Состояние и перспективы развития системы управления боевых бригад СВ СШАМайор Р. Романов Основу системы управления мобильных боевых бригад - ключевых тактических единиц нового облика СВ США составляет АСУ бригадного уровня, которая функционирует в интересах решения следующих задач: В настоящее время активно эксплуатируется единая АСУ уровня "бригада и ниже" FBCB2 (Force Battle Command Brigade and Below), которая обеспечивает боевое управление и информационную поддержку при выполнении задач в подразделениях боевой бригады всех уровней и в процессе своего развития интегрирует функции других АСУ. Идеология современной АСУ бригады возникла в процессе формирования в 1997 году экспериментального подразделения "Силы XXI века" (Task Force XXI Advanced Warfighting Experiment), реализующего новые подходы к созданию сил экспедиционной направленности, в которых управление ведением боевых действий осуществляется на основе формируемого единого информационно-коммуникационного пространства. Обеспечение войск первыми образцами подсистем единой АСУ бригады, которые представляют собой комплекты бортовых ПЭВМ для колесных и гусеничных транспортных средств, началось в 2000 году. Первоначально подсистемы единой АСУ бригады использовали для передачи данных систем радиосвязи EPLRS и CINCGARS. Основу информационного обмена в единой АСУ бригады составляют данные картины боевой обстановки и текстовые сообщения. При этом координаты своих сил и средств определяются с помощью GPS, а данные о расположении сил и средств противника поступают от различных подсистем разведки. Возможность обмена между подсистемами АСУ текстовыми сообщениями позволяет командирам осуществлять боевое управление путем передачи формализованных приказов и других данных. Формируемая в процессе работы единой АСУ бригады картина боевой обстановки наносится на картографическую основу и отображается на экране бортовой ПЭВМ. Первый опыт эксплуатации единой АСУ бригады показал возросшие боевые возможности подразделений СВ США благодаря существенному снижению вероятности "дружественного" огня и, соответственно, повышению решимости командиров своевременно отдавать приказы на огневое поражение, а также сокращению цикла боевого управления за счет своевременного доведения данных о расположении сил и средств противника. В 2002 году возможности единой АСУ бригады были расширены за счет подсистемы BFT (Blue Force Tracking), которая обеспечивает связь по спутниковым каналам L-диапазона, и усовершенствованных программных средств обеспечения боевого управления. Свои преимущества подсистема показала в ходе боевых действий в Ираке (2003) и во время войны в Афганистане, где условия сложной местности препятствовали распространению сигналов станций наземной радиосвязи. Архитектура АСУ FBCB2 BFT предусматривает передачу данных от тактических единиц через тактические узлы связи на средства, расположенные на континентальной части США, где эти данные обрабатываются и транслируются в районы действий средствами спутниковой и наземной радиосвязи. Таким образом, распределение картины боевой обстановки происходит глобально для всех подсистем АСУ. Недостатками такого процесса являются существенная задержка доведения и период обновления данных об обстановке на оконечных ПЭВМ. Следующее поколение единой АСУ бригады - BFT2 - обеспечило более точное определение координат как своих сил и средств, так и противника благодаря сокращению времени задержки доведения и периодов обновления данных картины боевой обстановки. Архитектура этой системы претерпела некоторые изменения. Скорость передачи данных по спутниковым каналам возросла. Кроме того, сама она стала осуществляться в дуплексном режиме, что обеспечивает одновременные прием и передачу данных. Существует два варианта исполнения спутниковых терминалов: для установки на наземных и воздушных транспортных средствах. Среднее время задержки информационного обмена в АСУ бригады составляет сейчас всего несколько секунд. В настоящее время в качестве основных ПЭВМ, размещаемых на боевой технике, используются JV-5 и JV-5 Block 2. ПЭВМ сопрягается с бортовыми средствами связи и приемником системы GPS. Новое программное обеспечение, разрабатываемое в рамках программы дальнейшего развития единой АСУ бригады JCR (Joint Capabilities Release), позволяет использовать ее в подразделениях как СВ, так и морской пехоты (МП) США, в том числе при ведении ими совместных действий. Кроме того, расширились существенно шире возможности использования закрытых спутниковых каналов связи. Для передачи секретных данных по коммерческим каналам L-диапазона применяются криптографические устройства KGV-72. В 2011 году сухопутные войска и МП США провели испытания АСУ FBCB2 BFT2, показавшие эффективность системы в боевых условиях. Командиры и личный состав отметили, что она в сравнении с предыдущими версиями обеспечивает более высокую осведомленность об обстановке, а также скорость доведения приказов и графической информации. В ходе испытаний время безотказной работы системы составило 275 ч против требуемых 700 ч. Это значение соответствует вероятности 77-процентного успешного выполнения 72-часовой операции без отказа выполнения основных функций, в то время как заданные требования вероятности составляют 90 % При этом продемонстрированная надежность системы соответствует надежности эксплуатируемых версий FBCB2, которая была признана достаточной в ходе операций в Ираке и Афганистане. Следующий этап развития автоматизированной системы управления предусматривает дальнейшее совершенствование программного обеспечения (ПО). В рамках проекта JBC-P (Joint Battle Command-Platform) планируется существенно расширить работу с боевой электронной картой-поддержкой технологий drag'n'drop (перенос объектов между программными элементами с помощью "мыши"), многослойного представления и отображения карт, плавного изменения масштаба, а также новые возможности обмена текстовыми сообщения по технологии "чат". В 2013 году в единую АСУ бригады добавлена поддержка функций для взаимодействия с обеспечивающими подразделениями, которые раньше решались отдельной АСУ - MTS (Movement Tracking System). Особое направление развития систем управления предполагает разработку портативных персональных устройств. В планы СВ США входит расширение в ближайшей перспективе состава оконечных устройств (бортовых и портативных ПЭВМ) единой АСУ бригады до 200 тыс. единиц. Командный пункт (КП) боевой бригады. Основу автоматизации КП боевой бригады СВ США составляет сетевое программное обеспечение, реализующее концепцию "цифрового пункта управления", которая предусматривает организацию коллективной деятельности по накоплению данных, их сопоставлению, анализу и нанесению на карту. В настоящее время существует четыре основных программных приложения, обеспечивающих деятельность командного пункта боевой бригады: Command Sight - обеспечивает отображение трехмерной карты района ведения боевых действий; CoMotion - клиентское ПО, обеспечивающее отображение на рабочем месте командира геопространственных и других данных; OpenPhone - VoIP-клиент, интегрирующийся с CoMotion и обеспечивающий многоканальный обмен голосовыми данными; MapData - обеспечивает хранение фотоснимков местности и цифровых карт, а также доступ к ним приложений CoMotion и Command Sight. Программное обеспечение КП бригады является частью подсистем АСУ СВ ABCS (Army Battle Command System), которые осуществляют обмен данным как непосредственно между собой, так и через центральную базу данных (ЦБД), где они объединяются в целях формирования общей картины боевой обстановки. ЦБД имеется в структуре ПУ всех уровней. Данные между этими иерархически связанными базами данных циркулируют согласно структуре подчиненности пунктов управления. При поступлении данных в центральную базу они распределяются потребителям - в соответствующие базы данных нижестоящих пунктов управления. Информационные потоки, циркулирующие между подсистемами единой АСУ бригады, формируются в этом же контуре информационного обмена. Система связи. Перспективная система связи, планируемая к использованию в боевых бригадах СВ США в ближайшем будущем, функционирует на основе радиосвязи прямой видимости и спутниковой радиосвязи. В рамках программы JTRS (Joint Tactical Radio System) в 2012 году была завершена разработка системы программируемых наземных радиостанций, которая позволяет вести радиообмен как по новым стандартам (SRW -Soldier Radio Waveform, WNW -Wideband Networking Waveform), так и со средствами связи существующих систем организации боевых радиосетей (SINCGARS, EPLRS).
Тактическая сеть СВ США. Пункты управления бригады до уровня роты включены в контур единой сети тактической связи на ТВД. Тактическая сеть СВ США, являющаяся компонентом их глобальной сети, предназначена для обеспечения деятельности тактического звена в районе развертывания (на ТВД). Основой связи в тактическом звене армии США служит система WIN-T (Warfighter Information Network Tactical), которая пришла на смену системе порайонной связи MSE (Mobile Subscriber Equipment). Главной причиной замены последней стала ее неспособность обеспечить взаимодействие между высоко-мобильными участниками информационного обмена. До недавнего времени, когда спутниковые системы связи еще не так широко использовались при организации связи на ТВД, основу транспортной инфраструктуры радиосетей на ТВД составляли радиорелейные и кабельные линии связи. Естественно, такой подход существенно ограничивал район ведения действий и сковывал возможности по выполнению маневров. Разработка мобильной системы связи WIN-T, которая обеспечивает устойчивую связь между подвижными абонентами, непрерывно перемещающимися в пространстве, началась еще в 2002 году. На данный момент завершаются ее испытания в рамках третьего этапа программы. Основными средствами организации сети на ТВД в WIN-T являются спутниковые системы связи и системы радиосвязи прямой видимости. На логическом и сетевом уровне WIN-T строится на технологиях, реализующих принципы построения Интернета в корпоративных закрытых сетях. Терминалы системы спутниковой связи JNN-N обеспечивают быстрое развертывание средств связи и установление IP-соединений для передачи голоса и данных по спутниковым каналам в Ku-диапазоне вплоть до уровня батальона. WIN-T обеспечивает связь с сетями NIPRNET и SIPRNET, с закрытыми и открытыми системами видеоконференций и обмена голосовыми данными, а также возможность сопряжения с устаревшими средствами связи, такими как MSE; и глобальной сетью. В состав этой системы входят маршрутизаторы Cisco и коммутаторы Promina для обеспечения организации IP-сетей в местах развертывания подразделений. В процессе своего развития система WIN-T первого этапа стала поддерживать связь в Ка-диапазоне с системой широкополосной спутниковой связи WGS (Wideband Global SATCOM). WIN-T второго этапа. Следующим этапом развития системы мобильной связи WIN-T стало построение мобильной сетевой транспортной инфраструктуры и обеспечение связи мобильных пользователей на основе военных и коммерческих спутниковых линий связи, а также радиосвязи прямой видимости. Мобильная сетевая транспортная инфраструктура обеспечивает связь мобильных пользователей, за счет того что средства связи, формирующие основу сети, постоянно находятся в движении. Поставка комплексов системы WIN-T второго этапа в войска началась в октябре 2012 года. Эта система расширила доступность IP-сетей до уровня роты в боевых бригадах. Она включает как средства организации радиосетей, так и средства контроля и управления функционированием сетей. Базовыми элементами, формирующими мобильную сетевую транспортную инфраструктуру, являются: точки доступа (коммутационного оборудования для связи с вышестоящей сетью); тактические узлы связи TCN (Tactical Communication Node); система обеспечения функционирования радиосетей в условиях сложной местности SNE (Soldier Network Extension); специализированные комплексы беспроводной связи транспортных средств VWP (Vehicle Wireless Package). Мобильная сетевая транспортная инфраструктура имеет иерархическую многоуровневую структуру. Для сопряжения различных уровней сети служат так называемые точки доступа, средства организации которых размещаются на уровне дивизий, бригад и батальонов. Эти точки обеспечивают установление защищенных соединений в движении как с помощью спутниковых линий связи, так и на основе радиосвязи прямой видимости, позволяют создавать самоорганизующиеся и самовосстанавливающиеся сети, а также гарантируют устойчивую связь военнослужащих с центром управления боевыми действиями. Так как спутниковая связь очень дорогая, она используется для установления устойчивого соединения с вышестоящей сетевой транспортной инфраструктурой. Далее по возможности задействуются точки доступа для организации широкополосных радиоподсетей HNR (Highband Networking Radio). Тактические узлы связи. Основой сетевой транспортной инфраструктуры для пунктов управления являются тактические узлы связи, которые оснащены средствами для организации связи (спутниковой и радио) как в движении, так и в режиме развертывания на местности. При развертывании тактического узла связи в стационарное положение его возможности по организации связи существенно возрастают как в плане дальности действия, так и пропускной способности каналов связи. Связь транспортных средств боевого управления. Не все транспортные средства мобильных командных пунктов оснащены средствами связи системы WIN-T. Для включения в мобильную сетевую транспортную инфраструктуру этих транспортных средств они оснащаются специализированными комплексами беспроводной связи транспортных средств VWP (Vehicle Wireless Package). Система обеспечения функционирования радиосетей в условиях сложной местности. Для обеспечения функционирования на сложной местности радиосетей боевого управления (SRW, EPLRS, SINCGARS) служат специальные средства спутниковой связи SNE (Soldier Network Extension), размещаемые на транспортных средствах. Они обеспечивают сопряжение радиосетей с мобильной сетевой транспортной инфраструктурой посредством спутникового канала передачи данных. WIN-T третьего этапа. Находящаяся в стадии активных испытаний эта система привнесет в тактическое звено управления новые возможности по формированию мобильной сетевой транспортной инфраструктуры и обеспечению ее функционирования - воздушный уровень транспортной инфраструктуры, а также усовершенствованный механизм контроля и управления функционированием сети. Воздушный уровень транспортной инфраструктуры призван разгрузить перегруженные и дорогостоящие спутниковые каналы связи. Ключевым компонентом является широкополосная радиосвязь HNW (Highband Networking Waveform), которая существенно повышает возможности радиосвязи прямой видимости. WIN-T четвертого этапа. Дальнейшее развитие мобильной транспортной инфраструктуры тактической сети будет связано с формированием системы защищенной спутниковой связи, функционирующей в Ка-диапазоне частот. Таким образом, западные военные эксперты считают, что дальнейшее развитие системы управления боевых бригад СВ США будет осуществляться в направлении создания единой мобильной транспортной инфраструктуры и ее тесной интеграции с тактической сетью на ТВД в интересах обеспечения своевременного распределения консолидированных данных о боевой обстановке, а также своевременной и качественной передачи приказов боевого управления ив итоге их доведения до непосредственных исполнителей. Зарубежное военное обозрение. 2014, №7, С. 44-49 Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 27172 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |
| |