ВВС США в операции по защите воздушного пространства страны «Благородный орёл»
Подполковник Д. Шляхтов
Террористические атаки на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 года привели к пересмотру взглядов американского военно-политического руководства на вопросы обеспечения национальной безопасности США. В частности, был сделан вывод о необходимости повышения внутренней безопасности страны, поскольку сформировалось ясное понимание того, что Соединенные Штаты не в состоянии достаточно эффективно защитить территорию страны от новых форм враждебных действий. В результате был разработан ряд концептуальных документов, определяющих требования по предотвращению терактов внутри страны, защите населения и в целом снижению уязвимости США от возможных террористических атак. Согласно этим требованиям вооруженные силы вносят свой вклад в обеспечение национальной безопасности, осуществляя передовое военное присутствие, защиту государства страны от внешних атак и оказывая активную помощь федеральным властям в пределах своей территории.
ВВС США в этих условиях отведены функции контроля воздушного пространства страны, а также прикрытия крупных городов и важных объектов от атак с использованием воздушных судов.
Операция «Благородный орел» (ОБО) началась 11 сентября 2001 года с введения патрулирования истребителей над главными городами страны в качестве экстренной ответной меры на террористические атаки Нью-Йорка и Вашингтона. Сегодня ОБО представляет собой полномасштабную государственную акцию, которая будет продолжаться в течение необходимого, на взгляд американского руководства, времени.
Первоначально патрулирование истребителей было организовано над важнейшими городами и обеспечивалось самолетами ДРЛО и управления системы AWACS и транспортно-заправочными самолетами. Патрульные полеты выполнялись в целях предотвращения воздушных атак и являлись видимой демонстрацией обеспечения защиты городского населения правительством.
Однако оказалось, что непрерывное патрулирование - это весьма дорогостоящее мероприятие (финансовые затраты на него достигали 200 млн долларов в месяц), кроме того, оно требовало повышенного напряжения от летчиков, авиационной техники и обслуживающего персонала; В связи со всеми этими факторами руководство министерства обороны начало поиск более дешевых и эффективных способов обеспечения защиты страны. В итоге Пентагон остановился на варианте своевременного выявления и оповещения о возможной угрозе и использования истребителей из режима дежурства на земле по вызову.
Операция через четыре с половиной года после начала не привлекает к себе такого внимания, как раньше, однако, претерпев существенную трансформацию, продолжает осуществляться. В настоящее время в ней задействовано значительно большее количество радиотехнических средств, авиационной техники и персонала. Наибольшую нагрузку при этом несут ВВС национальной гвардии (НГ). Части ВВС НГ сегодня выполняют дополнительную объемную задачу, причем без какого бы то ни было увеличения численности личного состава.
В дальнейшем операция по защите воздушного пространства Америки не предполагает уменьшения объема мероприятий. Напротив, по некоторым направлениям их перечень расширяется. В соответствии с новыми условиями были пересмотрены требования к системе воздушно-космической обороны Североамериканского континента NORAD (North America Air Defense, центр управления размещен в горе Шайенн, штат Колорадо) в направлении повышения ее эффективности.
С учетом недостатков и проблем, выявившихся в ходе событий 11 сентября, были произведены значительные организационные изменения. В частности, в октябре 2002 года было сформировано объединенное командование (ОК) ВС США в зоне Северной Америки, возглавил которое четырехзвездный генерал. С этого времени на ОК возложены функции по обеспечению ПВО территории Северной Америки. В январе 2003 года было создано министерство внутренней безопасности, включившее в себя части береговой охраны и управление безопасности на транспорте.
В конце 1991 года в рамках системы NORAD на 26 авиабазах (АвБ) континентальной части США было организовано боевое дежурство истребителей ПВО для обеспечения перехвата средств воздушного нападения. С распадом СССР количество дежурных АвБ было сокращено, и на момент 11 сентября 2001 года оно равнялось семи. Ни одна из этих семи авиабаз
не находилась в достаточной близости от объектов террористических атак в день терактов. На теракт в Нью-Йорке отреагировали истребители с авиабазы ВВС НГ Отис (штат Массачусетс), а после тарана здания Пентагона были подняты экипажи с АвБ Лэнглей (Виргиния).
В настоящее время силы ПВО NORAD в общей сложности включают восемь истребительных эскадрилий (две - регулярных ВВС, четыре - ВВС НГ, две - ВВС Канады), более 130 истребителей (в том числе 30 канадских CF-18), около 130 радиолокационных постов, восемь самолетов ДРЛО и управления E-3AWACS, девять основных и три запасных КП (центра управления) оперативных районов, секторов и зон ПВО. Численность дежурных сил и режим дежурства постоянно варьируются в зависимости от степени потенциальной угрозы. При несении боевого дежурства на назначенных аэродромах в готовности к немедленному взлету находится, как правило, пара истребителей с экипажами и необходимым обслуживающим персоналом.
Зона ответственности системы NORAD подразделяется сегодня на три оперативных района: Аляскинский, со штабом на авиабазе Элмендорф (штат Аляска); Канадский (штаб в г. Виннипег, провинция Манитоба); и континентальный район со штабом на
АвБ Тиндал (штат Флорида), который одновременно является штабом 1-й воздушной армии (ВА), ответственной за прикрытие континентальной части США.
В ходе событий 11 сентября были выявлены существенные недостатки в системе оповещения и управления силами и средствами ПВО и, кроме того, отсутствие устойчивой связи и взаимодействия между военными и гражданскими органами контроля воздушного пространства. В целях их ликвидации были определены приоритеты в модернизации системы NORAD и системы управления воздушным движением (УВД). Особое внимание уделено повышению эффективности управления первой. В процессе строительства находится новый командный центр (КЦ) NORAD, проводятся работы по совершенствованию технических средств управления в штабе системы. В настоящее время КЦ этой системы располагает прямыми каналами связи и управления с частями и подразделениями истребительной авиации, непосредственно несущими боевое дежурство. Возможности по управлению и связи на командных пунктах дежурных подразделений и частей истребительной авиации также расширяются.
В американских СМИ отмечается, что были проведены значительные технические доработки в целях обеспечения устойчивого взаимодействия военных и гражданских органов УВД. В настоящее время NORAD и Федеральное управление гражданской авиации (ФУГА) обладают совмещенной информацией о воздушной обстановке, интегрированными радиолокационными средствами и сопряженными каналами связи. В помещении нового КЦ системы предусмотрено совместное расположение рабочих мест офицеров боевого управления и специалистов ФУГА. Все это позволило ликвидировать фатальную несогласованность, проявленную 11 сентября, когда радиолокационные станции (РЛС) NORAD контролировали воздушное пространство за границей территории США, а РЛС ФУГА контролировали пространство внутри Соединенных Штатов при полном отсутствии обмена информацией между этими структурами.
После проведенных доработок пункты управления этой системы получают полноценную картину внутреннего воздушного пространства страны, ранее контролировавшегося только ФУГА.
В настоящее время система NORAD ежедневно отслеживает до 7 000 воздушных объектов, приближающихся и входящих в воздушное пространство США. Одновременно в воздухе над территорией Соединенных Штатов может находиться до 10 000 воздушных судов. В течение суток в аэропортах страны выполняется около 80 000 взлетов и посадок самолетами внутренних авиарейсов. Сегодня возможности системы позволяют соответствующим службам контролировать все передвижения судов по воздушным трассам и немедленно реагировать на любые отклонения от маршрутов и приближение самолетов к запретным зонам. Созданная система контроля воздушного пространства США, по мнению американского военного руководства, способна с большой степенью вероятности предотвратить воздушные атаки, подобные совершенным 11 сентября. В зарубежных СМИ отмечается, что если в течение 2000 года по команде с ПУ системы NORAD истребители выполнили около 125 взлетов по тревоге, то с началом ОБО совершено свыше 1 000 подъемов дежурных истребителей по вызову.
В ходе патрульных полетов в рамках операции было осуществлено более 1 500 целеуказаний истребителям для сближения с подозрительными воздушными судами. Количество целеуказаний не уменьшилось с сокращением числа патрульных полетов. Так, в 2004 году истребители из зон патрулирования направлялись на сближение с воздушными судами около 550 раз. Причиной большинства этих вызовов были коммерческие и частные самолеты, сбившиеся с курса или отключившие радиолокационный ответчик системы государственного опознавания «свой — чужой».
В случае если воздушное судно будет определено как источник конкретной угрозы, предусмотрен ряд действий по пресечению дальнейшего полета нарушителя вплоть до применения истребителем бортового оружия на поражение. Однако такой приказ является крайней мерой, и руководство NORAD активно ищет альтернативные способы воспрепятствованию осуществлению атак.
В настоящий момент остаются нерешенными некоторые организационно-штатные вопросы. В частности, 113-е авикрыло ВВС НГ, основной задачей которого является прикрытие столичного региона, организационно входит в состав 9-й воздушной армии ВВС США, которая действует в основном в интересах объединенного центрального командования на Среднем Востоке. По мнению командования ВВС НГ округа Колумбия, то обстоятельство, что 113 акр не переведено в состав 1 ВА, ответственной за прикрытие континентальной части США, является существенным недостатком.
"Зарубежное военное обозрение" 2006 №1
Смотрите также
|