search
menu
person

NEWS AND UDATES


О реализации концепции единого информационного пространства НАТО

О реализации концепции единого информационного пространства НАТО

Полковник А. Молитвин

Интенсивное развитие в последние годы информационных технологий создало объективные предпосылки для их активного внедрения в различные сферы жизнедеятельности человека, включая боевое применение войск (сил) и оружия для достижения успеха в военных действиях.
Так, по оценке западных военных экспертов, в «операциях будущего» с участием объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО будут широко использоваться системы дистанционно управляемого и самонаводящегося (обладающего искусственным интеллектом) высокоточного оружия в сочетании с элементами глобальной информационной войны (подобной информационной кампании ВС США в ходе агрессии против Ирака). В связи с этим руководство Североатлантического союза активизирует деятельность, направленную на повышение эффективности применения формирований ОВС альянса за счет внедрения перспективных информационных технологий в процессы оценки обстановки и принятия решений, оперативного планирования, а также управления войсками и оружием в операциях различного характера и масштаба.
Основные подходы к использованию новых технологических достижений в интересах ОВС НАТО изложены в концепции единого информационного пространства (ЕИП) альянса NNEC (NATO Network Enabled Capability), в основу которой положена аналогичная американская концепция NCW (Network-Centric Warfare), прошедшая практическую проверку в ходе боевых действий ВС США в Афганистане и Ираке. Концепция ЕИП предполагает создание глобальной информационной среды, обеспечивающей комплексную обработку сведений в реальном масштабе времени о противнике, своих войсках и окружающей местности в интересах поддержки принятия решений по созданию группировок войск (сил) оптимального (для достижения поставленных целей) состава и их эффективного применения в различных условиях обстановки.
Наличие такой информационной среды должно обеспечить эффективное взаимодействие всех участвующих в операции органов управления и войск (сил) альянса, которые условно можно разделить на три основные группы элементов: добывающие, информационно-управляющие и исполнительные (рис. 1).
Добывающие элементы включают силы и средства разведки, призванные осуществлять сбор, предварительную обработку и доведение разведывательных сведений до информационно-управляющих и исполнительных элементов.
Информационно-управляющие элементы представляют собой коалиционные и национальные органы и пункты управления, автоматизированные системы управления (АСУ) и связи, обеспечивающие их функционирование, а также территориально распределенные базы данных оперативной, разведывательной и другой необходимой информации (топогеодезической, геопространственной, фоноцелевой, гидрометеорологической и т. п.), предоставляемой пользователям в масштабе времени, близком к реальному.
Исполнительными элементами являются системы оружия и воинские формирования, задействуемые в операциях и решающие задачи по поражению (уничтожению) живой силы и объектов противника.
Определять общее количество и соотношение этих разнородных элементов предполагается с использованием математической модели конкретной операции по отработанным методикам оптимизации их структуры. Это позволит с учетом представления органов управления и войск (сил) НАТО в данной модели в виде элементов территориально распределенной вычислительной сети свести процесс оперативного планирования и управления ОВС альянса к известной задаче оптимизации структуры элементов сети, каждый из которых представляет реальное воинское формирование/систему оружия, и порядка их применения в интересах достижения целей операции.
По мнению военных специалистов блока, в случае успешной реализации концепции ЕИП коренным образом изменится порядок обеспечения органов военного управления данными о противнике, своих войсках и окружающей местности.
При традиционной организации информационного обеспечения коалиционных операций органы (пункты) управления различных звеньев должны были принимать решения и руководить находящимися в их подчинении добывающими и боевыми формированиям и на основе данных, полученных собственными силами и средствами разведки, а также той информации, с которой вышестоящий штаб считал целесообразным ознакомить подчиненные звенья управления. При необходимости последние могли установленным порядком подавать запросы на получение дополнительных сведений от вышестоящих органов управления ВС стран-участниц, имеющих в своем подчинении системы космической и стратегической воздушной, агентурной и радиоэлектронной разведки.
Межвидовой обмен разведывательной информацией, полученной различными добывающими системами, также происходил по специальным заявкам с санкции соответствующих органов военного управления. При этом нередко требовались существенные доработки предоставляемых данных для их использования информационно-управляющими и особенно исполнительными элементами другого вида ВС (рода войск). Сложный порядок и большая продолжительность процесса обмена информацией в ряде случаев не позволяли своевременно доводить необходимые сведения до исполнительных элементов.
При такой организации информационного обеспечения командующие и штабы одного вида вооруженных сил (уровня управления) могли и не знать о наличии необходимой им информации о противнике и своих войсках (силах) в органах управления другого вида (уровня), что приводило к дублированию задач по добыванию необходимых сведений, нерациональному использованию средств поражения, а нередко и к ошибочному нанесению ударов по своим подразделениям (объектам).
Кроме того, каждая разведывательная система имела специфические программно-аппаратные средства, соответствующие требованиям конкретного вида ВС, а также собственные форматы представления добываемых сведений и протоколы обмена разведданными. В связи с этим информация, полученная автоматизированной системой разведки (АСР), например, ВМС или артиллерии, могла эффективно доводиться и использоваться только потребителями данного вида вооруженных сил (рода войск).
Реализация концепции единого информационного пространства НАТО, по мнению военных специалистов блока, должна не только устранить указанные недостатки, но и коренным образом изменить подход к организации оперативного планирования и управления войсками (оружием) альянса в ходе повседневной деятельности, при урегулировании кризисных ситуаций и во время крупномасштабных военных действий. Разведывательная информация от различных систем добывания после обработки и утверждения соответствующим начальником будет непрерывно поступать в базы данных ЕИП, откуда ее смогут получить (по запросу или в режиме автоматического доведения) все заинтересованные должностные лица при наличии у них специальных сетевых устройств для подключения к ЕИП и соответствующих прав доступа к информации. При этом разведданные будут предоставляться в стандартных форматах, адаптированных для немедленного использования как в штабах, так и в системах наведения высокоточного оружия различной национальной и видовой принадлежности.
Для совместной обработки разнородных сведений о противнике намечено объединить в единый комплекс состоящие на вооружении и перспективные АСР Североатлантического союза и государств-участников. Интеграцию систем разведки блока планируется осуществлять в рамках программы ISTAR1, которая предусматривает приведение средств добывания, сбора, обработки и доведения разведывательной информации в соответствие с требованиями новых стандартов НАТО - STANAGs2.
Данные стандарты призваны установить не только единые форматы представления различных сведений и протоколы обмена разведданными, но и другие важные параметры сопрягаемых АСР, необходимые для обеспечения их полной совместимости еще на этапе проектирования (амплитудно-спектральные характеристики сигналов, порядок их передачи, первичной обработки и хранения, несущие частоты и виды модуляции, а также состав и структуру баз данных разведывательной информации и соответствующих метаданных).
Для обеспечения комплексной обработки данных о своих войсках предполагается объединить по принципу полной организационно-технической и программно-лингвистической совместимости автоматизированные системы управления AC2S3, сбора и отображения данных о местоположении своих войск (сил) FFT/BFT4, связи (обмена данными) и информационного обеспечения CIS5.
Дальнейшую интеграцию автоматизированных информационно-управляющих систем (АИУС) альянса планируется осуществить в рамках программы A4ISR6, которая предусматривает объединение вышеуказанных групп систем обработки данных о противнике и своих войсках для формирования командной и аналитической основ ЕИП блока (рис. 2). В соответствии с положениями концепции единого информационного пространства НАТО эти АИУС, функционирующие в комплексе с геоинформационными (GIS7) и навигационными (GPS8) системами, образуют систему систем SoS (System of Systems) или блок систем FoS (Federation of Systems).
Для реализации данного замысла предполагается сформировать интегрированную информационно-сетевую инфраструктуру ЕИП (Nil9), коммуникационный компонент которой будет формироваться на базе глобальной информационной решетки - GIG10, а основу информационного компонента составят территориально распределенные базы данных разнородной информации, объединенные в единое информационное пространство с использованием универсального интернет-протокола TCP/IP11 версии 6.0 (рис. 3).
Таким образом, ЕИП будет включать АИУС и банки данных командно-распорядительной ( боевого управления), оперативной (о составе, состоянии, положении своих войск (сил) и условиях обстановки), разведывательной (о противнике), геопространственной (о характере земной поверхности и морских акваторий), фоноцелевой (о состоянии и расположении объектов/целей и их контрастных характеристиках), гидрометеорологической и другой необходимой информации, доступную каждому пользователю в объеме, определяемом его задачами и правами доступа к сведениям.
Реализация этой концепции наряду с созданием сложных информационных систем с соответствующими подсистемами предполагает приведение оперативных и тактических формирований ОВС альянса к модульной организации, позволяющей гибко изменять состав органов управления и подчиненных им войск (сил) в зависимости от целей, масштаба и характера предстоящей операции.
Основными особенностями концепции ЕИП является глобальный характер создаваемой информационной сети и возможность автоматического подключения к ней различных элементов военной организации блока (от верховного главнокомандующего ОВС НАТО до отдельного военнослужащего коалиционных войск).
Кроме того, офицеры постоянно действующих штабов ОВС альянса, осуществляющих руководство военными действиями на удаленных ТВД через единое информационное пространство, получат возможность дистанционно управлять находящимися там войсками (силами) и средствами поражения непосредственно со своих автоматизированных рабочих мест (АРМ) на стационарном пункте управления. При помощи данных АРМ оперативный состав органов управления сможет непрерывно отслеживать состояние экспедиционных воинских формирований
и контролировать результаты нанесения ударов. Кроме того, по мнению руководства блока, это позволит существенно снизить потери ОВС НАТО и материальный ущерб в операциях различного характера прежде всего за счет применения группировок беспилотных разведывательных («Глобал Хок») и боевых («Предатор»/«Риппер») летательных аппаратов, а также автоматически наводимых на цели по разведывательным данным из ЕИП наземных ударных средств («Страйкер»).
Принципы и условия, необходимые для формирования и использования этой концепции, были апробированы в ходе создания и проверки эффективности применения сил первоочередного задействования (СПЗ) НАТО.
В результате отдельные воинские подразделения, вооружение и военная техника, вошедшие в состав этих сил, уже имеют необходимые подготовку и оснащение для действий в едином информационном пространстве. В перспективе руководство альянса планирует посредством ротации контингентов СПЗ привести в соответствие с этими требованиями большую часть формирований, предназначенных для задействования в составе ОВС блока.
С учетом организационной и технической сложности реализации концепции единого информационного пространства НАТО завершение технического проектирования систем ожидается не ранее 2010 года, создание необходимой инфраструктуры - к 2015-му, а достижение полной оперативной готовно-- сти - в 2020-2025 годах.
Конечной целью разработки и внедрения положений концепции ЕИП альянса является достижение подавляющего военного превосходства над любым вероятным противником -в мирное время, в ходе подготовки и проведения операций, а также по завершении боевых действий. Достигнуть этой цели планируется в соответствии с концепцией TIDE12, предусматривающей трансформацию преимуществ информационных технологий в превосходство оперативных решений, что позволит обеспечить и полное военное превосходство как в ходе крупномасштабных военных действий, так и при проведении операций по урегулированию кризисных ситуаций за пределами зоны ответственности альянса.
Таким образом, разработка и реализация в НАТО концепции ЕИП свидетельствуют о намерении его руководства существенно повысить возможности ОВС альянса по эффективному ведению различных операций (в том числе информационных) за счет внедрения в процессы планирования и управления войсками новых информационных технологий, а также широкого применения систем дистанционно управляемого и так называемого умного (оснащенного искусственным интеллектом) высокоточного оружия.
1 ISTAR - Intelligence, Surveillance, Target Acquisition and Reconnaissance - программа (концепция) интеграции автоматизированных систем разведки и подготовки данных целеуказания.
2 STANAGs (STANdardisation AGreements) - соглашения по стандартизации, заключаемые между странами -членами НАТО и предусматривающие оснащение коалиционных и национальных ВС едиными (однотипными) видами вооружения и военной техники, а также введение единого порядка их оперативного (боевого) применения, материально-технического и тылового обеспечения.
3 AC2S -Automated Command and Control Systems - FCE (войсками и оружием) НАТО.
4 FFT/BFT - Friendly Force Tracking/Blue Force Tracking (Systems) - автоматизированные системы, обеспечивающие органы управления альянса данными о местоположении своих войск (сил).
5 CIS - Communications and Information Systems - системы связи и информационного обеспечения НАТО.
6 A4ISR - Command and Control, Communications, Computers, Intelligence, Surveillance and Reconnaissance - программа (концепция) интеграции автоматизированных систем управления, информационного обеспечения, связи и разведки.
7 GIS - Geographical Information System - геоинформационные системы, принцип работы которых основан на использовании трехмерных цифровых моделей местности. Основным назначением данных систем является геоинформационное обеспечение применения войск (сил) и систем высокоточного оружия ВС стран блока.
8 GPS - Global Positioning System - космическая радионавигационная система, позволяющая с высокой точностью (до 0,5 м в глобальной системе координат) определять местоположение объектов, оснащенных специальной приемной аппаратурой.
9 N11 - Networking and Information Infrastructure - интегрированная информационно-сетевая инфраструктура, включающая объекты (сооружения) и аппаратно-программные средства автоматизированных информационно-коммуникационных систем, необходимые для поддержания непрерывного функционирования ЕИП.
10 GIG - Global Information Grid (глобальная информационная решетка) - всемирная сеть, обеспечивающая возможность подключения к ЕИП из любого района на поверхности Земли.
11 TCP/IP- Transmission Control Protocol/Internet Protocol - основной протокол сети Интернет, представляющий собой набор протоколов обмена данными в глобальных и локальных вычислительных сетях или во взаимосвязанных комплексах сетей.
12 TIDE - Transformation of Information Technology towards Information Superiority, Decision Superiority and Execution Superiority - концепция НАТО по достижению подавляющего превосходства над любым вероятным противником на основе технологического, информационного и организационного превосходства.

Рис. 1. порядок информационного взаимодействия элементов единого информационного пространства НАТО NNEC в процессе ведения разведки, принятия управленческих решений и применения войск (сил) и систем оружия
Рис. 2. Замысел интеграции автоматизированных систем управления, информационного обеспечения, связи и разведки в рамках концепции единого информационного пространства альянса NNEC
Рис. 3. Интегрированная информационно-сетевая инфраструктура ЕИП (N11) и ее основные компоненты

 Зарубежное военное обозрение 2008 №1 с. 23-27
Индекс 70340, 15748



Другие материалы по теме
Смотрите также
Категория: Структура и организация | Добавил: pentagonus (23.03.2008) | Автор: Полковник А. Молитвин
Просмотров: 18874 | Теги: единое информационное пространство, А. Молитвин, концепция, НАТО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar