Организация испытаний и оценок авиационной техники и вооружения в США
Полковник В.Иванов, кандидат технических наук
Испытания и оценки являются одним из элементов сложного, многоуровневого и долговременного процесса создания вооружений в США, в частности авиационной техники и вооружения (АТ и В). При этом особенно важно выявить все области риска создания каждой конкретной системы или оборудования. Американские военные специалисты определяют степень риска как вероятность выполнения или невыполнения требований в отношении оптимального сочетания технических характеристик изделия, сроков проведения необходимых работ и нормы расходов ресурсов. На ранних этапах разработок AT и В цель испытаний и оценок состоит в следующем: определить приемлемость предлагаемых концепций и сформулировать альтернативные, свести к минимуму риск разработки, дать анализ предлагаемых решений с точки зрения их оптимальности, сформулировать отдельные показатели боевой эффективности и эксплуатационной пригодности. Этот вид испытаний и оценок, получивший наименование конструкторских испытаний, направлен в основном на контроль степени достижения заданных технических параметров. По мере разработки той или иной системы AT и В осуществляется переход к эксплуатационным испытаниям и оценкам, ориентированным главным образом на определение боевой эффективности, пригодности к боевому применению и эксплуатационной технологичности создаваемых систем. Мероприятия, проводимые в ходе испытаний и оценок, позволяют административным инстанциям США управлять процессами финансирования НИОКР и приобретения вооружений, выбирая наиболее эффективные формы и методы использования людских и материальных ресурсов. Кроме того, разработчики и конструкторы при создании AT и В могут выявлять и решать соответствующие технические проблемы. Заказывающие учреждения министерства обороны, в интересах которых ведутся разработки, на основании данных, полученных при испытаниях и оценках, отрабатывают и корректируют стратегию и тактику их боевого применения. Американские специалисты считают, что расходы на устранение дефектов производства изделий или на их доработки с целью устранения недостатков проектирования, выявленных в ходе испытаний и оценок, могут составлять 10-30 проц. Необходимо отметить, что в США разработкой AT и В занимаются все три вида вооруженных сил. В министерстве ВВС высшим административным органом, осуществляющим руководство исследованиями, разработками, испытаниями и оценками, является аппарат помощника министра ВВС по приобретению (разработка и закупки вооружений). В процессе подготовки и принятия решений на приобретение систем AT и В ему предоставляются данные о результатах конструкторских и эксплуатационных испытаний и оценок. Полномочия по управлению всеми видами конструкторских испытаний в процессе создания AT и В предоставлены командованию разработки систем вооружения ВВС (КРСВ ВВС), которое в новой структуре ВВС вошло в состав вновь созданного командования материальных средств AFMC (Air Force Material Command), a общее руководство осуществляют три находящихся в его составе управления: авиационных систем, систем вооружений и электронных систем вооружений. КРСВ имеет хорошо развитую испытательно-полигонную базу, включающую специальные лаборатории, научно-исследовательские организации, центры испытаний, ракетные и авиационные полигоны, а также полигоны испытания боеприпасов. После утверждения решения о принятии на вооружение разработанных образцов AT и В полномочия по руководству программами их приобретения передаются командованию тыла ВВС. которое несет ответственность за доработки и модернизацию, а также обеспечивает планирование и руководство конструкторскими испытаниями, связанными с этими доработками (оно так же вошло в командование AFMC). Руководство испытаниями и оценками всех крупных и отдельных имеющих специальный статус систем AT и В возложено на начальника центра летных испытаний и оценок ВВС. Координацию и обеспечение мероприятий по испытаниям, проводимым центром, осуществляет заместитель начальника штаба ВВС по оперативному планированию. Объединенные и специальные командования ВВС (боевое авиационное командование, командование воздушных перебросок, командования ВВС США в Европе и в зоне Тихого океана) разрабатывают оперативные требования к системам AT и В, концепции их боевого применения и технического обслуживания, требования к подготовке личного состава, а также участвуют в эксплуатационных испытаниях и оценках, ход которых контролируется центром летных испытаний и оценок ВВС. Эти командования выделяют личный состав и необходимые ресурсы для их проведения. В министерстве армии общее руководство планированием, разработкой программ конструкторских и эксплуатационных испытаний и сценок AT и В армейской авиации и составлением бюджетных заявок на их проведение осуществляет заместитель министра армии, который является главным администратором программ приобретения вооружения для сухопутных войск. Непосредственный контроль за испытаниями и оценками входит в компетенцию помощника министра армии по НИОКР и закупкам. Конструкторскими испытаниями и оценками AT и В руководит командование МТО, а командование испытаний и оценок, являющееся головной организацией в данной области деятельности, выполняет следующие основные функции: планирует и проводит все необходимые мероприятия, направляет в вышестоящие органы данные по всем видам конструкторских испытаний и оценок, обеспечивает поддержание на требуемом техническом уровне испытательной базы, предоставляет необходимое оборудование для испытаний, проводит техническую экспертизу их результатов на всех фазах жизненного цикла систем вооружений, организует НИОКР по созданию необходимого оборудования, осуществляет его закупки, а также разрабатывает и совершенствует формы и методы испытаний. Руководство эксплуатационными испытаниями и оценками систем AT и В осуществляет управление эксплуатационных испытаний и оценок армии, которое несет также ответственность за реализацию программ совместных испытаний видов вооруженных сия Оно является самостоятельной организацией и подчиняется первому заместителю начальника штаба армии. Кроме указанных организаций, в эксплуатационных испытаниях и оценках участвуют также командование учебное и научных исследований по строительству сухопутных войск (с целью проверки разрабатываемых им концепций боевого применения), командование боеготовых сил армии и другие. В министерстве ВМС полномочия по решению общих и частных вопросов управления исследованиями, разработками, испытаниями и оценками систем вооружений, включая AT и В морской авиации, предоставлены помощнику министра по НИОКР и приобретению, а также начальнику штаба. Формулирование общих требований к проведению испытаний и оценок и руководство ими осуществляет начальник управления разработки требований к НИОКР и испытаний и оценок, подчиненный помощнику министра и начальнику штаба ВМС, а входящий в его аппарат отдел испытаний и оценок разрабатывает соответствующие планы, проводит все необходимые мероприятия и предоставляет вышестоящим инстанциям отчетные материалы по всем видам испытаний и оценок, реализуемым в процессе создания систем вооружений. Основную часть разработок и конструкторских испытаний AT и В выполняет авиационно-техническое командование ВМС. В ходе своей деятельности оно решает следующие задачи: координирует процесс разработки всех планов в этой области, разрабатывает требования к испытаниям, определяет состав оборудования, объемы материальных и людских ресурсов, необходимых для их проведения, составляет документы и справки. Проведением эксплуатационных испытаний и оценок руководит командующий опытовыми силами ВМС. Он подчиняется начальнику штаба ВМС и выполняет следующие функции: на ранних этапах разработки систем AT и В осуществляет взаимодействие с командованием авиационных систем с целью формулирования согласованных требований и координации планов проведения испытаний; отвечает за планирование и организацию испытаний AT и В в условиях, максимально приближенных к боевым; в соответствии с указаниями начальника штаба ВМС руководит разработкой тактики и форм боевого применения систем AT и В, проходящих эксплуатационные испытания и оценки; обеспечивает надлежащий уровень испытательной базы. Ответственность за проведение приемо-сдаточных испытаний приобретаемых систем AT и В несет председатель совета по инспекции и контролю, подчиняющийся начальнику штаба ВМС. Его аппарат является основным административным органом в министерстве этого вида вооруженных сил, проводящим все необходимые мероприятия в данной области. В штабе морской пехоты управление всеми видами испытаний и оценок в рамках программ приобретения новых систем AT и В осуществляет заместитель начальника штаба по НИОКР и приобретению. Он наделен такими же полномочиями, как и начальник управления разработки требований к НИОКР и испытаний и оценок. Ответственность за проведение конструкторских испытаний возложена на начальника центра исследований, разработок и приобретения. При этом он непосредственно взаимодействует с командованием авиационных систем ВМС. Управление эксплуатационных испытаний и оценок морской пехоты является самостоятельной организацией, непосредственно подчиненной коменданту морской пехоты. Начальник управления выполняет функции командующего опытовыми силами ВМС. Он осуществляет планирование и проведение данного вида испытаний, а также подготовку соответствующей отчетной документации совместно с начальником центра исследований, разработок и приобретения. Непосредственное проведение эксплуатационных испытаний и оценок разрабатываемых систем AT и В осуществляют силы флота морской пехоты.
"Зарубежное военное обозрение" 1993 №6
Другие материалы по теме
Смотрите также
|