search
menu
person

NEWS AND UDATES


Средства спутниковой связи Сухопутных войск США ч.2 (2004)

Средства спутниковой связи Сухопутных войск  США часть 2

Полковник Ю. Марчев

В первой части статьи «Средства спутниковой связи сухопутных войск США», опубликованной в предыдущем номере журнала, освещались вопросы их развития и применения, а также возможности стационарных, транспортабельных и носимых станций. Ниже будет продолжено рассмотрение носимых, а кроме того, и портативных терминалов.
Модель SCAMP Block I, получившая наименование AN/PSC-11 (рис. 1), предназначена для установления связи между элементами штабов и подчиненными частями и подразделениями в тактическом звене управления. Поставка этого терминала (Block I) в войска началась в 1998 году. Он обеспечивает гарантированную связь по четырем закрытым полудуплексным телефонным каналам (при скорости 2,4 кбит/с в каждом) в узком луче диаграммы направленности антенны ИСЗ, по двум аналогичным в широком и по четырем каналам буквопечатания со скоростью 75 бит/с в коммутируемом (прыгающем) луче. В обычном режиме терминал обеспечивает четыре телефонных канала как в узком, так и коммутируемом луче, или столько же каналов буквопечатания со стандартными скоростями от 75 до 2 400 бит/с в глобальном луче. В комплект терминала входят сборная трехсекционная параболическая антенна, кривизна поверхности которой при сборке выдерживается с точностью около 0,25 мм, и электронные компоненты (миниатюрный передатчик, приемник с малым уровнем шумов, синтезатор частот, модем, портативный компьютер, блок сопряжения, а также питания). Все электронные компоненты размещены в едином корпусе размером 19 х 25 х 23 см, на котором крепится антенна. Микротелефонная гарнитура расположена отдельно. Для связи через терминал абонент может использовать различную оконечную аппаратуру как открытой, так и закрытой связи (телефонный аппарат ЗАС типа STU-III, персональный компьютер, факс и т. д.), которая подключается к блоку сопряжения, имеющему три порта для аппаратуры ЗАС и один - открытой связи. Для засекречивания телефонных сообщений и данных, поступающих по порту открытой связи, блок сопряжения оснащен встроенным шифратором. Он соединен с приемником и передатчиком полевым кабелем. Управление терминалом осуществляется от устройства типа AN/CYZ-10 (специализированный портативный компьютер), обеспечивающего формирование входных и выходных сообщений, выбор и ввод рабочих параметров в приемник (передатчик), загрузку криптоключей, непрерывный контроль за работоспособностью аппаратуры и диагностику ее неисправностей. AN/CYZ-10 позволяет предварительно устанавливать и хранить в памяти параметры пяти вариантов автоматического установления связи и работы в нескольких (до 20) радиосетях (радионаправлениях), а также обеспечивать аналогичные возможности для одного из них. Управление терминалом может осуществляться дистанционно - на расстоянии до 800 м. Терминал позволяет увеличивать дальность действия средств радиосвязи УКВ-диапазона серии SINCGARS путем ретрансляции получаемых от них данных в режиме передачи, а также имеет интерфейс для сопряжения с аппаратурой системы MSE. Топопривязка и временная синхронизация аппаратуры терминала производятся по данным, получаемым от внешнего малогабаритного приемника КРНС NAVSTAR типа AN/PSN-11. В комплекте терминала есть внешний громкоговоритель, который подключается к порту открытой связи блока сопряжения. Электропитание терминала осуществляется от двух встроенных аккумуляторных батарей (типа ВА-5590 или ВА-6590), а также от внешнего источника постоянного тока (бортовой сети БМ) или промышленной сети переменного тока напряжением 110/220 В через его блок питания. Терминал транспортируется в двух легких упаковках (чемоданного типа, габаритом 63,5 х 34,3 х 27,9 см каждая).
В первой размещаются все электронные компоненты (общая масса с аппаратурой 16,8 кг), а во второй - комплект запасных частей и вспомогательных принадлежностей (блок питания, комплект соединительных кабелей, громкоговоритель и т. п.) массой 15,5 кг.
Обслуживает терминал один оператор. Для перевода его из походного положения в рабочее и вхождения в связь требуется менее 10 мин. В развернутом виде терминал может работать при скорости ветра до 32 км/ч, при кратковременных порывах, когда его скорость достигает 48 км/ч в диапазоне температур от -32 до +49 °С.
Заканчиваются работы по созданию терминала SCAMP следующего поколения - модель Block II. При этом основное внимание уделялось уменьшению массы, габаритов, снижению энергопотребления и стоимости с одновременным повышением надежности, простоты эксплуата¬ции, ремонтопригодности, а также унификации и стандартизации важнейших функциональных узлов. Достичь этого позволило широкое использование в конструкции антенны и упаковки композиционных материалов, а в электронных компонентах - монолитных интеграль¬ных схем миллиметрового диапазона волн (MMIC).
В отличие от AN/PSC-11 терминал модели SCAMP Block II будет размещаться в одной упаковке и иметь меньшие массу и диаметр антенны, а также оснащаться встроенным приемником КРНС NAVSTAR, что позволит обеспечивать связь с более высокой скоростью передачи (как на стоянке, так и в движении), а также пейджинговую связь. Время развертывания и вхождения в связь предполагается уменьшить в 2 раза, а среднее время наработки на отказ и непрерывной работы от одной аккумуляторной батареи - повысить также вдвое. Основные сравнительные характеристики некоторых наземных терминалов системы MILSTAR приведены в таблице.
AN/PSC-11Кроме того, терминал SCAMP Block II способен обеспечивать ретрансляцию сигналов радиостанций SINCGARS, работающих как в режиме передачи данных, так и в режиме передачи речевых сообщений.
Всего для ВС в период до 2006 года может быть закуплено около 2 550 терминалов типа SCAMP Block II.
В настоящее время терминалы этого типа предполагается применять, кроме того, в системах президентской и дипломатической связи, а также в интересах сил быстрого развертывания и специального назначения. Кроме того, он рассматривается в качестве варианта для установки на борту некоторых типов стратегических платформ.
В ходе боевых действий в Афганистане и Ираке подразделения СВ и ССО США широко использовали средства спутниковой связи, работающие через ИСЗ коммерческой системы Iridium (Motorola 9500 и 9505), а также международной системы подвижной спутниковой связи Inmarsat (SATLINK B2, «Вояджер»).
Многофункциональный телефонный аппарат Motorola 9500 позволяет расширить зону действия системы сотовой связи, поскольку рассчитан на двойной режим работы: сотовый - для региональной сети соответствующего стандарта и спутниковый - для глобальной связи через ИСЗ системы Iridium в диапазонах частот 1 616-1 626 МГц. Для обмена информацией со скоростью 2,4 и 4,8 кбит/с используется фазовая манипуляция типа QPSK при мощности сигнала 0,645 Вт.
Многофункциональность достигается за счет использования сменных картриджей, разработанных для основных стандартов сотовой связи (AMPS/NAMPS, CDMA 800/1 900, GSM-900, DCS I 800, PCS 1 900), установка которых в спутниковый телефон Iridium позволяет применять его в качестве сотового аппарата. Переключение его с одного режима на другой производится автоматически при выходе из зоны действия сотовой сети связи или вручную пользователем. Отображение режимов работы и других параметров осуществляется на графи­ческом жидкокристаллическом дисплее (четыре строки по 16 знаков). Зарядное устройство обеспечивает подзарядку ба­тареи стандартной емкости почти на 3 ч и позволяет пользоваться телефоном во время подзарядки.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕКОТОРЫХ МОДЕЛЕЙ НАЗЕМНЫХ ТЕРМИНАЛОВ СИСТЕМЫ MILSTAR

Наименование характеристики SMART-T SCAMP модели
Block I Block II
Диапазон рабочих частот, ГГц: при передаче при приеме 43,5-45,5 20,2-21,2 43,5-45,5 20,2-21,2 43,5-15,5 20,2-21,2
Вид связи ТЛФ, ПД ТЛФ, ПД, ФТЛГ ТЛФ, ПД
Количество каналов 64 4 2
Скорость передачи информации, кбит/с 0,075-2,4 4,8-1544 0,075-2,4 (ПД) 2,4 (ТЛФ) 0,075-64 2,4-64
Мощность передатчика, Вт 1,5 или 5 2,5 (3,5)
Коэффициент шума приемника, дБ 2,3 1,0
Антенна: диаметр, м масса, кг 1,37 0,61 1,36 0,45 0,68
Среднее время наработки на отказ, ч 800 600 1250
Наличие встроенного приемника КРНС NAVSTAR Есть Нет Есть
Напряжение питания, В 110/220 24 20-33
Емкость аккумуляторных батарей, А-ч 165 250
Продолжительность работы с одним комплектом батарей (при соотношении времени приема к передаче 9/1), ч   12 24/96
Масса, кг 681 13,6 с АКБ/td> 5,5-6,8 с АКБ
Время развертывания, мин 30 10 5
Общее количество терминалов, которые планируется закупить для ВС 313 2 310 2 549
Стоимость терминала, тыс. долларов 400-1 300 Около 215 100 (план)
Фирма-изготовитель «Рэйтеон» «Рэйтеон» «Рэйтеон»
Год ввода в эксплуатацию 1998 1998 2003

спутниковый телефонСпутниковый телефон Motorola 9505 (рис. 2) — аппарат второго поколения, обладает такими же возможностями как Motorola 9500, но имеет меньшие массу и габариты, ИК-порт, гнездо для внешней микротелефонной гарнитуры, а также может оснащаться встроенным устройством шифрования (засекречива­ния связи). Телефон оснащен сменным или постоянным модулем идентификации абонента (SIM-карта), который содержит индивидуальный номер телефона и другую информацию (данные об абоненте, блокирующие коды и т. д.). Телефонный аппарат обеспечивает тоновый набор (DTMF), конфиденциальность номера абонента, голосовую почту. Память телефона: телефонная книга (до 100 номеров), записная книжка, информация о последнем введенном номере, ускоренный набор номеров из телефонной книги, ускоренный набор 10 последних, автозагрузка памяти, просмотр ее содержания по сокращенным номерам, хранение буквенного имени - возможность звонка по имени или по сокращенному номеру.
Дополнительно в комплект обоих телефонов могут входить: зарядное устройство на базе солнечных батарей (состоит из панели батарей размером 390 х 270 х 38 мм, кронштейна для коррекции угла наклона панели, светодиодной системы ориентации для определения оптималь­ного положения панели по освещенности и кабеля питания), адаптер для подключения к факс-модему и персональному компьютеру через порт
RS-232, переносная автомобильная антенна с магнитным креплением.
Аппарат может комплектоваться вы­носной и стационарной автомобильной антеннами для обеспечения высококачес­твенного приема сигналов ИСЗ во время движения автомобиля и на стоянке. Во втором случае она устанавливается на крыше автомобиля. Крепление магнитное и постоянное (жесткое) соответственно для выносной и стационарной антенн. Длина соединительного кабеля 5 м. Электропитание от бортовой сети автомобиля.

SATLINK B2 является терминалом стандарта «Inmarsat В». Он работает через ИСЗ Inmarsat третьего поколения и может применяться для организации конференц-связи.
Кроме многоканальной телефонной связи терминал обеспечивает высокос­коростную передачу данных для работы в цифровых сетях с интеграцией услуг (
ISDN). Наиболее распространенными ISDN-устройствами, которые могут использоваться совместно с ним, являются видеотелефоны, модемы, маршрутизаторы локальных вычислительных сетей. Их подключение осуществляется через интерфейс RS-494 или -232 по протоколам V.35 и Х.21. Терминал имеет внешние интерфейсы для подключения телефонных или факсимильных аппаратов (разъ­ем RG-11, двухпроводный, 600 Ом). Для организации закрытой связи может при­меняться телефонный аппарат STU-III. Имеется также отдельный интерфейс RS-232 и кабель длиной 100 м для дистанционного управления терминалом с помощью малогабаритного компьютера.
Разборная четырехсекционная антенна устанавливается на треноге или крепится к стене с помощью кронштейна. Терминал транспортируется в упаковке, которую в виде ранца может переносить один человеком.
Терминалы
Voyager стандарта Inmarsat mini-M работают через спутники третьего поколения, используя новейшую технологию «направленного луча», что позволяет значительно уменьшить габариты оборудования и снизить энергопотребление. Они могут устанавливаться на наземные транспортные средства и стационарные объекты, суда различного водоизмещения. Также имеется переносной вариант, размещенный в кейсе.
Автомобильная антенна снабжена магнитным креплением и не требует дополнительных кронштейнов. Она отличается высоким качеством автоматического сопровождения ИСЗ, что позволяет поддерживать связь в движении со скоростью до 250 км/ч.
В автомобильном варианте терминал оснащается телефонной гарнитурой для работы в режиме
Hands Free и кабелем для электропитания от сети транспортного средства через гнездо прикуривателя.
Подключение внешнего источника данных осуществляется по интерфейсу
RS-232. Кроме того, имеется разъем для телефонного аппарата засекреченной связи STU-III. Для защиты от несанкционированного использования терминал оснащен SIM-картой
С 2001 года в интересах СВ ведутся работы по созданию мобильных многодиапазонных станций спутниковой связи нового поколения. Их основным отличием от средств, состоящих на вооружении, является возможность обеспечения связи в движении и более широком диапазоне частот. Это делает практически невоз­можным их радиоэлектронное подавление при применении в зоне локальных вооруженных конфликтов.
В ближайшие годы командование ВС США рассчитывает значительно повысить пропускную способность и защищенность каналов передачи данных, а также расширить номенклатуру услуг связи и обеспечить возможность их пре­доставления вплоть до низших звеньев управления войсками, а при необходимости - до отдельного военнослужащего. Успешное решение данной задачи позволит, по мнению американских специалистов, в сложной боевой обстановке добиваться значительного информационного превос­ходства над потенциальным противником и, соответственно, получать оперативное преимущество

Окончание. Начало см.: Зарубежное военное обозрение. – 2004. – No 3. – С. 30 – 36.

ЗВО №4 2004 С. 28-31

Смотрите также
Категория: Техническое обеспечение | Добавил: pentagonus (13.04.2004) | Автор: Полковник Ю. Марчев
Просмотров: 7786 | Теги: связь, Ю. Марчев | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar