухопутных войсках задача организации и проведения всех работ, связанных с испытаниями и оценкой эффективности боевой техники, а также координации усилий в этой области возложена на командование испытания и оценки оружия и военной техники (Test and Evaluation Command - ТЕСОМ). Ему подчиняются 15 испытательных центров, расположенных в различных климатических поясах. В системе этого командования занято свыше 15 тыс. сотрудников, в том числе почти одна треть - военнослужащие. ТЕСОМ контролирует соблюдение плана испытаний и исполнение соответствующих предписаний. Командование располагает каталогом с кратким описанием около 1500 применяющихся методов испытаний.

Программа испытаний образцов бронетанковой техники составляется в соответствии с основным планом испытаний, согласуется со всеми организациями - участницами и представляет собой основной руководящий документ. Кроме того, разрабатываются детальные рабочие программы. Они составляются так, чтобы все этапы, включая подготовку отчета, заканчивались через год после поступления образцов и проводились во все времена года. Продолжительность испытаний зависит также от технического совершенства оцениваемой машины. Обычно они проводятся при односменной (ускоренные - при двухсменной) работе испытателей по шесть дней в неделю. Круглосуточные испытания считаются нетипичными потому, что нарушается обычный процесс разогрева и остывания машины, износа и коррозии.

В системе испытаний различают три категории опытных образцов: образцы для испытании, разрабатываемые опытные образцы и серийные опытные образцы.

Первоначально изготовляются макетные образцы, представляющие собой близкий к окончательному вариант изделия. Они ускоренно испытываются на полигоне фирмы-изготовителя или на армейском полигоне, чтобы обнаружить слабые места конструкции на ранней стадии (рис. 2). Эти испытания достаточно обширны по объему и проводятся во всех эксплуатационных зонах. По их результатам дорабатываются образцы, предназначенные для поставки на войсковые оценочные испытания.

Опытные образцы в достаточном количестве (обычно восемь машин) поступают на испытания полностью укомплектованными в течение трех-четырех месяцев.

Стандартные эксплуатационные испытания проводятся на Абердинском полигоне (штат Мэриленд), куда, как правило, поступают по два однотипных образца. Здесь снимаются характеристики разгона и торможения, управляемости, оценивается проходимость (рис. 3), измеряются потери мощности, расход топлива и эксплуатационных материалов. Кроме того, испытываются вооружение и системы управления огнем танков и других боевых машин. Специальная лаборатория инженерной психологии проверяет нагрузки на человека и оценивает совместимость экипажа и машины. В заключение образцы проходят испытания на надежность и долговечность, причем у второго образца основное внимание уделяется анализу причин появления неисправностей.

Для эксплуатационных войсковых испытаний образцы поставляются в Форт-Нокс (штат Кентукки). Там работами руководят опытные военные специалисты, они используют личный состав, которому предстоит эксплуатировать и обслуживать машины в войсках. Кроме эксплуатационных качеств, здесь оцениваются боевые свойства образцов, для чего широко применяется новейшая имитационная аппаратура. Например, в 1973-1974 годах на этом полигоне с помощью имитатора стрельбы "Симфайр" оценивали огневую мощь танков М60А1Е3, М60А2 и боевой разведывательной машины ХМ800.

После испытаний в Форт-Ноксе некоторые образцы поступают в Форт-Беннинг (штат Джорджия), где с участием войск оцениваются их боевые характеристики.

В течение всего года испытываемые образцы проходят проверку также в суровых арктических условиях в Форт-Грили (штат Аляска), в центре тропических испытаний (Форт- Клайтон, зона Панамского канала) и в пустыне на испытательном полигоне Юма (штат Аризона).

В зависимости от боевого назначения опытные образцы подвергаются общим и специальным испытаниям. Так, приспособленность к перевозкам по железной дороге и на десантных судах проверяется в центре по испытанию общего оборудования в Форт-Ли (штат Виргиния): пригодность к использованию в артиллерийских частях в качестве базы для артиллерийской системы или транспортного средства - в управлении артиллерийских частей в Форт-Силл (штат Оклахома); способность к десантированию - на полигоне Форт-Брегг (штат Северная Каролина).

Некоторые особенности существующей в США системы разработки и испытаний образцов бронетанковой техники характеризует процесс создания основного танка 80-х годов ХМ1.

В 1971 году после решения конгресса о прекращении работ по созданию танка ХМ803 (американский вариант танка МВТ70 совместной разработки США и ФРГ) была образована группа специалистов (под руководством генерала Дезобри) для выработки тактико-технических требований к новому танку. Эта группа (размещалась в Форт-Нокс) за пять месяцев подготовила требования и в августе 1972 года опубликовала их. Тогда же в Уоррен (штат Мичиган) было организовано управление руководителя проекта разработки нового танка, которое приступило к этапу выбора концепции. В январе 1973 года министерство обороны опубликовало "приглашение к разработке". После анализа предложений, поступивших от промышленных фирм, в конце нюня 1973 года были подписаны контракты с фирмами "Дженерал Моторс", бывшей основным подрядчиком при разработке танка МВТ70, и "Крайслер", вытекающей основной боевой танк М60А1.

На этапе выбора концепции каждый из подрядчиков обязан поставить армии по два полностью снаряженных образца танка, одному ходовому макету, а также по корпусу и башне для испытаний обстрелом. Согласно планам эти конкурсные образцы были представлены для сравнительных испытаний.

В результате испытаний, запланированных на февраль-май 1976 года, должны были выбрать подрядчика для разработки в полном объеме и подготовки танка к серийному производству. Учитывая особую важность решения о выборе одного из двух подрядчиков, подготовке и проведению заводских (DT) и войсковых (ОТ1) испытаний придается большое значение. Несмотря на то что испытания еще не проведены и подрядчик не выбран, средства на разработку танка ХМ1 в полном объеме уже запрошены министерством обороны США на 1976/77 финансовый год.

Начало предсерийного производства танка ХМ1 (теми выпуска - около десяти машин в месяц) планируется на 1979 год. Производство в полном объеме запланировано на I960 год, при этом темп выпуска возрастет до 30 танков. Организация серийного производства танка представляет собой заключительный этан в процессе его разработки.

Таким образом, как отмечают американские специалисты, разработка и испытания образцов бронетанковой техники в США связаны со значительными затратами времени и материальных средств. Однако влиятельные милитаристские круги Соединенных Штатов, верные курсу агрессивных приготовлений, увеличивают расходы на эти цели, стремясь любой ценой добиться военно-технического превосходства над странами социалистического содружества.

Зарубежное военное обозрение, 1976, №10, с. 34-39

 

Смотрите также
Категория: ВПК | Добавил: pentagonus (25.04.2012) | Автор: Подполковник-инженер Б. Сафонов
Просмотров: 3622 | Теги: Б. Сафонов, НИОКР, разработка, Бронетанковая техника | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar