Американские разработки гиперзвуковых ЛА
Полковник А. Горшенин
В США продолжаются интенсивные разработки гиперзвуковых летательных аппаратов (ЛА). В частности, специалисты управления перспективных исследований министерства обороны США (DARPA) провели в июне -июле 2001 года ряд экспериментов с ЛА (представлял собой 20- процентную концептуальную модель ракеты и имел корпус диаметром 101,6 мм), оснащенным гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ГПВРД). Аппарат разгонялся до скорости М = 7,1 с помощью газовой пушки. После чего производился пуск ГПВРД. При прохождении канала ствола, длина которого составляет 36,5 м, на реактивный снаряд воздействовали перегрузки до 10 000 д. Затем в течение25 мс он совершил свободный полет (около 80 м) в специальной камере, давление воздуха в которой регулировалось в соответствии с имитируемой высотой полета ЛА. Испытания, проводившиеся в районе г. Туллахома (штат Теннеси) на полигоне научно-исследовательского центра им. Арнольда ВВС США, также подтвердили возможность использования ГПВРД для оснащения различных ЛА, рассчитанных для достижения с гиперзвуковой крейсерской скоростью. В ГПВРД применялось газообразное этиленовое топливо. Американские специалисты отдали ему предпочтение и отказались от использования водорода, прежде всего, потому, что находящийся под давлением (1 000 фунтов на квадратный дюйм) этилен существенно компактнее, что позволяет иметь на борту модели ЛА достаточные его запасы. При этом упростилась конструкция ЛА, так как исчезла необходимость в системе регулировки давления подачи топлива. В соответствии с имеющимися планами в середине 2002 года намечается провести очередной этап испытаний (предполагается выполнить не менее 12 экспериментов), в ходе которых гиперзвуковой летательный аппарат осуществит более продолжительные полеты на дальность от 230 м до 300 м. По результатам экспериментов предполагается провести оценку тяги силовой установки, расхода топлива, а также полноты его сгорания в двигателе. Для проведения данных проверок планируется через каждые 6 м вдоль траектории полета разместить комплекты измерительных приборов, которые будут регистрировать величины параметров воздушного потока, создаваемого этим гиперзвуковым аппаратом во время полета. На основании результатов, полученных в ходе этого эксперимента, американские специалисты намерены оценить конструкцию входного устройства, сопла, измерить параметры факела выхлопных газов, а также его влияние на аэродинамическое управление. Для успешного решения этих задач комплекты приборов должны обеспечивать измерение всего потока данных в течение 1,2 с. Как полагают западные эксперты, применение газовой пушки существенно сокращает стоимость запуска гиперзвуковых летательных аппаратов по сравнению с использованием небольших неуправляемых ракет. По сообщениям американских СМИ, в настоящее время управление DARPA израсходовало уже более 850 тыс. долларов на проведение экспериментов с гиперзвуковым летательным аппаратом. В ходе разработки американские специалисты решили ряд проблем, связанных, прежде всего, с сохранением конструкции аппарата после запуска. В частности, в ходе первых проверок, проводившихся в 2000 году, ЛА разрушался еще в стволе пушки. Для устранения этого недостатка было решено построить алюминиевую модель, идентичную гиперзвуковому аппарату по форме и массе. Кроме того, эта модель использовалась для проверки характеристик газовой пушки. В июне 2001 года ЛА, оснащенный гиперзвуковым двигателем, был впервые запущен с помощью пушки, но при этом не сработала его силовая установка. После внесения изменений в конструкцию ЛА был успешно запущен в июле 2001 года. В перспективе специалисты DARPA планируют использовать более мощные ГПВРД и увеличить продолжительность испытаний, что позволит им получить больше данных об особенностях полетов ЛА на гиперзвуковых скоростях.
Зарубежное военное обозрение №2 2002 с. 57
Другие материалы по теме
Смотрите также
|