search
menu
person

NEWS AND UDATES


Некоторые вопросы подготовки лётчиков авиации ВМС США
HTML clipboard

Некоторые вопросы подготовки лётчиков авиации ВМС США

Капитан 1 ранга А. Георгиев

Командование ВМС США в рамках комплекса мероприятий, направленных на повышение боевых возможностей военно-морских сил, уделяет серьезное внимание подготовке летчиков авианосной авиации и авиации морской пехоты к ведению военных действий в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке. С этой целью расширяются возможности учебных центров и полигонов ВМС, закупается различное наземное тренажерное оборудование, модернизируется авиационный парк учебно-боевых эскадрилий, активизируется боевая подготовка летчиков ВМС в составе частей ВВС и армейской авиации сухопутных войск США, военно-воздушных сил других стран НАТО, Японии и Южной Кореи.

Проанализировав опыт ведения войны во Вьетнаме, командование ВМС США пришло к выводу о том, что значительный процент потерь в летном составе авианосной авиации и авиации морской пехоты во многом объясняется слабым знанием или недостаточным учетом тактики действия авиации противника. В то же время им подчеркивалось, что летчики, проведшие пять-десять воздушных боев с реальным противником, становились высококлассными специалистами, и потери среди них сокращались в 5-6 раз по сравнению с экипажами, не имевшими такой практики. В результате в ВМС была разработана и принята программа совершенствования обучения летного состава авиации флота и морской пехоты с учетом особенностей современного воздушного боя.

В 80-х годах для подготовки высококвалифицированных летчиков-инструкторов в ВМС были сформированы следующие учебные заведения: школа боевого применения оружия истребительной авиации "Топ ган" (Navy Fighter Weapon School), авиабаза Мирамар, штат Калифорния; центр боевого использования штурмовой авиации (Navy Strike Warfare Center), Фаллон, Невада; центр боевого использования средств ПВО авиации морской пехоты (Marine Corps Air Warfare Training Center), Юма, Аризона.

Эти учебные центры включают наземные полигоны, где развернуты объекты, имитирующие элементы ПВО стран Варшавского Договора, средства документальной регистрации выполнения учебно-боевых задач, результатов использования авиации и средств ПВО, а также тренажеры и имитаторы различного назначения. Например, на полигоне центра боевого использования штурмовой авиации установлена система обучения экипажей тактической авиации TACTS (Tactical Aircrew Combat Training System), которая включает наземный телеметрический комплекс с центром отображения информации и специальные контейнеры с аппаратурой, устанавливаемые на внешних подвесках самолетов и вертолетов вместо боевых ракет. Система TACTS обеспечивает запись и отображение всех параметров полета и маневрирования до 20 воздушных целей (в перспективе до 32), определение результатов использования оружия в одиночных и групповых воздушных боях. Для имитации действий авиации противника и обучения летчиков ведению воздушного боя в составе авианосной авиации были сформированы пять специальных учебно-боевых эскадрилий "агрессор". Среди них: 43-я (авиабаза Ошеана, штат Вирджиния), 121-я и 126-я (Мирамар), 127-я (Лемур, Калифорния) истребительные и 45-я (Сесил-Филд, Флорида) штурмовая авиаэскадрильи. В авиации морской пехоты имеется одна эскадрилья обозначения противника - 401-я истребительная (авиабаза Юма, рис. 1).

Эмблема 401-й истребительной эскадрильи авиации морской пехоты США (авиабаза Юма, штат Аризона)
Проекции израильского самолета "Кфир", получившего в США обозначение F-21A
Штурмовик А-4Е "Скайхок", входящий в состав 43-й истребительной эскадрильи "агрессор"
Тактический истребитель F-5E "Тайгер-2" в полете

 На вооружении указанных эскадрилий состоит свыше 100 самолетов A-4F "Скайхок" и F-5E "Тайгер-2" (см. цветную вклейку), которые по своим тактико-техническим характеристикам и внешнему виду наиболее сходны с некоторыми типами самолетов тактической авиации ВВС социалистических стран. В 1986 году для обозначения новых советских самолетов начали использоваться арендуемые у Израиля истребители F-21A "Кфир" (24 единицы, рис. 2), а с 1987-го и самолеты F-16N "Файтинг Фалкон", (около 30), практически аналогичные самолетам F-16C, состоящим на вооружении тактической авиации ВВС США.

Для имитации работы радиоэлектронных средств дальней ракетоносной авиации и крылатых ракет вероятного противника используются самолеты ЕР-3А "Орион", ЕА-6В "Проулер" 33-й и 34-й эскадрилий радиотехнической разведки и РЭБ, которые базируются на авиабазах Ки-Уэст и Пойнт-Мугу (штаты Флорида и Калифорния соответственно).

Все летчики эскадрилий обозначения противника являются инструкторами воздушного боя. Каждый из них имеет свыше 100 часов общего налета на самолетах F-4 "Фантом" и F-14 "Томкэт" в боевых истребительных эскадрильях авиации ВМС и прошел специальную пятинедельную подготовку в 121 аэ "Топ ган" на самолетах "Скайхок" (рис. 3) и "Тайгер" (рис. 4) по тактике ведения боевых действий, принятой в ВВС стран Варшавского Договора. За летную смену летчик-инструктор выполняет два-три боевых вылета, а всего в течение года летчики эскадрилий "агрессор" имеют общий налет более 5000 ч. Помимо участия в воздушных боях в центрах подготовки, летчики-инструкторы этих эскадрилий 2 раза в год посещают практически каждую боевую эскадрилью истребительной и истребительно-штурмовой авиации ВМС для передачи опыта и проверки готовности экипажей к ведению боевых действий против вероятного противника.

Подготовка летчиков регулярных и резервных эскадрилий авианосной авиации и авиации морской пехоты в учебных центрах организуется в виде трех-семинедельных (в зависимости от программ) сборов. Состав участников, за исключением эскадрилий обозначения противника, постоянно меняется для того, чтобы в течение года пропустить через систему подготовки максимально возможное количество авиационных экипажей. К сборам, как правило, привлекаются летчики истребительных (самолеты F-14 "Томкэт") и истребительно-штурмовых (F/A-18 "Хорнет") эскадрилий, а также эскадрилий ДРЛО (Е-2С "Хокай") и РЭБ (ЕА-6В "Проулер") авианосной авиации и авиации морской пехоты. В последние годы з них также принимают участие штурмовики А-6Е "Интрудер", AV-8B "Харриер-2" и вертолеты огневой поддержки АН-1T "Си Кобра" (AH-1W "Супер Кобра") в связи с вооружением их управляемыми ракетами класса "воздух-воздух". По свидетельству американской прессы, на одном из сборов в центре боевого использования средств ПВО авиации морской пехоты на авиабазе Юма проходили обучение 86 летчиков на 100 самолетах и вертолетах, которых обеспечивали до 1500 человек авиационно-техническое го персонала центра.

На таких сборах отрабатываются следующие основные задачи: непосредственная авиационная поддержка сил морской пехоты при ведении ими боевых действий; нанесение удара по объектам противника при различных вариантах боевых порядков самолетов; взаимодействие штурмовой авианосной авиации с морской пехотой и сухопутными войсками с использованием передовых авиационных наводчиков; завоевание превосходства в воздухе и прикрытие боевых порядков своих войск совместно с наземными средствами ПВО и другие. Полеты проводятся днем и ночью с применением новых образцов вооружения.

В период сборов (типовая программа) в течение одной-двух недель летчики знакомятся с оборудованием центра и полигона, проходят теоретический курс обучения, во время которого изучают боевую авиационную технику, системы ПВО и тактические приемы летчиков ВВС стран Варшавского Договора, ведут "воздушные бои" на тренажерах.

В последующие две недели отрабатываются одиночные и парные воздушные бои с самолетами эскадрилий "агрессора, наносятся удары по объектам "противника" с преодолением системы ПВО. Так, пара истребителей F-14A "Томкэт" должна провести первые 13 воздушных боев с парой самолетов эскадрилий обозначения противника, а в дальнейшем отрабатывает вопросы ведения боя с группой самолетов неизвестного состава. Летчики самолетов А-6Е "Интрудер", помимо решения типовых задач, стоящих перед штурмовой авиацией, обучаются ведению оборонительного воздушного боя. При этом ежедневно проводится разбор с демонстрацией результатов и анализов данных средств объективного контроля системы TACTS, лично встречаются "противники", участвовавшие в воздушных боях, отмечаются наиболее типичные ошибки и неправильные тактические приемы. Экипажи, оказавшиеся "сбитыми", вывозятся на "место приземления с парашютом" и отрабатывают действия по избежанию пленения, вызову самолетов и вертолетов службы поиска и спасения для эвакуации из тыла "противника" к своим войскам.

На заключительном этапе сборов проводится итоговое учение, в котором принимают участие все экипажи. В ходе его организуется несколько комплексных групповых вылетов (до 70 самолетов в каждом) для завоевания превосходства в воздухе в районе высадки десанта, оказания непосредственной авиационной поддержки, изоляции района боевых действий и решения ряда других задач. Действия штурмовиков, истребителей-штурмовиков и истребителей обеспечивают самолеты ДРЛО и управления, РЭБ, передовые авианаводчики на самолетах ОА-4 "Скайхок" и OV-10 "Бронко". Экипажи обучаемых эскадрилий выполняют удары в условиях радиоэлектронного противодействия наземных и воздушных систем ПВО и истребителей противника. Для создания более реальной обстановки на поле боя для итогового учения могут привлекаться подразделения сил морской пехоты и сухопутных войск, эскадрильи самолетов ВВС и армейской авиации.

Одновременно с обучением летчиков-инструкторов воздушного боя в центрах ВМС осуществляется разработка новых приемов и методов использования авиации. Так, с 1986 года в этих центрах, помимо традиционных боев типа "самолет против самолета", отрабатываются вопросы боевого использования смешанных авиагрупп в составе штурмовиков AV-8B "Харриер-2", вертолетов огневой поддержки АН-IT "Си Кобра" (AH-1W "Супер Кобра") и ведения одиночных и парных боев типа "самолет против вертолета".

По оценке американских специалистов, современные самолеты при помощи бортовых РЛС обнаружения воздушных целей способны с большой дальности уверенно выделять на фоне земной поверхности вертолеты, летящие на малых и предельно малых высотах. Однако при этом применение ими ракет "Сайдвиндер" класса "воздух-воздух" по вертолетам с низким значением ИК сигнатуры оказалось недостаточно эффективным, особенно в условиях жаркого климата. Вот почему в борьбе с вертолетами противника рекомендуется использовать также неуправляемые ракеты "Зуни" калибра 127 мм и авиационные пушки. Кроме того, достаточно эффективными признаны авиабомбы с готовыми поражающими элементами, которые при разрыве могут поразить низколетящий вертолет как осколками, так и взрывной волной. По оценке летчиков истребительной авиации, бой самолетов с вертолетами является более сложным по сравнению с боем против самолета. Особенно трудноразрешимой является борьба с самолетами и вертолетами противника, действующими в смешанных боевых группах.

В воздушных боях с истребителями вертолеты "Си Кобра" и "Супер Кобра" при обнаружении работы бортовых РЛС самолетов противника активно используют такие тактические приемы противодействия, как зависание, разворот без крена на месте, разворот в сторону атакующего истребителя и другие, с целью занятия удобной позиции для пуска ракет класса "воздух-воздух".

Самолеты AV-8B "Харриер-2" при использовании тактических приемов вертолетов в ближнем воздушном бою обычно в 2-3 раза превосходят истребители-штурмовики F/A-18 "Хорнет" и истребители F-14A "Томкэт", однако в дальнем бою проигрывают им с соотношением 1:4.

Анализ хода воздушных боев типа "самолет против вертолета" показал, что оптимальным вариантом вооружения вертолета "Си Кобра" является комплект из одной ракеты "Сайдвиндер" и двух УР "Стингер", для самолета AV-8B "Харриер-2" - две УР "Сайдвиндер". Признано необходимым разработать новую модификацию самолета AV-8B - "Харриер-2ADF" (Air Defense Fighter) с улучшенными возможностями по ведению воздушных боев. Решено также модернизировать вертолетную пушку, которая из-за конструктивных особенностей ее установки оказалась недостаточно эффективной в воздушных боях. В программу переподготовки летчиков самолетов AV-8B "Харриер-2" и вертолетов "Си Кобра" включены обязательные воздушные стрельбы по буксируемой мишени. К 1990 году ракетами класса "воздух-воздух", помимо вертолетов огневой поддержки, планировалось вооружить все транспортно-десантные вертолеты авиации морской пехоты.

Наряду с подготовкой экипажей авиации флота и морской пехоты в собственных центрах и полигонах командование ВМС на регулярной основе посылает свои авиационные подразделения на учения ВВС США "Рэд флэг" (авиабаза Неллис, штат Невада) и "Коуп сандер" (полигон Кроу-Вэлли, Филиппинские о-ва), на которых отрабатываются подобные программы обучения. Кроме того, отдельные экипажи направляются на подготовку в Великобританию (авиабаза Олконбери) и Канаду (на учения "Мэйпл флэг", полигон Колд-Лейк), в Японию и Южную Корею для обмена опытом и изучения ТВД.

По свидетельству американских специалистов, опыт таких сборов и учений показывает, что участие в них позволяет значительно повысить мастерство экипажей. Результаты выполнения задач по нанесению ударов после тренировок значительно улучшаются по сравнению с действиями летчиков в начале обучения. Увеличивается число пораженных целей, сокращаются "потери" своих самолетов в сложных условиях ПВО и РЭБ. Экипажи приобретают уверенность и хорошие навыки в ходе боевых действий против вероятного противника.

О важности такой формы подготовки летного состава авиации ВМС свидетельствует тот факт, что большинство экипажей эскадрилий авиакрыльев американских авианосцев перед включением в состав передовых группировок проходят курс обучения в этих учебных центрах.

Зарубежное военное обозрение №1 1990 С.

Смотрите также
Категория: Авиация | Добавил: pentagonus (23.10.2008) | Автор: Капитан 1 ранга А. Георгиев
Просмотров: 6242 | Теги: Подготовка, Авиация ВМС, А. Георгиев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar