Полковник А. Толин, кандидат военных наук Возникновение в 40-е годы и последующее бурное развитие реактивной авиации, сопровождающееся ростом скоростей и высот полета боевых самолетов, привело к резкому снижению эффективности стрельбы ствольной зенитной артиллерии и обусловило потребность в новом оружии для успешного ведения ПВО. Таким оружием стали зенитные ракетные комплексы (ЗРК). В сухопутных войсках США в начале 60-х годов они были представлены комплексами «Найк-Геркулес» и «Хок» с максимальными дальностями стрельбы 145 и 35 км соответственно. Появление ЗРК, оказавшихся, по мнению зарубежных военных специалистов, эффективным средством борьбы на средних и больших высотах как с дозвуковыми, так и со сверхзвуковыми целями, вынудило авиацию спуститься на малые высоты. Использование этих высот для полетов боевых самолетов позволило наряду с решением задачи нанесения ударов по наземным целям осуществлять прорыв ПВО, не располагавшей средствами борьбы с низколетящими целями (НЛЦ). По мере совершенствования самолетов, предназначенных для полетов на малых высотах, и их бортового оборудования, обеспечивающего такие полеты, проблема борьбы с НЛЦ превратилась в одну из актуальных проблем ПВО и не утратила своего значения до настоящего времени. В США попытка создания высокоэффективного средства борьбы с НЛЦ была предпринята в начале 60-х годов, когда началось финансирование программы разработки всепогодного ЗРК «Маулер». По заявлениям руководителей программы, этот комплекс благодаря размещению на одном самоходном шасси всех его элементов (РЛС, ИК устройства обнаружения цели, пусковой установки с 12 ракетами) и автоматизации процессов подготовки к стрельбе и ее ведения должен был обеспечить возможность автономного решения задачи борьбы с воздушными целями на малых и средних высотах, обладать высокой огневой производительностью и отличаться малым временем перевода из походного положения в боевое. Однако американским специалистам не удалось добиться удовлетворения таких высоких требований при приемлемых для развертывания производства значениях стоимости ЗРК «Маулер». В результате в 1965 году программа была закрыта. Руководство Пентагона, обеспокоенное наметившимся отставанием в создании средств борьбы с НЛЦ от западноевропейских стран, приступивших к этому времени к разработке мобильных ЗРК ближнего действия «Тайгеркэт», «Рапира», «Кроталь», «Роланд-1 и -2», «Индиго», приняло решение о выполнении программ разработки самоходного ЗРК «Чапарэл» и зенитных артиллерийских установок «Вулкан» в самоходном и буксируемом вариантах (рис. 1). Указанные средства борьбы с НЛЦ создавались на базе управляемых ракет «Сайдвин-дер-1С» класса «воздух - воздух» с ИК головкой самонаведения (ГСН) и авиационной автоматической 20-мм шестиствольной пушкой М61А1 с вращающимся блоком стволов. Использование при разработке средств ПВО уже проверенного авиационного вооружения обеспечило, по мнению американских специалистов, успех в выполнении программ и позволило в 1969 году приступить к производству ЗРК «Чапарэл» и зенитных самоходных установок М163 «Вулкан» и формированию в пехотных, механизированных и бронетанковых дивизиях сухопутных войск штатных зенитных дивизионов «Чапарэл-Вулкан». Необходимым средством борьбы с НЛЦ американские военные специалисты считают также переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК). Первым комплексом этого типа в вооруженных силах западных государств стал ПЗРК «Ред Ай», принятый на вооружение сухопутных войск США в 1965 году. Завершение в начале 70-х годов программ приобретения ЗРК «Чапарэл», зенитных артиллерийских установок М163 и М167 «Вулкан», а также ПЗРК «Ред Ай» явилось, по оценке командования сухопутных войск США, важным этапом развития ПВО в направлении повышения ее возможностей по борьбе с НЛЦ. Однако, несмотря на модернизацию ЗРК «Чапарэл» и замену комплекса «Ред Ай» принятым на вооружение в 1981 году ПЗРК «Стингер» (рис. 2), в настоящее время в США критически относятся к возможностям войсковой ПВО по борьбе с современными средствами воздушного нападения, действующими с малых высот. В планах модернизации войсковой ПВО, начавшейся в 1987 году по программе ФААДС (FAADS - Forward Area Air Defense System), руководство министерства обороны США делает ставку на оснащение сухопутных войск средствами, обладающими по сравнению с состоящими на вооружении образцами качественно новыми характеристиками.
Модернизации войсковой ПВО по программе ФААДС предшествовали работы по созданию
средств борьбы с НЛЦ, которые финансировались министерством обороны еще в 70-е
годы. Так, возросшие к тому времени возможности боевых самолетов совершать
полеты на малых высотах (в том числе в сложных метеоусловиях),
продемонстрированные в ходе локальных войн, с одной стороны, и успехи
западноевропейских стран Другой программой, с успешным выполнением которой руководство министерства обороны во второй половине 70-х годов связывало надежды на решение проблемы борьбы с НЛЦ (в том числе в сложных метеоусловиях), была программа ДИВАД (DIVAD - Division Air Defense). Она предусматривала создание всепогодной ЗСУ в качестве основного средства ПВО пехотных, механизированных и бронетанковых дивизий и последую-щее производство 618 таких установок. Однако выбранная в результате конкурса и разработанная фирмой «Форд азроспейс» 40-мм спаренная ЗСУ «Сержант Йорк» не была принята на вооружение. В качестве причины закрытие программы ДИВАД в 1985 году в материалах зарубежной печати указывалось, что с оснащением боевых вертолетов противотанковыми управляемыми ракетами с дальностью стрельбы б км ЗСУ «Сержант Йорк» (дальность стрельбы 4 км) стала неспособной решать возлагаемую на нее задачу борьбы с вертолетами. В ряде публикаций, касающихся причин закрытия этой программы, которая обошлась США в 1,8 млрд. долларов (расходы на НИОКР и подготовку к развёртыванию производства), наряду с упоминанием конструктивных недостатков и несоответствия требованиям некоторых характеристик (эффективность стрельбы, время реакции, надежность, стоимость) отмечается недоверие к результатам испытаний ЗСУ «Сержант Йорк», представленным фирмой «Форд азроспейс» представителям Пентагона.
Программа ФААДС, объявленная в 1985 году, предусматривает создание средств,
которые в войсковой ПВО должны занять место, ранее отводившееся ЗСУ «Сержант
Йорк». Она является комплексной и способна, по мнению командования армии США,
повлиять на возможности сухопутных войск по решению задачи борьбы с НЛЦ
различных типов (в первую очередь с боевыми вертолетами), а в отдельных случаях
- по поражению бронетанковой техники. Программа состоит из пяти частей, в ходе
реализации которых предполагается разработка следующих средств:
Предусматривается также оснащение вертолетов АН-64А «Апач» и OH-58D «Кайова» ЗУР
«Стингер», подвешиваемыми в специальных контейнерах, что позволит использовать
указанные вертолеты для борьбы с вертолетами и в некоторой степени с
низколетящими самолетами.
Ракетный комплекс FOG-M предназначен для поражения воздушных целей (в первую
очередь вертолетов), совершающих полеты на предельно малых и малых высотах с
использованием маскирующих свойств рельефа и других особенностей местности, а
также для борьбы с танками. Максимальная дальность стрельбы по воздушным и
наземным целям согласно тактико-техническим требованиям должна быть не менее 10
км. Работы по созданию комплекса FOG-M в декабре 1988 года перешли в стадию полномасштабной разработки, которая в соответствии с условиями контракта должна быть завершена через 3,5 года, а развертывание серийного производства ожидается после выполнения программы испытаний во второй половине 1993 года. Разработчиками комплекса после конкурсной оценки предложенных проектов выбраны фирмы «Боинг» (комплекс в целом и станция наведения) и «Хьюз» (ракета). Ключевым, как считают иностранные военные специалисты, элементом комплекса FOG-M, определяющим его возможности по поражению целей вне зоны прямой видимости, является ракета (рис.4), для наведения которой используется волоконно-оптический кабель. Ее масса около 45 кг, длина 1,5 м, диаметр 0,15 м. Ракета оснащена стартовым и маршевым твердотопливными ракетными двигателями, которые размещены тандем-но в средней части корпуса и имеют общие сопла, установленные под углом к ее продольной оси. Впереди двигателей находится боевая часть, а за ними последовательно расположены источник энергоснабжения, блок бортовой аппаратуры управления полетом, катушка с волоконно-оптическим кабелем, аэродинамические управляемые поверхности и их приводы.
Управляющие поверхности и четыре промежуточных крыла, установленных вблизи центра масс ракеты, выполнены складывающимися. В носовом отсеке находится телевизионная камера, с помощью которой изображение местности перед летящей ракетой передается по волоконно-оптическому кабелю на самоходную пусковую установку, где оно воспроизводится на экране пульта управления оператора. Последний осуществляет поиск воздушной или наземной цели с последующим наведением на нее ракеты. Команды управления, передаваемые по волоконно-оптическому кабелю на борт ракеты, вырабатываются цифровым устройством. Ракета запускается вертикально, а затем совершает горизонтальный полет. Наряду с описанной выше телевизионной камерой фирма «Хьюз» ведет разработку усовершенствованной комбинированной головки с телевизионным и тепловизионным каналами (рис. 5). В фокальной плоскости оптической системы этой головки планируется установить приемник ИК излучения матричного типа. Матрица из 65 536 детекторов (256 X 256) выполнена на гибридном кристалле силицида платины. Приемник охлаждается жидким азотом. Зарубежные специалисты считают, что ракета, оснащенная усовершенствованной головкой, будет обладать более высокой скоростью полета, а максимальная дальность стрельбы комплекса FOG-M превысит 15 км. Многоцелевой ракетный комплекс АДАТС предназначен для борьбы с низколетящими воздушными (в том числе высокоскоростными) и наземными бронированными целями. Судя по сообщениям западной печати, он способен поражать воздушные цели на дальностях от 1 до 8 км и высотах до 6 км. Максимальная дальность стрельбы по наземным бронецелям 6 км. В состав комплекса АДАТС входят: восемь ракет в транспортно-пусковых контейнерах (два пакета по четыре ЗУР), смонтированных на башне кругового вращения; РЛС обнаружения воздушных целей; оптико-электронный блок сопровождения цели и наведения ракеты; ЭВМ; органы управления и индикации, а также другое оборудование. В башне установлена 25-мм автоматическая пушка, а справа на крыше находится 12,7-мм пулемет. Модульная конструкция комплекса позволяет монтировать его на гусеничных и колесных шасси машин различных типов. Так, первые два опытных образца АДАТС были созданы на базе американского гусеничного бронетранспортера М113А2, а вариант комплекса, участвовавший в конкурсе по программе ФААДС, выполнен на базе боевой разведывательной машины МЗ «Брэдли» (рис. 6). Боевой расчет комплекса включает командира экипажа, оператора и механика-водителя.
Ракета имеет длину 2,05 м, диаметр 152 мм и стартовую массу 51 кг. Она выполнена
по нормальной аэродинамической схеме и оснащена твердотопливным двигателем. За
время работы двигателя (3-4 с) скорость полета ЗУР достигает своего
максимального значения, соответствующего числу М=3. Ракета снаряжена
кумулятивно-осколочной боевой частью (масса 12,5 кг) и взрывателями двух типов:
неконтактным и контактным. Последний используется при стрельбе по наземным
целям. На хвостовом оперении ЗУР установлены два приемника лазерного излучения.
Ракеты в заводских условиях помещаются в герметичные ТПК, в которых
осуществляется их хранение и транспортировка. Импульсно - доплеровская РЛС предназначена для обнаружения и сопровождения воздушных целей на дальностях до 24 км. Антенная система РЛС формирует двухлучевую (в угломестной плоскости) диаграмму направленности. Передатчик работает в диапазоне частот 8-12 ГГц. Наличие в составе аппаратуры станции цифрового процессора обеспечивает одновременное сопровождение до шести целей. РЛС сопряжена с аппаратурой опознавания «свой - чужой». Оптико-электронный блок сопровождения цели и наведения ракеты состоит из телевизионного и тепловизионного устройств сопровождения, лазерного дальномера (на кристалле иттриево - алюминиевого граната с примесью неодима), устройства наведения с лазером на двуокиси углерода (длина волны 10,6 мкм), четырех ИК гониометров. Все эти средства установлены на гиростабилизированном основании в передней части башни. Устройства сопровождения обоих типов имеют широкое и узкое поля зрения (телевизионное - 4 и 0,9°, тепловизионное - 9 и 3,2°) и могут использоваться при слежении как за воздушными, так и за наземными целями. Телевизионное устройство, обладающее большей разрешающей способностью, применяется, как правило, в светлое время суток при благоприятных метеоусловиях, а тепловизионное (диапазон длин волн 8-12 мкм), разработанное фирмой «Мартин Мариэтта» на основе системы ночного видения боевого вертолета АН-64А «Апач», - при сопровождении воздушных целей не только в темное время суток, но и в сложных метеоусловиях. Боевая работа комплекса АДАТС происходит следующим образом. РЛС осуществляет поиск целей, данные об обнаруженных и опознанных целях поступают в ЭВМ для оценки степени их угрозы и определения последовательности обстрела. Башня поворачивается в направлении выбранной для обстрела цели, и оператор производит ее захват телевизионным или тепловизионным устройством сопровождения (в зависимости от условий видимости). Одновременно с этим измеряется дальность до цели с помощью лазерного дальномера. При входе цели в зону поражения комплекса производится пуск ракеты, наведение которой разделяется на два этапа. На первом осуществляется вывод ЗУР на линию визирования цели. При этом координаты ракеты, измеренные с помощью ИК гониометров, сравниваются с параметрами расчетной траектории, введенными в запоминающее устройство ЭВМ. Последняя вырабатывает команды, которые в виде лазерного излучения (с временной модуляцией), создаваемого устройством наведения, передаются на борт ракеты. На втором этапе наведения (после прекращения работы двигателя) лазерный луч с пространственной модуляцией фокусируется на цели. Приемники лазерного излучения, установленные на хвостовом оперении ракеты, производят измерения значений отклонения последней от оси луча. Бортовое вычислительное устройство преобразует их в команды управления рулями, при отработке которых ракета удерживается в центре лазерного луча, наводимого на цель. Согласно сведениям зарубежной печати, сухопутным войскам США планируется поставить 566 комплексов АДАТС и свыше 10 тыс. ракет к ним. Стоимость программы, включая расходы на разработку, составит 6 млрд. долларов. ЗРК «Авенджер» (см. цветную вклейку) предназначен для поражения воздушных целей на дальностях от 0,5 до 5,5 км и высотах от 30 до 3800 м. Комплекс создан фирмой «Боинг» с использованием ЗУР «Стингер» фирмы «Дженерал дайнэмикс». В своем составе он имеет ПУ (два пакета по четыре ракеты в транспортно-пусковых контейнерах, 12,7-мм пулемет, оптическое и тепловизионное устройства обнаружения и сопровождения целей, лазерный даль-номер, ЭВМ, аппаратуру опознавания «свой-чужой» AN/PPX-3B, органы управления и индикации, связные радиостанции AN/PRC-77 и AN/VRC-47 (в перспективе их планируется заменить станцией AN/VRC-91). Эти средства (за исключением ПУ и пулемета) размещаются внутри кабины, где оборудовано рабочее место оператора. Кабина, установленная на гиростабилизированном основании, монтируется на автомобиле высокой проходимости М988 «Хаммер». Наличие гиростабилизированного основания дает возможность вести стрельбу в движении. Так, в 1984 году во время испытаний комплекса воздушная цель была поражена при скорости его движения 32 км/ч, ЗРК «Авенджер» аэротранспортабелен. На самолетах СИЗО и С-141 могут перевозиться три и шесть комплексов соответственно. Предусматривается также транспортировка данного ЗРК вертолетами UH-60 «Блэк Хок» и СН-47 «Чинук» (на внешней подвеске). В комплексе «Авенджер» применена последняя модификация ЗУР «Стингер», имеющая обозначение FIM-92B, с ГСН POST (Passive Optical Seeker Technology), работающей в ИК и ультрафиолетовом диапазонах. По своим характеристикам и конструктивному исполнению она аналогична ракете FIM-92А базовой модели. Стартовая масса ЗУР 9,5 кг, длина 1,52 м, диаметр 70 мм. Максимальная скорость полета ракеты соответствует числу М = 2,2. 12,7-мм пулемет предназначен в основном для ведения огня по наземным целям. Наличие оптического и тепловизионного (диапазон длин волн 8-12 мкм) устройств обнаружения и сопровождения, работающих совместно с лазерным дальномером (на двуокиси углерода), позволяет оператору осуществлять слежение за целью в автоматическом режиме, чем обеспечиваются благоприятные условия для ее поражения на максимально возможной дальности. Производство ЗРК «Авенджер» началось в 1988 году. Потребности сухопутных войск и морской пехоты оцениваются в 1207 и 275 комплексов соответственно, однако в первые пять лет они будут поставляться только сухопутным войскам в количестве 273 единиц. Система обнаружения воздушных целей и управления средствами ПВО дивизии FAAD С21 должна, по мнению американских военных специалистов, обеспечивать оповещение зенитных подразделений за время, не превышающее 12 с, и позволять решать не более чем за 60 с задачу целераспределения и доведения команд. Важнейшим требованием, предъявляемым к системе, является способность функционирования в сложной помеховой обстановке. В
систему FAAD С21 войдут: оперативный центр управления ПВО, расположенный на
командном пункте зенитного дивизиона; пункты управления зенитных батарей и
взводов; средства обнаружения воздушных целей, средства передачи данных и связи.
Аппаратура управления В
качестве средств обнаружения воздушных целей в системе FAAD С21 планируется
использовать средства активного и пассивного типов наземного и воздушного
базирования, однако до настоящего времени выбор конкретных образцов еще не
сделан. Среди наземных РЛС обнаружения, потребность сухопутных войск в которых
оценивается 127 станциями, предпочтение отдавалось РЛС AN/TPQ-36A (рис. 7),
разработанной фирмой «Хьюз» для норвежского варианта ЗРК «Усовершенствованный
Хок», однако контракт на ее производство еще не заключен. Американские военные специалисты считают, что развертывание системы FAAD С21 с совершенными средствами обнаружения (сначала наземного, а затем и воздушного базирования) и средствами передачи данных и связи, позволяющими осуществлять обмен информацией между элементами системы и получать данные от других АСУ ПВО (в первую очередь системы АВАКС), обеспечит эффективное боевое применение подразделений зенитных ракетных комплексов FOG-M, АДАТС и «Авенджер». По их мнению, наличие на вооружении этих средств борьбы с НЛЦ в дополнение к находящимся в сухопутных войсках ЗРК большой дальности «Пэтриот» и средней дальности «Усовершенствованный Хок» даст возможность получить систему ПВО, способную успешно бороться с воздушными целями во всем диапазоне высот их полета - от предельно малых до больших. Зарубежное военное обозрение №8 1990 С.21-27 Смотрите также | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Просмотров: 13619 | | |
Всего комментариев: 0 | |