Полковник Л. Ломжев Стихийные бедствия и техногенные катастрофы приводят к большому числу жертв и наносят огромный ущерб экономике. В последнее время тяжесть их последствий значительно возросла в связи с высокой концентрацией потенциально опасных объектов инфраструктуры (атомные и гидроэлектростанции, химические производства, хранилища ядовитых и радиоактивных веществ, газо- и нефтепроводы и т. д.), которая характерна для высокоразвитых государств. Величина ущерба и потери населения зачастую могут быть сопоставимы с результатами боевых действий, в том числе с применением оружия массового поражения. Основные требования военного руководства США к привлечению ВС к ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф определены в "Стратегии защиты национальной территории и оказания помощи органам государственной власти" (Strategy for Homeland Defense and Support of civil Authorities), изданной министром обороны в феврале 2013 года. В связи с этим, начиная с 2001 года американское военно-политическое руководство стало более активно привлекать части и подразделения вооруженных сил для оказания помощи гражданским властям, так как они располагают всем необходимым для решения задач по устранению последствий применения противником ОМП и, как следствие - крупномасштабных природных и техногенных катастроф. В связи с законодательными ограничениями на использование формирований регулярных ВС на национальной территории в подобных случаях основная нагрузка приходится на подразделения и части национальной гвардии (НГ). Тем не менее в последние годы наметилась тенденция расширения участия в таких операциях регулярных войск. Порядок привлечения ВС США к ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф предусматривает задействование соответствующих сил и средств. Так, в случае достаточности местных ресурсов к операции привлекаются формирования из состава НГ конкретного штата, подчиняющиеся губернатору. В более масштабных действиях могут принимать участие подразделения и части регулярных войск и НГ нескольких штатов, подчиненных федеральному правительству. В соответствии с американским законодательством решение о применении сил и средств ВС принимает президент или министр обороны. Структурой, осуществляющей общее руководство такими операциями, является министерство внутренней безопасности (МВБ). На объединенное командование ВС США в зоне Северной Америки (ОКСА), созданного 1 октября 2002 года, возлагается непосредственное управление формированиями вооруженных сил, выделяемыми для оказания помощи гражданским властям в ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и терактов. В зону его ответственности входят континентальная часть США, Аляска и соответствующие территориальные воды. Во взаимодействии с гражданскими властями ОКСА решает следующие задачи: Основу данной структуры в мирное время составляют штаб командования и штабы четырех объединенных оперативных формирований (ООФ): "Север" (Форт-Блисс, штат Техас), "Аляска" (АвБ Элмендорф, Аляска), "Столичный регион" (Форт-Мак-Нейр, г. Вашингтон, федеральный округ Колумбия) и "Помощь гражданским властям" (Форт-Монро, Виргиния). В качестве видовых компонентов командования определены: 5-я полевая армия СВ (Форт-Сэм-Хьюстон, Техас), 1-я воздушная армия (АвБ Тиндал, Флорида) и командование сил резерва морской пехоты (Новый Орлеан, Луизиана). Взаимодействие с ВМС организовано через командование ВМС в зоне Северной Америки (ВМБ Норфолк, Виргиния).
Управление подчиненными войсками (силами) командующий ОКСА осуществляет через штаб, который дислоцируется на авиабазе Петерсон (Колорадо-Спрингс, штат Колорадо), а также через штабы командований видов ВС в зоне Северной Америки. Объединенное оперативное формирование "Север", созданное в 1989 году в соответствии с решением президента США Дж. Буша в рамках объявленной им "войны с незаконным оборотом наркотиков", получило обозначение ООФ-6, а в сентябре 2004-го - свое нынешнее название. Данное формирование предназначено для оказания помощи федеральным правоохранительным структурам в противодействии транснациональным угрозам, исходящим от террористических организаций, незаконного оборота наркотиков, контрабанды, распространения ОМП и других видов оружия, способных представлять угрозу национальной безопасности США, а также в ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. Формирование комплектуется военнослужащими всех видов ВС из состава как регулярных войск, так и организованного резерва. Объединенное оперативное формирование "Аляска" создано в 2002 году. Его основными задачами являются: сдерживание, своевременное вскрытие, предотвращение и ликвидация во взаимодействии с другими государственными структурами угроз национальной безопасности США на Аляске, а также оказание, в случае необходимости, помощи гражданским властям. На командование ООФ возложено планирование и проведение всего комплекса мероприятий по защите национальной территории в своей зоне ответственности от нападения противника, а также, по указанию президента или министра обороны, оно призвано оказывать помощь гражданским властям. Во взаимодействии с местными и федеральными структурами формирование уценивает вероятность нападения и непосредственно определяет возможные цели противника или террористов на территории штата. В связи с тем что личный состав оказывает содействие гражданским властям в ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и терактов с применением ОМП, он не может напрямую привлекаться к выполнению правоохранительных функций. Объединенное оперативное формирование "Столичный регион" Функционирует с 2004 года. На него возлагаются задачи по организации обороны столицы США и прилегающих районов - штаты Мэриленд и Виргиния, оказанию помощи гражданским властям и осуществлению кризисного управления в регионе. В состав этого ООФ входят представители СВ, ВВС, ВМС, морской пехоты и береговой охраны. При возникновении чрезвычайной ситуации национального масштаба формирование будет доукомплектовываться личным составом до уровня, позволяющего эффективно оказывать помощь властям региона и снизить возможные жертвы и разрушения. Оно может привлекаться к обеспечению крупномасштабных плановых мероприятий (инаугурация президента, выборы мэра и т. д.) или к действиям по ликвидации последствий стихийных бедствий, террористический актов. После решения поставленной задачи, когда местные и федеральные структуры способны действовать самостоятельно, ООФ переводится в режим повседневной деятельности. Объединенное оперативное формирование "Помощь гражданским властям" создано в октябре 1999 года как постоянно действующая структура объединенного командования единых сил. В 2002 году оно было передано ОКСА. Подразделение комплектуется военнослужащими всех родов войск,' причем как из состава регулярных сил, так и из резерва, а также гражданским персоналом. Оно занимается планированием и координацией совместных действий с МВБ и ФЕМА при проведении операций по ликвидации последствий катастроф, инцидентов, связанных с оружием массового поражения (в том числе ядерным, химическим, биологическим и радиологическим заражением), а также взрывов обычных боеприпасов большой мощности. Типовыми задачами ООФ являются: разбор завалов; поисково-спасательные действия; оказание медицинской помощи и эвакуация пострадавших; специальная обработка (дегазация, дезактивация, дезинфекция); воздушные переброски необходимых сил и средств; организация материально-технического обеспечения операции. Первая операция по оказанию помощи гражданским властям с участием объединенных оперативных формирований ОКСА (ликвидация последствий урагана "Лили") была проведена на следующий день после создания командования - 2 октября 2002 года. На протяжении последующих лет оно многократно руководило действиями воинских формирований в целях оказания помощи гражданским властям в чрезвычайных ситуациях на национальной территории, начиная от обрушения моста на шоссе в г. Миннеаполис до наводнения в центральных районах США, а также за рубежом - землетрясение на Гаити. Самой масштабной операцией ОКСА явилась ликвидация последствий урагана "Катрина"1 в 2005 году. Командование приступило к подготовке сил и средств заблаговременно, без запроса гражданских властей, еще до подхода урагана к г. Новый Орлеан (29 августа). Так, по распоряжению командующего ОКСА адмирала Т. Китинга2 на территории военной базы в г. Меридиан (штат Миссисипи) и авиабазе Барксдейл (Луизиана) осуществлялось заблаговременное складирование запасов продуктов питания, медикаментов и других средств, необходимых для оказания помощи пострадавшим, у побережья размещались корабли, предназначенные для участия в операции. В целях координации предстоящих действий с ФЕМА в указанные штаты были направлены представители командования. Объединенное оперативное формирование "Катрина" (Кэмп-Шэлби, штат Миссисипи) было развернуто 1 сентября 2005 года в целях оказания содействия в ликвидации последствий урагана. Личный состав формирования привлекался для проведения поисково-спасательных работ, эвакуации пострадавших, доставки продуктов питания, питьевой воды и других необходимых грузов, обеспечения связи, а также для поддержания общественного порядка. Всего в мероприятиях по ликвидации последствий урагана "Катрина" задействовалось около 63 тыс. военнослужащих (45 тыс. из состава НГ и 18 тыс. из регулярных войск). К операции привлекались 355 вертолетов и 93 самолета, которые совершили более 1 800 вылетов. Проведенный ОКСА анализ действий формирований в ходе этой операции, а также при тушении лесных пожаров в Калифорнии в 2007 году выявил ряд существенных недостатков, приведших к снижению эффективности применения выделенных сил и средств ВС США при оказании помощи гражданским властям. Главными из них были: низкая оперативность при реагировании на чрезвычайные ситуации, отсутствие необходимого уровня координации действий между подразделениями и частями вооруженных сил федерального и местного подчинения, недостаточное взаимодействие с гражданскими структурами. В связи с этим в последние годы Пентагон предпринял ряд шагов по реорганизации структуры сил и средств ВС, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и системы их задействования. Согласно заявлению командующего ОКСА генерала Ч. Джакоби, в настоящее время военное ведомство кардинально повысило свои возможности по оказанию помощи гражданским властям, в частности по оперативному реагированию на стихийные бедствия и техногенные катастрофы. Кроме того, существенно доработана концепция единого руководства формированиями регулярных войск и подразделениями из состава резервов видов ВС и НГ, что позволяем значительно повысить эффективность их совместных действий в ходе подобных операций. Впервые эта концепция прошла проверку на практике в 2011 году при ликвидации последствий урагана "Ирена", где помимо формирований национальной гвардии было задействовано более 6,5 тыс. военнослужащих регулярных войск. К настоящему времени завершено создание новой многоуровневой структуры сил (общая численность личного состава более 18 тыс. человек), включающей формирования НГ, резервы видов ВС и регулярных войск, предназначенных для ликвидации последствий инцидентов с ОМП, крупных стихийных бедствий и катастроф. При этом выделенные подразделения и части оснащены всем необходимым для проведения ряда мероприятий (поиск и спасение, оказание медицинской помощи и эвакуация пострадавших, специальная обработка и др.). Они находятся в постоянной готовности к немедленному развертыванию в районе чрезвычайной ситуации в течение 6-96 ч. В целях совершенствования практических навыков личного состава проводится интенсивная целенаправленная оперативная и боевая подготовка. Вопросы оказания помощи гражданским властям отрабатываются на всех учениях, в которых принимает участие или которые организует ОКСА. К основным из них относятся комплексные стратегические учения "Виджилант шилд" и "Ардент сентри".
В ходе данных мероприятий совершенствуются навыки личного состава по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф различного характера, а также применения противником различных видов ОМП. Типовые сценарии учений предусматривают возникновение чрезвычайных ситуаций, вызванных сочетанием катастроф природного и техногенного характера (ураганами, землетрясениями, наводнениями, авариями на химических и ядерных объектах, на транспорте и т. д.), а также терактами или применением противником ОМП. Основными отрабатываемыми в ходе этих мероприятий задачами являются: По мнению руководства Пентагона, успешная деятельность объединенного командования ВС США в зоне Северной Америки в рамках оказания помощи гражданским властям в ходе ликвидации последствий ураганов "Сэнди" в 2012 году и торнадо в Оклахоме в 2013-м свидетельствует о возросшей эффективности и оперативности действий формирований американских вооруженных сил при проведении таких специфических операций. В целом военно-политическое руководство США, считая, что в случае чрезвычайной ситуации гражданские структуры не способны эффективно решать поставленные задачи без привлечения формирований национальных ВС, в том числе регулярных, уделяет повышенное внимание вопросам участия военнослужащих в мероприятиях по ликвидации последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий. 1 Ураган пятой категории, самый разрушительный в истории США. Погибло более 1 800 человек. 2 Командующий объединенным командованием ВС США в зоне Северной Америки с 2004 по 2007 год. Зарубежное военное обозрение. - 2014. - №1. - С. 17-23 Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 7163 | | |
Всего комментариев: 0 | |