search
menu
person

NEWS AND UDATES


Стратегия действий Министерства обороны в информационной сфере (2017)

Стратегия действий Министерства обороны в информационной сфере

Майор Р. Соколов

Американское военное ведомство в 2016 году разработало документ Department of Defense Directive in the Information Operations, ("Стратегия действий министерства обороны США в информационной сфере") (далее - стратегия), который раскрывает роль Пентагона в процессе межведомственного взаимодействия для достижения информационного превосходства.

В документе информационная сфера определена как совокупность отдельных лиц, организаций и технических систем, участвующих в сборе, обработке, распространении информации или функционирующих на ее основе, и как представляющая собой неоднородное глобальное пространство.

Данная сфера является ключевым элементом, оказывающим влияние на оперативную обстановку, и предоставляет командирам (начальникам) инструменты для информационно-технического воздействия на процесс принятия противником решений и его системы управления. Расширение областей применения информационных технологий, наращивание потенциала СМИ и глобальной информационной сети Интернет являются причинами повышения значимости информационной сферы до беспрецедентного уровня. В связи с использованием передовых технологий отмечается рост вероятности возникновения новых угроз в трех областях информационной сферы - физической, информационной и когнитивной.

Физическая (техническая) область включает системы управления и средства их обеспечения, которые позволяют отдельным лицам и структурам осуществлять определенное информационно-техническое воздействие.

Информационная область представляет собой совокупность взаимосвязанных сведений и данных (массивов информации), подлежащих сбору, обработке, хранению, распространению и защите.

Когнитивная (познавательная) область охватывает процессы восприятия, убеждения и другие виды умственной деятельности, используемые в процессах приема и передачи информации.

Информационно-психологическое воздействие на противника в физической и информационной областях ведет к непосредственному или косвенному влиянию на него в когнитивной области, что является основной целью информационного противоборства.

В соответствии со стратегией информационными возможностями являются способы задействования войск (сил) или проводимые ими мероприятия в любой из областей информационной сферы для создания желаемого эффекта и формирования благоприятных условий оперативной обстановки. Информационные возможности могут применяться для обеспечения оперативной маскировки, боевых действий, радиоэлектронной борьбы, кибернетических и специальных технических мероприятий.

В свою очередь, информационные операции рассматриваются как комплексное использование войск (сил) для оказания информационно-пропагандистского и психологического воздействия на противника. Они согласуются с другими военными действиями в целях оказания влияния, нарушения, дезорганизации либо взятия под контроль процесса принятия решений противостоящей стороной и обеспечения защиты своего информационного пространства.

В соответствии с положениями стратегии цель действий Пентагона в информационной сфере заключается в оказании влияния на процесс принятия решений и поведение противника, а также заданных целевых групп посредством проведения мероприятий информационно-технического воздействия в интересах получения информационного превосходства в ходе организации военных действий, различных по типу, масштабу и продолжительности.

В документе определен комплекс организационно-технических мероприятий для решения задач в информационной сфере в ближне-, средне- и долгосрочной перспективе с учетом происходящих изменений.

До конца 2017 года главные усилия Пентагона будут сосредоточены на глубоком анализе действий американских войск (сил) в информационной сфере, корректировке существующих норм, издании новых руководящих документов, а также на внесении изменений в программы профессионального военного образования. Кроме того, в МО планируют уточнить порядок взаимодействия в этой области с соответствующими структурами союзников и партнеров США.

В среднесрочной перспективе (до июля 2019 года) основное внимание будет уделено проведению организационно-технических мероприятий согласно новым руководящим документам военного ведомства и программам создания перспективных информационных технологий. В этот период в министерстве обороны планируют окончательно уточнить содержание процесса организации информационного противоборства на основе конструктивного взаимодействия с федеральными министерствами и ведомствами в новых условиях.

В долгосрочной перспективе (после 2019 года) предполагается провести скоординированные и согласованные с другими ведомствами информационные операции (кампании) в соответствии с положениями "Концепции действий в информационной сфере" и "Концепции проведения интегрированных военных кампаний" - документов, которые могут быть утверждены в течение 2017 года. Кроме того, намечено создать эффективный механизм оценки обстановки в информационной сфере. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы должны быть направлены на развитие передовых информационных технологий и способов ведения информационных операций.

В военном ведомстве отмечают, что указанные мероприятия будут проводиться одновременно с предпринимаемыми мерами по противодействию существующим и прогнозируемым угрозам. При этом планируется задействовать все имеющиеся возможности в соответствии с положениями документов, разрабатываемых объединенным штабом комитета начальников штабов вооруженных сил США, а также "Стратегией действий министерства обороны США в кибер-пространстве" (2015).

Согласно "Стратегии действий министерства обороны США в информационной сфере" применение вооруженных сил организуется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:
• Информационные мероприятия проводятся на всех этапах военной кампании (операции) ВС США, в том числе в мирное время и в ходе подготовительного этапа. При этом особое внимание уделяется вопросам наблюдения, анализа и оценки обстановки в информационной сфере, а также процессам планирования
и координации совместных действий американских войск (сил) в различных средах.
• В некоторых случаях применение ВС в информационной сфере требует конструктивного взаимодействия американских войск (сил) с федеральными министерствами и ведомствами, союзниками и партнерами США, общественными и частными организациями.
• Информационные мероприятия могут проводиться как в мирное, так и в военное время. Для осуществления деструктивного воздействия в условиях повседневной деятельности войск (сил) требуется отдельное разрешение вышестоящего командования. Руководство деятельностью войск (сил) в информационной сфере в ходе войн и вооруженных конфликтов осуществляется в соответствии с требованиями руководящих документов министерства обороны США.
• Все действия по сдерживанию и защите Соединенных Штатов от любого противника, стремящегося нанести ущерб национальным интересам государства, предпринимаются министерством обороны в рамках американского и международного законодательства. Для выполнения данных задач Пентагон совершенствует имеющиеся силы, средства и способы их применения в информационной сфере, проводит мероприятия для создания возможности их комплексного
использования в национальных интересах.
• Для достижения целей информационных операций требуется непрерывное и качественное разведывательное обеспечение. Принимая во внимание динамичность происходящих изменений в информационной сфере, органы управления, а также силы и средства, задействуемые для поиска и добывания данных и анализа обстановки, должны отвечать современным требованиям и вовремя модернизироваться.
• В ВС США определены необходимые силы и средства для ведения различных по масштабу воздействия информационных операций в рамках реализации стратегических планов руководства Соединенных Штатов. В интересах повышения эффективности боевого применения и поддержания баланса этих сил и средств организуется их оптимальное распределение по направлениям и по приоритетности задач.
• Для придания действиям США законности и легитимности МО должно координировать и синхронизировать проведение мероприятий по оказанию информационно-технического воздействия и оповещению целевых групп населения (в первую очередь по линии органов, отвечающих за связи с общественностью).

Пентагон будет пересматривать данную стратегию каждые два года сообразно положениям основополагающих документов - "Стратегии национальной безопасности США", "Всестороннего обзора состояния и перспектив развития вооруженных сил США", "Национальной военной стратегии США", "Стратегии действий министерства обороны США в киберпространстве" и "Стратегии создания единого информационного пространства".

В целом содержание "Стратегии действий МО США в информационной сфере" свидетельствует о намерении Пентагона играть значительную роль в завоевании и удержании страной превосходства в информационной сфере. В связи с этим военное ведомство активизирует проведение мероприятий по разработке актуальных руководящих документов, набору и подготовке личного состава, реализации программ НИОКР. Важное значение придается организации взаимодействия с другими органами власти, частными кампаниями, союзниками и партнерами Соединенных Штатов.

Зарубежное военное обозрение. 2017, №8 С. 10-12

Смотрите также
Категория: Информационное противоборство | Добавил: pentagonus (10.09.2017)
Просмотров: 2767 | Теги: кибербезопасность, Department of Defense, Information Operations, Directive | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar