search
menu
person

NEWS AND UDATES


Оперативная и боевая подготовка вооружённых сил США ч1 (2006)

Оперативная и боевая подготовка вооружённых сил США

Полковник О. Янов

В настоящее время военно-политическое руководство большинства стран мира уделяет пристальное внимание отработке вопросов задействования штабов и войск (сил) в различного рода миротворческих операциях, что является важной составляющей оперативной и боевой подготовки армий этих государств. Кроме того, в связи с активизацией террористических организаций различного толка и направлений особая роль в рамках ОБП отводится отработке задач взаимодействия между видами и родами войск, а также различными силовыми структурами. Проигрываются варианты их задействования в интересах адекватного реагирования на риски и угрозы безопасности государств, прежде всего со стороны исламских экстремистских и радикальных группировок.
В данной статье дана общая характеристика основных мероприятий оперативной и боевой подготовки вооруженных сил США.
Оперативная и боевая подготовка объединенных оперативных формирований (ООФ) ВС США направлена на отработку задач, стоящих перед вооруженными силами страны в условиях мирного времени, при реагировании на кризисы и в ходе боевых действий в региональных конфликтах. В соответствии с концептуальными основами применения ООФ заблаговременно определяется состав и проводится подготовка сводных формирований разнородных сил, предназначенных для действий в стратегически важных для США регионах мира, исходя из реальной и прогнозируемой военно-политической обстановки.
Для повышения возможностей этих формирований по развертыванию в передовых районах, реагированию на кризисы и эффективному применению при возникновении конфликта объединенное командование (OK) в зоне Атлантического океана* в конце 90-х годов разработало программу оперативной и боевой подготовки ООФ, включающих компоненты видов ВС из состава ОК и предназначенных для действий в зонах ответственности всех региональных командований. Эта программа дополняла программы ОБП видов ВС и была направлена на повышение эффективности совместного применения разнородных формирований. Она предусматривала проведение оперативной и боевой подготовки ООФ в три этапа.
На первом этапе осуществлялась подготовка частей и соединений в соответствии со стандартами вида вооруженных сил. Объединенное командование отслеживало график проведения намеченных мероприятий ОБП и обеспечивало устранение несогласованности с программами совместной оперативной и боевой подготовки. При этом уже на первом ее этапе военное руководство нацеливало виды ВС на отработку совместных задач.
На втором этапе проводились совместные маневры флота и морской пехоты из состава Атлантического флота ВМС (АТФ), учения боевого авиационного командования (БАК) ВВС (например,«Квик форс», «Сэнд игл») и командования СВ на континенте («Ровинг сэндз», «Маркет скве-ар»), а также другие мероприятия ОБП видов ВС США. Главная цель этого этапа заключалась в оценке готовности компонентов ООФ к совместным действиям в спланированной ими возможной операции.
В ходе третьего этапа проводились мероприятия оперативной подготовки командиров и штабов к решению задач силами и средствами ООФ из состава СВ, ВВС, ВМС, морской пехоты и сил специальных операций. Одновременно проводились квалификационные испытания командиров объединений и соединений на предмет выполнения обязанностей командующего ООФ.
Третий этап оперативной и боевой подготовки ООФ подразделялся на три фазы.
Первая фаза (продолжительностью одна неделя) предполагала проведение учебных занятий, семинаров, брифингов и интерактивного компьютерного обучения командующих и офицеров штабов. Темы подготовки касались функционирования объединенного штаба формирований и вопросов планирования совместного применения разнородных сил. Объединенное командование ВС США обеспечивало процесс обучения соответствующими материалами и привлекало экспертов по изучаемым вопросам. Эта подготовка организовывалась раздельно для военнослужащих трех категорий: командиров соединений, офицеров штабов и сержантского состава. Первая фаза проходила в месте расположения штаба командующего ООФ или в другом месте по его выбору.
Вторая фаза имела целью отработку командующим и штабом*ООФ боевого приказа для реагирования на кризис. При этом особое внимание уделялось планированию применения этих формирований с учетом требований уставов ВС США, отражавших стратегию, тактику, методы и порядок действий видов вооруженных сил в совместных операциях. Штаб ООФ с офицерами связи от компонентов видов ВС приглашался в штаб или объединенный учебный центр (Joint Training Analysis and Simulation Center) OK сроком на одну неделю. Штабы компонентов ООФ разрабатывали планы обеспечения операции в местах, установленных их командующими в соответствии с программой оперативной и боевой подготовки. Все планирование осуществлялось с учетом развития кризисной ситуации, основанной на реальных мировых событиях.
Третья фаза (семь-десять дней) предполагала проведение командно-штабного учения (КШУ) с использованием компьютерного моделирования для выполнения боевого приказа, разработанного объединенным штабом на второй фазе. В нем обычно принимали участие командующий соответствующего ОК ВС США, объединенный центр разведки, командующий ООФ, представители ССО и компонентов ООФ.
Подготовка на этом этапе проводилась в месте дислокации штаба ООФ или центре совместной оперативной подготовки, анализа и моделирования. Компоненты из состава ООФ принимали участие в процессе обучения, находясь в пунктах постоянной дислокации или на других объектах, позволявших им участвовать в компьютерном КШУ. Основное внимание уделялось отработке процедур планирования и процесса принятия решений при выполнении совместной задачи.
КШУ проводилось, как правило, с учетом моделей боевых действий, разработанных в видах ВС с целью отработки объединенными оперативными формированиями всевозможных задач, которые ранее выполнялись однородными частями видов ВС. При этом также использовался сценарий с реально происходившими событиями, включавший базы данных о местности и фактических угрозах.
Американские специалисты считают, что для разработки эффективной программы совместной оперативной и боевой подготовки нужно точно определить требования, предъявляемые к боевым возможностям формирований, исходя из необходимости выполнения стоящих перед ними задач. При определении таких требований каждый командующий ОК в зоне  исходит из основных задач совместной операции с участием оперативных формирований различных видов ВС, вырабатываемых с учетом конкретных задач и планов применения сил (войск) в данной зоне, которые сводятся в перечень ключевых задач совместных военных действий (Joint mission essential task list). Исходя из этого составляется проект программы оперативной и боевой подготовки объединенного командования ВС США в зоне. При проведении ОБП единых сил, базирующихся на континентальной части, для их развертывания в передовые районы определенных зон ответственности региональных командований основные частные задачи последних будут учитываться при составлении программы совместной ОБП для ООФ, готовящихся для действий в зонах ответственности этих командований. Когда два или более ОК американских вооруженных сил в зонах определяют для себя одни и те же ключевые частные задачи, они становятся общими совместными, и их отработка будет представлять собой суть содержания ОБП, проводимой объединенным командованием на втором и третьем этапах программы.
ОК составляет свою программу совместной оперативной и боевой подготовки с использованием ежеквартальных конференций по ее планированию для исключения несогласованности и координации мероприятий. На ежегодной конференции по планированию совместной оперативной и боевой подготовки, проводимой ОШ КНШ, осуществляется согласование ее планов, разработанных региональными командованиями, с планами совместной ОБП ОК. По итогам конференции составляется общий график такой подготовки председателя КНШ (CJCS joint training master schedule), включающий все планы совместной ОБП региональных командований.
Важным моментом в системе оперативной и боевой подготовки является оценка эффективности  программы ОБП с точки зрения определения степени отработки той или иной совместной задачи. Ее внедрение изменило методологию проведения мероприятий в рамках существовавшей системы ОБП, которая предусматривала организацию довольно крупных учений с участием боевых сил и средств (например, «Оушн венчер»). С принятием новой программы финансовые средства, использовавшиеся ранее Атлантическим командованием для проведения основных полевых учений, должны распределяться между мероприятиями ОБП на втором и третьем этапах программы. Это позволит создать более благоприятные условия для участия компонентов единых сил в отработке необходимых задач и большему числу командующих и штабов отработать вопросы руководства ООФ и ведения совместных боевых действий. Вместо получения опыта одним штабом в ходе ежегодных полевых учений на третьем этапе по новой программе три штаба отработают эти же вопросы, расходуя при этом меньше материальных и финансовых средств.
Одним из первых переходных этапов от ежегодных полевых учений с привлечением боевых сил и средств, проходящих под эгидой объединенного командования, было учение «Эджайл провайдер». Оно предусматривало в дополнение к традиционному совещанию по планированию проведение военной игры в виде семинара, а также учения по планированию реагирования на кризис. В «Эджайл провайдер» принимали участие боевые силы и средства, что привело к ограничению вероятных вариантов действий штаба из-за влияния на их выбор возможностей подразделений, финансовых, географических и других факторов. В связи с этим был разработан вымышленный сценарий, предполагавший использование различных, удаленных друг от друга районов боевой подготовки. Военная игра выявила различия в уровнях подготовки офицеров и штабов в вопросах проведения совместных операций и их планирования, что привело в последующем к необходимости проведения дополнительных учебных мероприятий для выравнивания уровня знаний и подготовки офицеров штаба.
Следующим шагом в реализации программы совместной ОБП стало учение «Юнифайд индевор». Оно впервые проводилось без сосредоточения штабов в одном учебном районе. Отработка учебных задач организовывалась в компьютерной системе моделирования боевых действий. Развернутая при этом система связи условного ООФ по своим характеристикам и нагрузке была максимально приближена к той, что должна использоваться в боевой обстановке. В ходе учения применялись математические и графические модели, имитировавшие боевые действия на суше, в воздухе, на море, а также ведение разведки и РЭБ.
По сценарию учения, объединенное оперативное формирование в составе соединений СВ, морской пехоты, ВВС и ССО действовало в Юго-Восточной Азии против группировки ВС предполагаемого противника.
Представители командования заявляли, что учения этой серии, каждое из которых обходится бюджету почти в 3 млн долларов, заменят крупномасштабные полевые маневры с привлечением крупных группировок от всех видов ВС, целью которых ранее являлась подготовка потенциальных ООФ и штабов, а затраты на каждое такое учение превышали 40 млн долларов. По их мнению, подобные мероприятия снижают износ ВВТ, а «для подготовки генералов не требуется развертывание армии в поле».
К учениям «Юнифайд индевор» привлекаются командующие и штабы компонентов объединенного командования практически всех видов ВС США. На них отрабатываются задачи, привязанные к конкретной обстановке с целью получения штабами и командующими реального опыта в организации, развертывании и применении ООФ в кризисной ситуации в передовом районе.
Американское военное руководство отмечало, что «эти учения дадут сотням штабных офицеров возможность на практике отработать принципы руководства ООФ» и что «это, вероятно, наиболее перспективный вклад ОК единых сил в повышение эффективности ведения ВС США боевых действий».
Что же касается отработки вариантов совместных действий и боевого взаимодействия всех компонентов ООФ в составе единой группировки и проверки планов ее применения в передовых зонах, а также совершенствования системы ротации соединений и частей, выделенных в состав ООФ, важное значение придается проведению серии учений «Джойнт таск форс» в зоне Атлантического и Тихого океанов.
В ходе маневров этого типа отрабатываются задачи заблаговременного создания и подготовки различных по составу и целевому предназначению «нарядов» сил и средств для экстренного реагирования на все виды потенциальных угроз в «зонах жизненных интересов» США (в Европе, на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе).
К проведению данных учений, как правило, привлекаются силы и средства ВМС и морской пехоты США, предназначенные для плановой замены авианосных и экспедиционных ударных групп в передовых зонах. В интересах учения они усиливаются штабами и подразделениями ВВС и СВ США, а также, по планам совместной боевой подготовки с ВС союзников США, силами и средствами соответствующих национальных ВС и многонациональных формирований (в частности, НАТО). В ряде случаев численность участников маневров типа «Джойнт таск форс» превышает 15 тыс. человек.
В целом, по мнению военного руководства США, совместная оперативная и боевая подготовка способствует повышению оперативных возможностей, улучшению взаимодействия видов ВС и обеспечивает высокий уровень боевой готовности формирований видов ВС к ведению боевых действий в составе ООФ. Она также позволяет существенно снизить затраты материальных и финансовых средств. Совместное ведение боевых действий, по оценке западных военных экспертов, обеспечивает получение наибольшего эффекта при ограниченных ресурсах. Считается, что ОБП должна быть нацелена на отработку тех задач, которые предполагается решать в ходе боевых действий, и программа такой подготовки представляет собой именно то средство, которое обеспечивает достижение этой цели.
В вооруженных силах США в интересах подготовки командного состава ООФ продолжается проведение мероприятий, направленных на повышение качества профессиональной военной подготовки и включающих большое количество совместных экспериментов, обучение и подготовку офицеров и сержантов. Для старших офицеров в практику вводится усовершенствованный базовый курс, предусматривающий их подготовку к руководству оперативными формированиями и совместными операциями. Обучение и подготовка младших офицеров и сержантов на начальной стадии военной карьеры позволят им более эффективно решать тактические задачи совместно с межведомственными и многонациональными компонентами.
Так, сразу после завершения «активной фазы» войны в Ираке уже в мае 2003 года было проведено совместное учение ОКЕС и сухопутных войск США «Юнифайд квест», затраты на которое составили 600 тыс. долларов. В ходе его отрабатывались в основном вопросы планирования совместных операций с учетом опыта только что закончившихся боевых действий. Чуть позже, также при теснейшем взаимодействии с ОК ЕС, прошло учение ВМС под кодовым названием «Юнифайд корс», которое было посвящено вопросам преодоления сопротивления противника при проведении операции вторжения на его территорию. Параллельно, в ходе совместных маневров ОКЕС и морской пехоты «Джойнт урбан уорриор-4» под кодовым названием «Си Кинг», отрабатывались вопросы боевых действий в условиях городской застройки. ВВС США провели совместное с ОК ЕС крупное учение «Глобал ингейджмент».
ОК единых сил организует учения с участием объединенных функциональных командований. Так, в феврале 2004 года его представители приняли активное участие в подготовке и проведении совместного с ОК специальных операций и стратегическим объединенным командованием крупного мероприятия такого рода под условным наименованием «Десижн супериорити». Учитывая проблемы, с которыми столкнулись ВС США в Ираке при подавлении сопротивления «местных» и «международных террористов», было принято решение в ходе как видовых, так и объединенных учений сосредоточить внимание на отработке практических вопросов проведения так называемых постконфликтных (стабилизационных) операций. По результатам данных учений предпринята серьезная корректировка увидевшего свет в конце 2003 года документа «Концепции единых сил», призванного стать рамочным для последующей углубленной разработки всех видов потенциально возможных операций, к которым в перспективе будут привлекаться ВС США.
Особенности оперативной и боевой подготовки сухопутных войск. В настоящее время в условиях сокращения численности и финансирования ВС, по мнению американского военного руководства, решать вопросы немедленного реагирования на кризисные ситуации, а также обеспечить переброску и развертывание главных сил могли бы ООФ, имеющие соответствующую подготовку.
Одним из главных требований, предъявляемых к СВ со стороны военного руководства Соединенных Штатов, является их готовность к совместному с другими видами ВС экстренному реагированию на кризисы, возникающие в различных регионах мира.
Совместная учеба личного состава СВ с компонентами других видов ВС, проводимая в рамках реализации концепции ООФ, будет способствовать более тесному их взаимодействию и обеспечению оперативной совместимости. В то же время основой для осуществления всех мероприятий ОБП по-прежнему остаются полевые уставы СВ США FM 7-0 «Обучение войск» и FM 7-1 «Боевая подготовка войск». Такой подход якобы позволит как отдельным военнослужащим, так и крупным формированиям СВ «оттачивать свое мастерство на практике задолго до того, как им придется решать поставленные боевые задачи».
В связи с этим командование сухопутных войск США прилагает усилия для того, чтобы система обучения в американских СВ стала  примером интеграции индивидуального обучения, обучения в составе подразделения и самоподготовки и включала прежде всего важнейшие задачи, которые предстоит решать военнослужащим в ходе службы. Как отмечается в концептуальном документе штаба СВ «Армейская перс-пектива-2010» (Army Vision 2010), СВ должны быть готовы к ведению наземных боевых действий в качестве сухопутного компонента ООФ и к участию в других мероприятиях в условиях отсутствия войны.
Основной формой подготовки СВ как наземного компонента ООФ остаются различные совместные учения, к наиболее важным из которых относятся маневры серий «Джойнт таск форс» и «Джейвид». Оперативным фоном большинства из них являются сценарии возможных региональных конфликтов, прогнозируемых руководством США с учетом особенностей военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире. В ходе этих учений отрабатываются вопросы совместных действий разнородных сил, управление ими, взаимодействие и организация связи на всех уровнях.
Все мероприятия в рамках ОБП СВ проводятся в учебных центрах объединенных командований и на учебно-материальной базе (УМБ) в местах постоянной дислокации. Крупные войсковые учения проходят на территории национального учебного центра (Форт-Ирвин, штат Калифорния). Помимо указанных выше традиционных мест проведения ОБП концепция ООФ предусматривает для углубленной проработки вопросов совместных боевых действий привлечение нового, специально созданного объединенного учебно-тренировочного центра (Саффолк, штат Виргиния).
На основе единого подхода к обучению и боевой подготовке СВ к большинству мероприятий регулярных войск привлекаются части и подразделения резервных компонентов. В отличие от регулярных сухопутных войск в подготовке подразделений резервных компонентов, предназначенных для быстрого использования, имеет место региональная направленность.
Часть мероприятий ОБП носит многонациональный характер, что дает возможность значительно сблизить методики подготовки СВ США и союзников, отработать отдельные элементы управления ими и взаимодействия, а также снизить общие затраты на учения за счет использования менее дорогостоящей региональной УМБ и инфраструктуры союзников.
Важное место в планах командования СВ США отводится дальнейшему развитию и внедрению в учебный процесс компьютерных систем моделирования боевых действий. По его мнению, усовершенствование моделирования и имитации боевого пространства в сочетании с мероприятиями, которые проводятся на местности при реальном участии войск, будет способствовать повышению реалистичности боевой подготовки, позволит поднять уровень повседневной боевой готовности и повысить возможности по проверке на практике и оценке новых оперативных концепций и способов действий. Моделированию придается глобальный масштаб - оно охватывает практически все американские сухопутные войска, находящиеся на различных ТВД. Для этого по распоряжению командования СВ создаются специальные компьютерные центры на континентальной части США, в Европейской зоне (Германия) и зоне Тихого океана (Республика Корея).
Кроме того, ведутся активные работы по охвату глобальной системой моделирования частей и подразделений резерва ВС и национальной гвардии, а также отдельных компонентов вооруженных сил партнеров Соединенных Штатов по военным коалициям с целью повышения их боевой готовности и достижения оперативной совместимости. Размещенные на различных территориях, но сопряженные единой компьютерной сетью соединения СВ США, как считают американские военные специалисты, смогут целенаправленно готовиться к выполнению предстоящих задач, что крайне необходимо для ведения совместных действий.
Таким образом, командование сухопутных войск США придает особое значение совершенствованию системы ОБП войск в ходе реорганизации дивизий, бригад, кавалерийских (разведывательных) полков, а также продолжающегося формирования механизированных бригад «Страйкер». Упор при этом делается на подготовку и многовариантность использования этого вида ВС в конфликтах различного масштаба на различных ТВД в составе ООФ. Именно этим объясняется устойчивая тенденция дальнейшей интеграции действий сухопутного компонента с подразделениями других видов американских вооруженных сил.
Преобладающей формой оперативной и боевой подготовки штабов соединений и частей СВ США являются КШУ и тренировки с отработкой задач развертывания частей и подразделений как с использованием компьютерных систем моделирования боевых действий, так и в полевых условиях. ОБП воинских формирований организуется с привлечением структурных компонентов командования СВ США и средств командований ВВС, ВМС и специальных операций. Кроме того, части и подраз-деления сухопутных войск участвуют в многонациональных учениях по планам штабов ОК ВС США в зонах и стратегического командования операций ОВС НАТО.
Последние три-четыре года оперативная и боевая подготовка сухопутных войск США проводилась по двум основным направлениям: подготовка выделенных штабов и войск (сил) к участию в операциях коалиционных сил в Ираке и Афганистане; поддержание частей (подразделений), не привлекавшихся к данным операциям, в готовности к действиям по их прямому предназначению в вооруженных конфликтах различного масштаба и интенсивности с применением обычных средств поражения.
В интересах подготовки сухопутных войск к задействованию в чрезвычайных условиях, в операциях по стабилизации обстановки и контртеррористических операциях с 2004 года в программу их ОБП был введен ряд новых элементов.
Так, штабом командования СВ США в Европейской зоне организована ежегодная отработка командирами тактического звена планов ликвидации последствий терактов и чрезвычайных происшествий с привлечением сил и средств ВС США в Европейской зоне, обеспечивающих их командований ВС США на континентальной части, а также национальных сил и средств европейских стран. По результатам данных учений осуществляется разработка планов реагирования на прогнозируемые техногенные и природные катастрофы, атаки террористов и другие чрезвычайные ситуации. С этой целью личный состав аме-, риканских гарнизонов и военных баз систематически привлекался к проведению учений с отработкой комплекса мер, предусмотренного повышенными состояниями готовности системы защиты войск, пунктов дислокации и военных баз, а также мероприятий, разработанных с учетом результатов операций НАТО на Балканах и коалиционных сил в Ираке и Афганистане.
Особое внимание при этом уделялось обучению подразделений особенностям патрулирования и ведения боя в городских условиях, сопровождения транспортных колонн, способам обнаружения и уничтожения засад противника, предотвращения террористических актов и диверсий, действиям при оказании гуманитарной помощи. По завершении курса подготовки подразделения и части проходят проверку боевой готовности к выполнению предстоящих задач (сертификацию) в форме учения продолжительностью 10-15 сут. Заключения о готовности к участию в операции утверждаются вышестоящим на две ступени командованием.
Находясь в Ираке и Афганистане, независимо от фактически выполнявшихся задач, личный состав регулярно привлекается к мероприятиям ОБП в интересах поддержания на должном уровне навыков действий по штатным должностным категориям. Для этого используются тренажеры и программно-аппаратные средства, развернутые непосредственно на американских базах в районах проведения операций. Данная мера позволяет частично компенсировать временную потерю боевой готовности танковыми, мотопехотными и артиллерийскими подразделениями, задействовавшимися в качестве пехотных и военно-полицейских.
Особое внимание командование СВ США уделяет поддержанию войск (сил) в постоянной готовности к переброске в районы оперативного предназначения. С этой целью наряду с регулярным проведением учений по экстренной переброске частей и подразделений различными способами осуществляется их переброска на плановую подготовку в учебные центры. В ходе плановых перебросок войск (сил) в обязательном порядке задействуется автоматизированная система управления перебросками, включающая системы планирования, оперативного контроля перевозок и сбора заявок на средства обеспечения. Наряду с этим командиры воинских формирований организуют практическую отработку задач, связанных с переброской, в районах складирования ВВТ и пунктах погрузки (выгрузки) войск.
Одной из основных форм боевой подготовки частей и подразделений СВ США является их участие в многонациональных учениях. При этом главное внимание уделяется решению задач организации взаимодействия между воинскими формированиями тактического уровня.
Многонациональная учебно-боевая деятельность по планам ОК ВС США предусматривает дальнейшее участие подчиненных штабов и войск (сил) в учениях по программе НАТО «Партнерство ради мира» и в учебных мероприятиях совместно с ВС стран Восточной и Южной Европы, а также Северной Африки в рамках программы двустороннего сотрудничества сухопутных войск НГ американских штатов и национальных министерств обороны.
По взглядам руководства ВС США, проведение многосторонних учений обеспечивает сближение национальных военных доктрин, согласование оперативных стандартов и тактики действий, а также повышение боевой готовности американских войск и их органов управления.

* В 1999 году объединенное командование ВС США в зоне Атлантического океана было преобразовано в объединенное командование единых сил (ОКЕС).

(Окончание следует)

Зарубежное военное обозрение 2006 №4

Смотрите также
Категория: Подготовка | Добавил: pentagonus (09.04.2006) | Автор: Полковник О. Янов
Просмотров: 13960 | Комментарии: 4 | Теги: Подготовка, О. Янов, учения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar