Авианосец CV-34 "Орискани" был заложен 1 мая 1944 года на судоверфи ВМС США в г. Нью-Йорк (New York Naval Shipyard) и спущен на воду 13 октября 1945-го. 12 августа 1947 года строительство корабля было приостановлено и оставалось законсервированным до июня 1950-го, когда начались боевые действия в Корее. После этого он был спешно достроен и передан флоту 25 сентября того же года. Первым командиром был кэптен Перси X. Лайон. Свое название авианосец получил в честь деревушки Орискани (штат Нью-Йорк), возле которой 6 августа 1777 года произошло одно из решающих сражений в ходе войны за независимость североамериканских колоний.
После возобновления строительства были проведены работы по модернизации (проект SCB 27А). "Орискани" стал первым авианосцем, который совершил переход с Атлантического на Тихоокеанский флот вокруг мыса Горн (22 мая - 21 июля 1952 года). 1 октября 1952 года корабль был переклассифицирован в ударный авианосец (CVA). С 1 октября 1956 года по 29 мая 1959-го он прошел модернизацию по проекту SCB 125А на судоверфях ВМС в Сан-Франциско (штат Калифорния) и Пьюджет-Саунд (штат Вашингтон), в ходе которой на нем были установлены угловая полетная палуба, усиленная носовая часть и более мощные паровые катапульты. На период работ, со 2 января 1957 года по 7 марта 1959-го, авианосец был временно выведен из состава боеготовых сил.
В 1961 году "Орискани" стал первым авианосцем, оснащенным аппаратурой автоматизированной системы связи NTDS (Naval Tactical Data System), а в 1964-м на нем проходил палубные испытания самолет ДРЛО и управления Е-2А "Хокай".
26 октября 1966 года у побережья Вьетнама на борту авианосца в результате возгорания парашютных осветительных ракет в отсеке по правому борту в носовом ангаре произошел пожар. Он охватил пять палуб, в результате чего погибли 44 человека, 156 получили ранения, серьезные повреждения получили четыре самолета и два вертолета. После ликвидации возгорания корабль на следующий день убыл в ПБ Субик-Бей (Филиппины), где тела погибших были перегружены на самолет для доставки в США, а через неделю вышел в Сан-Диего, куда прибыл 16 ноября. После перебазирования авиации на берег, а также выгрузки боезапаса и излишков топлива корабль встал на ремонт в судоверфь ВМС в г. Сан-Франциско, где пробыл до 23 марта 1967 года.
Авианосец совершил 17 дальних походов, из них один в Средиземное море и 16 - в Западную часть Тихого океана. Он принимал участие в Корейской (одна боевая служба) и Вьетнамской (семь боевых служб) войнах, за что был отмечен семью звездами "За отличие".
30 июня 1975 года "Орискани" был переклассифицирован в многоцелевой авианосец (CV), а 15 мая 1976-го выведен из боевого состава и поставлен на консервацию в ПБ Бремертон (штат Вашингтон). Планы по восстановлению корабля по разным причинам так и не были реализованы, и 25 июля 1989 года он был исключен из списков корабельного состава ВМС США. После того как не были реализованы два контракта по продаже его на металлолом, корабль в мае 1996 года отбуксировали в г. Вальехо (штат Калифорния) на территорию бывшей судоверфи ВМС Мэр-Айленд. В августе 1999 года он был отбуксирован (вокруг мыса Горн) в порт Бомон (штат Техас) на стоянку судов резервного флота.
В 2003 году ВМС приняло решение использовать "Орискани" в программе создания искусственных рифов и перебазировало его в порт Корпус-Кристи, где на нем была проведена основная часть работ по подготовке к затоплению - очистка от технических жидкостей, остатков радиоэлектронной аппаратуры, отслоившейся краски и другого мусора, а также удаление переборочных дверей и вырезание отверстий для поступления воды.
17 мая 2006 года он был затоплен в Мексиканском заливе примерно в 24 милях от побережья штата Флорида в районе г. Пенсакола (в точке с координатами 30° 02' 38" с. ш. и 87° 00' 25" з. д.) на глубине около 65 м в качестве искусственного рифа. "Орискани" стал самым большим кораблем, преднамеренно затопленным для этих целей. Создание такого рифа предназначено для привлечения любителей спортивного рыболовства и дайвинга.
Зарубежное военное обозрение. 2006, №10, С. 68