Американский экспериментальный палубный разведывательно-ударный БЛА Х-47В
Капитан О. Лосев
Американский экспериментальный палубный разведывательно-ударный БЛА Х-47В
разрабатывается компанией «Нортроп-Грумман» в рамках программы UCAS D (Unmanned
Combat Air System Carrier Demonstration), финансируемой управлением
перспективных исследований МО (ДАРПА) и министерством военно-морских сил США.
Его предшественником был экспериментальный БЛА Х-47А «Пегас».
Новый аппарат построен по аэродинамической схеме «летающее крыло». Ромбовидная
форма фюзеляжа, получившая обозначение cranked kite, Обеспечивает требуемое
аэродинамического качество БЛА при снижении уровней демаскирующих признаков в
радиолокационном диапазоне. Кроме этого, такая компоновка способствует
увеличению продолжительности полета, повышению живучести, улучшению
аэродинамических качеств при малых скоростях полета, что необходимо при
выполнении взлета/посадки при эксплуатации с авианосца.
Воздухозаборник и реактивное сопло силовой установки вынесены на верхнюю
поверхность фюзеляжа, что наряду с общей компоновкой соответствует положениям
технологии «стелт». В конструкции планера используются титан и компози ци-онные
материалы на основе углерода. По правому борту в носовой части фюзеляжа
размещается заправочная штанга.
Управление аппаратом по крену и тангажу осуществляется двумя элевонами, по углу
рысканья - двумя «расщепляющимися» вниз и вверх створками, которые используются
также в качестве тормозных щитков.
Взлетно-посадочные устройства Х-47В (разработчик - фирма «Смит аэроспейс»)
рассчитаны на применение катапульты при взлете и аэрофинишера при посадке при
работе с авианосцев ВМС США.
Согласно концепции комплекс БРЭО Х-47В может включать в свой состав: БРЛС с АФАР;
активный лазерный локационный комплекс; оптоэлектронную обзорно-прицельную
станцию; аппаратуру радиотехнической разведки, связи, навигации и опознавания, а
также систему управления оружием и станцией предупреждения об облучении.
Дальность действия бортовых средств разведки составит около 180 км.
В
состав связного оборудования входят линия передачи данных стандарта Link-16 и
аппаратура спутниковой связи.
Для контроля полета аппарата намечено использовать станции управления
корабельного, наземного и воздушного базирования. При передаче команд и приеме
информации на удалении от командного пункта более 400 км планируется
задействовать спутниковые системы связи, другие БЛА или самолеты-ретрансляторы.
Полет аппарата будет осуществляться в полуавтоматическом либо автономном режиме
с использованием инерциальной навигационной системы с коррекцией по данным КРНС
NAVSTAR.
На
БЛА установлена система автоматического управления GuideStar фирмы «Афена». Эта
же компания заключила контракт на реализацию в системе GuideStar возможности
адаптации к изменениям в аэродинамике летательного аппарата, вызванным
повреждениями в ходе выполнения боевого полета.
Внутренняя компоновка также учитывает требования по минимизации заметности. Все
антенные устройства радиочастотных систем будут размешены вдоль передней и
задней кромок фюзеляжа, как это принято на боевых самолетах 5-го поколения.
Аналогично вдоль передней кромки конусообразной носовой части фюзеляжа справа и
слева от его осевой линии должны размещаться две части антенной решетки БРЛС.
Однако в качестве более перспективного варианта радиолокационной станции
предполагается рассмотреть использование конформной АФАР.
На демонстрационных аппаратах Х-47В используется двигатель F100-PW-220U.
В
рамках программы UCAS-D предполагалось, что машина будет нести самое
разнообразное вооружение современного типа: У\Б, УАК и управляемые ракеты,
размещаемые в двух внутрифюзеляжных отсеках, однако основным вооружением станут
УАБ JDAM калибра 2000 фунтов и бомбы SDB. Общая масса боевой нагрузки составит 2
040 кг.
Основные характеристики БЛА: максимальная взлетная масса 19 600 кг, практический
потолок около 12 000 м, продолжительность полета 6 ч, дальность полета 3 900 км.
Первый полет аппарат (AV-1) совершил в феврале 2011 года. По заявлению
специалистов фирмы «Нортроп-Грумман», летные испытания с авианосца (взлет и
посадка) начались в мае 2013 года.
14
мая 2013 года БЛА Х-47В впервые в истории успешно выполнил катапультный старт с
борта авианосца «Джордж Буш» (CVN-77) ВМС США. После 65 мин полета, в ходе
которого аппарат совершил несколько запланированных маневров и пересек
Чесапикский залив, он совершил посадку на испытательной станции ВМС США
Патаксент-Ривер (штат Мэриленд). В ходе дальнейших испытаний Х-47В должен
совершить несколько облетов авианосца с целью постепенного снижения высоты
прохода и гарантированного выполнения посадки на палубу.
Принять этот БЛА на вооружение планируется в 2018 году.
Зарубежное военное обозрение №6, 2013, с. 68-69