На вооружении | | 03.06.2023, 19:13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Американская высокоточная управляемая авиационная бомба JDAM (-ER) (2023) Полковник Ю. Епишкинец Пентагон официально анонсировал 21 декабря 2022 года очередной пакет военной помощи для Украины общей стоимостью 1,85 млрд долларов. Также сообщалось, что вместе с прочим вооружением в него войдут высокоточные авиационные комплекты JDAM-ER, предназначенные для переоборудования свободнопадающих авиационных бомб (АБ) в планирующие высокоточные управляемые (УАБ). Базовый вариант комплекта JDAM разрабатывался компанией "Боинг" в 90-х годах прошлого века. Цель проекта – создание набора устройств для установки на свободнопадающую АБ, превращающего ее в высокоточное оружие. В 1997 году комплект JDAM для УАБ разных калибров поступил на вооружение тактической авиации ВВС и ВМС США. Управляемая авиационная бомба JDAM предназначена для поражения стационарных и мобильных целей противника. Семейство этого класса авиационного вооружения (АВ) разрабатывалось под руководством командования ВВС США совместно с ВМС. Созданные в рамках данной программы хвостовые комплекты наведения устанавливаются на обычные АБ различного калибра (BLU-111, BLU-117, BLU-110, BLU-109, BLU-126, BLU-137), что позволяет добиться точности наведения на цель до 10–13 м. Такой высокий показатель обеспечивается за счет использования комбинированной системы наведения (СН), в состав которой входит инерционная навигационная система (ИНС), корректируемая приемной станцией (ПС) космической радионавигационной системы (КРНС) "Навстар". Кроме того, она позволяет использовать УАБ в любых метеоусловиях. При установке на бомбы калибра 500, 1000 и 2000 фунтов полуактивной лазерной головки самонаведения (ГСН) точность наведения на цель повышается до 1–3 м с возможностью поражения мобильных объектов. Бомба типа JDAM при оптимальных условиях сброса способна пролететь до 25–28 км. Основным подрядчиком по производству хвостовых комплектов наведения является компания "Боинг". Массовые поставки данных изделий в ВВС и ВМС США начались в 2000 году. Всего с момента поступления на вооружение Пентагон закупил 313 869 хвостовых комплектов и 27 299 полуактивных лазерных ГСН. Программой закупок АВ учтена стоимость установки комплектов наведения JDAM на обычные АБ различных калибров, которые после проведенных мероприятий становятся управляемыми. В середине 2000-х годов компания "Боинг" приступила к созданию усовершенствованной версии комплекта JDAM. Прежде всего намечалось увеличить дальность планирующего полета – это отразили в обозначении проекта JDAMER. Разработка такого комплекта велась при участии нескольких субподрядчиков. В целом проект JDAM-ER повторяет базовый JDAM. При этом изготовлен набор унифицированных компонентов и устройств, предназначенных для установки на свободнопадающие авиабомбы разного калибра – от 500 до 2000 фунтов. Благодаря такому оснащению свободнопадающая АБ получает новые боевые возможности JDAM-ER, отличающиеся повышенной дальностью полета. Как и базовый, новый комплект включает хвостовой отсек с приборами навигации и управления. Бомба оснащена спутниковой и инерциальной навигацией и способна поражать цели с заранее известными координатами, передаваемыми с борта самолета-носителя. JDAM-ER отличается использованием модуля с крылом, монтируемого на корпусе. После сброса с носителя крыло раскрывается и обеспечивает планирующий полет к цели. Предполагаемая дальность полета составляет 70–72 км. Для достижения таких характеристик сброс должен выполняться на высоте не менее 10–12 км при высокой дозвуковой скорости носителя, которым могут быть различные самолеты, оснащенные системами управления оружием натовского образца. Опытные изделия JDAM-ER прошли необходимые испытания и подтвердили расчетные характеристики. Из открытых зарубежных источников стало известно, что 20 января Пентагоном и компанией "Боинг" заключен контракт. По условиям этого соглашения до конца июня 2023 года подрядчик должен изготовить и поставить бомбы JDAM (-ER) общей стоимостью 40,5 млн долларов. Кроме того, компания "Боинг" при содействии украинских специалистов разработала способ интеграции американских авиабомб в комплекс вооружений самолетов советского образца. После определенных доработок истребители старых типов смогут не только нести и сбрасывать такие бомбы, но и вводить в них соответствующие данные. Таким образом, Вашингтон принял решение о передачи киевскому режиму готовых бомб JDAM (-ER) или комплектов для их изготовления. Однако реальный потенциал бомб JDAM-ER зависит от ряда факторов, каждый из которых способен снизить эффективность такого оружия. Неизвестно, насколько удачным является проект "Боинга" по доработке систем управления для планирующих УАБ на самолетах советского образца. Так, необходима возможность ввода данных в ГСН бомбы во время полета. При отсутствии такой функции ценность всего ударного комплекса резко снижается. Технические характеристики УАБ JDAM-ER позволяют носителю не входить в зону поражения зенитных ракетных комплексов (ЗРК) малой дальности, но еще до выхода на рубеж пуска его смогут перехватить системы среднего эшелона. Сама бомба JDAM-ER после сброса тоже становится мишенью для средств поражения противовоздушной обороны (ПВО). Несмотря на малые размеры и другие характерные особенности, она остается аэродинамической целью с ограниченными скоростью полета и способностями к маневру. Все эти особенности способствуют ее скорейшему обнаружению и поражению силами того или иного современного российского ЗРК. Вероятность прорыва имеющейся системы ПВО крайне мала. Таким образом, Вашингтон продолжает снабжать киевский режим оружием и постепенно переходит на современные образцы с высоким уровнем заявленных характеристик. При этом поставка современных авиабомб не сопровождается передачей соответствующих самолетов. В то же время, американская сторона готова помочь с доработкой наличных истребителей советского образца.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 693 | |
Всего комментариев: 0 | |