search
menu
person

NEWS AND UDATES


Оценка специалистами США эффективности психологических операций в Ираке (2005)

Оценка специалистами США эффективности психологических операций в Ираке

В. Сафонов

Военная операция вооруженных сил США и их союзников в Ираке привела к падению режима С. Хусейна, но не решила задачи обеспечения мира и спокойствия. В стране сохраняется напряженность и не прекращаются боевые действия, население недовольно продолжающейся оккупацией, а различные национальные политические силы пытаются вооруженным путем добиться своих целей. В связи со сложной политической обстановкой в Ираке американские специалисты в области ведения психологических операций (ПсО) анализируют работу всех служб в этой сфере в период подготовки и в ходе проведения военной операции в Ираке, а также пытаются определить направления дальнейшей деятельности.
Прошедшая операция и имеющийся опыт проведения ПсО показали важность так называемого «управления сознанием» населения. Согласно американским наставлениям и уставам это понятие включает все мероприятия, оказывающие воздействие на мышление иностранной аудитории и ее отношение к определенной проблеме, - публичную дипломатию, психологические операции, общественную информацию, мероприятия по введению противника в заблуждение, а также секретные операции.
Особый интерес в этой операции вызывает публичная дипломатия, то есть специальное воздействие на иностранную аудиторию с целью убедить ее в правильности содержания и смысла проводимой политики, намерений и действий американцев, а также их органов ПсО. Основным методом достижения этих задач явилось использование в первую очередь доминирующих средств массовой информации (СМИ), которые оказывали эффективное влияние на мировую общественность и население Ирака.
Публичная дипломатия. Западные специалисты считают, что после террористических атак 11 сентября 2001 года руководство США решило значительно активизировать деятельность в сфере публичной дипломатии. По их мнению, в последнее десятилетие Вашингтон «за счет хорошей репутации», приобретенной во времена «холодной войны», не нуждался в разъяснении своей политики мировой общественности. После проведенных терактов Белый дом разослал указание всем высшим американским представителям, находящимся за рубежом, чтобы они приняли меры, направленные на формирование в странах пребывания положительной оценки американской политики и проводимых США военных действий. Политическая группа совета национальной безопасности осуществляла координацию политических действий и контролировала исполнение всех распоряжений, разработанных Белым домом, Пентагоном и управлением общественной дипломатии государственного департамента. В совокупности все эти органы составили хорошо финансируемую стратегическую структуру управления общественным сознанием, которой не было в США с 80-х годов. Ее деятельность сосредоточилась главным образом на странах исламского мира, причем более 750 млн долларов было израсходовано t только на регион Ближнего Востока.
Однако, несмотря на огромные усилия, успех американской публичной дипломатии в интересах военной операции ВС США и их союзников в Ираке был весьма незначительным. Речь государственного секретаря США К. Пауэлла 5 февраля 2002 года в Совете Безопасности ООН, продолжавшаяся 78 минут и транслировавшаяся в прямом эфире на весь мир, не убедила представителей основных членов СБ - Францию и Россию - в том, что против Ирака должны быть предприняты немедленные военные действия. Напротив, ответное слово министра иностранных дел Франции Д. де Вильпена, в котором он выразил сомнения по каждому аспекту выступления Пауэлла, было встречено в ООН аплодисментами. В результате Великобритания и Соединенные Штаты не были поддержаны даже своими традиционными союзниками, а вторая резолюция СБ ООН, которая бы разрешила боевые действия против Ирака, даже не была поставлена на голосование, как явно «провальная».
Внутри стран исламского мира публичная дипломатия США также не имела особого успеха. Добиться положительного результата в то время было невозможно. С этого момента все усилия специалистов в данной области были направлены на достижение результатов в отдаленной перспективе.
Единственным органом, работа которого обещает оказаться полезной для Соединенных Штатов, является финансируемое американцами «Радио SAWA» (Радио «Вместе»). Данная радиостанция вещает на страны арабского мира, передавая популярную арабскую и западную музыку, чередуя ее с выпусками последних известий, которые отражают точку зрения американских политиков на происходящие события. С начала работы в 2002 году радиостанция завоевала широкую популярность среди арабской молодежи.
Работа в СМИ. При подготовке к началу боевых действий в Ираке командование американских войск стремилось различными способами достичь позитивного освещения предстоящих событий в средствах массовой информации. В частности, одним из них было включение специальных корреспондентов различных СМИ в штаты боевых частей, предназначенных к переброске в Ирак. Как оказалось впоследствии, это было блестящей находкой командования ВС США. Во-первых, всех корреспондентов, пожелавших быть в составе воинских частей, заставили пройти лагерные сборы, где им преподали курс начальной боевой подготовки и они на себе испытали тяготы и лишения, преодолеваемые солдатами. Во-вторых, само нахождение в штате воинской части создает невидимый мост между корреспондентом и воинским коллективом, действия которого должен освещать репортер. В-третьих, пребывание в составе части обеспечивало корреспонденту большую безопасность, чем его коллегам, которые пытались работать самостоятельно и в ходе боевых действий могли быть убиты или захвачены в плен.
Одним из факторов, препятствующих усилиям по оказанию влияния на мнение мировой общественности, американские специалисты считают увеличение числа и доступность разнообразных средств распространения информации. Особенно это касается спутников связи, обеспечивающих телевизионные передачи и работу сети Интернет, что весьма затруднило целенаправленное воздействие на аудиторию не только в отдельных регионах, но и в мире в целом. Наличие большого количества источников информации позволяет зрителям/ слушателям, имеющим собственное определенное мнение, смотреть и слушать те передачи, которые соответствуют их представлениям. Так, любой араб, посмотрев не понравившийся ему сюжет американской телекомпании Си-эн-эн, может включить телеканал «Аль-Джазира», где его познакомят с сообщениями корреспондентов других стран, мнения которых могут быть ему ближе.
Проведение ПсО. В сравнении с незначительными достижениями публичной дипломатии на стратегическом уровне проведение психологических операций против Ирака на оперативном и тактическом уровнях, по мнению американских специалистов, можно считать успешным. В достижении таких результатов немаловажную роль сыграли распространение большого числа листовок, хорошо организованная работа теле- и радиопередатчиков, использование других средств СМИ, рассылка по электронной почте персональных сообщений видным политическим и военным деятелям Ирака, а также применение в ходе боевых действий мобильных звуковещательных установок (ЗВУ) и переносных громкоговорителей.
В преддверии боевых действий над территорией Ирака было сброшено до 40 млн листовок и еще столько же после начала кампании 20 марта 2003 года. В некоторых из них содержались угрозы уничтожить любую иракскую воинскую часть, которая окажет сопротивление, в других - призывы к населению и военнослужащим игнорировать решения и приказы лидеров партии «Баас». По оценке американских экспертов, применение листовок позволило добиться определенного успеха. Однако они считают, что в ходе войны при проведении ПсО бывает трудно определить причинно-следственную связь между действиями сторон. Например, чем было вызвано отступление иракцев - проведением ПсО, бомбардировкой авиации союзников или отсутствием своевременного снабжения боеприпасами? Или воздействием всех трех факторов? Поэтому очень важным для специалистов является правильное определение эффективности и результативности ПсО в процессе создания поведенческих установок в сознании иракцев по их отношению к военнослужащим войск коалиции.
Американские специалисты отмечают, что в данной кампании не было такого количества пленных, как во время войны 1991 года, когда их число достигло 70 тыс. Хотя в первый день при штурме г. Умм-Каср были захвачены в плен 250 иракских военнослужащих, однако в последующем
численность пленных увеличивалась не столь стремительно, как ожидалось. В начальный период конфликта подход военнослужащих коалиции к войне был скорее «психологическим» - все надеялись, что подавляющее превосходство сил и высокоточное оружие вызовут у противника «страх и ужас» и иракский режим падет как карточный домик. Тот факт, что ожидаемого эффекта это не дало, вынудило командование американских ВС по-другому подойти к ведению боевых действий, а специалистов ПсО, естественно, к пересмотру подготовленных ранее материалов. Следовало ожидать планомерных боевых действий, а не рассчитывать, что исход всей кампании будет предрешен одним единственным ударом.
Вторым после листовок массовым средством психологического воздействия, применявшимся частями ПсО коалиции, было радио. Передачи велись как со стационарных радиопередатчиков, работавших на фиксированных частотах, так и с самолетов ЕС-130 «Коммандо Соло», где использовались методы работы и частоты «Радио SAW А». Радиостанции функционировали под общим названием «Информационное радио». Кроме того, вблизи крупных населенных пунктов устанавливались передатчики для проведения ПсО на местах. Так, английская станция «Радио NAHRAIN» (Радио «Две реки»), работавшая в FM-диапазоне, была развернута в пригороде г. Басра.
Для достижения информационного превосходства в радиоэфире войска коалиции кроме вещания собственных радиостанций осуществляли электронное подавление иракских.
Вышеназванные способы проведения ПсО относятся к так называемой «белой» пропаганде. В этих случаях открыто и точно называется, кем распространяется данная информация. Однако при проведении военной операции в Ираке велась также и «черная» пропаганда, когда информация распространяется от имени другого источника. Так, в феврале 2003 года специалисты Центрального разведывательного управления США развернули ряд радиостанций для ведения такого рода ПсО. Одна из них под названием «Радио Тикрит» пыталась вызвать доверие к своим передачам, утверждая, что является органом лояльных к действующему режиму иракцев, проживающих в районе г. Тикрит, и восхваляла период правления С. Хусейна. Однако через несколько недель тон передач резко изменился и началась критика существовавшего тогда режима. Конечно, как отмечают специалисты, при ведении таких ПсО есть риск разоблачения обмана, что может нанести значительный ущерб органам не только «черной», но и «белой» пропаганды.
Одним из новых методов, использовавшихся при проведении ПсО в этой операции, явилось отправление сообщений непосредственно представителям высшего иракского руководства по электронной почте и на мобильные телефоны. В начале 2003 года в Ираке имелось всего около 60 интернет-кафе, а количество частных электронных адресов и возможностей выхода в сеть составляло менее 25 проц. средних американских показателей. В связи с ограниченными возможностями простых людей общаться с кем-либо по Интернету иракские власти недостаточно жестко следили за электронной почтой, что и позволило американцам напрямую связаться с представителями руководства страны, партии «Баас» и армии. Им объясняли негативные последствия как для них самих, так и для всего иракского народа дальнейшей поддержки С. Хусейна.
На тактическом уровне активно использовались приданные подразделениям мобильные ЗВУ и громкоговорители. Как и в ходе предшествовавших вооруженных конфликтов, они применялись, чтобы добиться сдачи в плен окруженных частей и подразделений противника, помогали осуществлять контроль за военнопленными и даже вводить противника в заблуждение, транслируя шум танковых или вертолетных двигателей и создавая впечатление подходящих сил союзников.
О ведении ПсО после окончания боевых действий. У американских военных специалистов создалось впечатление, что лица, планировавшие операцию в Ираке, не думали о необходимости дальнейшего проведения и совершенствования ПсО после окончания боевых действий. В результате иракским агентам, особенно в южной части страны, удалось до некоторой степени заполнить информационный вакуум, а командованию американских ВС пришлось срочно задействовать частные компании, чтобы давать в эфир хоть какой-то материал. В результате они обрушили на неподготовленных иракцев большой объем новостей из США.
После окончания вооруженного конфликта, как указывают западные специалисты, роль ПсО не снижается. Часто именно в этот момент важно заполнить информационный вакуум, чтобы оказать населению психологическую поддержку и вселить в него уверенность в завтрашнем дне. Сделать это могут и должны органы и части ПсО.
Эксперты отмечают, что во время конфликта в Ираке на брифингах представителей командования ВС США достаточно часто звучал термин «ПсО». В последние годы появилась тенденция «смягчать» некоторые военные термины. Так, официальные лица стали избегать термина «психологические операции», а начали использовать новый - «информационные операции». Однако, по мнению войсковых специалистов, последний ни в коей мере не может заменить прежний, так как имеет более широкое значение. Кроме того, включение термина «ПсО» в рубрику «информационные операции» принижает важность психологических операций и ведет к недооценке войсковым командованием специалистов приданных им частей ПсО.
В настоящее время население Ирака не имеет достаточных оснований для сотрудничества с руководством коалиции и отказа от поддержки повстанцев. Американские военные круги, сделав ставку на силу, не учли менталитет местного населения и особенности его образа жизни, не говоря уже о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться при решении вопроса об управлении и руководстве страной. Все это отрицательно влияет на ход контрпартизанской войны.
По мнению специалистов ПсО, командованию контингента американских войск необходимо уяснить пути и способы управления сознанием населения (установления контроля над ним) со стороны повстанцев и предпринять меры для его ослабления. Только в этом случае командиры и планирующие органы смогут посредством информационных операций убедить местное население отказаться от поддержки партизан.
Очень важно понять, почему поведение трех основных составляющих войны, по мнению прусского стратега К. фон Клаузевица, - «народа, армии и правительства» - различно в конфликтах высокой и низкой интенсивности и почему рационально мыслящие люди продолжают поддерживать повстанцев вместо того, чтобы помогать американским войскам. Так, аналитик Гордон МакКормик разработал модели конфликтов, позволяющие продемонстрировать поведение базовых элементов в разных условиях.
В неядерном конфликте высокой интенсивности армия терпит поражение, правительство капитулирует, призывая народ не сопротивляться и сотрудничать с противником, население подчиняется. Примерами могут служить Германия и Япония, потерпевшие поражение и оккупированные после Второй мировой войны.
Вооруженный конфликт высокой интенсивности является наиболее подходящим и логичным методом войны для такого государства, как США, имеющего значительное превосходство в силе. Соединенные Штаты, например, полагались на силовое превосходство в войне в районе Персидского залива в 1990 году, когда они руководствовались доктриной К. Пауэлла, требовавшей «... применять в боях превосходящие силы, а не пропорциональные ответные удары».
В конфликтах низкой интенсивности повстанцы не имеют достаточно сил и средств, чтобы вступить в открытое сражение с государством или войсками вторжения, а потому для достижения превосходства полагаются на действия в информационной среде. Информационное превосходство в таких конфликтах на стороне повстанцев. Они могут, оставаясь невидимыми, следить за правительственными (оккупационными) войсками и выбирать время и место для нападения, что дает им определенное преимущество. Даже нейтральное поведение жителей страны помогает
повстанцам действовать незаметно для американских войск. Молчаливая поддержка боевиков происходит в тех случаях, когда население чувствует, что государство не может его защитить. Террористические акции партизан против политических деятелей, которые стали сотрудничать с американскими властями, только усиливают эту поддержку. Население Ирака в таких случаях склонно верить, что американские войска скоро уйдут, и потому поддержка партизан возрастает. Повстанцам выгодно подобное поведение населения, и они подкупом и угрозами принуждают к этому народ.
Как писал в журнале «Ньюсуик» иракский публицист Ф. Закариа, если американские войска будут игнорировать контакты с иракцами, продолжат вести патрулирование на машинах, а не пешим порядком, основной задачей будут считать не убеждение, а огневое воздействие - они никогда не добьются расположения местного населения и окончательно потеряют шанс иметь упреждающую информацию о повстанцах. «Границы американских военных городков в Ираке - это не просто ограждения, это пропасть, разделяющая две культуры: по одну сторону - солдаты, по другую - народ, чью безопасность и надежды они должны защищать. Американские войска должны не просто выжидать, сидя за стенами, они1 обязаны нейтрализовать противника, для чего необходимо добиться симпатии народных масс и лишить врага убежища, в котором он постоянно скрывается». Только когда американские войска завоюют доверие со стороны населения, а народ поверит, что оказание помощи режиму предпочтительнее поддержки партизан, повстанцы утратят свои преимущества. В связи с этим генерал корпуса морской пехоты У. Крулак вспоминает высказывание одного из северовьетнамских командующих Во Нгуен Гиапа о значении народа для повстанцев в партизанской войне: «Без народа у нас не было бы информации... Люди скрывали нас, кормили нас и лечили наших раненых».
Партизаны изучили организацию и тактику действий ВС США и приспособились к ним. От автоматов и ручных гранатометов они уже перешли к применению минометов, а также более совершенных мин и взрывных устройств. Командующий войсками коалиции в Ираке генерал Абизаид потребовал от американских войск, чтобы они приспосабливались к тактике повстанцев. Но, как справедливо отмечают западные обозреватели, ведя вооруженную борьбу, повстанцы ставят себе целью не военное поражение противника, а политическое.
В настоящее время американские специалисты ПсО считают основной задачей войск США в Ираке убедить население во временном характере оккупации и стремлении воссоздать иракское государство. Для этого им необходима помощь местных жителей, а повстанцы только мешают процессу нормализации обстановки. Основным инструментом в выполнении поставленных задач могут быть только психологические операции. В ходе их проведения необходимо решить две наиболее важные задачи: доказать, что повстанцы представляют угрозу для будущего страны и что Соединенные Штаты, как никто другой, могут помочь Ираку в построении нового государства. При этом следует учесть, что американские войска смогут использовать доктрину информационного противоборства для обычной войны только, если поймут тактику повстанцев и установят источники их поддержки.
Выводы специалистов. В настоящее время обе воюющие стороны продолжают активно бороться за «умы и сердца» местного населения, и такая ситуация, судя по всему, сохранится еще длительное время. По сути, результат этой борьбы должен показать, не напрасны ли были все ранее предпринимавшиеся действия.
Публичная дипломатия не приносит быстрых результатов. Опыт США последнего времени показал, что, даже если на информационно-психологическое воздействие израсходованы большие суммы денег и им занимались профессионалы, успехи могут быть очень незначительны. Однако это не означает, что публичной дипломатией можно пренебрегать. Результаты все равно будут получены.
По мнению американских специалистов, командованию для завоевания расположения населения необходимо активизировать работу сил и средств ПсО, а не полагаться только на силу оружия. При этом нужно учитывать и использовать в своих интересах такой немаловажный фактор, как религиозные и национальные различия, существующие среди жителей Ирака.
США должны изучить опыт НАТО по управлению сознанием людей в поствоенный период на примере операций в Боснии и Герцеговине, а также в Косово. В настоящее время должности в органах ПсО штабов СФОР и КФОР занимают специалисты с гораздо большим опытом, чем те, которые участвовали в самих боевых действиях. Необходимо перенять опыт альянса по управлению сознанием населения на Балканах и применить его в своей деятельности в Ираке. В свою очередь, командованию Североатлантического союза следует тщательно изучить уроки военной операции в Ираке в плане ведения ПсО.
Американские специалисты в этой области отмечают, что в настоящее время командование НАТО и военное руководство стран-членов альянса все больше расходятся в оценке возможностей аппарата ПсО. Так, США тратят внушительные средства для усиления собственных сил и средств. Повышают свои возможности в плане ведения ПсО армии Бельгии, Чехии, Германии, Польши и Великобритании. Принимают определенные решения по вопросам организации и ведения ПсО и другие страны-участницы, в то время как командование и штаб НАТО не предпринимают в этой сфере практически никаких шагов.

Зарубежное военное обозрение №6 2005 с 15-21

Смотрите также
Категория: Информационное противоборство | Добавил: pentagonus (18.06.2005) | Автор: В. Сафонов
Просмотров: 4306 | Теги: Ирак, ПсО, В. Сафонов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar