search
menu
person

NEWS AND UDATES


Роль негосударственных "мозговых центров" в процессе принятия решений военно-политическим руководством США в области обороны и безопасности

Роль негосударственных "мозговых центров" в процессе принятия решений военно-политическим руководством США в области обороны и безопасности.

С. Чеснаков

Принятие решений в области обороны и безопасности является прерогативой исключительно военно-политического руководства (ВПР) страны. Однако взгляды людей, ответственных за это, подвержены, как правило, определенному влиянию. В этих условиях в процессе принятия военно-политических решений в значительной степени возрастает роль негосударственных аналитических организаций (так называемых «мозговых центров» - think tanks), занимающихся исследованием проблем обороны и безопасности.
Такое положение дел характерно в первую очередь для США, где в настоящее время существует обширная сеть негосударственных организаций, занимающихся исследованиями в области внешней и внутренней политики, национальной безопасности, социальных отношений, научно-технических разработок и т. д. По разным оценкам, число американских «мозговых центров» колеблется от 1 500 до 2 500.
Главное предназначение этих структур - глубокое изучение (в рамках государственного заказа с предоставлением соответствующего гранта либо по собственной инициативе) тех или иных актуальных проблем и выработка рекомендаций, которые могут учитываться американским ВПР при выработке практических решений.
Одной из особенностей «мозговых центров» является их позиционирование между академическими и государственными организациями. Они имеют больше временных и иных ресурсов для более полной и глубокой проработки проблемы по сравнению с государственными структурами, а результаты их работы имеют более практическую направленность в отличие от результатов, получаемых научными организациями. Можно сказать, что «мозговые центры» представляют собой связующее звено между теоретическими идеями и практической деятельностью по их реализации.
Однако роль этих структур не ограничивается только разработкой концептуальных положений, касающихся нынешних и будущих проблем национального или мирового масштаба. Некоторые из них лоббируют интересы финансово-промышленных корпораций, стремящихся получить крупные оборонные заказы. При этом зачастую сотрудники «мозговых центров» становятся на определенном этапе государственными служащими, а ушедшие в отставку чиновники взаимодействуют с этими исследовательскими структурами.
Среди наиболее авторитетных в области обороны и безопасности научно-исследовательских организаций США можно выделить следующие: Американский институт предпринимательства (American Enterprise Institute), Совет по международным отношениям (Council on Foreign Relations), Вашингтонский центр стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies), Брукингский инсти-
тут (Brookings Institution), Джеймстаун Фаундейшн (Jamestown Foundation), Потомакский институт политических исследований (Potomac Institute for Policy Studies), организация «Представители бизнеса за национальную безопасность» (Business Executive for National Security) и ряд других.
В зависимости от внутриполитической конъюнктуры наблюдается определенное «перераспределение» влияния «мозговых центров». Так, с приходом к власти администрации нынешнего президента Дж. Буша значительно усилилось влияние неоконсервативных исследовательских организаций, таких как «Проект нового американского столетия» (Project for the New American Century), Институт перспективных стратегических и политических исследований (Institute for Advanced Strategic and Political Studies), Еврейский институт проблем национальной безопасности (Jewish Institute for National Security Affairs) и т. д.
С этими организациями связаны многие члены американской администрации, и в первую очередь вице-президент Р. Чейни, который непосредственно связан с «Проектом нового американского столетия», Еврейским институтом проблем национальной безопасности, Американским институтом предпринимательства и Советом по международным отношениям. Среди других высокопоставленных чиновников можно отметить Д. Рамсфелда (министра обороны до недавнего времени), П. Вулфовица (заместителя министра обороны до 2005 года, потом - президента Всемирного банка) и ряд других.
Идеи, высказанные на страницах печатных изданий указанных «мозговых центров» в конце 80-х - начале 90-х годов, находят свое отражение в положениях новых доктринальных документов администрации США. Это касается важнейших аспектов нынешней стратегии национальной безопасности, начиная с доктрины превентивных ударов и необходимости смены режима в ряде государств «оси зла» (Ираке - до 2003 года, Иране, Сирии и т. п.) и заканчивая формированием новой «ядерной триады» наступательного характера и развертыванием системы противоракетной обороны (ПРО).
Организация «Проект нового американского столетия» в 1997 году подготовила масштабный документ «Изложение принципов», где призывает вернуться к «успехам рейгановской администрации» и «мощным вооруженным силам, готовым как к настоящим, так и к будущим вызовам». Этот документ в виде открытого письма, под которым подписались П. Вулфовиц, Р. Чейни, Д. Рамсфелд и многие другие представители команды Дж. Буша, претендовавшие на ключевые посты в государственных структурах национальной безопасности, был направлен Б. Клинтону в 1998 году. Один из ведущих подрядчиков МО США - корпорация «Локхид-Мартин» - недавно пригласила на работу заместителя директора «Проекта нового американского столетия» и главного автора отчета - Т. Доннели.
Представители этой организации лоббировали концепцию превентивных ударов на протяжении более 10 лет. В частности, при подготовке к президентским выборам 2000 года организация опубликовала отчет «Перестройка американской обороны» (Rebuilding America's Defenses), который стал основой национальной военной стратегии Дж. Буша и Д. Рамсфелда. С их подачи в официальные доктринальные документы было включено выражение «смена режима».
Два десятилетия назад программа «звездных войн» президента Рейгана была раскритикована, а ядерному оружию придан статус важной сдерживающей силы. В настоящее время согласно докладу Пентагона* ЯО в мире продолжает играть существенную роль. Более того, концепции, представленные в ключевом доктринальном документе администрации Дж. Буша**, позволяют утверждать, что заявленные функции ЯО как средства сдерживания и крайнего воздействия на противника переходят в разряд основного в арсенале США доступного средства борьбы с терроризмом.
Истоки такого, по-видимому, важнейшего изменения во взглядах военно-политического руководства США на применение ядерного оружия кроются в корпоративно-финансовых связях «мозговых центров» подобных «Национальному институту государственной политики» (National Institute for Public Policy). Доклад этой организации в январе 2001 года «Задачи и требования к ядерным силам США и контроля над вооружениями» (Rationale and Requirements for U. S. Nuclear Forces and Arms Control) содержит рекомендации по разработке нового поколения тактического ЯО малой мощности, расширяющего перечень ядерных средств страны и увеличивающего число сценариев их боевого применения.
В администрации Дж. Буша работают представители рабочей группы, готовившей доклад Национального института государственной политики: помощник по национальной безопасности С. Хэдли и бывший заместитель министра обороны по разведке С. Камбоне. Директор этого института К. Пейн был назначен руководителем консультативной группы Пентагона по изучению концепции сдерживания, перед которой ставилась задача подготовки доклада о состоянии американских ядерных вооружений.
Особо следует выделить одну из приоритетных концепций, активно разрабатываемых администрацией Дж. Буша: развертывание системы противоракетной обороны. Она была принята к исполнению, несмотря на ряд неудачных испытаний наземного комплекса системы ПРО и доклад национального разведывательного сообщества (National Intelligence Estimate), датированный декабрем 2001 года, где говорится о том, что «территория США с большей степенью вероятности может подвергнуться атаке» с применением ОМП со стороны государств или террористических групп, используя «корабли, грузовики, самолеты или другие средства перемещения», а не баллистические ракеты большого радиуса действия. Этим средствам доставки не помешает создаваемая система ПРО, оказавшаяся дорогостоящим компонентом в рамках развития технологий «звездных войн».
Основным лоббистом системы противоракетной обороны является Центр политики безопасности (Center for Security Policy), финансируемый из средств финансово-корпоративных структур и занимающийся исследованием проблем безопасности. Организация имеет в своем наблюдательном совете по крайней мере восемь высокопоставленных представителей военного ведомства. Шестая часть ее доходов поступает непосредственно от корпораций -подрядчиков МО. Не менее 22 бывших членов наблюдательного совета центра тесно связаны с администрацией Дж. Буша. Ключевые посты в ней занимают следующие выходцы из этой организации: Д. Файт - в недавнем прошлом заместитель министра обороны по вопросам
политики (бывший глава совета), Д. Закхейм - бывший заместитель министра обороны по финансовым вопросам, Р. Перл (бывший глава совета по оборонной политике), а также Д. Рамсфелд - до недавнего времени министр обороны.
Нынешняя политика администрации Дж. Буша в области обороны и безопасности выгодна в первую очередь финансово-промышленным структурам, которые получают заказы на разработку и производство ВВТ в рамках реализации новых концепций. С приходом к власти новой администрации существенно возросли объемы контрактов связанных с ней корпораций. Так, объем заказов ведущего оборонного концерна «Локхид-Мартин» увеличился с 14.7 млрд долларов в 2001 финансовом году до 21,9 млрд в настоящее время. Вместе с тем наблюдается значительный рост расходов на национальную оборону. За два года нахождения у власти администрация Дж. Буша добилась увеличения затрат на эти цели более чем на 120 млрд долларов, причем основная часть расходных статей была одобрена конгрессом с некоторыми оговорками. Затраты на национальную оборону, составлявшие 456 млрд долларов в 2003 финансовом году, возросли на 191,2 млрд долларов к 2008-му и достигли 647,2 млрд (проект военного бюджета).
Такой рост расходов связан в том числе с проводимой новой администрацией агрессивной внешней политикой - инициирование войн в Афганистане и Ираке, что, в свою очередь, обосновывается необходимостью глобальной упреждающей борьбы с терроризмом. Заказы на новое высокотехнологичное оружие для применения в Афганистане получили компании «Боинг» (новый тип боеприпасов - Joint Direct Attack Munition), «Рейтеон» (ракеты «Томахок») и «Нортроп-Грумман» (беспилотные летательные аппараты «Глобал Хок»).
Ключевой элемент ядерной доктрины Буша - «новая триада» ударных и оборонительных систем - потребует до 2008 года по крайней мере на 33 млрд долларов больше, чем планировалось администрацией Клинтона. Затраты на противоракетную оборону в 2008 финансовом году запланированы в сумме 8,8 млрд долларов. В целом стоимость разворачиваемой системы ПРО в ближайшее десятилетие может достигнуть 200 млрд, обеспечивая устойчивый поток денежных средств для компаний «Локхид-Мартин», «Боинг», «Рейтеон» и «Нортроп-Грумман».
Затраты по бюджетным статьям в области внутренней безопасности также заметно увеличились - с 19,5 млрд долларов в 2001 финансовом году до 37,7 млрд в 2008-м, обеспечивая дополнительный источник финансирования крупным подрядчикам МО. Компании «Нортроп-Грумман» и «Локхид-Мартин» получили долгосрочные многомиллиардные контракты на оснащение национальной гвардии США, «Дженерал дайнэмикс» выиграла контракт в сумме 611 млн долларов на модернизацию системы связи. «Боинг» получила заказ, предполагающий усовершенствование ракетной системы обнаружения с целью идентификации захваченных террористами самолетов. «Локхид-Мартин» занимается адаптацией тренажеров военного назначения для обучения групп быстрого реагирования действиям в чрезвычайных ситуациях. Компания «Рейтеон» проводит работу по модернизации своих портативных устройств инфракрасного обнаружения для использования их пожарными расчетами при тушении пожаров и т. д.

 

* «Всесторонний обзор состояния и перспектив развития ВС США» (Quadrennial Defense Review Report), февраль 2006 года.
** «Стратегия национальной безопасности США» (The National Security Strategy of the USA), март 2006 года.

членство в наиболее влиятельных "мозговых центрах" некоторых высокопоставленных чиновников администрации Дж. Буша

«Проект нового американского столетия» (Project for the New American Century)
Американский институт предпринимательства (American Enterprise Institute)
Еврейский институт проблем национальной безопасности (Jewish Institute for National Security Affairs)
Институт перспективных стратегических и политических исследований (Institute for Advanced Strategic and Political Studies)
Совет по международным отношениям (Council on Foreign Relations)
Р. Чейни вице президент
(2001-н.в.)
         
Рамсфелд Д. Рамсфелд Министр обороны
(2001-2006)
       
Вулфовиц П. Вулфовиц Заместитель
министра обороны
(2001-2005)
президент Всемирного банка
(2005-2007)
       
Файт Д. Файт Заместитель министра обороны по вопросам политики
(2001-2005)
       
Либби С. Либби Руководитель аппарата и помощник вице-президента по вопросам нац безопасности (2001-2005)
н.в. - Гудзонский институт
       
Перл Р. Перл Председатель консультативного совета по вопросам оборонной политики Пентагона
(2001-2003) н.в. - Американский институт предпринимательства
       
Болтон Д. Болтон заместитель госсекретаря по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности (2001-2005); н.в. - постоянный представитель США при ООН          
Д. Вурсмер Д. Вурсмер Советник вице-президента Р. Чейни по Ближнему Востоку        

 

ЗВО №5 2007 с 2-6

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (07.12.2007) | Автор: С. Чеснаков
Просмотров: 7367 | Теги: С. Чеснаков, политика, мозговой центр | Рейтинг: 2.0/3
Всего комментариев: 0
avatar