Роль Министерства обороны США в ликвидации последствий чрезвычайных ситуацийК. Мидов Условия и порядок привлечения сил и средств министерства обороны (МО) США к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) регламентированы пакетом документов, принятых конгрессом после террористических актов осенью 2001 года и дополненных соответствующими директивами министра обороны и председателя комитета начальников штабов (КНШ). Они обеспечили формирование в стране принципиально нового комплекса мер реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также на вспышки опасных инфекционных заболеваний, в том числе связанные с терактами. Президентская директива в области внутренней безопасности № 5 «Управление чрезвычайными ситуациями» и разработанный на ее основе национальный план реагирования, вступивший в силу в декабре 2004 года, закрепили ответственность министерства внутренней безопасности (МВБ) за решение данного круга вопросов и утвердили типовые схемы реагирования на различные виды стихийных бедствий, техногенных катастроф и террористических актов. Министерство обороны стало рассматриваться в качестве стратегического резерва, в типовых случаях (имеющих ряд исключений) привлекаемого к решению указанных проблем, когда возможности уполномоченных действовать в этой сфере федеральных ведомств оказываются недостаточными. При этом степень привлечения сил и средств МО к участию в данных мероприятиях всегда рассматривается с учетом влияния подобной деятельности на готовность министерства к выполнению им своей основной задачи - защиты границ, территории и населения страны от вооруженных посягательств со стороны других государств. В соответствии с этими документами первичная ответственность за ликвидацию последствий ЧС и установление причин их возникновения возлагается на местные и региональные власти, возможности которых, как правило, ограниченны и основаны на использовании подразделений полиции, пожарных, национальной гвардии (НГ), служб спасения и органов здравоохранения. В случае недостаточности имеющихся в их распоряжении сил и средств губернаторы пострадавших штатов обращаются с запросом о помощи в МВБ. Обращение анализируется в постоянно функционирующем в составе данного ведомства оперативном центре обеспечения внутренней безопасности. По результатам рассмотрения обращения региональных властей министр МВБ докладывает президенту страны результаты оценки ситуации в пострадавшем штате с рекомендациями относительно необходимых действий со стороны федеральных ведомств. В этом случае глава государства объявляет о «чрезвычайной ситуации национального значения» и поручает Федеральному управлению по действиям в чрезвычайных ситуациях (ФЕМА, входит в состав МВБ) ввести в действие соответствующие положения национального плана реагирования. О подобной ситуации также может быть объявлено при получении МВБ прямого указания от президента страны без запроса от губернаторов штатов (в случае особо значительных по масштабам ЧС), при проведении политических, культурных или спортивных мероприятий общемирового значения (например, Олимпийские игры), а также при необходимости оказания помощи одному из ведомств, действующему в рамках собственных полномочий. Данный вариант реализации национального плана реагирования предусмотрен, в частности, в случае создания такой ситуации в области здравоохранения. В целом только в 2005 году о ЧС национального значения в США было объявлено 32 раза, в том числе и в отношении пострадавших от урагана «Катрина» штатов Алабама, Флорида, Луизиана и Миссисипи. Тесную координацию действий сил и средств, выделенных федеральными ведомствами для оказания помощи пострадавшим регионам, обеспечивает формируемый в зоне бедствия объединенный полевой штаб (ОПШ). Его возглавляет назначаемый министром внутренней безопасности старший федеральный представитель, осуществляющий общее руководство деятельностью ОПШ и имеющий полномочия привлекать для решения поставленных задач силы и средства любых министерств, ведомств, региональных и местных властей. В том случае, если он не является сотрудником ФЕМА, представитель этого ведомства занимает пост советника. Структура ОПШ может в значительной степени варьироваться в зависимости от вида и масштабов ЧС, степени вовлечения федеральных ведомств, привлекаемых сил и средств. Особый вид она приобретает при совершении на территории США террористических актов. В соответствии с официальными документами МО США (например, общевойсковой доктриной в области обеспечения внутренней безопасности), Пентагон может привлекаться для оказания помощи федеральным и региональным органам власти в трех случаях: В случае возникновения на территории США чрезвычайных ситуаций, масштаб последствий которых не превышает возможностей региональных властей, помощь МО ограничивается задействованием подразделений национальной гвардии СВ и ВВС. Эти формирования в мирное время подчинены губернаторам штатов, на территории которых они дислоцируются (кроме федерального округа Колумбия). Вопросы их материально-технического обеспечения, взаимодействия с федеральными ведомствами и местными властями решает бюро НГ, организационно входящее в состав штаба армии, через генерал-адъютантов, фактически являющихся начальниками штабов при губернаторах. Финансирование содержания национальной гвардии осуществляется как по линии федерального бюджета (90 проц.), так и за счет средств штата (10 проц.). С объявлением мобилизации или по решению главы государства формирования НГ передаются в состав регулярных войск. В целях повышения готовности местных и региональных властей к реагированию на террористические акты с применением ОМП в соответствии со специальной директивой президента США в каждом штате на базе подразделений национальной гвардии сформированы специальные группы быстрого реагирования на применение ОМП. Они предназначены для оказания практической помощи властям штатов в установлении причины и источника РХБ-заражения, обнаружения и идентификации отравляющих веществ и биологических поражающих агентов, а также для обеспечения последующего развертывания подразделений НГ и сухопутных войск (при ликвидации последствий ЧС национального значения). Эти группы не имеют полномочий по ведению контртеррористических действий и предназначены только для ликвидации последствий терактов и стихийных бедствий. При объявлении президентом ЧС национального значения и необходимости привлечения сил и средств МО к ликвидации ее последствий уполномоченное ведомство направляет соответствующий запрос в аппарат министра обороны. Запрос оценивается его помощником по вопросам внутренней безопасности на соответствие действующему законодательству и полномочиям МО и в случае положительного решения министра передается для организации исполнения в управление обеспечения военной поддержки КНШ, назначающее ответственную структуру в министерстве. Непосредственная организация и координация действий оборонного ведомства в сфере оказания помощи гражданским властям, как правило, возлагается на объединенное командование (ОК) ВС США в зоне Северной Америки (АвБ Петерсон, штат Колорадо), а в случае ЧС на Гавайских о-вах - на ОК ВС США в зоне Тихого океана (Гонолулу, Гавайи). Командование, в зоне ответственности которого возникла такая ситуация, взаимодействует с МВБ, определяет необходимый масштаб привлечения сил и средств, а затем направляет своего представителя в ОПШ для координации проводимых МО мероприятий в рамках единой программы действий. В некоторых случаях (при отсутствии времени на получение соответствующих указаний) командиры воинских частей и подразделений имеют право на принятие самостоятельного решения об оказании помощи пострадавшим.
Кроме того, отработаны алгоритмы поддержки министерством обороны собственных структур, действующих на постоянной основе в интересах гражданских властей: национальной гвардии и инженерного корпуса СВ, а также ФБР. В случае особенно значительных по масштабам стихийных бедствий или терактов в помощь представителю МО в ОПШ может быть создано объединенное оперативное формирование, которому временно подчиняются все структуры министерства, действующие в пострадавшем регионе (за исключением подразделений национальной гвардии и инженерного корпуса СВ). В частности, такое формирование появилось в августе 2005 года в ходе ликвидации последствий урагана «Катрина», а в целом к участию в данном мероприятии было привлечено 42 990 военнослужащих НГ, 17 417 военнослужащих регулярных войск (сил), 20 кораблей ВМС (в том числе АВМА «Трумэн»), 360 вертолетов и 93 самолета ВВС. При этом общие расходы МО на их задействование превысили 6,5 млрд долларов, компенсированные из специального фонда. Эвакуация пострадавших предусматривается авиационными средствами (рис. 3) и координируется центром контроля за перемещением медицинских пациентов, входящим в состав объединенного командования стратегических перебросок ВС США (АвБ Скотт, штат Иллинойс). Подразделения МО привлекаются также к инженерным работам (расчистка завалов, восстановление энерго- и водоснабжения и др.), тушению пожаров, осуществляют поддержание общественного порядка, проводят режимно-ограничительные мероприятия и др. Кроме того, в случае вспышки зоонозной инфекции на территории страны на инженерный корпус СВ возлагается ответственность за вывоз и уничтожение трупов погибших или забитых животных, а в разработке и проведении карантинных мероприятий принимают участие специалисты ветеринарной службы ВС, входящие в состав объединенного полевого штаба. Действия МО по ликвидации последствий террористических актов с применением отравляющих веществ и биологических рецептур, а также вспышек инфекционных заболеваний координируются постоянно функционирующим в структуре ОК ВС США в зоне Северной Америки объединенным оперативным формированием «Поддержка гражданского населения» (Форт-Монро, штат Виргиния), укомплектованным профильными специалистами всех видов вооруженных сил. В частности, при вспышке инфекционного заболевания или террористическом акте с применением ОМП предусматривается сбор, транспортировка, патологоанатомическое исследование, идентификация личности и захоронение тел погибших силами прошедших спецподготовку подразделений МО, общая численность которых составляет 1 000 человек. Их широкое привлечение к проведению данных мероприятий обусловливается также подготовкой к работе с зараженными трупами. К числу таких подразделений относятся: специальные квартирмейстерские роты СВ, главный морг ВВС, бюро судебно-медицинской экспертизы ВС, институт патологии ВС, а также служба реагирования на чрезвычайные ситуации с применением опасных химических веществ и биологических агентов морской пехоты ВМС. Специальные квартирмейстерские роты СВ -это основные подразделения ВС США в рассматриваемой области. 54-я рота, являющаяся регулярным подразделением сухопутных войск, размещается в Форт-Л и (штат Виргиния). В состав резерва СВ входят 311 -я и 246-я роты, дислоцированные на о. Пуэрто-Рико. По прибытии на место теракта военнослужащие рот разворачивают палатки для сбора и хранения личных вещей погибших, а также специальные палатки для проведения судебно-медицинских исследований и спецобработки тел военнослужащих (рис. 4). Одна такая палатка обеспечивает обработку до 20 тел в течение 12 ч, при этом 54-я и 311-я роты могут одновременно развернуть до 20 палаток каждая, что увеличивает интенсивность подобных мероприятий до 400 тел погибших в день. Возможности 246-й роты ниже - всего пять палаток и 60 тел. В составе каждой роты имеется 13 специалистов по вопросам организации массовых захоронений, четыре специалиста в сфере спецобработки и два врача-патологоанатома. Главный морг ВВС (АвБ Дувр, штат Делавэр) является основным объектом, куда доставляются тела погибших для обследования представителями бюро судмедицинской экспертизы МО. Интенсивность спецобработки на этом объекте составляет несколько сотен тел военнослужащих в сутки. Идентификация погибших может также проводиться силами мобильных бригад института патологии ВС, в составе которого имеется специальная лаборатория для генетической идентификации, а ее штат насчитывает 120 специалистов. Таким образам, законодательная база США предполагает активное участие национальных вооруженных сил в ликвидации последствий террористических актов, стихийных бедствий и техногенных катастроф, в том числе вспышек опасных инфекционных заболеваний. Силы и средства министерства обороны привлекаются в основном для выполнения транспортных, инженерных, санитар-но-карантинных и других вспомогательных функций. Вместе с тем американский опыт свидетельствует о возможности значительного повышения эффективности мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае широкого привлечения к участию в них подразделений ВС, располагающих значительной технической, медицинской и научно-исследовательской базой. Зарубежное военное обозрение №3 2009 С.17-21 Смотрите также | |||||||
| |||||||
Просмотров: 5964 | | |
Всего комментариев: 0 | |