Системы оповещения в Гражданской обороне стран НАТО Полковник В. Емельянов Вопросам организации и укрепления гражданской обороны (ГО) капиталистических государств, в первую очередь стран - участниц Североатлантического союза, отводится значительное место в общих планах подготовки милитаристских кругов в ведению войны. В мероприятиях по ГО, проводимых государствами - членами блока НАТО, серьезное внимание уделяется оповещению как одному из важнейших элементов гражданской обороны. Хотя большинство стран НАТО располагает хорошо развитыми системами оповещения, в рамках Североатлантического союза в целом такой единой, сопряженной системы нет. Все мероприятия по созданию и совершенствованию данных систем осуществляются в национальном масштабе, но координируются комитетом гражданской обороны, входящим в главный комитет НАТО по разработке чрезвычайных планов в гражданской области. В составе комитета ГО имеется группа, вырабатывающая рекомендации и общие положения по вопросам совершенствования и поддержания в постоянной готовности систем оповещения в отдельных странах. Эти системы, как правило, включают общенациональные и региональные (в округах, штатах, землях, провинциях и т. п.) центры оповещения, а также пункты и посты оповещения. Центры оповещения чаще всего размещаются в оборудованных в противоатомном отношении подземных или заглубленных сооружениях, вынесенных за пределы крупных городов и других вероятных объектов ядерного удара. Пункты и посты оповещения обычно создаются в государственных и общественных учреждениях с круглосуточным режимом работы (полицейских участках, пожарных депо, помещениях местных радиостанций, узлах связи и других). Первичную информацию национальные (иногда и региональные) центры оповещения получают от соответствующих органов ПВО НАТО. Наиболее совершенные и развитые системы оповещения развернуты в США, Канаде, ФРГ, Великобритании, Франции, Норвегии, Дании, Нидерландах и Бельгии. Основные задачи, возлагаемые на эти системы ГО, сводятся к предупреждению населения и обеспечению всех министерств, ведомств и соответствующих лиц в пределах их полномочий своевременной информацией о кризисе в международной обстановке, начале войны, об угрозе воздушного нападения и радиоактивного заражения местности, сбору сведений о ядерных взрывах, обеспечению гражданских (а в некоторых государствах и военных) органов, а также соответствующих организаций сопредельных стран НАТО данными о характере ядерных взрывов, направлениях движения радиоактивных облаков и уровнях радиации и о возможных стихийных бедствиях, промышленных катастрофах и авариях. В некоторых системах ГО для информации населения и органов государственной власти применяется не одна, а несколько систем оповещения, использующих различные технические средства и имеющих существенные особенности. Как подчеркивается в американской печати, посредством системы оповещения гражданской обороны Соединенных Штатов можно передавать информацию в любой момент времени через специально оборудованные оконечные пункты и посты оповещения, размещенные во всех штатах. Ее основу составляет национальная система оповещения NAWAS (National Warning System), которая обслуживает континентальную часть территории страны, включая Аляску, и является самой мощной и разветвленной частью всей системы оповещения ГО.
Национальная система оповещения ГО США включает два национальных центра
оповещения (главный и вспомогательный), десять пунктов оповещения в округах ГО,
50 основных и 50 дублирующих пунктов в штатах, а также свыше 3000 оконечных
постов. Число последних планируется довести до 5800, главным образом за счет
подключения к NAWAS постов оповещения национальной службы погоды NWS (National
Weather Service). Передача команд в те районы, которые непосредственно не
обслуживаются системой NAWAS, производится ретрансляцией сигналов, получаемых
пунктами оповещения штатов, по линиям системы связи ГО. Для этой цели штаты
используют радиосвязь служб безопасности, полиции, дорож-но-патрульной, другие
ретрансляционные сети, а также телефонную и телетайпную связь. Как правило, к
этим сетям подключены средства радиосвязи шерифов графств для передачи сигналов
оповещения в зонах их ответственности. Сигнал о ракетно-ядерном ударе с национального центра оповещения передается на связанные между собой пункты оповещения округов ГО, далее - на пункты оповещения штатов, входящих в данный округ, и на местные посты оповещения ГО, в задачу которых входит доведение полученных сигналов непосредственно до всего населения. Следует отметить, что пункты оповещения штатов также имеют выходы на национальные центры оповещения и на пункты оповещения других округов ГО. Большинство первых расположено в сооружениях, имеющих коэффициент ослабления радиации не менее 100. Основным средством доведения сигналов тревоги до населения являются сирены. Там, где это возможно, используются телефоны, световые и различные звуковые сигналы. В
системе гражданской обороны США приняты следующие сигналы предупреждения и
оповещения населения. Сигнал предупреждения о нападении, означающий начало
войны, представляет собой звук меняющегося тона или нарастающий звук, длящийся
3-5 мин. Сигнал «внимание» или «тревога» - протяжный звук постоянного тона
продолжительностью 3-5 мин. Он применяется только в местном масштабе для
оповещения населения о стихийных бедствиях. В этом случае население ожидает
сообщения важных, чрезвычайных сведений. В конце 60-х годов в целях совершенствования системы национального оповещения в США были начаты работы по созданию автоматизированной системы радиооповещения DIDS (Decision Information Distribution System). В случае полного развертывания она должна была включать две радиостанции управления, десять передающих радиостанций и до 50 тыс. оконечных автоматических приемных устройств, находящихся в различных пунктах страны. К середине 70-х годов были завершены работы по вводу в строй ее первой очереди, включающей передающую радиостанцию в районе г. Эджвуд (штат Мэриленд) и '400 оконечных приемных устройств на территории десяти восточных штатов с населением около 50 млн. человек. Однако, как сообщалось в американской прессе, в начале 80-х годов дальнейшее развитие DIDS было законсервировано. Помимо нее, в США создана и функционирует система радиовещания и телевидения на период чрезвычайного положения EBS (Emergency Broadcast System), объединяющая свыше 3 тыс. широковещательных радио- и телевизионных станций. Ее основное назначение - обеспечить президента и правительство страны, а также правительства штатов и местные органы власти дополнительными средствами связи, которые давали бы им возможность в угрожаемый период при объявлении чрезвычайной обстановки и в последующий период доводить различные сообщения до населения. В гражданской обороне Канады, по сведениям иностранной печати, действует единая национальная система оповещения ГО NSAWS (National Survival Attack Warning System), которая подчинена соответствующим органам НОРАД и вооруженных сил страны по предупреждению и передаче сигналов тревог и степеней боевой готовности. Она включает центр предупреждения об угрозе нападения (Attack Warning Center) в Норт-Бей (расположен совместно с командным пунктом одного из районов НОРАД), федеральный центр оповещения (Federal Warning Center) в местечке Карп (40 км юго-западнее г. Оттава), запасной центр оповещения в Кэмп-Борден (все в провинции Онтарио), региональные центры оповещения Западного и Восточного районов ГО и десять центров оповещения провинций (Provincial Warning Center). Основным источником информации о воздушно-космической обстановке для федерального центра оповещения является центр предупреждения об угрозе нападения в Норт-Бей. Анализируя получаемые с него данные, федеральный центр информирует премьер-министра страны и в соответствии с его указаниями доводит сведения до региональных и провинциальных центров оповещения. Для обеспечения связи между Федеральным, региональными и провинциальными центрами оповещения используются каналы специальной сети связи CFWRS (Canadian Forces Warning and Reporting System), которая обслуживается личным составом командования связи вооруженных сил Канады.
Для повышения живучести и обеспечения децентрализации управления в условиях
чрезвычайной обстановки NSAWS разделена на две самостоятельные сети. Западная
сеть охватывает все округа гражданской обороны Западного района ГО, подключена к
основному и запасному федеральным центрам оповещения. Основным звеном в данной
сети является региональный центр оповещения в Шайло (провинция Манитоба).
Восточная охватывает все округа гралгданской обороны Восточного района ГО и
также подключена к основному и запасному федеральным центрам оповещения.
Ключевым элементом в ней считается региональный центр оповещения в Валкартье
(провинция Квебек).
Как подчеркивается в западной прессе, среди стран НАТО Центральной Европы
гражданская оборона Федеративной Республики Германии имеет наиболее
развитую систему оповещения. Она объединяет национальный центр оповещения,
центры оповещения десяти округов оповещения (один в каждом), дополнительные
центры оповещения в городах Бремен и Гамбург, а также около 25 тыс.
рассредоточенных по населенным пунктам постов оповещения и более 12 тыс.
аналогичных постов на военных и военно-промышленных объектах (рис. 1).
Центры оповещения округов размещаются в оборудованных в противоатомном отношении железобетонных сооружениях, вынесенных за пределы крупных городов и других вероятных объектов ядерного удара. Все они оснащены автономными источниками энерго- и водоснабжения, обеспечены необходимыми запасами продуктов питания и медикаментов, рассчитанными на работу в режиме полной изоляции в течение 30 сут.
Посты оповещения в населенных пунктах, как правило, создаются в помещениях местных радиостанций или на узлах телефонно-телеграфной связи. Там же находятся пульты управления средствами наружного и внутреннего оповещения: сиренами, ревунами, световыми табло, зуммерами и т. п. Всего на территории ФРГ установлено свыше 70 тыс. наружных сирен, в том числе 450 повышенной мощности (рис. 2 и 3). Количество сирен постоянно наращивается, и, по сведениям западногерманской печати, к середине 90-х годов их число составит 82 тыс., включая 550 повышенной мощности. Функционирование системы оповещения ГО ФРГ контролируется в ходе учений, а также плановых проверок. Западногерманские специалисты подчеркивают ее высокую надежность и быстроту прохождения сигнала оповещения (с момента подачи сигнала с национального центра оповещения до включения сирен и других сигнализаторов на местах проходит не более 2 мин). При необходимости сигналы тревог или другая чрезвычайная информация могут быть доведены до населения с помощью радио. В этом случае сигналы передаются по подземным кабельным линиям с национального центра оповещения на радиоцентры Мюнхена и Кёльна, которые ретранслируют их на все радиостанции и местные радиостудии страны, а последние по местным радиовещательным сетям доводят сигналы до населения. В Великобритании гражданская оборона располагает развитой и эффективной системой оповещения населения UKWMO (United Kingdom Warning and Monitoring Organisation). Она, как один из наиболее важных элементов ГО, практически не претерпела существенных изменений и сохранила свою структуру после крупной реорганизации гражданской обороны в 1968 году. Ее основу составляют 250 контрольных пунктов оповещения, расположенные при наиболее крупных полицейских участках. Сигналы об угрозе воздушного нападения на контрольные пункты оповещения поступают от средств дальнего обнаружения США и НАТО через оперативный центр Атлантической зоны ПВО НАТО (рис. 4). С контрольных пунктов оповещения сигнал тревоги доводится до пунктов оповещения (около 22 тыс.). созданных при пожарных депо, полицейских участках, частях береговой охраны, частях и подразделениях вооруженных сил, крупных больницах и госпиталях, предприятиях и учреждениях с круглосуточным режимом работы, а также на объекты корпуса наблюдения и оповещения, являющегося составной частью системы оповещения. Непосредственное оповещение населения осуществляется с помощью громкоговорителей, электрических, пневматических и ручных сирен, включаемых как на местах, так и дистанционно с контрольных пунктов оповещения. Сигналы тревоги дублируются также широковещательной радиостанцией Би-би-си. Как отмечается в английской печати, по нормативам, принятым в службе наблюдения и оповещения ГО Великобритании, сигнал тревоги должен доводиться до населения в течение 4 мин.
Сравнительно развитой системой оповещения располагает гражданская оборона
Франции. Она включает национальный центр оповещения ГО, расположенный
совместно с оперативным центром зоны ПВО (г. Таверни, примерно 50 км
северо-западнее Парижа), центры оповещения в зонах обороны (совмещены с
оперативными центрами секторов ПВО) и пункты оповещения, рассредоточенные по
всей территории страны. Развитые системы оповещения имеют службы гражданской обороны Дании, Норвегии, Бельгии и Нидерландов. Так, в Дании сигналы тревоги поступают в систему оповещения от оперативного центра Датского сектора ПВО НАТО (г. Каруп) и семи постов наблюдения и оповещения ПВО. Они доводятся до штабов округа и районов ГО, а от них непосредственно до населения при помощи стационарных (около 700) и подвижных сирен, а также мегафонов, церковных колоколов и т. д. Каждую среду в 12.00 по местному времени в стране производится проверка стационарных сирен. В Норвегии, так же как и в Дании, система оповещения ГО сопряжена с системой ПВО. Сигналы тревоги в систему оповещения поступают от оперативных цент- , ров Северной1 зоны ПВО НАТО, где находятся и представители органов ГО для организации взаимодействия. Основным средством доведения сигналов до населения являются сирены (около 1800 единиц). С их помощью, как сообщается в норвежской печати, может быть оповещено 90 проц. городского и 2 проц. сельского населения.. Предусматривается также использование радио и телевидения, а в сельской местности - церковных колоколов. В Бельгии и Нидерландах центры оповещения ГО сопряжены с оперативными центрами Центральной зоны ПВО НАТО. В Бельгии система оповещения ГО включает национальный центр оповещения, девять центров оповещения в провинциях, 27 местных пунктов оповещения, 150 постов оповещения и около 1500 сирен, проверка которых проводится каждый первый четверг месяца в 12.30. Кроме того, для оповещения населения предусматривается применять радио и телевидение. В Нидерландах сигнал тревоги от органов ПВО поступает в штабы округов ГО, а затем на пункты управления штабов районов ГО, с которых производится непосредственное включение сирен (до 3000 штук). Проверка сирен производится ежемесячно в каждый первый понедельник с 12.00 до 12.15 путем включения их на неполную мощность. В таких странах НАТО, как Италия, Греция, Португалия, Испания и Турция, гражданская оборона располагает различными по своей структуре и эффективности системами оповещения. Так, в Турции территория разделена на два сектора оповещения ГО, соответствующих секторам системы ПВО НАТО: Восточный (его. центр - г. Диярбакыр) и Западный (г. Эскишехир). Помимо национального центра оповещения (г. Анкара) и двух центров секторов, пункты оповещения созданы при 33 центрах и постах управления ПВО. Из национального центра сигналы тревоги передаются штабам ГО административных единиц бёльге, затем губерний (илов), уездов и крупных городов. В Италии центры оповещения находятся при оперативном центре зоны ПВО НАТО, двух оперативных центрах секторов ПВО, 17 центрах и постах управления и оповещения подсекторов ПВО. В Греции оповещение населения в системе ГО осуществляет главное управление гражданской обороны через районные и местные пункты оповещения (соответственно 75 и около 1950). Первичный сигнал тревоги на пункты оповещения поступает из оперативных секторов (Северного и Южного) ПВО НАТО. Сигнал дублируется по. радио и телевидению. В Испании для оповещения населения об угрозе применения оружия массового поражения предусматривается использовать в основном государственные средства информации - радио и телевидение, а в Португалии, помимо таких же средств, и сирены. В целом, по оценке западных специалистов, гражданская оборона большинства стран НАТО располагает развитыми системами оповещения, посредством которых руководство ГО этих стран может в условиях чрезвычайной обстановки оперативно информировать население об опасности. Зарубежное военное обозрение №7 1990 С.59-65 Смотрите также | |||||||||||
| |||||||||||
Просмотров: 16877 | | |
Всего комментариев: 0 | |