Командование морских перевозок ВМС США
|
Таблица 1 Океанские перевозки военных грузов из США на удалённый ТВД (за 6 месяцев войны без применения ядерного оружия) |
|||
Варианты перевозок | I этап (5-20 сут) | II этап (20-60 сут) | III этап (60-180 сут) |
В Европу1 | 0,41 | 1,4 | 14,1 |
- | 3,2 | 22,3 | |
В Юго-Западную Азию | 0,5 | 0,7 | 1,5 |
0,2 | - | - | |
В Северо-Восточную Азию и на Дальний Восток | 0,2 | 0,1 | 0,2 |
- | - | - | |
1 В течение
второго-шестого месяцев перевозок
совершается от 400 до 800 судорейсов в
месяц. 2 В числителе данные о перевозках сухих грузов, а в знаменателе - ГСМ (в млн. т). |
Подучив приказания о переходах конвоев, офицеры СВМКС готовят предпоходовые совещания, для чего рассылают коммодорам конвоев и капитанам судов документацию на поход, содержащую инструкции по действиям во время плавания в составе конвоя и при возникновении чрезвычайной обстановки, маршрут следования и документы по связи. Совещания, в которых принимают участие коммодоры конвоев, капитаны судов и командиры сил охранения, проводятся офицерами СВМКС в портах непосредственно перед выходами конвоев.
С выходом конвоев из порта ответственность за переход передается от офицера СВМКС коммодору конвоя, который совместно с офицерами своего штаба, находящимися на судах, осуществляет управление конвоем, подчиняясь в бою командиру сил охранения.
Программа подготовки резервистов службы военно-морского контроля над судоходством включает наряду с теоретическим курсом групповые упражнения и практические занятия в море. Как командный, так и рядовой состав СВМКС проходит обучение в противолодочном учебном центре ВМС США в ГВМБ Норфолк (штат Вирджиния) и получает назначения на должности лишь после завершения полного курса теоретической и практической подготовки.
Особое внимание уделяется обучению коммодоров конвоев (около 100 человек). Как правило, это отставные офицеры ВМС в ранге не ниже кэптена из числа командиров-надводников и капитанов судов, имеющие значительный опыт командования кораблями.
Ежегодно по типовым сценариям совместно с другими странами проводятся учения,
ставящие целью совершенствование контроля и защиты судоходства. ВМС США
используют для отработки организации проводки конвоев суда-склады и десантные
корабли, возвращающиеся в базы из состава передовых группировок, принимают
участие в учениях НАТО типа «Оупн гейт» и других подобного типа с привлечением
торговых судов стран блока. В портах ежегодно (по одному весной и осенью)
организуются учения по военно-морскому контролю над судоходством.
В 1988 году в период обострения обстановки в Персидском заливе, вошедший в
историю под названием «танкерной войны», добровольцы из состава резерва ВМС США
принимали участие в качестве офицеров связи при конвоировании кувейтских
танкеров под американским флагом. Обеспечение этими офицерами военно-морского
контроля над судоходством под общим руководством командующего ОВС США на Среднем
Востоке способствовало успешному осуществлению операции по проводке судов.
По сообщениям американской печати, на конференции, проведенной в прошлом году в г. Аннаполис (США) под руководством верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО на Атлантике, обращалось внимание на то, что возможные успехи советско-американских переговоров в Вене могут привести
к сокращению состава вооруженных сил в Европе. Однако зависимость этих сил от надежности перевозок войск резерва и усиления через океан в случае войны значительно возрастает. Как заявил в своем выступлении на конференции председатель военного комитета НАТО генерал В. Альтенбург, в случае эскалации конфликта «ОВС НАТО в Европе смогли бы продержаться без трансатлантических перевозок в течение 10 сут». Согласно другим оценкам, запасов на Европейском театре войны хватит для обеспечения боевых действий в течение 20-30 сут. Этого времени было бы достаточно для формирования, погрузки конвоев и перехода их через океан в течение 9-12 сут. Но основным препятствием в этом случае было бы (наряду с нехваткой судового состава) противодействие подводных лодок противника.
Американские специалисты считают, что при ведении в Европе длительной войны обычным оружием в течение полугода через Атлантику должно быть перевезено более 8,5 млн. т военной техники, оружия, боеприпасов и средств материально-технического обеспечения, а также свыше 15 млн. т горючего и смазочных материалов (табл. 1). Нельзя также исключать, что в это же время будут доставляться грузы почти для 50 дивизий сухопутных войск европейских стран НАТО - около 7 млн. т сухих грузов и 9,5 млн. т ГСМ.
Всего для океанских перевозок военных грузов на Европейский континент, по тем же оценкам, потребуется около 1700 судов, а для перевозки экономических грузов (1,3 млрд. т) - еще 1400 судов различных классов и типов. Военное руководство НАТО оценивает эти требования как близкие к критическим, учитывая существующее положение с судовым составом.
Принимая во внимание все ограничения в использовании судов по их пригодности к перевозкам грузов через океан в составе конвоев, общее количество судов в составе объединенного флота транспортных средств, передаваемое командованию морских перевозок ВМС США, реально оценивается в 600 единиц (кроме уже имеющихся в распоряжении КМП).
Каждый конвой, выходящий из США с началом регулярных перевозок для пополнения запасов на Европейском театре войны, по мнению зарубежных специалистов, должен включать до 60 судов. Считается, что первым четырем конвоям придется следовать без корабельного охранения, так как надводные корабли в это время еще будут участвовать в решении задач завоевания господства на море в составе передовых группировок ВМС США. В случае заблаговременного развертывания подводных лодок противника для действий на океанских коммуникациях потери судов из состава первых четырех конвоев достигнут, по оценкам некоторых американских специалистов, 50 проц. (табл. 2). Таким образом, организация океанских перевозок для пополнения запасов с целью обеспечения длительной войны в Европе находится в прямой зависимости от успехов борьбы с подводными лодками в первые же дни военных действий на Атлантике.
Часть судов (в основном контейнеровозы) могут иметь на борту контейнерную вертолетную систему противолодочной обороны «Арапахо» и использовать ее для борьбы с подводными лодками во время перехода через океан.
По оценке бывшего верховного главнокомандующего ОВС НАТО на Атлантике адмирала И. Кидда, потери судов, совершающих переходы через океан, составят в первый месяц ведения военных действий 10-30, во второй 5-10, в последующие 3-5 проц.
Таблица 2 Возможные потери судов в течении первых 10 сут. конвойных операций. | ||||||
День от начала перевозок | Кол-во судов на переходе | Соот- ношение потерь судов | Кол-во ПЛ на комму- никациях | Потери | ||
ПЛ | ПЛ | судов | кораблей охранения | |||
Т+1 | 60 | 7 1 |
35 | 7 | 49 | - |
Т+2 | 60 | 7 1 |
28 | 6 | 42 | - |
Т+3 | 60 | 7 1 |
22 | 4 | 28 | - |
Т+4 | 60 | 7 1 |
23* | 5 | 35 | - |
Т+5 | 60 | 5 1 |
то же | 5 | 23 | 2 |
T+6 | 60 | 5 1 |
то же | 5 | 23 | 2 |
Т+7 | 60 | 5 1 |
то же | 5 | 23 | 2 |
Т+8 | 60 | 5 1 |
то же | 5 | 23 | 2 |
Т+9 | 60 | 5 1 |
то же | 5 | 23 | 2 |
Т+10 | 60 | 5 1 |
то же | 5 | 23 | 2 |
* В том числе пять дизельных подводных лодок. |
Для сокращения потерь судов рассматриваются три возможных способа: увеличение объема запасов, складируемых в Европе; выделение достаточных сил охранения конвоев; увеличение количества судов, необходимых для первых конвоев. Однако большой объем запасов уязвим для ударов противника в ходе военных действий. Увеличение судового состава конвоев повышает вероятность уничтожения судов, но, несмотря на потери, растет количество судов, прибывающих в европейские порты. Лучшим выбором американским специалистам представляется увеличение численности кораблей охранения конвоев для обеспечения океанских перевозок грузов снабжения при ведении длительной войны на сухопутных ТВД обычными средствами. Но и этот путь связан с затруднениями, так как боевые корабли будут решать задачи завоевания господства на море в интересах обеспечения защиты того же судоходства. Поэтому исследование проблемы сокращения потерь судового состава продолжается.
В докладе президентской комиссии по вопросам торгового флота и обороны (Commission on the Merchant Marine and Defense - CMMD), опубликованном в сентябре 1987 года, сделан вывод о том, что существует «ясная и растущая опасность для страны из-за ухудшения положения в американской судостроительной промышленности». Признавая тот факт, что торговый флот США вносит важный вклад в дела военного ведомства, комиссия тем не менее указывает на «недостаточные собственные возможности по стратегическим морским перевозкам (включая как судовой состав, так и обученный персонал) в соответствии с планами обеспечения крупномасштабного развертывания вооруженных сил для использования в чрезвычайных ситуациях на одном удаленном театре военных действий, например в Юго-Западной Азии».
В начале 1988 года главнокомандующий объединенным командованием стратегических перебросок вооруженных сил США генерал Д. Кассиди, выступая в сенатской комиссии по делам вооруженных сил, отметил, что нехватка грузовых судов составляет 42 единицы, а к 2000 году может возрасти до 200 единиц, несмотря на 7 млрд. долларов, израсходованных с 1980 года на стратегические переброски. По оценке Д. Еассиди, наличное количество судов, пригодных для перевозок через океан, не удовлетворяет потребности вооруженных сил даже в случае конфликта на одном театре.
Согласно исследованиям, проведенным министерством обороны в середине 80-х годов, на первом и втором этапах перевозок контролируемый правительством судавой состав мог бы в начале 90-х годов дать возможность принять на борт 486 тыс. т груза, а судами, выделенными из состава торгового флота, - еще, 394 тыс, т.
По недавним оценкам американских специалистов на 1992 год, общая грузоподъемность торговых судов будет почти на 90 тыс. т меньше требуемой. Суда, принадлежащие США или относящиеся к «эффективно контролируемому флоту», смогут обеспечить транспортировку менее чем 30 проц. общих потребностей, а суда европейских стран НАТО и других союзников обеспечат остальную их часть, если эти суда будут в наличии.
Командование НАТО считает, что в случае вооруженного конфликта в Европе потребовалось бы около 800 судорейсов с грузами усиления и снабжения войск в течение первых 60 сут перевозок. После этого месячная потребность снизилась бы до 350 судорейсов, что удовлетворило бы только требования вооруженных сил. Еще 2000 судорейсов будет необходимо для решения жизненно необходимых экономических вопросов.
Президентская комиссия по вопросам торгового флота и обороны рекомендует в течение 10 лет осуществлять строительство не менее 12 судов в год с тем, чтобы увеличить состав судов, принадлежащих государству и частным компаниям, до 650 единиц: 250 предназначены для перевозки оружия и военной техники соединений сухопутных войск, 100 - для пополнения запасов снабжения, 200 - для доставки ГСМ, 100 - перевозки экономических грузов. Стоимость программы составила бы около 16,8 млрд. долларов.
Какое влияние на эту программу окажут происходящие изменения военно-политической обстановки в пользу мира, покажет время.
Зарубежное военное обозрение № 12 1990 С.53-59
Смотри также
Смотрите такжеВсего комментариев: 0 | |