Обеспечение безопасности критически важной информации о
состоянии Вооружённых сил США
Ю. Горбачёв,
кандидат военных наук доцент;
полковник О. Янов,
кандидат военных наук
Обеспечение безопасности информации о состоянии и деятельности национальных
вооруженных сил всегда считалось одной из важнейших задач любого государства. В
этих целях постоянно разрабатывался комплекс мер по обеспечению скрытности как
управления, так и действий самих войск, использовалась различная техника
засекречивания информации, в том числе пароли, коды, шифры. Еще в конце XX века
военно-политическое руководство (ВПР) США пришло к однозначному выводу, что для
обеспечения эффективного решения задач национальной безопасности необходимо
предпринимать всесторонние меры по защите не только секретной, но и, что не
менее важно, несекретной информации, связанной с действиями (деятельностью)
своих вооруженных сил.
В Соединенных Штатах особое значение придается научно-теоретическим
исследованиям и выработке концептуальных основ обеспечения национальной
безопасности в целом и военной безопасности как одного из определяющих ее
компонентов в частности. Анализ деятельности ВПР и применения ВС США в конце XX
- начале XXI века показывает, что информационное пространство однозначно стало
рассматриваться в качестве новой сферы противоборства. Ход и итоги военных
действий в Югославии, Ираке и Афганистане подтверждают, что сражения на земле, в
воздухе, на море и в космосе происходят на фоне всеобъемлющего информационного
противоборства. Параллельно с этим ведущие эксперты в области перспективных
информационных технологий (ИТ), сетей связи и программирования, а также
информационных систем (ИС) национального, военного и коммерческого назначения
акцентируют внимание на проблеме их недостаточной защищенности. При этом в
качестве одного из основных направлений сосредоточения усилий в информационной
сфере как в мирное, так и в военное время они выделяют обеспечение безопасности
критически важной информации о состоянии национальных вооруженных сил.
Возрастание возможностей перспективных технологий и стратегической роли
информации способствовало формированию единой мировой информационной сферы, в
рамках которой осуществляется потребление, изменение, хранение, отображение
информации и обмен ею между пользователями, общественными организациями,
структурами вооруженных сил государства и между самими государствами. Необходимо
также учитывать, что информация стала стратегическим ресурсом и к началу XXI
века приобрела такие свойства и масштабы, которые позволяют оказывать глобальное
воздействие на национальную безопасность.
Как отмечают эксперты, любая деятельность ассоциируется с различными
разведпризнаками, формирующими критичную информацию секретного и несекретного
характера о состоянии, намерениях или действиях государства и его вооруженных
сил. Эти сведения, попав к противнику, могут нанести ущерб, снизить
эффективность выполняемых задач, препятствовать достижению поставленных целей
или дискредитировать военно-политическое руководство государства.
Обеспечение безопасности критически важной информации о состоянии ВС США (ОБКВИ)
- достигается за счет проведения комплекса мероприятий по противодействию
всем видам разведки противника, направленного на ограничение его доступа к
информации, необходимой ему для оценки намерений командования ВС США, их
состояния и боеготовности, а также на снижение уязвимости войск и органов
управления в ходе боевых действий и невоенной деятельности.
Сущность ОБКВИ ВС США определяют как процесс выявления в первую очередь
несекретной критичной информации на основе анализа боевых действий и невоенной
деятельности ВС при одновременном решении трех задач:
1. Определение деятельности вооруженных сил, которые могут быть наблюдаемы и
обнаружены системами разведки противника.
2. Определение разведпризнаков, которые могут быть добыты, квалифицированы или
обобщены (суммированы) разведкой противника для получения важной информации о
боевых действиях или другой деятельности ВС США (в тот или иной отрезок времени)
и использованы в своих интересах.
3. Определение и реализация мер (действий) по устранению или уменьшению до
приемлемого уровня степени уязвимости американских ВС, а также определение тех
мер (действий), которые применяет противник для достижения своих целей.
Основной задачей ОБКВИ руководящие документы США определяют выявление, контроль
и скрытие (защиту) несекретных (наиболее важных, критичных) разведпризнаков,
ассоциируемых с наиболее уязвимыми (чувствительными) составляющими боевых
действий и невоенной деятельности как вооруженных сил США, так и государственных
учреждений и объектов.
Для повышения эффективности решения задач обеспечения национальной и военной
безопасности (скрытности действий) военно-политическое руководство страны
продолжает искать новые пути, методы и способы ОБКВИ. Тем более что угрозы
национальной безопасности в информационной сфере определяются ВПР как новое
предостережение, так как считается, что "ожидаемая разрушительная деструктивная
информационная и кибердеятельность, связанная с большими рисками, и будет, как
правило, обычной нормой возможных политических и военных конфликтов".
 |
Принципиальная структура элементов, формирующих
ОБКВИ ВС США |
Необходимо отметить, что на страницах зарубежной печати и в общественных
выступлениях зачастую стало применяться определение ОБКВИ, не совсем
соответствующее ее сущности и задачам. В связи с этим в военных структурах
страны были введены более подробно раскрывающие и поясняющие определения термина
ОБКВИ как комплекс мер и действий (программ) ВС США по выявлению, контролю и
скрытию важных (основных, то есть критичных) несекретных разведпризнаков
(событий), которые ассоциируются с их уязвимой "чувствительной" деятельностью
(боевыми действиями). В этом контексте ОБКВИ выступает как методология лишения
противника возможности добывать важную (критичную) несекретную информацию,
ассоциируемую с действиями (деятельностью) американских вооруженных сил, которая
существенно отличается от методологии программ безопасности, используемых для
защиты секретной информации.
В руководящих документах ВС США в области обеспечения скрытности всех видов
действий (операций) определяются:
- сущность, роль, задачи, порядок выбора и реализации практических мер ОБКВИ;
- обязанности и ответственность должностных лиц в области обеспечения
безопасности (скрытности) соответствующих организаций (учреждений) и органов
управления;
- порядок применения сил и средств информационных операций (ИО) для решения
задач по обеспечению безопасности боевых действий и невоенной деятельности.
Ориентирование, подготовка и задействование этих сил и средств осуществляются с
целью решения задач во всех видах и формах боевых и небоевых действий.
В руководящих документах ВС США в области обеспечения безопасности указывается
также, что критичная информация, ассоциирующаяся с боевыми действиями и другой
деятельностью вооруженных сил, подлежит строгому контролю и обеспечению
скрытности путем одновременной и комплексной реализации программ защиты
секретной информации и программ ОБКВИ.
К "чувствительной" информации уставы ВС США относят важную несекретную,
требующую специальных мер зашиты информацию, раскрытие которой может привести к
раскрытию секретной информации, к компрометации деятельности ВС или может
явиться угрозой для национальной и военной безопасности, а также для обеспечения
безопасности членов семей военнослужащих, гражданских специалистов и подрядных
организаций. К такой информации, например, относится: информация специального
использования или ограниченного распространения; контролируемая несекретная;
научная и техническая несекретная, а также несекретная информация для служебного
пользования; сведения, не подлежащие опубликованию; данные по международному
трафику вооружений и др.
Секретная информация, защищаемая специальными программами, техническими
средствами, шифрами, кодами и реализацией режима секретности, по мнению
специалистов ВС США, требует, кроме того, дополнительных мер по ОБКВИ для своей
защиты, так как она может быть раскрыта противником по несекретным демаскирующим
разведпризнакам.
 |
Место критичной информации в структуре военной
безопасности США |
В наставлениях ВС США отмечается, что несекретная важная информация в особой
степени нуждается в обеспечении ее безопасности, так как она не защищена ни
режимом секретности, ни традиционными программами по защите секретных сведений.
Так, согласно наставлению КНШ ВС США JP 3-13 "Информационные операции" (Information
Operations) от 13 февраля 2006 года ОБКВИ определяется как одно из основных
направлений ИО, цель которых - обеспечение, создание и удержание информационного
превосходства над противником в интересах максимально эффективного выполнения
поставленных задач. Задачами ОБКВИ в интересах обеспечения эффективности военной
безопасности (скрытности действий) являются: снижение до степени допустимого
уровня уязвимости боевой и невоенной деятельности ВС США в мирное и военной
время: снижение возможностей разведки противника по добыванию и использованию
несекретной "чувствительной" информации об американских вооруженных силах.
ОБКВИ в вооруженных силах США организуется на стратегическом, оперативном и
тактическом уровне. Оно охватывает все компоненты и организации ВС: боевые,
тыловые, административные, обеспечивающие формирования и учреждения, учебные
заведения, полигоны, войска в ходе передислокаций (перебросок), учений,
тренировок, полевых испытаний, поставок в ВС и развертывания боевой техники, при
подготовке и ведении боевых действий, а также в ходе любой другой деятельности
личного состава ВС, их семей, промышленных и контрактных организаций. ОБКВИ
осуществляется как всеми органами ВС, так и всем их личным составом -от
командующих (командиров, руководителей, начальников) до каждого солдата,
служащего, контрактника и прикомандированных лиц.
Объектами скрытия при выполнении программ ОБКВИ являются: важная деятельность,
проявляющаяся в демаскирующих разведывательных признаках, специфических
сведениях, факторах и ассоциирующаяся с состоянием, боеготовностью, боевыми
возможностями, выполняемыми задачами и намерениями ВС, которые могут быть
наблюдаемы, обнаружены, обобщены, интегрированы и использованы противником в
определенных ситуациях и периодах временных границ, что повысит степень рисков и
может сорвать (значительно затруднить) выполнение задач ВС или выявить состояние
их боеготовности и намерения.
Ответственными руководителями программ ОБКВИ являются непосредственно начальники
(руководители) формирований (организаций) и назначенные ими письменным приказом
координаторы программ, а планирование и реализация таких программ возложены на
рабочие группы обеспечения безопасности (скрытности) Обычно координатор
программы ОБКВИ и его рабочая группа входят в состав оперативного органа
управления формирования (учреждения) или подразделений оперативного
планирования, а в боевых условиях находятся вместе с командиром. Для тех
формирований, которые не ведут боевых действий или не имеют подразделений
(групп) планирования ОБКВИ, командир определяет руководителя (координатора)
программы, призванного обеспечить решение поставленных им задач.
Наставления и уставы ВС США требуют, чтобы планирование ОБКВИ было полностью
интегрировано в повседневную и боевую деятельность, а мероприятия обеспечения
безопасности боевых (небоевых) действий и повседневной деятельности войск
тщательно обеспечены, в том числе силами разведки и контрразведки. Уровень
планируемых мероприятий зависит от задач, оргштатной структуры формирований
(организаций), их МТО, целей и имеющихся ресурсов.
Принципами достижения ОБКВИ являются:
- определение и учет риска реализации программ ОБКВИ;
- обеспечение нейтрализации угроз (при любой повседневной и боевой деятельности
ВС) путем строгой сбалансированности между уровнем возможных потерь, степенью
эффективности выполнения задач и стоимостью мер ОБКВИ;
- полная интеграция, координация и синхронизация мер по ОБКВИ и реализации
программ зашиты секретной информации, согласованность действий сил ОБКВИ с
применением других сил ИО, а также мероприятий по защите войск, в том числе по
обеспечению "основ секретности";
- строгое соответствие мер ОБКВИ по времени, месту, обстановке и характеру
выполняемых задач, причем план ОБКВИ должен являться составной частью плана
деятельности формирования и штаба (учреждения);
- обеспечение безопасности в любой деятельности ВС, во всем спектре и на всю
глубину возможных конфликтов в целях достижения скрытности повседневной
деятельности, операций и видов обеспечения ВС США.
Все программы ОБКВИ должны содержать описание способов выявления и нейтрализации
угроз и обеспечивать скрытность деятельности ВС США. Они должны быть согласованы
и синхронизированы с аналогичными и другими программами обеспечения безопасности
вышестоящей командной инстанции, в частности с такими как: программа
информационной безопасности; программа обеспечения информационной устойчивости;
программа физической безопасности; программа обеспечения всесторонней защиты ВС
и др., что будет способствовать недопущению конфликтных ситуаций как в
программах безопасности, так и в организации управления ВС в любой обстановке.
В наставлении КНШ JP 3-13.3 "Обеспечение безопасности (скрытности) действий"
(2006) ВС США меры ОБКВИ подразделяются на пять категорий: обеспечения
оперативного и тылового; технического; административного; обеспечения военной
дезинформации; обеспечения физического (огневого) воздействия и радиоэлектронной
борьбы.
К первой категории отнесены следующие меры: выполнение функциональных,
оперативных или административно-хозяйственных задач; размещение (расположение)
формирований ВС, систем управления и ИС, скрывающих (маскирующих) дислокацию,
принадлежность, подчиненность и пути перемещения формирований (организаций),
боевой техники и систем управления; использование малых высот авиацией и темного
времени суток и др.
Во вторую категорию входят такие меры, как: ограничение загрузки несекретных
линий связи и компьютерных сетей; ограничение или исключение передачи важной
несекретной информации в открытых сетях, применение программ засекречивания
информации, осуществление контроля за излучениями радиоэлектронных средств (РЭС);
использование техники, обеспечивающей низкую вероятность перехвата, ограничение
излучений РЭС по мощности и направлению; использование экранов; создание
маскирующих завес (аэрозольных и радиоэлектронных помех), подготовка к атаке
компьютерных сетей противника и др.
К третьей категории отнесены все меры, использующие административный ресурс,
например такие как: ограничение несекретных телефонных переговоров; исключение
вывешивания настенных бюллетеней, планов распорядка дня, графиков
исполнительской деятельности; скрытие бюджетных ассигнований, договоров,
соглашений по обслуживанию и снабжению, перемещению личного состава, служебных
планов, приказов, изданий и т. д.
Четвертая категория включает меры по обеспечению повышения эффективности и
скрытности планов и мероприятий военной дезинформации. Например, передача
информации с неточными данными о местоположении, деятельности или целеуказании;
создание сумбурной или неопределенной многоплановой жизненно важной информации в
открытых источниках; формирование условий, приводящих к утрате интереса
противника к испытаниям техники, учениям или другой деятельности ВС и др.
К пятой категории в наставлении отнесены меры, обеспечивающие снижение
уязвимости, повышение скрытности и эффективности применения средств физического
(огневого) воздействия и радиоэлектронной борьбы.
Общая эффективность мер ОБКВИ, как считают специалисты ВС США и ОВС НАТО,
значительно возрастает, когда командование и другие специалисты формирования,
участвующие в подготовке и принятии решений и их планировании, разрабатывают и
реализуют меры по обеспечению скрытности действий на самой ранней стадии
организации и планирования деятельности формирования, штаба (учреждения),
осуществляя при этом меры ОБКВИ до начала, в ходе и после завершения боевых
действий (операций) и повседневной деятельности; определяют степень риска, пути
его уменьшения и расчетный баланс стоимости, эффективности, потерь и степени
выполнения задач.
С изданием наставления КНШ ВС США JP 3-13.3, по сути, был определен новый взгляд
ВПР страны на сущность и содержание ОБКВИ. Эта важнейшая, с точки зрения
американских экспертов, категория была представлена, во-первых, как категория
военного искусства; во-вторых, как концепция организации и ведения
соответствующих операций; в-третьих, как один из важнейших элементов основных
сил ИО и защиты войск. Всесторонний анализ наставления JP 3-13.3 позволил
выявить и другую сущность ОБКВИ как методологии процесса оценки, выявления и
обеспечения скрытности деятельности вооруженных сил.
Сущность, цель, задачи, принципы и характерные черты процесса ОБКВИ. В узком,
прикладном значении понятия, как определяют руководящие документы МО США, ОБКВИ
- это непрерывный процесс, в ходе которого устанавливается и анализируется
деятельность ВС, проявляющаяся в демаскирующих разведпризнаках (индикаторах
деятельности), ассоциирующаяся с проведением операций ВС и выполнением всего
спектра возложенных на них задач.
|
Принципиальная схема взаимосвязи ОБКВИ с другими
элементами информационных операций |
Согласно наставлению КНШ ВС США JP 1 -02 "Перечень сокращений и терминов,
применяемых в МО США" (2012) содержание понятия "Защита войск" (Force Protection)
трактуется как:... "Всесторонняя и всеохватывающая защита всех видов ВС США от
воздействия противника". Она включает в себя в том числе физическую защиту,
ОБКВИ, информационную защиту и другие меры обеспечения безопасности и защиты
войск.
Цель процесса ОБКВИ состоит в снижении степени уязвимости повседневной и боевой
деятельности ВС США при выполнении поставленных задач и в уменьшении
возможностей разведки противника по добыванию и использованию важной информации
о ВС.
Задачами процесса ОБКВИ являются: оценка степени угрозы и выявление аспектов
(факторов) деятельности ВС и ее разведпризнаков, которые могут быть обнаружены
противником, систематизированы, обобщены, интерпретированы и успешно
использованы им при принятии решений; установление и классификация характерных
специфических демаскирующих разведпризнаков (индикаторов деятельности),
формирующих критичную "чувствительную" информацию в тот или иной отрезок времени
при выполнении различных задач; выбор и реализация мер ОБКВИ, которые могут
исключить или снизить до допустимого уровня степень уязвимости деятельности ВС.
Как считают специалисты ВС США, при организации процесса ОБКВИ необходимо
руководствоваться следующими основными принципами:
- При подготовке к мероприятиям по обеспечению скрытности действий в каждом
формировании (части, подразделении, организации, учреждении, органе управления)
должна быть сформирована главная (координационная) группа (отдел) ОБКВИ (Office
of Primary Responsibility OPSEC -OPR OPSEC) или рабочая группа, а также назначен
письменным приказом постоянно действующий руководитель программы ОБКВИ (OPSEC РМ)
или ее координатор.
- Руководителю (координатору) программы ОБКВИ как минимум необходимо иметь
допуск к секретной работе и использованию аппаратно-программных средств
компьютерных сетей МО США SIPRNET и NIPRNET.
- В каждом формировании (учреждении) должны разрабатываться своя методика и свои
способы реализации процесса ОБКВИ и необходимые для этого документы.
- Все мероприятия ОБКВИ, выработанные в ходе процесса, должны быть утверждены
соответствующим командиром, согласованы с планом информационных операций и
интегрированы с другими мероприятиями обеспечения повседневной и боевой
деятельности.
- Вся критичная "чувствительная" информация, разведпризнаки и меры повышения
секретности (скрытности действий), определенные в процессе ОБКВИ, должны быть
проанализированы по задачам, месту и времени для каждого вида деятельности
(операции) как в самом формировании (учреждении), так и во всех подчиненных
частях (подразделениях, органах), а также скоординированы и интегрированы в
общем оперативном плане.
 |
Место ОБКВИ в системе военной и национальной
безопасности США |
Критичную "чувствительную" информацию и разведпризнаки (индикаторы) ОБКВИ должны
определять специалисты, занимающиеся наряду с общим оперативным планированием и
решением организационных задач планированием различных функциональных и видовых
задач формирования (учреждения).
- Критичную "чувствительную" информацию, которую определяют в процессе ОБКВИ,
необходимо внести в перечень важной информации (Critical Information List)
формирования (учреждения), обязательно утвердить соответствующим командиром
(директором) и довести до всего личного состава.
Процесс ОБКВИ является непрерывным и реализуется с самой начальной стадии
планирования повседневной или боевой деятельности формирования (учреждения).
- Каждое вышестоящее формирование (учреждение) должно обеспечить постоянный
контроль за ходом и эффективностью процесса ОБКВИ, а также за обновлением
перечня важной информации в подчиненных частях (подразделениях).
- Организация непрерывного и эффективного процесса ОБКВИ играет решающую роль в
обеспечении успешной повседневной деятельности, боеготовности и ведения боевых
действий ВС США. Этот процесс характерен для всех видов действий и деятельности
личного состава, при выполнении любых повседневных, учебных и боевых задач, во
всем спектре возможных конфликтов (в том числе и на учениях), в ходе испытаний
боевой техники, в периоды мобилизации и административно-хозяйственной
деятельности, при любых видах обеспечения или закупке и поставке боевой техники
в войска.
- Процесс ОБКВИ должен: создавать основу для систематического выявления
разведпризнаков (индикаторов ОБКВИ) необходимых для защиты "чувствительной"
деятельности; обнаруживать, оценивать и учитывать изменение обстановки, характер
и содержание критичной информации; определять степень угрозы и возможность ее
минимизации для войск при изменении обстановки или задач ВС.
- Планирование и организация процесса ОБКВИ являются частью общего процесса
планирования повседневной (боевой) деятельности, а также процесса планирования и
ведения ИО.
Особенности процесса ОБКВИ
Процесс ОБКВИ - это, с одной стороны, определение индикаторов обеспечения
безопасности критичной "чувствительной" информации, характеризующих деятельность
ВС США, выбор и реализация мер обеспечения безопасности (скрытности), а с другой
- это выработка и реализация методологии по лишению противника возможности
добывания важной информации.
Подобно процессу защиты секретной информации процесс ОБКВИ позволяет выявлять и
нейтрализовать угрозу деятельности ВС, осуществлять непрерывный контроль, оценку
риска, скрытие или минимизацию демаскирующих факторов (разведпризнаков), которые
ассоциируются либо отражают сугубо характерные особенности повседневной и боевой
деятельности формирования (учреждения, органа управления) вооруженных сил
государства. В ряде случаев в ходе реализации процесса обеспечения безопасности
(скрытности) может быть допущена определенная степень риска утраты
"чувствительной" информации, и поэтому каждый командир и весь личный состав
формирования (учреждения) в обязательном порядке: оценивают ожидаемую степень
безопасности и что в ней преобладает: риск, снижение эффективности выполнения
задачи, величина потерь или стоимость расходуемых ресурсов ОБКВИ; оценивает свою
подготовленность, способность принимать решения и готовность взять на себя
ответственность за допускаемый риск. Кроме того, при выборе оптимальных мер
обеспечения безопасности (скрытности) анализируется возможность соблюдения всех
правил и требований по обеспечению надежности и скрытности повседневной и боевой
деятельности, которые могут ограничивать выбор допустимой степени риска с
утратой информации.
Алгоритм непрерывного процесса ОБКВИ, по взглядам командования ВС США,
представляет собой следующие пять этапов, которые последовательно или
одновременно реализуются в ходе планирования повседневной и боевой деятельности
формирования (учреждения):
1. Выявление, идентификация и классификация критичной несекретной
"чувствительной" информации.
2. Анализ угроз, приводящих к возможной утрате (компрометации) важной
информации, проявляющейся в разведпризнаках и ассоциирующейся с боевыми
действиями и другой деятельностью ВС.
3. Анализ демаскирующих разведпризнаков (индикаторов) и уязвимости деятельности
ВС.
4. Оценка степени риска, связанного с утратой (компрометацией) важной
информации.
5. Выбор и применение оптимальных мер обеспечения безопасности (скрытности)
действий.
Цель первого этапа состоит в определении перечня важной несекретной информации,
нуждающейся в защите. Эта ступень - наиболее объемная часть процесса, так как
невозможно обеспечить скрытность всей несекретной деятельности и только к
наиболее "чувствительной" и критичной ее части согласно требованиям уставов ВС
США применяются меры ОБКВИ.
Вторым этапом процесса является анализ угроз. Под угрозой официальные документы
подразумевают боевые возможности, намерения и действия разведки противника,
наносящие ущерб или срывающие успешное решение задач повседневной и боевой
деятельности ВС.
Третий этап нацелен на определение степени уязвимости деятельности формирования
(учреждения) путем выявления и анализа индикаторов безопасности (скрытности) в
различные отрезки времени в зависимости от тех или иных решаемых повседневных
либо боевых задач.
Четвертый этап имеет целью оценить степень риска, то есть, по сути, обеспечить
выбор и определение наиболее оптимальных конкретных мер ОБКВИ в различной
обстановке, при решении тех или иных задач.
Исследования показали, что если первый этап - это наиболее объемная часть
процесса ОБКВИ, то четвертый является самым важным, основным его элементом, так
как установление допустимой степени риска позволяет определить его значимость,
период времени и усилия, которые необходимы для принятия решения, выбора мер
ОБКВИ, ослабления степени риска, уменьшения потерь и эффективного выполнения
задач.
Пятый этап процесса представляет собой ту его часть, которая определяет выбор и
реализацию оптимальных мер по обеспечению скрытности действий (операций) ВС.
Анализ руководящих документов ВС США позволяет сделать вывод, что термин ОБКВИ
имеет многофункциональное значение и используется в зависимости от выполняемых
задач. Процесс обеспечения безопасности (скрытности) рассматривается как
реализация методологии и является одной из пяти основных элементов
информационных операций. Разработка и реализация методологии и осуществление
процесса обеспечения безопасности (скрытности), а также использование ОБКВИ как
основной составляющей ИО является согласно военной доктрине США элементом
военной безопасности и военной стратегии.
Методология ОБКВИ кардинально отличается от методологии определения и защиты
секретной информации. В то же время наставления ВС США требуют, чтобы процессы
ОБКВИ и защиты секретной информации были тесно увязаны между собой, а их меры
скоординированы и синхронизированы. В результате будет обеспечиваться
эффективная скрытность характерных аспектов повседневной и боевой деятельности в
соответствии с обстановкой.
Исследования также показывают, что планирование ОБКВИ является составной частью
общего процесса планирования боевой (повседневной) деятельности и процесса
планирования ИО. Процесс обеспечения безопасности (скрытности) является
непрерывным, начинает реализовываться с самой начальной стадии планирования,
отражает все изменения обстановки и мер защиты важной информации, охватывает все
периоды повседневной деятельности, этапы и задачи операции (до операции, в ходе
и после ее завершения).
Бурное развитие в конце XX - начале XXI века перспективных информационных
технологий повлекло за собой дальнейшее совершенствование стратегии, средств и
способов обеспечения скрытности деятельности ВС и важной несекретной критичной
"чувствительной" информации в целях обеспечения национальной и военной
безопасности не только в Соединенных Штатах, но и в других развитых
государствах.
Примером тому служит директива по обеспечению безопасности деятельности министра
торговли США от 20 июля 2008 года, где говорится, что обеспечение безопасности
деятельности - это "процесс, реализуемый сотрудниками (специалистами) торговых
учреждений Соединенных Штатов с целью выявления, обеспечения контроля и защиты
деятельности, которая проявляется в ходе функционирования учреждения и
раскрывает важные несекретные аспекты планирования и осуществления наиболее
"чувствительной" деятельности министерства или выполнения функциональных
обязанностей личным составом учреждения, охватывая их административную,
оперативную и торговую деятельность, в том числе и в интересах обеспечения
национальной безопасности США".
Анализ деятельности государственных и военных органов США и НАТО, а также
содержание издаваемых ими официальных документов, взглядов военных и гражданских
экспертов ведущих зарубежных государств позволяют сделать вывод о существенных
различиях в задачах по обеспечению скрытности секретной и несекретной критичной
информации в интересах обеспечения национальной и военной безопасности.
Хотя подробные детали стратегии НАТО по обеспечению ОБКВИ остаются
засекреченными, известно, что одним из заслуживающих внимания шагов является
выработка общей линии для всех стран-участниц в области обеспечения безопасности
в информационной сфере, и в частности по киберзащите. Так, органами альянса было
принято общее решение по ряду вопросов:
- разработка доктрины и концепций обеспечения ОБКВИ для всех союзных государств;
- организация и проведение учебных семинаров, курсов подготовки специалистов по
обеспечению ОБКВИ и на прошедших учениях государств - членов НАТО;
- разработка способов организации защиты информационных и компьютерных сетей и
проведение исследований в этой области;
- изучение прошлых и проводимых сейчас атак информационной инфраструктуры для
извлечения из них уроков с целью разработки новых мер защиты информационной
сферы и всестороннего обеспечения национальной безопасности;
- проведение (по мере необходимости и по просьбам союзников) специальных
совещаний в ходе анализа атак на информационные инфраструктуры.
Таким образом, цель сил ОБКВИ-создание и удержание информационного превосходства
над противником. В связи с этим задачи ОБКВИ в интересах обеспечения
эффективности военной безопасности состоят в снижении до допустимого уровня
уязвимости повседневной и боевой деятельности ВС США в мирное и военное время, а
также возможностей разведки противника по добыванию и использованию важной
информации об американских ВС. Особой специфической задачей обеспечения
скрытности (безопасности) является проведение дополнительных мероприятий по
военной дезинформации и необходимых психологических операций с целью скрытия и
повышения эффективности их осуществления. Не менее важные задачи, определенные
концепциями ОБКВИ, - это скрытие мероприятий и повышение эффективности
применения сил радиоэлектронной войны и операций в компьютерных сетях.
В ноябре 2008 года МО США ввело в действие новый устав по ОБКВИ, который уточнил
стратегию, принципы и порядок организации этого процесса, а также
ответственность должностных лиц за реализацию программ ОБКВИ*.
Характерными чертами процесса обеспечения безопасности (скрытности) действий
(деятельности) ВС США являются: с одной стороны, последовательное определение
важной "чувствительной" информации, проявляющейся в индикаторах ОБКВИ и
уязвимости деятельности ВС, а с другой - это выработка и реализация методологии
ОБКВИ с целью лишения возможности противника добывать важную информацию.
Этот процесс реализуется в трех сферах: информационной - анализируется и
классифицируется важная информация, моделируется и проводится ее сравнительная
оценка; когнитивной - личный состав проводит анализ важной информации,
утверждается ее перечень, производится выбор оптимальных мер ОБКВИ и принимается
решение об их реализации и корректировке в соответствии с обстановкой и
эффективностью решения задач; в физической - задействуются средства
разведывательного обеспечения, осуществляется деятельность вооруженных сил и
реализуются ресурсы мер или контрмер защиты информации.
* DOD 5205.02 - М. "Operation Security Program
Manual", 03.11. 2008 г.
Зарубежное военное обозрение, 2012, №10, с. 21-31