Политика США в Азии после Вьетнама
Полковник И. Васин, Победа народов .Индокитая над развязавшим агрессивную войну в этом районе мира американским империализмом коренным образом изменила обстановку в Юго-Восточной Азии и заложила реальные основы закрепления мирных тенденций в странах Азии. Оценивая результаты и последствия победы вьетнамского народа для будущего развития Азии, Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев в Отчетном докладе XXV съезду КПСС сказал: "Потерпела крах самая крупная после второй мировой войны попытка империализма вооруженной рукой расправиться с социалистическим государством и раздавить национально-освободительную революцию. Героизм и самоотверженность вьетнамского народа, соединенные с решительной поддержкой его странами социализма и прогрессивной общественностью всего мира, оказались сильнее армий интервентов и их пособников. Дело свободы и независимости победило... Победа Вьетнама открыла новые горизонты перед всей Юго-Восточной Азией". Однако, потерпев поражение в Индокитае, американский империализм, как это отмечает зарубежная пресса, изыскивает новые пути и способы удержания своих позиций в странах Азии. В настоящее время иностранная печать уделяет большое внимание анализу просчетов, сделанных Вашингтоном в своем внешнеполитическом курсе, проводимом в данном районе мира. Признается, что они явились результатом серьезных ошибок американской внешней политики, которая переоценила возможности США и их союзников и недооценила роль и значение стран социализма и мировой прогрессивной общественности. Признание ошибочности американской политики в Азии в последние два десятилетия содержится в материалах проводимых в США опросов общественного мнения, в письмах американских граждан в редакции газет и журналов, выступлениях видных государственных, политических и военных деятелей. При этом обращает на себя внимание наличие в этих материалах острой критики участия американских войск в агрессивной войне в Индокитае. Путь решения американским империализмом конфликтных ситуаций с помощью вооруженных сил, то есть с позиции силы, резко осуждается. "Мы были неправы, и мы потерпели поражение". "Участие наших войск во Вьетнаме было зловещей попыткой неоимпериалистической державы задушить национально-освободительное движение и закрепить в этой части Индокитая марионеточный режим", - пишут американские граждане в редакции газет. "Для США это был позорный конец мучительной, ошибочно начатой войны", - резюмирует американский журнал "Юнайтед Стейтс ньюс энд Уорлд рипорт". "Мы никогда не должны повторить подобной ошибки", - предупреждает бывший министр обороны США Клиффорд, оценивая уроки вьетнамской авантюры. Анализируя последствия провала американской внешней политики в Индокитае, зарубежные специалисты и комментаторы отмечают заметное снижение в последние годы влияния и доверия к США в странах Азии. Правительства ряда азиатских стран задумались над перспективами их развития и внесли существенные коррективы во взаимоотношения с США. Вашингтон также вынужден был пересмотреть свою политику в отношении государств Азии. Пересмотр внешней политики в Азии американское правительство начало еще в конце 60 х годов, когда стал очевиден провал вооруженного подавления национально-освободительного движения в Индокитае. Разрабатывая политику и стратегию в Азии на 70-е годы, руководство США попыталось учесть уроки Вьетнама. Впервые новые элементы азиатской политики Вашингтона с учетом уроков Вьетнама были изложены бывшим президентом США Никсоном осенью 1969 года в его "гуамской доктрине". Суть этой доктрины сводилась к следующим трем основным положениям. Во-первых, США обещали выполнять свои договорные обязательства, но с учетом конкретной обстановки. Основным критерием, определявшим использование американских войск вне пределов США, являлась "защита интересов Соединенных Штатов Америки", а не безопасности той или иной азиатской страны. Во-вторых, США обязались обеспечить "ядерный щит" в случае возникновения угрозы какой-либо стране Азии, имеющей с ними договорные обязательства. В-третьих, при возникновении конфликтной ситуации в Азии США заверили поддерживаемые режимы в предоставлении военной и экономической "помощи" при условии, что они возьмут на себя основную тяжесть по выделению людских ресурсов на ведение войны. Это положение нашло свое практическое выражение в годы войны во Вьетнаме в так называемой политике "вьетнамизации" войны: США поставляли сайгонскому режиму вооружение и финансовую помощь, а последний - "пушечное мясо". Обосновывая внешнеполитический курс США и якобы новую роль Америки в Азии в 70-х годах, бывший президент США Никсон в своем послании конгрессу 25 февраля 1971 года писал, что "в прошлом мы прибегали не только к ресурсам Америки, но и к американским рецептам. Ныне наши друзья обрели новые силы и становятся все более самостоятельными, в то время как США испытывают напряжение в результате 25 лет глобальной ответственности. Если раньше мы и наши союзники могли полагаться на доктрину массированного ответного удара, то в новую эру рост силы Советского Союза изменил военное уравнение". Исходя из такой оценки соотношения сил на международной арене был сделай вывод, что в будущем Соединенные Штаты должны проводить более гибкую внешнюю политику, ограничить свое военное присутствие в странах Азии и осторожнее рассчитывать риск, связанный с использованием американских войск в конфликтных ситуациях. Однако необходимо отметить, что, провозглашая ограничение военного присутствия США и уменьшение степени риска вмешательства американских войск в локальные конфликты в странах Азии, Вашингтон не намеревался отказываться от закрепления своих позиции в стратегически важных районах мира Наоборот, американские официальные лица прямо заявляли, что новая американская политика не означает отказа Америки от "руководящей" роли в Азии, что она призвана формировать новое отношение азиатских государств к сбалансированной и активной, как и прежде, роли США в решении конфликтных ситуаций в Азии. Следовательно, можно сказать, что претерпели некоторые изменения лишь пределы, масштабы и способы вмешательства Соединенных Штатов во внутренние дела стран Азии. Конечные же цели внешней политики американского империализма, направленные на сохранение своего господства, упрочение позиций и расширение вмешательства в дела азиатских стран, остались прежними. Это подтверждается официальными высказываниями государственных деятелей США, Так, бывший государственный секретарь Киссинджер на одной из пресс-конференций в 1976 году заявил: "Неудача в Индокитае не ослабила решимости Соединенных Штатов поддерживать своих союзников". При этом он имел в виду "поддержку" во имя достижения целей американского империализма, а не оказания бескорыстной помощи азиатским странам. "Один из уроков, который мы должны извлечь для себя.-продолжал Киссинджер. - состоит в том, что США должны проявлять очень большую осторожность, давая обязательства своим союзникам". В середине 70-х годов бывший президент США Форд внес новые аспекты в американскую внешнюю политику в странах Азии. В своей речи в Гонолулу в декабре 1975 года он официально провозгласил так называемую "новую тихоокеанскую доктрину", которая развивает идеи и принципиальные положения азиатской политики, провозглашенной ранее президентом Никсоном, По заявлению Форда, стабильность положения в Юго-Восточной Азии зависит от военного, политического и экономического присутствия США. Это значит, что Соединенные Штаты не намерены уходить из этого района. Далее подчеркивается, что основой стратегии США в Азии в послевьетнамский период является всемерное развитие и укрепление партнерства с Японией. После потери Индокитая заметно повысилось для США значение Южной Кореи. Вашингтон усилил свое внимание к этому району. И, наконец. США считают важной своей задачей нормализацию отношений с Китаем, что, по замыслам Вашингтона, должно обеспечить "равновесие баланса сил" в Азии. Таким образом, в послевьетнамской политике США в Восточной Азии и зоне Тихого океана главное внимание уделяется американо-японскому партнерству, всемерному поддержанию марионеточного режима в Южной Корее и нормализации отношений с Китаем. Принципиальные положения по этим проблемам, изложенные в речи Форда в Гонолулу, были позднее конкретизированы и дополнены в предвыборных речах президента п ходе избирательной кампании, а также в выступлениях государственного секретаря. По оценке американского руководства, в настоящее время ни одна страна в Азии не значит для США в политическом, экономическом и военно-стратегическом отношении больше, чем Япония, располагающая мощным промышленным потенциалом и большими военными возможностями. Империалистические круги Соединенных Штатов заинтересованы в использовании Японских о-вов прежде всего в своих агрессивных целях, поскольку они занимают выгодное военно-стратегическое положение. Вашингтон оказывает давление на японское правительство, подталкивая его на упрочение и расширение связей с Китаем. США считают необходимым возложить на Японию большую долю ответственности за оказание помощи сеульскому марионеточному режиму. Американское руководство заинтересовано также в том. чтобы Япония быстрее наращивала свой военный потенциал, активнее участвовала в реализации совместных мероприятий по японо-американскому договору "о взаимной безопасности". Зарубежные специалисты по американо-японским отношениям считают, что на сегодняшний день между США и Японией установлено желаемое взаимопонимание и достигнуты определенные успехи в деле согласования позиций по внешнеполитическим, в том числе и важным азиатским проблемам. В частности, японское правительство ведет переговоры о подписании мирного договора с Китаем, который должен создать юридическую основу для расширения всесторонних контактов между этими странами, в чем заинтересованы также и Соединенные Штаты. Активизируются и японо-южнокорейские отношения. По настоянию США администрация Мики согласилась предоставить американским войскам право "стартовать из Японии в случае вооруженного столкновения на Корейском п-ове". Наметились также определенные сдвиги в плане улучшения американо-японского военного сотрудничества в рамках договора "о взаимной безопасности". По инициативе Японии создан японо-американский комитет по координации действий в вопросах обороны. В последние годы заметно увеличилось количество совместных учений и маневров вооруженных сил США и Японии. Вместе с тем зарубежная печать обращает внимание на то, что внешняя политика Японии уделяет большое внимание решению экономических проблем и поэтому японское правительство несколько иначе, чем США, рассматривает свои международные и военные договорные обязательства. Из этого делается предположение о возможности осложнения отношений с Японией при определенных обстоятельствах. К таким обстоятельствам американские политики относят имеющиеся противоречия из-за соперничества в сфере торговли, за природные ресурсы и источники топливного сырья в Восточной Азии и зоне Тихого океана, из-за разногласий в трактовке некоторых военных статей договора "о взаимной безопасности", роли вооруженных сил и территории Японии в случае развязывания мировой войны с применением ядерного оружия. Военное руководство США исходит из того, что японцы сами должны заниматься вопросами обороны своей территории, а не надеяться на то, что "ядерный щит" Америки обеспечит безопасность Японии во всех случаях. Высказывается также мнение, что до настоящего времени японцы рассматривают договор с США "о взаимной безопасности" как средство, необходимое в первую очередь американцам, а не Японии. В силу этого важной задачей Вашингтона считается оказание действенного влияния на формирование "оборонительной политики и стратегии" японского руководства. США весьма серьезно озабочены развитием внутриполитической обстановки в Японии в последнее время. Арест бывшего премьер-министра и лидера одной из крупнейших фракций правящей либерально-демократической партии Танаки и ряда других видных деятелей по обвинению в получении крупных взяток от американской фирмы "Локхид" создал в правящей партии Японии кризисную ситуацию, которая привела к падению кабинета Мики. "Уход" Соединенных Штатов из Индокитая повысил, как уже указывалось, роль и значение в военных планах Вашингтона Корейского п-ова. Как отмечает зарубежная печать, этот последний плацдарм США на материковой части Азии, расположенный в непосредственной близости от Корейской Народно-Демократической Республики и советского Приморья, имеет сейчас большое военно-стратегическое значение в планах Пентагона. Поэтому сохранению и упрочению своих позиций в Южной Корее Вашингтон придает первостепенное значение. В силу этого корейская проблема во внешней политике США в Азии выдвигается на одно из первых мест. В официальных заявлениях американских государственных деятелей много говорится о стремлении США добиться снижения напряженности на Корейском п-ове. На словах Вашингтон ратует за мир и справедливое решение корейской проблемы. Так, в своей речи в г. Сиэтл 26 июля 1976 года государственный секретарь Киссинджер заявил, что Соединенные Штаты выступают за возобновление серьезных переговоров между Северной и Южной Кореей, за выработку новой конструктивной основы для существующего соглашения или замены его более долгосрочными договоренностями в любой форме, приемлемой для всех заинтересованных сторон. Однако в действительности американское руководство выступает за сохранение раздела Кореи на две части, чтобы закрепиться на юге Корейского п-ова. Это подтверждается позицией США в ООН по корейскому вопросу и деятельностью американцев в Южной Корее. США продолжают держать в этой стране свои войска (около 35 тыс. человек, до 70 самолетов) и не соглашаются упразднить так называемое "командование войск ООН в Корее", функции которого в настоящее время исполняют командующий и штаб 8-й полевой армии США. Как писала южнокорейская газета "Чосон ильбо" 11 апреля 1976 года, госдепартамент США официально уведомил сеульское правительство о том, что у Вашингтона "нет намерений эвакуировать американские войска из Южной Кореи. Наоборот, мы готовы в случае необходимости принять меры по немедленному наращиванию численности американских войск в этой стране". Политические и военные деятели США неоднократно заявляли не только о полной поддержке сеульского режима, но и о том, что Пентагон не остановится перед применением ядерного оружия, если на Корейском п-ове возникнет конфликтная ситуация. При этом сообщалось, что в настоящее время в Южной Корее американские войска имеют запасы тактических ядерных боеприпасов и средства их доставки. По данным южнокорейской прессы, США завезли на склады в Южную Корею значительное количество различного вооружения и боевой техники из Таиланда и с о. Окинава. США оказывают Южной Корее значительную военную и экономическую "помощь", что позволяет сеульскому режиму наращивать свою военную мощь. К настоящему времени Южная Корея располагает самыми мощными вооруженными силами среди стран Восточной Азии. По данным международного института стратегических исследований, регулярные вооруженные силы Южной Кореи насчитывают до 600 тыс. человек и имеют в боевом составе три армии (28 кадровых и резервных дивизий, до 15 отдельных бригад и полков), 1000 танков, около 5000 орудий и минометов, до 400 боевых самолетов и около 60 боевых кораблей. Кроме того, как сообщала южнокорейская пресса, в составе формирований местной обороны насчитывается до 3 млн. человек, не считая так называемых "студенческих отрядов защиты страны", куда входит около 1,5 млн. юношей из колледжей, техникумов и высших учебных заведений. Располагая мощными вооруженными силачи, значительным полицейским аппаратом и пользуясь поддержкой США, южнокорейское правительство подавило оппозиционные силы в стране, установило режим личной власти Пак Чжон Хи и усилило провокации против КНДР. Достаточно сказать, что только за первое полугодие 1976 года было зарегистрировано, как сообщало правительство КНДР, более 16900 различных провокаций и нарушений соглашения о перемирии. Американские разведывательные самолеты систематически нарушают воздушное пространство над демилитаризованной зоной и КНДР. Такая позиция США в отношении корейской проблемы не создает реальных условий для выработки конструктивного решения, приемлемого для заинтересованных стран. Наоборот, деятельность США в Южной Корее способствует нагнетанию напряженности и поддержанию потенциальной угрозы развязывания вооруженного конфликта на Корейском п-ове. Пересмотр политики Соединенных Штатов в отношении Китая начался примерно в 1971-1972 голах В эти годы Вашингтон начал проводить мероприятия, направленные на сближение с Китаем для нормализации американо-китайских отношений. В настоящее время эти отношения развиваются на принципах, изложенных в шанхайском коммюнике (февраль 1972 года), и положений "новой тихоокеанской доктрины" Форда. США заинтересованы в скорейшем установлении официальных дипломатических отношении с Пекином. Однако реализация этой задачи, как показал многолетний ход американо-китайских переговоров, осложнилась вопросом о Тайване. Вашингтону и Пекину пока не удалось найти приемлемую формулу решения тайваньской проблемы. После смерти Мао Цзэ-дуна американо-китайские переговоры приостановлены. Как уже отмечалось, уход США из Индокитая не означает их отказа от сохранения позиций в этом важном районе Юго-Восточной Азии. Американский империализм направляет свои усилия на развитие связей с такими странами, как Индонезия, Филиппины. Малайзия, Сингапур. Австралия, Новая Зеландия Большое значение придается сохранению позиций в Таиланде. Не без помощи американского империализма таиландской военщине снова удалось совершить переворот и захватить власть в стране. Гражданское правительство фактически ликвидировано, различные прогрессивные организации распушены. В стране снова введен военно-полицейский режим Созданное новое гражданское правительство, состоящее из реакционных деятелей, находится под контролем военной хунты. Захватившие власть генералы намерены полностью восстановить позиции США в своей стране, предоставить в распоряжение американского империализма военные базы и различные объекты. Такой ход событий в Таиланде внесет, как отмечает зарубежная печать, негативные моменты в развитие отношений в Юго-Восточной Азии, поскольку США могут закрепиться в этом важном в военно-стратегическом отношении районе в непосредственной близости от Социалистической Республики Вьетнам и Лаосской Народно-Демократической Республики. В странах Южной Азии позиции американского империализма серьезно ослаблены. Это вынуждены признать и американские руководители. В настоящее время США стремятся найти пути укрепления своего положения и в этом районе. Как отмечает зарубежная пресса. Вашингтон намерен придерживаться дифференцированного подхода к странам Южной Азии. Считается необходимым оказывать предпочтение тем странам, которые поддерживают политику США или могут изменить свою ориентацию в пользу Вашингтона в ближайшем будущем. Таким образом, основу политики США в Азии в настоящее время составляет концепция сбалансированного присутствия американского империализма, которая должна включать наличие как договорных обязательств с азиатскими странами, так и средства их обеспечения. В рамках этой концепции считается необходимым установить и периодически пересматривать критерии, определяющие основные направления развития отношении с отдельными странами и группами государств. Основная роль США в Азии в настоящее время определяется их общим агрессивным внешнеполитическим курсом, направленным на укрепление своих позиций путем оказания странам Азии экономической и военной "помощи". При этом Вашингтон сохраняет за собой право военного вмешательства в случае создания в том или ином районе кризисной ситуации. Военное вмешательство США в конфликтную ситуацию считается целесообразным осуществлять в соответствии с концепцией так называемого "незаметного присутствия". Суть этой концепции предполагает использование американской авиации (главным образом авианосной) для оказания помощи различным реакционным, антинародным проамериканским режимам, оказавшимся под ударами национально-освободительного движения. В более широком понимании концепция "незаметного присутствия" требует, как это считают стратеги Пентагона, создания мобильных экспедиционных сил. которые в случае необходимости могли бы быть немедленно переброшены на удаленный от США театр воины. Эти силы должны быть способны развертываться в ограниченные сроки без нарушения воздушного пространства сопредельных с районом конфликта стран, быстро решать возложенные на них задачи и уходить из района конфликта до того, как широкой мировой общественности станет известно об их участии в конфликте. Практическое воплощение этой политики США видят в сохранении крупных авианосно-ударных сил и подводных атомных лодок с ракетно-ядерным вооружением и таких стратегически важных районах мира, как западная часть Тихого океана. Индийский океан. Средиземное море. Имея здесь мощные ударные силы, Пентагон рассчитывает обеспечить удержание позиций американского империализма, избегая дорогостоящих, длительных и не оправдавших себя открытых интервенций, подобных агрессивной войне в Индокитае. Следовательно, агрессивная сущность американского империализма остается. Внешнеполитический курс США в Азии, являясь составным и важнейшим элементом внешней политики Вашингтона, направлен прежде всего на укрепление позиций американского империализма в стратегически и экономически важных районах этого континента, на подавление национально освободительных движений и сохранение марионеточных реакционных проамериканских режимов. Касаясь этой важной для дела мира проблемы. Генеральный секретарь ПК КПСС товарищ Л. И. Брежнев писал в своем послании председателю V Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран, состоявшейся в Коломбо в августе 1976 года: "Наряду с процессом оздоровления международного климата нельзя не видеть и возросшую активность сил реакции и милитаризма, всех тех, кто хотел бы помешать делу национального и социального освобождения народов, вернуть мир к временам "холодной войны" и балансирования на грани ядерной катастрофы. Враги разрядки международной напряженности подогревают очаги военной опасности, стремятся столкнуть между собой государства и народы, продолжают и даже усиливают гонку вооружений". В этих условиях, как отмечал XXV съезд КПСС, необходимо сосредоточить усилия миролюбивых государств на ликвидации оставшихся военных очагов, делать все для углубления разрядки напряженности, вести дело к обеспечению безопасности в Азии на основе совместных усилий государств этого континента, считать одной из важнейших задач полную ликвидацию всех остатков системы колониального угнетения, ущемления равноправия и независимости народов, всех очагов колониализма и расизма. Зарубежное военное обозрение, 1977, №1, с.7-13 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 3861 | | |
Всего комментариев: 0 | |