Главная Pentagonus Регистрация

Вход




Приветствую Вас Гость | RSS Воскресенье, 11.12.2016, 13:00
Ключевые слова
Ю. Горбачёв, ОБКВИ, кибербезопасность, О. Янов

Ключевой партнёр
Академия военных наук РФ
Академия военных наук РФ

Категории каталога
Финансы [73]
Общевойсковые вопросы [435]
Разведка и контрразведка [77]
ВПК [70]
Календарь [2]

Поиск


Наш опрос
The military tattoo
Всего ответов: 129
Статистика

Rambler's Top100

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Top secret


Translate.Ru PROMT©
Главная » Статьи » Общевойсковые вопросы » Общевойсковые вопросы

Обеспечение безопасности критически важной информации о состоянии Вооружённых сил США (2012)

Обеспечение безопасности критически важной информации о состоянии Вооружённых сил США

Ю. Горбачёв,
кандидат военных наук доцент;
полковник О. Янов,
кандидат военных наук

Обеспечение безопасности информации о состоянии и деятельности национальных вооруженных сил всегда считалось одной из важнейших задач любого государства. В этих целях постоянно разрабатывался комплекс мер по обеспечению скрытности как управления, так и действий самих войск, использовалась различная техника засекречивания информации, в том числе пароли, коды, шифры. Еще в конце XX века военно-политическое руководство (ВПР) США пришло к однозначному выводу, что для обеспечения эффективного решения задач национальной безопасности необходимо предпринимать всесторонние меры по защите не только секретной, но и, что не менее важно, несекретной информации, связанной с действиями (деятельностью) своих вооруженных сил.

В Соединенных Штатах особое значение придается научно-теоретическим исследованиям и выработке концептуальных основ обеспечения национальной безопасности в целом и военной безопасности как одного из определяющих ее компонентов в частности. Анализ деятельности ВПР и применения ВС США в конце XX - начале XXI века показывает, что информационное пространство однозначно стало рассматриваться в качестве новой сферы противоборства. Ход и итоги военных действий в Югославии, Ираке и Афганистане подтверждают, что сражения на земле, в воздухе, на море и в космосе происходят на фоне всеобъемлющего информационного противоборства. Параллельно с этим ведущие эксперты в области перспективных информационных технологий (ИТ), сетей связи и программирования, а также информационных систем (ИС) национального, военного и коммерческого назначения акцентируют внимание на проблеме их недостаточной защищенности. При этом в качестве одного из основных направлений сосредоточения усилий в информационной сфере как в мирное, так и в военное время они выделяют обеспечение безопасности критически важной информации о состоянии национальных вооруженных сил.

Возрастание возможностей перспективных технологий и стратегической роли информации способствовало формированию единой мировой информационной сферы, в рамках которой осуществляется потребление, изменение, хранение, отображение информации и обмен ею между пользователями, общественными организациями, структурами вооруженных сил государства и между самими государствами. Необходимо также учитывать, что информация стала стратегическим ресурсом и к началу XXI века приобрела такие свойства и масштабы, которые позволяют оказывать глобальное воздействие на национальную безопасность.

Как отмечают эксперты, любая деятельность ассоциируется с различными разведпризнаками, формирующими критичную информацию секретного и несекретного характера о состоянии, намерениях или действиях государства и его вооруженных сил. Эти сведения, попав к противнику, могут нанести ущерб, снизить эффективность выполняемых задач, препятствовать достижению поставленных целей или дискредитировать военно-политическое руководство государства.

Обеспечение безопасности критически важной информации о состоянии ВС США (ОБКВИ) - достигается за счет проведения комплекса мероприятий по противодействию всем видам разведки противника, направленного на ограничение его доступа к информации, необходимой ему для оценки намерений командования ВС США, их состояния и боеготовности, а также на снижение уязвимости войск и органов управления в ходе боевых действий и невоенной деятельности.

Сущность ОБКВИ ВС США определяют как процесс выявления в первую очередь несекретной критичной информации на основе анализа боевых действий и невоенной деятельности ВС при одновременном решении трех задач:

1. Определение деятельности вооруженных сил, которые могут быть наблюдаемы и обнаружены системами разведки противника.

2. Определение разведпризнаков, которые могут быть добыты, квалифицированы или обобщены (суммированы) разведкой противника для получения важной информации о боевых действиях или другой деятельности ВС США (в тот или иной отрезок времени) и использованы в своих интересах.

3. Определение и реализация мер (действий) по устранению или уменьшению до приемлемого уровня степени уязвимости американских ВС, а также определение тех мер (действий), которые применяет противник для достижения своих целей.

Основной задачей ОБКВИ руководящие документы США определяют выявление, контроль и скрытие (защиту) несекретных (наиболее важных, критичных) разведпризнаков, ассоциируемых с наиболее уязвимыми (чувствительными) составляющими боевых действий и невоенной деятельности как вооруженных сил США, так и государственных учреждений и объектов.

Для повышения эффективности решения задач обеспечения национальной и военной безопасности (скрытности действий) военно-политическое руководство страны продолжает искать новые пути, методы и способы ОБКВИ. Тем более что угрозы национальной безопасности в информационной сфере определяются ВПР как новое предостережение, так как считается, что "ожидаемая разрушительная деструктивная информационная и кибердеятельность, связанная с большими рисками, и будет, как правило, обычной нормой возможных политических и военных конфликтов".

 

Принципиальная структура элементов, формирующих ОБКВИ ВС США

Необходимо отметить, что на страницах зарубежной печати и в общественных выступлениях зачастую стало применяться определение ОБКВИ, не совсем соответствующее ее сущности и задачам. В связи с этим в военных структурах страны были введены более подробно раскрывающие и поясняющие определения термина ОБКВИ как комплекс мер и действий (программ) ВС США по выявлению, контролю и скрытию важных (основных, то есть критичных) несекретных разведпризнаков (событий), которые ассоциируются с их уязвимой "чувствительной" деятельностью (боевыми действиями). В этом контексте ОБКВИ выступает как методология лишения противника возможности добывать важную (критичную) несекретную информацию, ассоциируемую с действиями (деятельностью) американских вооруженных сил, которая существенно отличается от методологии программ безопасности, используемых для защиты секретной информации.

В руководящих документах ВС США в области обеспечения скрытности всех видов действий (операций) определяются:

- сущность, роль, задачи, порядок выбора и реализации практических мер ОБКВИ;

- обязанности и ответственность должностных лиц в области обеспечения безопасности (скрытности) соответствующих организаций (учреждений) и органов управления;

- порядок применения сил и средств информационных операций (ИО) для решения задач по обеспечению безопасности боевых действий и невоенной деятельности. Ориентирование, подготовка и задействование этих сил и средств осуществляются с целью решения задач во всех видах и формах боевых и небоевых действий.

В руководящих документах ВС США в области обеспечения безопасности указывается также, что критичная информация, ассоциирующаяся с боевыми действиями и другой деятельностью вооруженных сил, подлежит строгому контролю и обеспечению скрытности путем одновременной и комплексной реализации программ защиты секретной информации и программ ОБКВИ.

К "чувствительной" информации уставы ВС США относят важную несекретную, требующую специальных мер зашиты информацию, раскрытие которой может привести к раскрытию секретной информации, к компрометации деятельности ВС или может явиться угрозой для национальной и военной безопасности, а также для обеспечения безопасности членов семей военнослужащих, гражданских специалистов и подрядных организаций. К такой информации, например, относится: информация специального использования или ограниченного распространения; контролируемая несекретная; научная и техническая несекретная, а также несекретная информация для служебного пользования; сведения, не подлежащие опубликованию; данные по международному трафику вооружений и др.

Секретная информация, защищаемая специальными программами, техническими средствами, шифрами, кодами и реализацией режима секретности, по мнению специалистов ВС США, требует, кроме того, дополнительных мер по ОБКВИ для своей защиты, так как она может быть раскрыта противником по несекретным демаскирующим разведпризнакам.

 

Место критичной информации в структуре военной безопасности США

В наставлениях ВС США отмечается, что несекретная важная информация в особой степени нуждается в обеспечении ее безопасности, так как она не защищена ни режимом секретности, ни традиционными программами по защите секретных сведений.

Так, согласно наставлению КНШ ВС США JP 3-13 "Информационные операции" (Information Operations) от 13 февраля 2006 года ОБКВИ определяется как одно из основных направлений ИО, цель которых - обеспечение, создание и удержание информационного превосходства над противником в интересах максимально эффективного выполнения поставленных задач. Задачами ОБКВИ в интересах обеспечения эффективности военной безопасности (скрытности действий) являются: снижение до степени допустимого уровня уязвимости боевой и невоенной деятельности ВС США в мирное и военной время: снижение возможностей разведки противника по добыванию и использованию несекретной "чувствительной" информации об американских вооруженных силах.

ОБКВИ в вооруженных силах США организуется на стратегическом, оперативном и тактическом уровне. Оно охватывает все компоненты и организации ВС: боевые, тыловые, административные, обеспечивающие формирования и учреждения, учебные заведения, полигоны, войска в ходе передислокаций (перебросок), учений, тренировок, полевых испытаний, поставок в ВС и развертывания боевой техники, при подготовке и ведении боевых действий, а также в ходе любой другой деятельности личного состава ВС, их семей, промышленных и контрактных организаций. ОБКВИ осуществляется как всеми органами ВС, так и всем их личным составом -от командующих (командиров, руководителей, начальников) до каждого солдата, служащего, контрактника и прикомандированных лиц.

Объектами скрытия при выполнении программ ОБКВИ являются: важная деятельность, проявляющаяся в демаскирующих разведывательных признаках, специфических сведениях, факторах и ассоциирующаяся с состоянием, боеготовностью, боевыми возможностями, выполняемыми задачами и намерениями ВС, которые могут быть наблюдаемы, обнаружены, обобщены, интегрированы и использованы противником в определенных ситуациях и периодах временных границ, что повысит степень рисков и может сорвать (значительно затруднить) выполнение задач ВС или выявить состояние их боеготовности и намерения.

Ответственными руководителями программ ОБКВИ являются непосредственно начальники (руководители) формирований (организаций) и назначенные ими письменным приказом координаторы программ, а планирование и реализация таких программ возложены на рабочие группы обеспечения безопасности (скрытности) Обычно координатор программы ОБКВИ и его рабочая группа входят в состав оперативного органа управления формирования (учреждения) или подразделений оперативного планирования, а в боевых условиях находятся вместе с командиром. Для тех формирований, которые не ведут боевых действий или не имеют подразделений (групп) планирования ОБКВИ, командир определяет руководителя (координатора) программы, призванного обеспечить решение поставленных им задач.

Наставления и уставы ВС США требуют, чтобы планирование ОБКВИ было полностью интегрировано в повседневную и боевую деятельность, а мероприятия обеспечения безопасности боевых (небоевых) действий и повседневной деятельности войск тщательно обеспечены, в том числе силами разведки и контрразведки. Уровень планируемых мероприятий зависит от задач, оргштатной структуры формирований (организаций), их МТО, целей и имеющихся ресурсов.

Принципами достижения ОБКВИ являются:

- определение и учет риска реализации программ ОБКВИ;

- обеспечение нейтрализации угроз (при любой повседневной и боевой деятельности ВС) путем строгой сбалансированности между уровнем возможных потерь, степенью эффективности выполнения задач и стоимостью мер ОБКВИ;

- полная интеграция, координация и синхронизация мер по ОБКВИ и реализации программ зашиты секретной информации, согласованность действий сил ОБКВИ с применением других сил ИО, а также мероприятий по защите войск, в том числе по обеспечению "основ секретности";

- строгое соответствие мер ОБКВИ по времени, месту, обстановке и характеру выполняемых задач, причем план ОБКВИ должен являться составной частью плана деятельности формирования и штаба (учреждения);

- обеспечение безопасности в любой деятельности ВС, во всем спектре и на всю глубину возможных конфликтов в целях достижения скрытности повседневной деятельности, операций и видов обеспечения ВС США.

Все программы ОБКВИ должны содержать описание способов выявления и нейтрализации угроз и обеспечивать скрытность деятельности ВС США. Они должны быть согласованы и синхронизированы с аналогичными и другими программами обеспечения безопасности вышестоящей командной инстанции, в частности с такими как: программа информационной безопасности; программа обеспечения информационной устойчивости; программа физической безопасности; программа обеспечения всесторонней защиты ВС и др., что будет способствовать недопущению конфликтных ситуаций как в программах безопасности, так и в организации управления ВС в любой обстановке.
В наставлении КНШ JP 3-13.3 "Обеспечение безопасности (скрытности) действий" (2006) ВС США меры ОБКВИ подразделяются на пять категорий: обеспечения оперативного и тылового; технического; административного; обеспечения военной дезинформации; обеспечения физического (огневого) воздействия и радиоэлектронной борьбы.

К первой категории отнесены следующие меры: выполнение функциональных, оперативных или административно-хозяйственных задач; размещение (расположение) формирований ВС, систем управления и ИС, скрывающих (маскирующих) дислокацию, принадлежность, подчиненность и пути перемещения формирований (организаций), боевой техники и систем управления; использование малых высот авиацией и темного времени суток и др.

Во вторую категорию входят такие меры, как: ограничение загрузки несекретных линий связи и компьютерных сетей; ограничение или исключение передачи важной несекретной информации в открытых сетях, применение программ засекречивания информации, осуществление контроля за излучениями радиоэлектронных средств (РЭС); использование техники, обеспечивающей низкую вероятность перехвата, ограничение излучений РЭС по мощности и направлению; использование экранов; создание маскирующих завес (аэрозольных и радиоэлектронных помех), подготовка к атаке компьютерных сетей противника и др.

К третьей категории отнесены все меры, использующие административный ресурс, например такие как: ограничение несекретных телефонных переговоров; исключение вывешивания настенных бюллетеней, планов распорядка дня, графиков исполнительской деятельности; скрытие бюджетных ассигнований, договоров, соглашений по обслуживанию и снабжению, перемещению личного состава, служебных планов, приказов, изданий и т. д.

Четвертая категория включает меры по обеспечению повышения эффективности и скрытности планов и мероприятий военной дезинформации. Например, передача информации с неточными данными о местоположении, деятельности или целеуказании; создание сумбурной или неопределенной многоплановой жизненно важной информации в открытых источниках; формирование условий, приводящих к утрате интереса противника к испытаниям техники, учениям или другой деятельности ВС и др.

К пятой категории в наставлении отнесены меры, обеспечивающие снижение уязвимости, повышение скрытности и эффективности применения средств физического (огневого) воздействия и радиоэлектронной борьбы.

Общая эффективность мер ОБКВИ, как считают специалисты ВС США и ОВС НАТО, значительно возрастает, когда командование и другие специалисты формирования, участвующие в подготовке и принятии решений и их планировании, разрабатывают и реализуют меры по обеспечению скрытности действий на самой ранней стадии организации и планирования деятельности формирования, штаба (учреждения), осуществляя при этом меры ОБКВИ до начала, в ходе и после завершения боевых действий (операций) и повседневной деятельности; определяют степень риска, пути его уменьшения и расчетный баланс стоимости, эффективности, потерь и степени выполнения задач.

С изданием наставления КНШ ВС США JP 3-13.3, по сути, был определен новый взгляд ВПР страны на сущность и содержание ОБКВИ. Эта важнейшая, с точки зрения американских экспертов, категория была представлена, во-первых, как категория военного искусства; во-вторых, как концепция организации и ведения соответствующих операций; в-третьих, как один из важнейших элементов основных сил ИО и защиты войск. Всесторонний анализ наставления JP 3-13.3 позволил выявить и другую сущность ОБКВИ как методологии процесса оценки, выявления и обеспечения скрытности деятельности вооруженных сил.

Сущность, цель, задачи, принципы и характерные черты процесса ОБКВИ. В узком, прикладном значении понятия, как определяют руководящие документы МО США, ОБКВИ - это непрерывный процесс, в ходе которого устанавливается и анализируется деятельность ВС, проявляющаяся в демаскирующих разведпризнаках (индикаторах деятельности), ассоциирующаяся с проведением операций ВС и выполнением всего спектра возложенных на них задач.


Принципиальная схема взаимосвязи ОБКВИ с другими элементами информационных операций

Согласно наставлению КНШ ВС США JP 1 -02 "Перечень сокращений и терминов, применяемых в МО США" (2012) содержание понятия "Защита войск" (Force Protection) трактуется как:... "Всесторонняя и всеохватывающая защита всех видов ВС США от воздействия противника". Она включает в себя в том числе физическую защиту, ОБКВИ, информационную защиту и другие меры обеспечения безопасности и защиты войск.

Цель процесса ОБКВИ состоит в снижении степени уязвимости повседневной и боевой деятельности ВС США при выполнении поставленных задач и в уменьшении возможностей разведки противника по добыванию и использованию важной информации о ВС.

Задачами процесса ОБКВИ являются: оценка степени угрозы и выявление аспектов (факторов) деятельности ВС и ее разведпризнаков, которые могут быть обнаружены противником, систематизированы, обобщены, интерпретированы и успешно использованы им при принятии решений; установление и классификация характерных специфических демаскирующих разведпризнаков (индикаторов деятельности), формирующих критичную "чувствительную" информацию в тот или иной отрезок времени при выполнении различных задач; выбор и реализация мер ОБКВИ, которые могут исключить или снизить до допустимого уровня степень уязвимости деятельности ВС.

Как считают специалисты ВС США, при организации процесса ОБКВИ необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

- При подготовке к мероприятиям по обеспечению скрытности действий в каждом формировании (части, подразделении, организации, учреждении, органе управления) должна быть сформирована главная (координационная) группа (отдел) ОБКВИ (Office of Primary Responsibility OPSEC -OPR OPSEC) или рабочая группа, а также назначен письменным приказом постоянно действующий руководитель программы ОБКВИ (OPSEC РМ) или ее координатор.

- Руководителю (координатору) программы ОБКВИ как минимум необходимо иметь допуск к секретной работе и использованию аппаратно-программных средств компьютерных сетей МО США SIPRNET и NIPRNET.

- В каждом формировании (учреждении) должны разрабатываться своя методика и свои способы реализации процесса ОБКВИ и необходимые для этого документы.

- Все мероприятия ОБКВИ, выработанные в ходе процесса, должны быть утверждены соответствующим командиром, согласованы с планом информационных операций и интегрированы с другими мероприятиями обеспечения повседневной и боевой деятельности.

- Вся критичная "чувствительная" информация, разведпризнаки и меры повышения секретности (скрытности действий), определенные в процессе ОБКВИ, должны быть проанализированы по задачам, месту и времени для каждого вида деятельности (операции) как в самом формировании (учреждении), так и во всех подчиненных частях (подразделениях, органах), а также скоординированы и интегрированы в общем оперативном плане.

 
Место ОБКВИ в системе военной и национальной безопасности США

Критичную "чувствительную" информацию и разведпризнаки (индикаторы) ОБКВИ должны определять специалисты, занимающиеся наряду с общим оперативным планированием и решением организационных задач планированием различных функциональных и видовых задач формирования (учреждения).

- Критичную "чувствительную" информацию, которую определяют в процессе ОБКВИ, необходимо внести в перечень важной информации (Critical Information List) формирования (учреждения), обязательно утвердить соответствующим командиром (директором) и довести до всего личного состава.

Процесс ОБКВИ является непрерывным и реализуется с самой начальной стадии планирования повседневной или боевой деятельности формирования (учреждения).

- Каждое вышестоящее формирование (учреждение) должно обеспечить постоянный контроль за ходом и эффективностью процесса ОБКВИ, а также за обновлением перечня важной информации в подчиненных частях (подразделениях).

- Организация непрерывного и эффективного процесса ОБКВИ играет решающую роль в обеспечении успешной повседневной деятельности, боеготовности и ведения боевых действий ВС США. Этот процесс характерен для всех видов действий и деятельности личного состава, при выполнении любых повседневных, учебных и боевых задач, во всем спектре возможных конфликтов (в том числе и на учениях), в ходе испытаний боевой техники, в периоды мобилизации и административно-хозяйственной деятельности, при любых видах обеспечения или закупке и поставке боевой техники в войска.

- Процесс ОБКВИ должен: создавать основу для систематического выявления разведпризнаков (индикаторов ОБКВИ) необходимых для защиты "чувствительной" деятельности; обнаруживать, оценивать и учитывать изменение обстановки, характер и содержание критичной информации; определять степень угрозы и возможность ее минимизации для войск при изменении обстановки или задач ВС.

- Планирование и организация процесса ОБКВИ являются частью общего процесса планирования повседневной (боевой) деятельности, а также процесса планирования и ведения ИО.

Особенности процесса ОБКВИ

Процесс ОБКВИ - это, с одной стороны, определение индикаторов обеспечения безопасности критичной "чувствительной" информации, характеризующих деятельность ВС США, выбор и реализация мер обеспечения безопасности (скрытности), а с другой - это выработка и реализация методологии по лишению противника возможности добывания важной информации.

Подобно процессу защиты секретной информации процесс ОБКВИ позволяет выявлять и нейтрализовать угрозу деятельности ВС, осуществлять непрерывный контроль, оценку риска, скрытие или минимизацию демаскирующих факторов (разведпризнаков), которые ассоциируются либо отражают сугубо характерные особенности повседневной и боевой деятельности формирования (учреждения, органа управления) вооруженных сил государства. В ряде случаев в ходе реализации процесса обеспечения безопасности (скрытности) может быть допущена определенная степень риска утраты "чувствительной" информации, и поэтому каждый командир и весь личный состав формирования (учреждения) в обязательном порядке: оценивают ожидаемую степень безопасности и что в ней преобладает: риск, снижение эффективности выполнения задачи, величина потерь или стоимость расходуемых ресурсов ОБКВИ; оценивает свою подготовленность, способность принимать решения и готовность взять на себя ответственность за допускаемый риск. Кроме того, при выборе оптимальных мер обеспечения безопасности (скрытности) анализируется возможность соблюдения всех правил и требований по обеспечению надежности и скрытности повседневной и боевой деятельности, которые могут ограничивать выбор допустимой степени риска с утратой информации.

Алгоритм непрерывного процесса ОБКВИ, по взглядам командования ВС США, представляет собой следующие пять этапов, которые последовательно или одновременно реализуются в ходе планирования повседневной и боевой деятельности формирования (учреждения):

1. Выявление, идентификация и классификация критичной несекретной "чувствительной" информации.

2. Анализ угроз, приводящих к возможной утрате (компрометации) важной информации, проявляющейся в разведпризнаках и ассоциирующейся с боевыми действиями и другой деятельностью ВС.

3. Анализ демаскирующих разведпризнаков (индикаторов) и уязвимости деятельности ВС.

4. Оценка степени риска, связанного с утратой (компрометацией) важной информации.

5. Выбор и применение оптимальных мер обеспечения безопасности (скрытности) действий.

Цель первого этапа состоит в определении перечня важной несекретной информации, нуждающейся в защите. Эта ступень - наиболее объемная часть процесса, так как невозможно обеспечить скрытность всей несекретной деятельности и только к наиболее "чувствительной" и критичной ее части согласно требованиям уставов ВС США применяются меры ОБКВИ.

Вторым этапом процесса является анализ угроз. Под угрозой официальные документы подразумевают боевые возможности, намерения и действия разведки противника, наносящие ущерб или срывающие успешное решение задач повседневной и боевой деятельности ВС.

Третий этап нацелен на определение степени уязвимости деятельности формирования (учреждения) путем выявления и анализа индикаторов безопасности (скрытности) в различные отрезки времени в зависимости от тех или иных решаемых повседневных либо боевых задач.

Четвертый этап имеет целью оценить степень риска, то есть, по сути, обеспечить выбор и определение наиболее оптимальных конкретных мер ОБКВИ в различной обстановке, при решении тех или иных задач.

Исследования показали, что если первый этап - это наиболее объемная часть процесса ОБКВИ, то четвертый является самым важным, основным его элементом, так как установление допустимой степени риска позволяет определить его значимость, период времени и усилия, которые необходимы для принятия решения, выбора мер ОБКВИ, ослабления степени риска, уменьшения потерь и эффективного выполнения задач.

Пятый этап процесса представляет собой ту его часть, которая определяет выбор и реализацию оптимальных мер по обеспечению скрытности действий (операций) ВС.

Анализ руководящих документов ВС США позволяет сделать вывод, что термин ОБКВИ имеет многофункциональное значение и используется в зависимости от выполняемых задач. Процесс обеспечения безопасности (скрытности) рассматривается как реализация методологии и является одной из пяти основных элементов информационных операций. Разработка и реализация методологии и осуществление процесса обеспечения безопасности (скрытности), а также использование ОБКВИ как основной составляющей ИО является согласно военной доктрине США элементом военной безопасности и военной стратегии.

Методология ОБКВИ кардинально отличается от методологии определения и защиты секретной информации. В то же время наставления ВС США требуют, чтобы процессы ОБКВИ и защиты секретной информации были тесно увязаны между собой, а их меры скоординированы и синхронизированы. В результате будет обеспечиваться эффективная скрытность характерных аспектов повседневной и боевой деятельности в соответствии с обстановкой.

Исследования также показывают, что планирование ОБКВИ является составной частью общего процесса планирования боевой (повседневной) деятельности и процесса планирования ИО. Процесс обеспечения безопасности (скрытности) является непрерывным, начинает реализовываться с самой начальной стадии планирования, отражает все изменения обстановки и мер защиты важной информации, охватывает все периоды повседневной деятельности, этапы и задачи операции (до операции, в ходе и после ее завершения).

Бурное развитие в конце XX - начале XXI века перспективных информационных технологий повлекло за собой дальнейшее совершенствование стратегии, средств и способов обеспечения скрытности деятельности ВС и важной несекретной критичной "чувствительной" информации в целях обеспечения национальной и военной безопасности не только в Соединенных Штатах, но и в других развитых государствах.

Примером тому служит директива по обеспечению безопасности деятельности министра торговли США от 20 июля 2008 года, где говорится, что обеспечение безопасности деятельности - это "процесс, реализуемый сотрудниками (специалистами) торговых учреждений Соединенных Штатов с целью выявления, обеспечения контроля и защиты деятельности, которая проявляется в ходе функционирования учреждения и раскрывает важные несекретные аспекты планирования и осуществления наиболее "чувствительной" деятельности министерства или выполнения функциональных обязанностей личным составом учреждения, охватывая их административную, оперативную и торговую деятельность, в том числе и в интересах обеспечения национальной безопасности США".

Анализ деятельности государственных и военных органов США и НАТО, а также содержание издаваемых ими официальных документов, взглядов военных и гражданских экспертов ведущих зарубежных государств позволяют сделать вывод о существенных различиях в задачах по обеспечению скрытности секретной и несекретной критичной информации в интересах обеспечения национальной и военной безопасности.

Хотя подробные детали стратегии НАТО по обеспечению ОБКВИ остаются засекреченными, известно, что одним из заслуживающих внимания шагов является выработка общей линии для всех стран-участниц в области обеспечения безопасности в информационной сфере, и в частности по киберзащите. Так, органами альянса было принято общее решение по ряду вопросов:

- разработка доктрины и концепций обеспечения ОБКВИ для всех союзных государств;

- организация и проведение учебных семинаров, курсов подготовки специалистов по обеспечению ОБКВИ и на прошедших учениях государств - членов НАТО;

- разработка способов организации защиты информационных и компьютерных сетей и проведение исследований в этой области;

- изучение прошлых и проводимых сейчас атак информационной инфраструктуры для извлечения из них уроков с целью разработки новых мер защиты информационной сферы и всестороннего обеспечения национальной безопасности;

- проведение (по мере необходимости и по просьбам союзников) специальных совещаний в ходе анализа атак на информационные инфраструктуры.

Таким образом, цель сил ОБКВИ-создание и удержание информационного превосходства над противником. В связи с этим задачи ОБКВИ в интересах обеспечения эффективности военной безопасности состоят в снижении до допустимого уровня уязвимости повседневной и боевой деятельности ВС США в мирное и военное время, а также возможностей разведки противника по добыванию и использованию важной информации об американских ВС. Особой специфической задачей обеспечения скрытности (безопасности) является проведение дополнительных мероприятий по военной дезинформации и необходимых психологических операций с целью скрытия и повышения эффективности их осуществления. Не менее важные задачи, определенные концепциями ОБКВИ, - это скрытие мероприятий и повышение эффективности применения сил радиоэлектронной войны и операций в компьютерных сетях.

В ноябре 2008 года МО США ввело в действие новый устав по ОБКВИ, который уточнил стратегию, принципы и порядок организации этого процесса, а также ответственность должностных лиц за реализацию программ ОБКВИ*.

Характерными чертами процесса обеспечения безопасности (скрытности) действий (деятельности) ВС США являются: с одной стороны, последовательное определение важной "чувствительной" информации, проявляющейся в индикаторах ОБКВИ и уязвимости деятельности ВС, а с другой - это выработка и реализация методологии ОБКВИ с целью лишения возможности противника добывать важную информацию.

Этот процесс реализуется в трех сферах: информационной - анализируется и классифицируется важная информация, моделируется и проводится ее сравнительная оценка; когнитивной - личный состав проводит анализ важной информации, утверждается ее перечень, производится выбор оптимальных мер ОБКВИ и принимается решение об их реализации и корректировке в соответствии с обстановкой и эффективностью решения задач; в физической - задействуются средства разведывательного обеспечения, осуществляется деятельность вооруженных сил и реализуются ресурсы мер или контрмер защиты информации.

* DOD 5205.02 - М. "Operation Security Program Manual", 03.11. 2008 г.

Зарубежное военное обозрение, 2012, №10, с. 21-31

Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (25.11.2012) | Автор: Ю. Горбачёв, полковник О. Янов

Просмотров: 3522 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

avatar


Copyright MyCorp © 2016

Рейтинг Военных Ресурсов