Разработка американского стратегического бомбардировщика нового поколения
Полковник Р. Иванов
Проведенный специалистами ВВС США анализ применения стратегических бомбардировщиков для нанесения ударов неядерным оружием по наземным целям в Югославии и Афганистане показал недостаточную эффективность самолетов этого типа. В качестве основных недостатков отмечаются значительное время полета до цели, что приводит к устареванию данных разведки и целеуказания, а также малая относительная масса боевой нагрузки, обусловленная использованием даже в наиболее современных машинах технологий 70-80-х годов.
Перспективный стратегический бомбардировщик нового поколения должен обладать повышенной боевой живучестью и малым временем реакции за счет сверхзвуковой крейсерской скорости полета. Основные работы в целях
создания такого самолета ведутся в рамках программы QSP (Quest Supersonic Platform), финансируемой управлением перспективных исследований МО США. Согласно предварительным требованиям, крейсерская скорость полета новой машины должна превышать число М = 2 при увеличенной относительной массе боевой нагрузки (абсолютное значение 5-30 т, в зависимости от взлетной массы) и дальности полета 10 000 км и более.
Большое значение придается снижению интенсивности звукового удара при полете на сверхзвуковой скорости, что позволит уменьшить заметность в акустическом диапазоне и использовать маршруты полета, проходящие над населенными районами национальной территории и союзных государств. Кроме того, оценивается целесообразность использования технологии «стелт».
Тактико-технические требования к самолету (программа QSP) |
Максимальная взлетная масса, т |
не менее 45 |
Крейсерская скорость полета,
число М |
2,4 |
Максимальная дальность полета, км |
более 10000 |
Аэродинамическое качество. |
11 |
Относительная масса полезной нагрузки, проц |
до 20 |
Максимальное давление во фронте ударной волны у земной поверхности, кг/см2 |
0,021 |
Степень повышения давления
в компрессоре двигателя |
7,5 |
Специалисты фирмы «Локхид - Мартин» разрабатывают проект самолета, по аэродинамической компоновке близкого к бомбардировщику В-1В «Лансер». Особенностью новой машины (проектная крейсерская скорость полета соответствует числу М = 2,4, максимальная дальность полета до 11 000 км и максимальная масса: взлетная - 56,8 т, боевой нагрузки - 9,1 т) является применение стреловидного крыла, фюзеляжа с большим относительным удлинением и V-образного несущего оперения. В конструкции крыла для повышения аэродинамических характеристик предусматривается использование технологии управления микропотоками для создания ламинарного обтекания с пощью систем пассивной пористости и выдвижных микрогенераторов вихреобразования.
Силовую установку намечено создать на основе высокоэкономичных двигателей с изменяемыми параметрами рабочего процесса, что обеспечит высокую степень повышения давления на взлетно-посадочных режимах и умеренную - на крейсерских. При изготовлении планера, который будет полностью выполнен из легких композиционных материалов с высокими механическими свойствами, предполагается использовать новый технологический процесс, обеспечивающий существенное сокращение количества сборочных единиц и элементов крепления. Это позволит выпускать конструкции, имеющие значительные геометрические размеры, и отказаться от дорогостоящего и весьма трудоемкого автоклавного метода.
Проект фирмы «Нортроп - Грумман» (крейсерская скорость полета соответствует числу М = 2,2) отличается нетрадиционной компоновкой, основной особенностью которой является малая относительная толщина и большое относительное сужение элементов планера, значительно снижающие волновое сопротивление. Самолет предполагается выполнить по аэродинамической схеме «присоединенное крыло» с активным управлением ламинарным обтеканием. Как отмечают разработчики, особенностью такого крыла, которое исключит необходимость традиционной механизации на передней и задних кромках, является высокое аэродинамическое качество при сниженных массо-баритных показателях.
В составе силовой установки намечено использовать два расположенных на верхней хвостовой части фюзеляжа двухконтурных турбореактивных двигателя с воздухозаборниками смешанного сжатия. В конструкции планера предусматривается применение высокопрочных композиционных материалов на основе углерода.
По результатам конкурсной оценки будет выбрана фирма, которая в 2006 году изготовит летную масштабную модель самолета. После завершения программы летных испытаний этой модели планируется приступить к разработке стратегического бомбардировщика нового поколения. Принять его на вооружение с целью замены существующих самолетов В-IB, B-2A и В-52Н намечается не ранее 2040 года.
Зарубежное военное обозрение №3 2003 с. 35-36
Смотрите также
|