Концепция создания нового стратегического бомбардировщика в США
Полковник Р. Щербинин
Министерство обороны США рассматривает стратегическую бомбардировочную авиацию в качестве наиболее гибкого компонента ядерной «триады» благодаря способности применять широкую номенклатуру как ядерного, так и обычного оружия. Боевая эффективность бомбардировщиков В-52Н, В-1В и В-2А в последних вооруженных конфликтах оценивается достаточно высоко.
Наряду с этим в ВВС активно ведутся концептуальные исследования, направленные на создание к 2025-2030 годам стратегического ударного летательного аппарата (ЛА) нового поколения. К ним, в частности, относятся достаточно амбициозные проекты боевого авиационно-космического комплекса «Фалкон», ударных воздушно-космических пилотируемых и беспилотных ЛА, а также стратегических бомбардировщиков с максимальными сверхзвуковыми скоростями полета, соответствующим числам М = 2,5 (планеры машин изготовлены в основном из алюминиевых сплавов) и М = 4 (планеры из неохлаждаемых титановых конструкций).
Учитывая высокий технологический риск и значительную стоимость данных проектов, командование ВВС приняло решение о проведении исследований проекта бомбардировщика переходного типа с максимальной дальностью полета не менее 2 800-3 700 км и массой боевой нагрузки 5-15 т. Считается, что новая машина, поступление на вооружение которой возможно к 2015 году, будет способна заменить запланированные к выводу из боевого состава самолеты существующих типов (В-1В и В-52Н по выработке ресурса) и решать боевые задачи на более высоком уровне.
В данных исследованиях принимают участие практически все ведущие авиастроительные фирмы США, которые представили на рассмотрение командования ВВС более 45 проектов.
Так, фирма «Боинг» предлагает провести работы по дальнейшей модернизации стратегических бомбардировщиков В-1В (переоборудование в вариант B-1R - Regional). Планируется, в частности, заменить штатные двигатели более экономичными и надежными, применяемыми в гражданской авиации, а также расширить номенклатуру бортового авиационного вооружения.
Другой проект фирмы предусматривает создание на базе концептуального самолета с распределенной практически по всему размаху крыла боевой/полезной нагрузкой боевого варианта - BWB «Арсенал Шип». В состав его вооружения могут входить несколько десятков единиц управляемых авиационных средств поражения, применяемых с роторных пусковых установок.
Еще одним направлением является разработка промежуточного варианта бомбардировщика на базе экспериментального боевого БЛА Х-45. Считается, что такой аппарат (X-45D) будет иметь увеличенные массогабаритные характеристики и дальность полета не менее 5 000 км с боевой нагрузкой до 5 т.
Фирма «Нортроп-Грумман» также исследует возможность реализации нескольких проектов ударных летательных аппаратов, включая беспилотные.
Рассматривается, в частности, возможность создания бомбардировщика FB-23RTA (Rapid Theater Attack) на базе прототипа тактического истребителя YF-23A «Блэк Уидоу-2». При сохранении общей компоновки перспективная машина будет отличаться удлиненным фюзеляжем увеличенного сечения для размещения двухместной кабины экипажа и внутренних отсеков вооружения, применением осесимметричных сопел двигателей вместо плоских, а также формой воздухозаборников.
Кроме того, анализируется возможность разработки боевого беспилотного летательного аппарата типа Х-47 с увеличенной до 11 000 км дальностью полета при сохранении массы боевой нагрузки.
В число перспективных проектов фирмы «Локхид-Мартин» входит создание универсального планера самолета с коротким взлетом и посадкой ВМАСК, выполненного по аэродинамической схеме «летающее крыло» с широким применением технологии «стелт». Этот аппарат в зависимости от назначения может быть оснащен различными функциональными модулями и соответствующей бортовой аппаратурой и переоборудован в бомбардировщик (В), многоцелевой (М), ударный (А), военно-транспортный (С), и транспортно-заправочный (К) варианты.
Предполагается, что в варианте бомбардировщика машина, аналогичная по массогабаритным показателям военно-транспортному самолету С-130, будет способна нести во внутреннем бомбоотсеке до 40 управляемых авиационных бомб (УАБ) GBU-31 калибра 2 000 фунтов, не менее пяти УАБ GBU-37 калибра 5 000 фунтов, и до двух УАБ специального назначения GBU-43 калибра 20 тыс. фунтов. Потребная длина взлетно-посадочной полосы при максимальной взлетной массе этого самолета оценивается в 300-600 м.
Вместе с тем наиболее приемлемым по стоимости и планируемым срокам работ считается создание нового стратегического бомбардировщика на базе тактического истребителя F/A-22A «Рэптор». Предполагается, что разработку машины будет осуществлять фирма «Локхид-Мартин» совместно с управлением перспективных исследований министерства обороны DARPA (Defense Advanced Research Project Agency), HACA, а также научно-исследовательскими организациями ВВС.
Основными отличиями бомбардировщика FB-22, выполненного по схеме «бесхвостка», от базовой машины станут увеличенные до 3 400 км боевой радиус и до 15 т масса боевой нагрузки, а также сниженная радиолокационная заметность. Этих показателей предполагается достигнуть благодаря установке нового дельтовидного крыла с топливными баками увеличенного объема (масса топлива будет повышена на 80 проц.); размещению подвесного вооружения, в том числе большого калибра, например управляемых авиационных бомб (УАБ) GBU-31 калибра 2 000 фунтов в центральном внутрифюзеляжном бомбоотсеке; средств поражения с различными массогабаритными показателями (например, УАБ GBU-37 калибра 5 000 фунтов или GBU-38 калибра 500 фунтов) в специализированных подвесных контейнерах.
Для обеспечения самообороны самолет намечено оснастить управляемыми ракетами AIM-120 AMRAAM
или А1М-9Х «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух». Систему управления вооружением, аналогичную применяемой на истребителе F/A-22A, планируется дополнить оптоэлектронным прицельным комплексом.
В целях снижения информационной и физической нагрузки на экипаж при выполнении длительных полетов (максимальная продолжительность без дозаправки в воздухе около 15 ч) в его состав войдут два летчика. Конструкция и геометрические характеристики фюзеляжа останутся неизменными, а необходимый дополнительный объем будет получен за счет демонтажа бортовой авиационной пушки.
По оценкам специалистов фирмы «Локхид-Мартин», в случае принятия решения о реализации программы начать производство установочной партии бомбардировщиков FB-22 можно будет в 2011 году, а ввести машины в боевой состав ВВС - в 2015-м году. Общая стоимость программы, включая изготовление 150 самолетов, составляет 30 млрд долларов.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОМБАРДИРОВЩИКА FB-22 И ИСТРЕБИТЕЛЯ F/A 22A
Характеристики |
FB-22 (проектные) |
F/A-22A |
Масса, т |
|
|
пустого самолета |
22 |
19,5 |
максимальная взлетная |
45 |
36,3 |
максимальная топлива |
16 |
8,3 |
Максимальная скорость, число М |
1,8 |
2 |
Скорость на крейсерском режиме, число М |
1,5 |
1,7 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка, ед |
6 |
9 |
Боевой радиус действия, км |
|
|
сверхзвуковой (число М=1,5) участок полета 185 км |
2 750 |
750 |
сверхзвуковой (число М участок полета 95 км |
2 950 |
850 |
только на дозвуковой скорости |
3400 |
1 100 |
Геометрические размеры, м: |
|
|
размах крыла |
14 |
13,5 |
длина фюзеляжа |
18,9 |
18,9 |
Площадь крыла, м |
110 |
78 - |
"Зарубежное военное обозрение" 2006 №3
Смотрите также
|