Система Гражданской обороны СШАПолковник-инженер В. Емельянов В общих планах подготовки империалистических кругов к развязыванию войны против социалистических стран значительное место отводится вопросам организации и укреплении гражданской обороны. Бывший министр обороны США Шлесинджер в своем докладе конгрессу о расходах министерства обороны на 1974/75 финансовый год заявлял, что "изменение в нашей стратегической политике устрашения не означает сокращения внимания к запросам гражданской обороны". Военно-политическое руководство НАТО и правительства стран-участниц блока рассматривают мероприятия по совершенствованию гражданской обороны как неотъемлемую часть своих военных приготовлении к развязыванию ракетно-ядерной войны. На органы гражданской обороны в странах-участницах НАТО возлагаются задачи по созданию и подготовке сил, необходимых для ликвидации последствий применения противником ядерного оружия и других средств массового поражения, а также для обеспечения защиты и выживания гражданского населения и экономики. Кроме того, в мирное время силы и средства гражданской обороны оказывают помощь населению в борьбе со стихийными бедствиями, а также в ликвидации последствии различного рода производственных аварий и катастроф. По сравнению с системами гражданской обороны других стран НАТО наиболее совершенной считается система гражданской обороны (готовности) США1 Американское военно-политическое руководство рассматривает ее как составную часть стратегических сил страны. По заявлению начальника управления гражданской готовности Дэвиса, ее цель - сохранить людские и экономические ресурсы как факторы, определяющие военную мощь государства. Гражданская оборона США в качестве системы подготовки населения и экономики страны к ракетно-ядерной войне получила свое юридическое оформление в 1950 году, после принятия федерального закона о гражданской обороне, определившего ее организационную структуру и задачи. На основании этого закона было создано федеральное управление гражданской обороны, начальник которого подчинялся непосредственно президенту. Главная задача гражданской обороны того времени заключалась в защите городов и промышленных центров от возможного массированного налета авиации противника. Эта задача считается в настоящее время вспомогательной, поскольку появление ракетно-ядерного оружия поставило перед системой гражданской обороны новые, более важные задачи. В 1961 году ответственность за состояние и совершенствование системы гражданской обороны была возложена на министра обороны, начальник управления гражданской обороны являлся помощником министра. Министр обороны через управление гражданской обороны координировал деятельность федеральных министерств и ведомств и органов власти штатов в проведении ими мероприятий по гражданской обороне; контролировал выполнение обеспечиваемых ассигнований федерального бюджета, программ и работ по созданию системы противорадиационных укрытий, подготовке кадров, обучению населения, научно-исследовательским работам; оказывал финансовую помощь штатам. В 1964 году управление гражданской обороны было передано министру армии, и начальник управления стал соответственно помощником министра армии (по вопросам гражданской обороны). В мае 1972 года ответственность за организацию гражданской обороны страны была вновь возложена на министра обороны, а управление гражданской обороны (Office of Civil Defence) было преобразовано в управление гражданской готовности (Defence Civil Preparedness Agency) и должно было выполнять также функции по организации мероприятий по борьбе со стихийными бедствиями, которые до этого осуществлялись управлением мобилизационной готовности.
Рис. 1. Организация управления гражданской готовности США Управление гражданской готовности США (рис. 1), которое размещается в Пентагоне, - это координационный и консультативный орган, направляющий деятельность 30 федеральных министерств и ведомств, правительств штатов и местных органов власти по вопросам планирования и практического осуществления мероприятии в области гражданской обороны. Управление несет ответственность за следующие вопросы: проведение мероприятий по защите населения от химических, биологических и радиоактивных средств поражения; создание системы убежищ и противорадиационных укрытий для населения; организацию оповещения населения и использование системы оповещения в районах возможных стихийных бедствий; оказание помощи правительствам штатов и местным органам власти в ликвидации последствий ядерных взрывов и обеспечение деятельности федеральных правительственных органов, правительств штатов и местных органов власти в чрезвычайных условиях; организацию и проведение учебной подготовки и обучение населения; научно-исследовательскую деятельность, а также участие промышленных и других предприятий и различных организаций в мероприятиях гражданской обороны. Кроме того, оно оказывает помощь штатам и местным органам власти в планировании мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий и осуществляет распределение средств из федерального бюджета на нужды гражданской обороны. В соответствии с указом президента и директивой министра обороны управление гражданской готовности обязано определять степень и размеры ущерба, который может быть причинен стране в результате ракетно-ядерной войны. Для выполнения этой задачи управление совместно с другими органами министерства обороны, различными федеральными организациями, правительствами штатов и местными органами власти постоянно проводит исследования в области оценки как прямого, так и косвенного ущерба и уязвимости США от ядерною оружия. Расчеты возможного ущерба производятся с помощью ЭВМ.
Территория США разделена на восемь округов гражданской готовности (рис. 2), в каждый из которых входят пять-девять штатов (включая Аляску и Гавайи). В отдельные округа включены и подопечные территории, находящиеся за пределами континентальной части США (Пуэрто-Рико, Виргинские о-ва, зона Панамского канала, о. Гуам, американское Самоа, атолл Мидуэй). Начальник округа и его штаб планируют, координируют и направляют все мероприятия в области гражданской готовности. При штабе округа, помимо представителей штабов гражданской готовности штатов, находятся и представители тех федеральных министерств, которым подчинены крупные промышленные предприятия, размещенные на территории округа. В 1 и VI округах, имеющих в своем составе наибольшее количество штатов, в 1973 году было создано дополнительно по одному региональному штабу гражданской готовности.
Они выполняют роль промежуточных органов руководства между соответствующими
штабами округов и штатами, замкнутыми на них. Для обеспечения в условиях чрезвычайной обстановки непрерывного руководства мероприятиями гражданской готовности в федеральном масштабе на территории страны предусмотрено создание подземных командных пунктов дли штабов всех восьми округов. По данным иностранной печати, к настоящему времени сооружены в сданы в эксплуатацию командные пункты для штабов: I округа в г. Мейнард (штат Массачусетс), II - г. Одни (штат Мериленд), III - г. Томас-вилл (штат Джорджия), V - г. Дейтон (штат Техас), VI - г. Денвер (штат Колорадо) и VIII - г. Боутэлл (штат Вашингтон). Командные пункты для IV и VII округов находятся в стадии разработки. Предполагается, что на подземных командных пунктах будет размещаться личный состав штабов округов и представители других министерств и ведомств федерального правительства. Конструкция командных пунктов, по мнению американских специалистов, обеспечивает достаточную защиту от поражающих факторов ядерного взрыва. Все они обеспечиваются 30-дневными запасами топлива, продуктов питания и других предметов довольствия, а также имеют автономную систему водоснабжения и аварийные источники энергообеспечения. Как сообщает американская печать, ведутся работы и по защите КП от воздействий электромагнитного импульса. В 1973 году соответствующее оборудование было установлено на командных пунктах II и III округов, а в 1974- на КП VI округа. В 1975 году планировалось завершить установку оборудования на КП V и VIII округов и приступить к работам на КП I округа. Командные пункты одновременно являются узлами связи, с помощью которых все штаты страны включены в единую федеральную систему связи управления гражданской готовности.
С 1960 года для правительства, штабов гражданской готовности штатов, а также для
местных органов власти и гражданской готовности строятся защищенные пункты
управления. Здесь имеются средства оповещения и связи, предназначенные для
использования в случае ядер- В конструктивном отношении защищенные пункты управления представляют собой в отдельных случаях специально построенные подземные железобетонные сооружения, а чаще всего - дооборудованные подвальные помещения общественных зданий. Пункты управления, как правило, обеспечивают противорадиационную защиту, имеют автономные источники водоснабжения и энергообеспечения, вентиляционную систему, средства связи и оповещения, а также 14-дневные запасы топлива, продовольствия, воды и медикаментов. При строительстве и оборудовании защищенных пунктов управления, отвечающих стандартам федеральных органов, около половины стоимости работ по их возведению покрывается из федеральных средств. По данным иностранной печати, к настоящему времени на территории страны создано около 4000 таких пунктов. Как сообщалось в американской печати, служба радиационного наблюдения и дозиметрического контроля в системе гражданской готовности США включает воздушную радиационную разведку и широкую сеть наземных стационарных постов, размещенных по всей территории США и оснащенных необходимыми дозиметрическими приборами. На случай чрезвычайной обстановки предусматривается развертывать дополнительные посты. Управление гражданской готовности составляют ежедневные прогнозы вероятных направлений выпадения радиоактивных осадков. Данные оно получает от национальной службы погоды. Дважды в день около 70 метеопостов службы погоды выдают данные о направлениях и силе ветра в верхних слоях атмосферы над территориями континентальной части США, Аляски, Гавайских о-вов и Пуэрто-Рико. Такие прогнозы составляются с помощью ЭВМ более чем для 100 пунктов в США и Канаде. Надежность в работе и своевременность передачи сигнала предупреждения о ядерной опасности или стихийном бедствии - одно из основных требований, предъявляемых к системе оповещения. Управление гражданской готовности располагает развитой системой оповещения, связи и управления в чрезвычайных условиях, которая распространяется на всю континентальную часть США, включая Аляску. Она объединяет федеральные системы и системы оповещения в штатах и на местах в единую сеть. На Гаванских о-вах, американском Самоа, о. Гуам, Пуэрто-Рико и на Виргинских о-вах имеются самостоятельные системы оповещении. Основу современной системы оповещения гражданской готовности США составляет национальная система оповещения NAWAS (National Warning System), обслуживающая континентальную часть территории страны, включая Аляску. Ее главный национальный центр размещается в районе Колорадо-Спрингс (штат Колорадо) при командном пункте объединенного командования ПВО Североамериканского континента НОРАД. Два других национальных центра оповещения расположены в г. Дентон (штат Техас) и г. Один (штат Мэриленд). Кроме того, по данным зарубежной печати, в систему входит свыше 1200 пунктов оповещения, размещенных па федеральных объектах по всей территории страны, а также в штатах и на местах. Сигналы на эти пункты поступают с трех национальных центров оповещения. За последние годы к системе NAWAS было подключено около 230 пунктов оповещения национальной службы погоды. По оценке американских специалистов, возможности национальной системы оповещения не отвечают современным требованиям. В связи с этим в конце 60-х годов для ее усовершенствования и расширения была разработана система автоматизированного радиооповещения DIDS (Decision Information Distribution System), строительство которой планируется завершить до 1980 года. В 1974 году была введена в строй первая (из десяти) передающих радиостанций этой системы. По взглядам военно-политического руководства США, основным средством защиты населения страны от оружия массового поражения в современных условиях являются противорадиационные укрытия. В начале 60-х годов американское правительство после неудачных попыток организовать строительство "семейных" убежищ приступило к созданию системы общественных укрытий преимущественно на государственные средства. Эта программа осуществляется в основном путем выявления пригодных под укрытия помещении и последующего дооборудования их на средства федерального бюджета. В государственном и частном строительстве используется и так называемый метод "отклонений", суть которого состоит в том. что усиление защитных свойств строящихся зданий производится за счет незначительных дополнительных затрат. К настоящему времени сеть общественных укрытии на территории США, по данным американской печати, насчитывает около 230 тыс. убежищ на 228 млн. человек. Из этого числа 28 тыс. укрытий, размещенных в 58 индустриальных районах, обеспечивают, по мнению специалистов управления, "полную защиту", 120 тыс. (на 123 млн. мест) оборудованы в противорадиационном отношении, а в 106 тыс. созданы запасы продовольствия, воды и предметов санитарно-медицинского обеспечения. Все противорадиационные укрытия снабжены приборами дозиметрического контроля. Наряду с созданием убежищ и противорадиационных укрытий военно-политическое руководство США предусматривает и эвакуацию населения крупных городов, прежде всего из районов-целей, которые в первую очередь могут подвергнуться воздействию ракетно-ядерных средств противника. Различные научно-исследовательские центры страны проводят по заданию управления гражданской готовности обширные исследования для определения оптимальных условии эвакуации населения из отдельных районов страны и по стране в целом. Наиболее интенсивные работы в этой области были развернуты за последние два года. В 1974 году была принята специальная программа CRP (Crisis Relocation Planning), в задачу которой входит разработка вопросов планирования и осуществления срочной эвакуации населения из густонаселенных районов страны в условиях чрезвычайной обстановки. По взглядам американских специалистов, возникновению чрезвычайной обстановки в стране будет предшествовать период усиления международной напряженности или кризис в международной обстановке, что явится как бы "стратегическим оповещением", которое даст время для принятия необходимых мер защиты. Если кризис будет перерастать в ядерную войну, то встанет вопрос о временной эвакуации населения из районов-целей в небольшие города или в сельскую местность, против которых, как полагают, вряд ли будет использовано ядерное оружие. В печати подчеркивается, что вероятность массовых разрушений, а также относительная ограниченность технических средств и подготовленных кадров в системе гражданской готовности, и прежде всего отсутствие собственных формировании, вызовет необходимость привлекать для выполнения некоторых задач по защите населения, в первую очередь для ликвидации последствий ядерного нападения, воинские части и соединения.
Основная ответственность за обеспечение военной поддержки возложена на
командующего сухопутными войсками на континентальной В соответствии с этим наставлением вооруженные силы в пориод чрезвычайного положения должны выделять в распоряжение органов гражданской готовности не занятые в боевых действиях части и подразделения, а штабы армейских военных округов совместно со штабами округов гражданской готовности обязаны иметь планы распределения и использования воинских частей и подразделений в основных районах-целях. Предусматривается размещать представителей соответствующих штабов вооруженных сил при командных пунктах штабов гражданской готовности округов, штатов и графств. Вооруженные силы способствуют и обеспечению повседневной деятельности гражданской обороны. Так, командование стратегических систем связи сухопутных войск США осуществляет техническое обслуживание систем связи и оповещения гражданской готовности. В 1972 году руководство министерства армии создало восемь воинских подразделений для усиления служб связи и безопасности на командных пунктах всех восьми штабов округов гражданской готовности на случай чрезвычайной обстановки. Программа выявления пригодных пол противорадиационные укрытия помещений выполняется в основном инженерным корпусом и инженерно-строительным управлением ВМС. Управление снабжения министерства обороны под общим руководством и контролем управления гражданской готовности принимает участие в создании необходимых запасов в общественных укрытиях и обслуживает имеющуюся в распоряжении гражданской обороны инженерную технику. Все работы по изданию, распространению и хранению печатных материалов по вопросам гражданской обороны осуществляет управление генерального адъютанта министерства армии. В 1973 году министерство обороны разработало программу использования резервистов вооруженных сил в системе гражданской обороны CD MOBDES (Civil Defence Military Reserve Mobilization Designee Program). В соответствии с этой программой личный состав резерва сухопутных войск, ВВС и корпуса морской пехоты - офицеры, ворэнт-офицеры, рядовой и сержантский состав из числа резервистов индивидуального призыва могут проходить подготовку и службу в различных органах гражданской готовности. Цель программы - повысить возможности местных органов власти, правительств штатов и федерального правительства по действиям в чрезвычайных условиях путем укомплектования штабов гражданской готовности подготовленным личным составом резерва вооруженных сил. Личный состав резерва проходит службу в этих органах в качестве специалистов, помогающих в планировании и осуществлении программы гражданской готовности. В случае войны или стихийных бедствий резервисты будут оказывать помощь постоянному составу штабов в условиях чрезвычайной обстановки. Подготовка руководящих кадров для органов гражданской обороны осуществляется в штабном колледже в Бетл-Крик (штат Мичиган). Ежегодно в нем проходят обучение от 1500 до 2000 человек. Здесь готовят руководящих работников для штабов гражданской готовности и органов гражданской обороны промышленных и коммерческих предприятии, специалистов в области планирования и разработки мероприятий по гражданской готовности и противорадиационной защите и других. Со времени создания колледжа его закончило около 60 тыс. человек. Кроме того, свыше 90 тыс. человек прошло обучение заочно.
Программа обучения в колледже в 1972 году после преобразования управления
гражданской обороны в управление гражданской готовности Обучение населения страны защите от оружия массового поражения ведется с 1960 года. Программа обучения наряду с отработкой общих вопросов включает изучение организации радиационного наблюдения и дозиметрического контроля, способов выживания отдельных лиц и семей, а также подготовку старших по укрытиям. До 1972 года за работу с населением отвечало управление образования министерства здравоохранения, образования и социального обеспечения. Теперь эти функции возложены на начальников штабов округов гражданской готовности, что позволило децентрализовать и усовершенствовать программы обучения и приспособить их к нуждам каждого штата. Децентрализация, по мнению руководящих работников управления, привела к более активному участию в ней органов гражданской готовности штатов и различных слоев населения. В общем плане осуществления программы обучения населения большое внимание уделяется использованию возможностей государственных и частных учебных заведений. В соответствии с заключенными с управлением гражданской готовности договорами университеты и колледжи проводят конференции с государственными служащими, готовят инструкторов и организуют обучение населения на специальных курсах. Программа подготовки населения по оказанию медицинской помощи осуществляется с 1962 года министерством здравоохранения под контролем управления гражданской готовности. Она предусматривает обучение населения оказанию первой медицинской помощи и лечению больных и раненых в чрезвычайных условиях. Ежегодно по этой программе готовится около 2 млн. человек. Уже подготовлено около 20 млн. человек, а планируется обучить 50 млн., чтобы в каждой семье был человек, умеющий оказывать первую медицинскую помощь. Управление гражданской готовности с помощью различных средств информации (кино, телевидение, радиовещание, пресса, выставки и т. д.) организует широкую пропаганду мероприятий по вопросам гражданской обороны. Издается большое количество учебных пособий и популярных брошюр. Управление гражданской готовности постоянно совершенствует систему гражданской готовности страны, регулярно проводит учения по гражданской обороне на различных уровнях - общенациональном, округов, гражданской готовности, штатов и местных органов. Ряд учений проводился совместно с вооруженными силами. Большое распространение получили командно-штабные учения и тренировки (с отработкой действий в чрезвычайной обстановке). Как сообщает американская печать, за последние годы наметился переход от крупномасштабных учений к учениям на уровне графств и общин, что, по мнению руководящих работников управления гражданской готовности, позволит выявить возможности и удовлетворить нужды местных органов власти в организации и проведении мероприятий по гражданской обороне. Военно-политическое руководство США считает систему гражданской готовности важным элементом военной мощи государства и рассматривает программу ее развития и совершенствования как часть общегосударственных стратегических мероприятий, направленных на подготовку преступной ракетно-ядерной войны против СССР и других стран социалистического содружества. 1 Начиная с 1972 года в США наряду с термином "гражданская оборона" официально употребляется термин "гражданская готовность". Зарубежное военное обозрение, 1976, №7, с. 94-102 Смотрите также | |||
| |||
Просмотров: 10287 | | |
Всего комментариев: 0 | |