search
menu
person

NEWS AND UDATES


Строительство универсальных десантных кораблей типа "Америка" для амфибийных сил ВМС США (2014)

Строительство универсальных десантных кораблей типа "Америка" для амфибийных сил ВМС США

Капитан 2 ранга Д. Василевский;
Р. Голядкин,
кандидат технических наук

Основой современных программ строительства кораблей для ВМС США служит долгосрочный кораблестроительный план, впервые опубликованный в феврале 2006 года. Тогда министр американских ВМС представил в конгресс его первый вариант на 2007-2036 годы. План ежегодно корректируется в зависимости от изменяющихся потребностей, диктуемых военно-политической обстановкой в мире и текущими финансовыми возможностями государства. В промежуточный 2011 год была проведена лишь незначительная корректировка этого документа, а наиболее существенным изменениям он подвергался в 2010-м и 2012-м в вариантах на 2011 и 2013 финансовые годы соответственно.

Согласно действующим потребностям командования морской пехоты ставится задача переброски на заокеанские ТВД двух экспедиционных бригад (ЭБр) МП, для чего в составе боеготовых сил должно быть не менее 30 десантных кораблей (ДК) различных классов. Однако с учетом необходимости проведения регламентных работ кораблестроительным планом предусмотрено поддержание численности ДК на более высоком уровне - 32-33 единицы.

Как видно из прогноза количественного состава десантных кораблей и объемов их закупок, согласно утвержденному в этом году долгосрочному кораблестроительному плану ВМС США на период до 2044 года, требуемый уровень численности ДК будет достигнут уже в 2018-м, что соответствует динамике перевооружения этих кораблей американских ВМС. Она же зависит от финансовых возможностей в условиях относительно ограниченного бюджета (на кораблестроение в 2014 году потрачено 23 млрд долларов, а на 2015-й запланировано освоить 22 млрд), срока эксплуатации десантных кораблей и их технического состояния.

Таблица 1 Прогноз количественного состава десантных кораблей и объёмов их закупок согласно долгосрочному кораблестроительному плану ВМС США до 2042 и 2044 годов

Период Класс кораблей Общее кол-во ДК в составе АС ВМС США* УДК типа "Америка" ДВКД типа LPD-(X)** ДТД типа LSD-(X)**
Ближне-срочный 15 28/30      
16 29/31      
17 30/32 1    
18 31/33     1
19 31/33      
20 31/33     1
21 31/33      
22 32/33     1
23 32/33      
24 34/34 1   1
Средне-срочный 25 34/34      
26 34/36     1
27 33/35      
28 34/36 1   1
29 33/35     1
30 33/35     1
31 32/34     1
32 32/34     1
33 33/35      
34 34/34      
Дальне-срочный 35 33/32      
36 33/32 1    
37 33/33      
38 32/33      
39 32/33      
40 31/32 1 1  
41 32/33      
42 31/32   1  
43 -/31      
44 -/31      
Примечание:
* Количество ДК согласно бюджету на 2013/2015 финансовый год. ** Название условное.

Необходимо отметить, что планы были скорректированы относительно предыдущих лет. Например, в 2012 году при тех же требованиях к численности ДК ее увеличение намечалось лишь в 2023-м. Это связано не столько с ростом темпов строительства новых десантных кораблей (они останутся на прежнем уровне), сколько с продлением срока эксплуатации существующих, ранее намеченных к списанию.В настоящее время Пентагон прилагает максимум усилий по модернизации флота ДК. В этой связи заканчивается строительство серии из 11 ДВКД типа "Сан-Антонио" и параллельно рассматривается вопрос о постройке 12-го корабля, как планировалось ранее. В 2040 году намечено строительство серии ДВКД, которые придут на смену кораблям типа "Сан-Антонио". Кроме того, началось проектирование ДТД нового поколения для замены состоящих на вооружении кораблей типа "Уидби-Айленд", а в 2018 году предполагается приступить к строительству первого ДТД в серии. Наряду с этим в состав флота вошла первый УДК нового типа "Америка" (LHA-6), предназначенный для замены корабля "Пелелью" (LHA-5, типа "Тарава"), который планируется передать в резерв в 2015 году.

В сентябре следующего года намечено завершить строительство второго УДК типа "Америка" - "Триполи" (LHA-7), призванного заменить УДК "Нассау" (LHA-4). В 2017 году, на год позже запланированного, предусматривается заказать еще один корабль этого типа. Последующие корабли заменят восемь УДК типа "Уосп" (LHD-1). Первые в серии два универсальных десантных корабля типа "Америка" получили обозначение Flight 0. Начиная с LHA-8 УДК в отличие от первых двух будут иметь затапливаемую док-камеру.

Очередную подсерию УДК типа "Америка" построят с учетом имеющихся наработок при эксплуатации предыдущих кораблей данного типа и дополнительных требований заказчика.

Второй УДК подсерии Flight 1 намечено закупить в 2024 году, остальные четыре планируется приобретать по одному каждые четыре года, Необходимые средства на постройку восьмого корабля не предусмотрены долгосрочным кораблестроительным планом, но, возможно, при соблюдении определенных в настоящее время сроков закупка состоится в 2048 году.

В период с 1997 по 2001 год американскими военными специалистами активно велись поиски альтернатив замене пяти УДК типа "Тарава", которые в то время планировалось вывести из состава амфибийных сил (с 2011 по 2015-й) по истечении срока службы (35 лет). В ходе программы замены УДК (LHA-R - Landing ship Helicopter Assault - Replacement) рассматривалось три основных варианта решения данной проблемы: продление срока службы УДК типа "Тарава" за счет глубокой модернизации; строительство кораблей по улучшенному проекту (на базе УДК типа "Уосп") и создание УДК нового поколения по принципиально новому проекту.

В результате проведенных в августе 1999 года управлением НИОКР ВМС (ONR - Office of Naval Research) изысканий было рекомендовано не продлевать срок службы состоящих на вооружении УДК типа "Тарава". С учетом этого в 2002 году было принято решение о строительстве модернизированного варианта УДК типа "Уосп" - LHD-8, который намечалось ввести в строй с 2005 по 2006 год, а также о разработке и строительстве четырех перспективных кораблей типа LHA-X.

Однако из-за множества проблем, связанных в том числе с некачественной сваркой корпуса и последствиями урагана Катрина, строительство восьмого УДК типа "Уосп", названного "Макин-Айленд" (LHD-8), было закончено в октябре 2009 года (на три года позднее запланированного). Этот корабль имеет ряд существенных отличий от первых семи УДК типа "Уосп".

Главным отличием "Макин-Айленд" является энергетическая установка (ЭУ). С целью снижения стоимости жизненного цикла УДК было принято решение о замене паросиловой главной энергетической установки (ГЭУ) на комбинированную дизель-электрогазотурбинную ГЭУ с автоматизированной (компьютеризированной) системой контроля и управления. Кроме того, вспомогательная энергетическая установка, механизмы которой приводятся в действие паровыми приводами, заменена на вспомогательную ЭУ с электроприводами. На корабле были установлены также системы самообороны корабля (SSDS - Ship Self Defence System) нового поколения Mk 2 и пожаротушения.

Таким образом, проект УДК "Макин-Айленд" задумывался как переходный при создании серии кораблей нового поколения, на строительство которых направлено сейчас внимание командования ВМС США. Предполагалось что первые два УДК нового поколения LHA-X (позднее LHA-6) заменяв корабли типа "Тарава", срок службы которых истёк в 2011 году. Однако те были выведены из состава ВМС раньше ввиду сокращения численности корабельного состава АС.

Первый УДК нового типа LHA-6 был назван "Америка". В июне 2007 года компания "Нортроп-Грумман" получила от ВМС контракт стоимостью 2,4 млрд долларов на разработку технического проекта и строительство универсального десантного корабля нового типа. В 2008 году по программе на постройку первого корпуса было выделено 1,1 млрд долларов, а в 2009-м - 1,4 млрд. В июле того же года был заложен УДК "Америка". Строительство кораблей данного типа ведется на судоверфи компании в г. Паскагула (штат Миссисипи). В итоге стоимость УДК "Америка" составила 3,4 млрд долларов (в ценах 2014 года). В бюджете ВМС страны на 2011 год было предусмотрено 949,9 млн на начало строительства второго УДК "Триполи" (LHA-7).

Первоначально передача военно-морским силам первого УДК типа "Америка" была запланирована на 2012 год, однако фактически ввод его в состав амфибийных сил ВМС США состоялся лишь в июле 2014-го. В июле 2012 года корабль только сошел со стапелей, а в феврале 2013-го завершились его ходовые испытания.

Особенности конструкции корпуса. Основное отличие универсального десантного корабля нового проекта "Америка" от УДК типа "Уосп" - увеличенные главные размерения: длина на 23,5 м и ширина на 3 м. Это позволяет расширить возможности корабля по приему авиационной техники, грузов МП, повысить живучесть и улучшить качество обитаемости.

Если УДК типа "Уосп" были спроектированы под самолеты AV-8B, то корабли нового поколения будут способны принимать практически все типы авиатехники, состоящей на вооружении авиации МП. Доковая камера в проекте нового корабля не предусмотрена. За счет этого расширен авиационный ангар, повысились возможности по приему боеприпасов и топлива, возросла площадь корабельного госпиталя. Высадка десанта будет производиться при помощи транспортной авиации МП.

На УДК "Америка" были увеличены размеры полетной палубы (до 249,6х36 м и девяти взлетно-посадочных площадок), расширилось ангарное пространство под палубой (рассчитано на 53 летательных аппарата) до 30 542 м2 (оно разделено на два ангара, оснащенных кранами мостового типа). Изменена конструкция островной надстройки - уменьшено количество палуб в сравнении с УДК "Тарава" (LHA-1). Помещения управления размещены внутри корпуса.

Таблица 2 Основные ТТХ УДК типа "Америка"
Водоизмещение полное, т 44971
Главные размерения (д х ш х о), м 257,3 x 59,1 х 8,75
Размеры полетной палубы (д х ш), м 249,6 х 36,0
Скорость полного/экономического хода, уз 22/20
Дальность плавания (на эконом, скорости хода), миль (уз) 9500(20)
Экипаж, человек 1059
Десантовместимость, человек 1687

 Отказ от такого элемента универсальных десантных кораблей, как доковая камера, позволил высвободить дополнительное место для хранилищ авиационного топлива объемом 4 921 м3, авиационных запчастей и вспомогательного оборудования, боезапаса и других помещений общим объемом 4 674 м3.

Для доставки летательных аппаратов из ангара на полетную палубу имеются подъемники, расположенные побортно, грузоподъемностью 37,5 т.

Для защиты от химических и биологических средств поражения, а также от радиоактивных осадков используется система, создающая избыточное давление во внутреннем пространстве корпуса, что предотвращает заражение экипажа.

На УДК "Америка" предусмотрены помещения для мобильного госпиталя, рассчитанного на одновременное обслуживание около 600 человек. Здесь имеются две операционные, отделение интенсивной терапии на 24 больничные койки, лаборатории, банк крови и плазмы, стоматологический и рентгеновский кабинеты, а также три прачечные.

УДК оснащен единой информационно-управляющей системой, позволяющей осуществлять не только контроль и управление всеми системами корабля, но и руководство десантными операциями и координацию их в режиме времени, близком к реальному. Управление ведется из главного командного пункта (ГКП) корабля. Необходимая командованию информация о текущем состоянии боевой обстановки в заданном оперативном районе отображается на двух больших мониторах, установленных на переборке в ГКП.

В отличие от УДК типа "Уосп", у которого вышеперечисленные системы размещены в островной надстройке, на корабле "Америка" они убраны в корпус, что обеспечивает их надежную защиту во время ведения боевых действий.

Корабельная энергетическая установка. За годы эксплуатации УДК выяснилось, что более 75 % времени скорость хода кораблей данного класса составляла 12 уз. В этом случае задействуется только 10 % общей мощности ГЭУ. При такой ее нагрузке удельный расход топлива ГТ достаточно велик (по сравнению с полными нагрузками). В связи с этим было принято решение оснастить УДК "Америка" двухвальной дизель-электрогазотурбинной ГЭУ (как у "Макин-Айленд"), в состав которой входят две газовые турбины (ГТ) LM2500+ компании "Дженерал электрик" мощностью по 35 000 л. с, шесть ДГ по 4 МВт и два ГЭД производства фирмы "Альстом" по 5000 л. с.

При скорости хода до 12 уз используется гребной электродвигатель (ГЭД). Номинальная частота его оборотов 1 800 об./мин. Регулирование скорости корабля обеспечивается как изменением частоты оборотов двигателя, так и углом поворота лопастей ВРШ (в основном на пониженных нагрузках) во избежание возникновения кавитации на лопастях гребного винта. При дальнейшем увеличении скорости в работу включается ГТ, которая приводит в движение линию вала по той же схеме, что и ГЭД.

Достижение необходимой частоты оборотов гребного вала обеспечивается при помощи муфты с автоматической синхронизацией, после чего ГЭД выводится из действия. При снижении скорости корабля до 12 уз происходит автоматическая синхронизация частоты оборотов ГТ и ГЭД, после чего турбина отключается.

Совместная работа ГЭД и ГТ проектом не предусмотрена. Максимальная частота оборотов гребного вала при работе ГЭД составляет 90 об./мин, что в 2 раза меньше, чем при работе ГТ. Контроль и управление ГЭУ, ВЭУ и ЭЭС осуществляются посредством единой для КЭУ цифровой автоматизированной системы контроля и управления как дистанционно, так и с местных постов. 

Кормовое машинное отделение УДК типа "Америка"
Компоновочная схема главного турбозубчатого агрегата правого борта ГЭУ УДК типа "Америка": 1 - газовая турбина; 2 - гребной электродвигатель; 3 - преобразователь тока; 4 - муфта с автоматической синхронизацией; 5 - реверсивная муфта; 6 - редуктор; 7 - главный упорный подшипник; 8 - гребной вал; 9 - опорные подшипники; 10 - винт регулируемого шага
Принципиальная схема системы самообороны SSDS УДК типа "Америка"

Отмечается, что с целью снижения технического риска, а также стоимости жизненного цикла УДК конструкция главной зубчатой передачи была заимствована из паросиловой установки УДК типа "Уосп". Доработки коснулись лишь второй ступени, что было вызвано необходимостью обеспечения питания гидравлической системы ВРШ. При компоновке ГЭУ с учетом длины ГТ главная зубчатая передача была отодвинута в корму на длину одной секции гребного вала, которая была исключена из компоновочной схемы.

При выборе ЭЭС для УДК "Америка" разработчиками учитывались такие факторы, как стоимость жизненного цикла, живучесть, эксплуатационная надежность системы, а также осуществимость проекта ввиду отказа от паросиловой вспомогательной ЭУ

С целью снижения технического риска была выбрана ЭЭС с вырабатываемым переменным током напряжением 4 160 В, которая ранее уже использовалась на кораблях американского флота.

В ее состав включены шесть ДГ мощностью по 4 МВт, за счет чего достигается резервирование мощности. В связи с тем что для многих потребителей электроэнергии необходимо напряжение 450 В, в состав ЭЭС были включены понижающие преобразователи. С целью повышения живучести ЭЭС был выбран зональный принцип распределения электроэнергии по корабельным потребителям. Данная система выгодно отличается от традиционно используемой на кораблях ВМС США кольцевой ЭЭС своей живучестью, надежностью и своими массогабаритными характеристиками.

Опыт эксплуатации УДК "Макин-Айленд" показал, что замена паротурбинной ЭУ на комбинированную дизель-электрогазотурбинную позволила значительно снизить стоимость жизненного цикла десантного корабля главным образом за счет более высокого КПД установки и сокращения обслуживающего персонала более чем на 80 человек.

По предварительным данным, экономия на техническом обслуживании в течение срока эксплуатации превысит 250 млн долларов.

Авиационное вооружение УДК. На УДК "Америка" запланировано базирование авиагруппы типового состава из 12 транспортно-десантных самолетов MV-22B "Оспрей", шести тактических истребителей F-35B, семи специализированных ударных вертолетов боевого обеспечения AH-1Z/UH-1Y и двух транспортных вертолетов CH-60S, однако ее состав может меняться в зависимости от поставленных задач.

Для оперативного выявления существующих недоработок в конструкции F-35B была расширена программа летных испытаний: количество полетов увеличено с 138 (по плану) до 170, а выполненных заданий -с 1 072 до 1 572. Вполне вероятно, что по ее завершении будут проводиться войсковые испытания, после чего в 2015 или 2016 году самолет может быть принят на вооружение.

Другая недоработка - повреждение полетной палубы корабля от струи горячего воздуха двигателя при взлете или посадке F-35B. Специалисты ищут пути решения данной проблемы, одним из которых является включение в состав покрытия полетной палубы композиционных материалов, обладающих высокой термостойкостью.

Тем не менее, по заявлению специалистов национальных ВМС, данная проблема и ограничения не повлияют на боевую эффективность корабля, так как основное его предназначение - выполнение краткосрочных десантных операций, а не продолжительная поддержка войск в ходе боевых действий.

Система самообороны УДК. До 1981 года многие корабли ВМС США оснащались системой ПВО BPDMS (Basic Point Defence Missile System). В ее состав входили ЗУР "Си Спарроу" (RJM-7E -корабельная версия ракеты AIM-7E "Спарроу" класса "воздух - воздух"), которые размещались на ПУ Мк 25 в двух контейнерах по четыре ракеты, и система управления огнем Мк 115.

С середины 60-х годов прошлого столетия в ВМС США рассматривался вопрос о создании такой системы, которая должна была заменить BPDMS. В 1967 году были определены требования к объектовой системе самообороны нового поколения APDMS (Advanced Point Defence Missile System). Однако программа была заморожена, а отдельные ее элементы, такие как РЛС обнаружения и сопровождения целей Мк 23 TAS (Target Acquisition System), использованы при разработке усовершенствованной системы самообороны IPDMS (Improved Point Defence Missile System). В состав ЗРК "НАТО Си Спарроу" входили новые ЗУР "Си Спарроу" (RIM-7H), ПУ Мк 29, а также система управления огнем Мк 91 с РЛС обнаружения и сопровождения целей Мк 23 TAS.

С 1981 года такие системы начали устанавливать на строящиеся корабли, а старые в ходе модернизации уже построенных заменили. С 1980 года для усиления защиты от ударов противокорабельных ракет корабли наряду с ЗРК "НАТО Си Спарроу" стали оснащать 20-мм ЗАК Мк 15 "Фаланкс".

С середины 80-х годов на вооружение поступила новая система управления средствами ПВО ACDS Block 0 и Block 1 (Advanced Combat Direction System), предназначавшаяся для оснащения УДК. Так, на УДК "Иводзима" (LHD-7) установили ACDS Block 1. Ей же оборудовали УДК "Уосп" (LHD-1) в ходе модернизации корабля.

С 2002 года ACDS заменили системой самообороны SSDS Мк 2 мод. 0 и мод. 1 (Ship Self Defence System), которая оснащена двумя ЗРК RAM, а также РЛС обнаружения и сопровождения целей SPQ-9B (вместо РЛС Мк 23 TAS). SSDS Мк 2 уже установлена на УДК "Макин-Айленд" (LHA-8) и модернизированный УДК "Иводзима" (LHD-7). На корабле "Америка" разместили систему самообороны следующего поколения Мк 2 мод. 4В, которая включает: две ПУ Мк 29 ЗРК "Усовершенствованная Си Спарроу", две ПУ Мк 49 ЗРК RAM и три шестиствольных 20-мм ЗАК Мк 15 "Фаланкс". В состав вооружения УДК входят также семь пулеметов калибра 12,7 мм.

Таким образом, в США, несмотря на перенос сроков, постепенно реализуется программа строительства УДК нового поколения типа "Америка", которые предназначены для замены кораблей типов "Уосп" и "Тарава". Отмечается эволюция в развитии данного подкласса кораблей: используется опыт проектирования, строительства и эксплуатации предыдущих УДК, а также учитываются новые требования. Принимая во внимание продолжительность жизненного цикла таких кораблей, а также нынешние финансовые возможности и потребности министерства ВМС, полная их замена может быть проведена не ранее 2048 года.

Зарубежное военное обозрение. 2014, №12, С. 88-96

 

Смотрите также
Категория: Флот | Добавил: pentagonus (31.01.2015) | Автор: Капитан 2 ранга Д. Василевский
Просмотров: 10057 | Теги: Д. Василевский, LHA-6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar