search
menu
person

NEWS AND UDATES


Американская военно-политическая стратегия "Соперничества"
HTML clipboard

Американская военно-политическая стратегия "Соперничества"

Полковник И. Рузаев

Во второй половине 30-х годов в Соединенных Штатах Америки в рамках процесса выработки концептуального подхода к вопросам национальной безопасности была разработана новая военно-политическая стратегия «соперничества»1. В основу внешнеполитических условий ее реализация был положен тезис о неизбежности длительной политической, военной, экономической и идеологической конфронтации США с Советским Союзом. Внутренними причинами, обусловившими ее принятие, явились значительный дефицит федерального бюджета и необходимость в этой связи некоторого ограничения роста расходов при сохранении их на высоком уровне. Кроме того, 80-е годы характеризуются бурным развитием военно-прикладных технологий, созданием новых образцов оружия и боевой техники, оказывающих существенное влияние на способы боевого применения родов войск и видов вооруженных сил. С целью оптимизации планирования военного строительства руководство министерства обороны прибегло к методам управленческой науки («менеджмента»), испытанным и отработанным десятилетиями жесткой конкурентной борьбы.

Основные положения. Сущность провозглашенной стратегии состоит в том, чтобы, в максимальной степени используя научно-технические успехи США, при планировании развития перспективных вооружений приоритет отдавать тем направлениям, которые должны обеспечивать не только достижение военного превосходства Соединенных Штатов, но и глубокое экономическое изматывание Советского Союза.

Необходимо отметить, что идеи, положенные в основу стратегии «соперничества», в той или иной форме выдвигались и раньше. Еще в 1972 году сотрудник корпорации «Рэнд», ныне начальник управления общих оценок министерства обороны США, А. Маршалл предложил использовать в процессе военного планирования принципы «менеджмента», в первую очередь критерий «эффективность/стоимость»2. Не является новым и экономический аспект в конфронтации с Советским Союзом. Он фактически присутствовал на всех этапах гонки вооружений, развязанной Соединенными Штатами после второй мировой войны. Принципиально новым в стратегическом планировании с использованием положений стратегии «соперничества» является ее опора на последние достижения науки и техники, технологические преимущества, которых, как считают в США, они достигли в ряде областей. По сути дела, речь идет о развертывании гонки вооружений на качественно ином уровне.

Следовательно, традиционные способы реализации военно-силового мышления США дополняют новыми. Характеризуя стратегию «соперничества», министр обороны СССР генерал армии Д. Т. Язов подчеркнул, что ее смысл в том, чтобы «снова ьтянуть СССР, другие страны Варшавского Договора в военное соперничество с Западом. Ставка делается на новейшие технологии, с помощью которых предполагается обесценить имеющиеся у нас системы вооружения и военной техники, вынудить переключить средства с социально-экономических программ на разработку нового оружия. А так как авторами стратегии заведомо подразумевается наше отставание в области технологий, такое оружие, по их расчетам, в конце концов окажется неэффективным, и тем самым будет обеспечен «максимальный стратегический перевес» над СССР» 3.

Впервые стратегия «соперничества» была обнародована в 1986 году министром обороны К. Уайнбергером и с тех пор является неотъемлемым элементом политики Соединенных Штатов.

В рамках этой стратегии наиболее целесообразным считается развитие наступательных систем вооружения, поскольку, по замыслу американских стратегов, для создания средств противодействия им СССР вынужден будет привлекать значительные материальные и людские ресурсы на разработку сугубо оборонительных систем оружия, ослабляя тем самым свой наступательный и контрнаступательный потенциал.

Практическая реализация стратегии «соперничества» основана на всесторонней оценке и прогнозировании ответных действий Советского Союза на новые американские программы вооружения, а также планировании ответных шагов Вашингтона. Как заявил в январе 1989 года бывший в то время министром обороны США Ф. Карлуччи, методика применения стратегии «соперничества» предполагает тщательный просчет возможных вариантов развития событий «на три хода вперед» по принципу: свое действие — противодействие Советского Союза — контрпротиводействие Соединенных Штатов. При этом изначально планирование должно быть нацелено на нейтрализацию возможных ответных шагов СССР.

К середине 1987 года в целом была завершена теоретическая разработка основ • новой стратегии, после чего Пентагон приступил к этапу ее практического осуществления. В этой связи в рамках министерства обороны был создан совет по политике «соперничества» во главе с министром обороны, исполнительный комитет совета и в качестве рабочего органа отдел политики «соперничества» в аппарате министра обороны (см. схему). Разведывательное обеспечение стратегии «соперничества» возложено на специальный разведывательный комитет. Для решения конкретных вопросов создаются (на срок до 90 дней) специальные рабочие группы с привлечением специалистов всех видов вооруженных сил.

С целью проверки рекомендаций рабочих групп был также образован комитет по моделированию военных ситуаций, который на моделях с применением ЭВМ проигрывает различные варианты тех или иных ситуаций военно-политического, военного, военно-технического и военно-экономического характера. Советом было принято постановление о том, чтобы каждое предложение на разработку нового образца вооружения содержало обоснование его целесообразности с позиций стратегии «соперничества».

Выбор основных направлений развития вооружений в соответствии со стратегии "Соперничества". При определении главных направлений военно-технической политики на ближайшие 20 лет руководство Пентагона учитывает одно из ключевых требований стратегии «соперничества», заключающееся в поддержании и увеличении существующего разрыва между Соединенными Штатами и СССР в области разработки основных технологий. По расчетам американских стратегов, это должно поставить Советский Союз перед необходимостью кардинального перераспределения ресурсов в невыгодных для него направлениях, заставить его поддерживать высокий уровень военных расходов, тем самым экономически измотать СССР и добиться решающего военного превосходства США4.

Органы обеспечения реализации стратегии «соперничества» е министерстве обороны США

Исходя из этого были определены перспективные базовые направления исследований, где США якобы имеют существенный технологический перевес над СССР, который необходимо поддерживать и увеличивать. К ним, в частности, относятся: технология «стелт», разработки в области сверхпроводимости и новых конструкционных материалов, создание электронно-вычислительных машин пятого поколения (суперкомпьюгеров), средств распознавания целей и автоматизированной обработки данных5.

Обеспечить технологическое превосходство Соединенных Штатов над СССР планируется за счет проведения научно-исследовательских работ с так называемым высоким техническим уровнем риска в первую очередь в тех областях, где, по оценке американцев, они имеют явное преимущество. При этом считается, что отрицательный результат исследований не несет угрозы отставания США, а успех позволит осуществить качественный скачок, который, по замыслу руководства Пентагона, может привести к необратимому отрыву.

В стратегических наступательных силах наиболее динамичное развитие получит авиационный компонент триады6, поскольку, по мнению военных экспертов, именно в этой области можно эффективнее всего использовать достигнутый США технологический перевес. Особенно перспективными стратегическими авиационными средствами с позиции стратегии «соперничества», а также по условиям оперативно-стратегического применения считаются крылатые ракеты в обычном и ядерном снаряжении и бомбардировщик В-2, выполненные по технологии «стелт».

Согласно американской оценке, ускоренное развитие крылатых ракет обусловлено прежде всего чисто военными причинами. Специалисты Пентагона исходят из того, что это единственный эффективный компонент стратегических наступательных сил, позволяющий вести длительную всеобщую обычную войну. Крылатые ракеты, выполненные по технологии «стелт», могут быть привлечены также к участию во внезапном ударе по стратегическим целям на территории СССР неядерными средствами. Кроме того, расчет делается на то, что Советскому Союзу придется пойти на значительные расходы при реорганизации своей системы ПВО, достаточно эффективной против КР. В начале 90-х годов на вооружение должна поступить ядерная крылатая ракета AGM-129A (АСМ), выполненная по технологии «стелт». Высокая точность наведения позволит при соответствующих доработках использовать ее в обычном снаряжении на дальности 2300—2500 км. Намечена также разработка неядерной КР LRCCM на основе технологии «стелт», точность наведения которой будет составлять около 3 м.

Основными носителями крылатых ракет до 2000 года должны быть бомбардировщики В-52 и В-1В, а с середины 90-х годов — и самолет В-2, выполненный по технологии «стелт». Его использование, согласно оценке американских специалистов, значительно повысит возможности стратегической авиации по прорыву ПВО Советского Союза.

Главным направлением развития межконтинентальных баллистических ракет является повышение точности стрельбы, что при сохранении мощности боеголовок существенно увеличивает вероятность поражения высокозащищенных и малоразмерных объектов стратегического назначения и обеспечивает, по сути, создание в США потенциала первого удара. Считается, что наиболее полно решение этих задач обеспечат МБР MX, БРПЛ «Трайдент-2» и, возможно, МБР «Миджитмен».

В стратегических оборонительных силах использование принципов «соперничества» наиболее ярко проявилось в программе СОИ, которая направлена в первую очередь на создание и поддержание отрыва США от СССР в ключевых областях технологии и на применение достигнутых результатов для разработки новых образцов вооружений в интересах всех видов вооруженных сил. Что касается системы противоракетной обороны, то пока военно-политические руководители США отдают предпочтение объектовой системе ПРО наземного базирования. Окончательное решение о целесообразности практической реализации конкретного варианта программы СОИ предполагается принять после исследования результатов научно-исследовательских разработок и тщательного анализа возможных асимметричных контрмер со стороны Советского Союза.

Одним из направлений развития стратегических оборонительных сил является образование единой системы ПВО Североамериканского континента, получившей название «противовоздушная оборонная инициатива». С позиций стратегии «соперничества» на нее возлагается задача создать эффективные системы борьбы с перспективными советскими средствами воздушного нападения, прежде всего крылатыми ракетами, и обесценить тем самым затраченные Советским Союзом средства на их разработку и производство.

В соответствии с решением совета по политике «соперничества», принятым в июле 1987 года, основным направлением развития сил общего назначения считается создание систем высокоточного оружия различных диапазонов дальности, комплексируемых с перспективными средствами разведки и управления войсками и оружием. По мнению американских специалистов, возможность создания автономных разведывательно-ударных комплексов (РУК) в основном корпусного звена была подтверждена. В ходе испытаний были выяснены их сильные стороны, к которым относятся высокие потенциальные возможности по поражению бронетанковой техники противника, и слабые — низкая живучесть РУК на современном поле боя, когда вывод из строя любого из его элементов парализует всю систему. В этой связи Пентагон намечает перейти на новый уровень разработок с целью создания единой автоматизированной системы на ТВД, объединяющей высокоточные средства поражения сухопутных войск, тактической и палубной авиации и РЭБ, а также системы разведки, связи, обработки разведывательных данных и управления войсками. Автоматизированная система должна обеспечить возможность нанесения внезапного скоординированного удара неядерными средствами по наиболее важным объектам на всю глубину оперативно-стратегического построения войск Организации Варшавского Договора.

Важнейшим направлением развития тактической и палубной авиации будет создание нового истребителя F-117 и штурмовика ATA (А-12), разрабатываемых с широким использованием технологии «стелт», а также новых эффективных систем авиационного вооружения. По замыслу американского руководства, это поставит Советский Союз перед необходимостью модернизировать войсковую ПВО и качественно обновить .самолетный парк фронтовой авиации.

Развитие ВМС планируется осуществлять по двум главным направлениям. Первое — повышение роли надводных сил флота за счет оснащения крылатыми ракетами, а также совершенствования их системы противовоздушной обороны. Второе — совершенствование средств противолодочной борьбы с целью создания условий для обеспечения непрерывного слежения за советскими атомными ракетными подводными лодками и надежного их поражения в случае начала войны.

Стратегия "Соперничества"   — метод стратегического планирования. Дальнейшее развитие концепция «соперничества» получила после заключения Договора по РСМД. Наиболее реакционные круги США увидели в ней «теоретическую платформу» для разработки всевозможных компенсационных мер, направленных на выхолащивание существа договора, а также для планирования военной политики в целом. Сфера ее приложения стала распространяться из военно-технической области на внешнюю политику, экономику и идеологию7. Как заявил Ф. Карлуччи, стратегия «соперничества» представляет, по существу, метод стратегического планирования национальной политики США с учетом долгосрочной конфронтации с Советским Союзом.

Несмотря на то что первоначально стратегия «соперничества» была разработана для условий мирного времени, со второй половины 1987 года она все чаще используется для планирования военных действий. Специальная рабочая группа по политике «соперничества» тщательно изучила возможные варианты ведения войны в Европе между НАТО и Организацией Варшавского Договора (ОВД) с применением только обычных средств поражения. Исходя из основных принципов стратегии «соперничества», было рекомендовано на начальном этапе военных действий главные усилия сосредоточить на решении следующих задач: уничтожение и поражение ВВС ОВД на аэродромах, вывод из строя аэродромно-навигационного оборудования; срыв организованного выдвижения и ввода в сражение вторых эшелонов и резервов; нарушение системы управления ОВС ОВД на оперативно-стратегическом уровне; проведение операций на флангах Европейского театра войны и на других театрах с целью не допустить усиления группировки советских войск в Европе, навязать СССР длительную войну на нескольких фронтах и, используя коалиционное превосходство Запада в экономике, людских и финансовых ресурсах, вынудить СССР принять условия капитуляции американской стороны.

Для решения этих задач рекомендовано значительно повысить возможности ВВС и сухопутных войск США по поражению самолетов на аэродромах и аэродромно-навигационного оборудования за счет разработки новых эффективных беспилотных летательных аппаратов в разведывательном и ударном вариантах, систем авиационного вооружения, высокоточного ракетного оружия дальнего действия.

Рекомендации рабочей группы были проверены на моделях боевых действий между ОВС НАТО и ОВС ОВД с учетом поступления новых систем вооружения и организационно-штатной структуры середины 90-х годов8. Результаты моделирования были следующие: войска «оранжевых» (ОВД) за 28 сут ведения боевых действий смогли продвинуться в глубь территории ФРГ только на 30 км (по условиям игры «оранжевые» были «агрессорами») и в результате значительных потерь в живой силе и технике, а также отсутствия резервов вынуждены были принять условия «синих» о прекращении военных действий.

Характерно, что, по оценке американских военных специалистов, решающую роль в победе «синих» сыграли следующие факторы: широкое применение высокоточного оружия; возросший, несмотря на это, расход обычных боеприпасов (на отдельных этапах операции почти в 2 раза); использование новейших автоматизированных систем сбора и обработки разведывательных данных, управления войсками и оружием.

Применение принципов стратегии «соперничества» в области внешней политики предполагает использование дипломатических средств для достижения военного превосходства США. При этом упор делается на рекомендации, содержащиеся в директиве совета национальной безопасности СНБ-689, о выдвижении на переговорах с СССР таких требований, которые выглядели бы справедливыми в глазах мировой общественности, но на практике обеспечивали бы ослабление позиций Советского Союза. Характерно, что любое проявление советской стороной готовности к компромиссам рассматривается как признак слабости ее позиции, а это автоматически должно вести к дальнейшему ужесточению американских требований в расчете на еще более кардинальные уступки.

Согласно заявлениям представителей из ближайшего окружения Дж. Буша, по мере уменьшения военной конфронтации с СССР все большее значение будет иметь экономическая мощь в качестве решающего инструмента силового давления на Советский Союз, причем именно здесь могут быть полностью использованы основные положения стратегии «соперничества».

В идеологической области особый упор делается на умышленное искажение целей и задач советской внешней и внутренней политики, раздувание существующих трудностей с максимальным использованием возможностей, которые дает процесс демократизации и гласности.

Место стратегии «соперничества» в американской военной доктрине определяется ее целями и решаемыми задачами. Разработанная для определения наиболее эффективных направлений военно-технической политики США в рамках существующей военной стратегии, ныне она превратилась в направление политики, призванное обеспечивать достижение целей стратегии «национальной безопасности», объединяющей и координирующей внешнеполитические, военные, экономические и другие усилия для утверждения интересов американского империализма.

Итак, вопреки позитивным сдвигам в советско-американских отношениях стратегия «соперничества», по замыслу военно-политического руководства США, призвана стать новым универсальным средством оптимизации разносторонних усилий, направленных против Советского Союза. Имея откровенно авантюристический, милитаристский характер, она рассчитана на достижение и удержание длительного военного и экономического превосходства Соединенных Штатов за счет эффективного использования последних достижений науки и техники и смещения гонки вооружения в качественно новую область. Несмотря на планируемую стабильность военных расходов и некоторое сокращение регулярных компонентов вооруженных сил, нынешняя администрация США активно использует стратегию «соперничества» для определения основных направлений военного строительства на 90-е годы.

1 В ряде советских и иностранных публикаций название этой стратегии встречается в следующих вариантах: «стратегии конкуренции», «конкурентоспособные стратегии», «конкурирующие стратегии», «стратегическая концепция «соперничества».

2 The New Republic. — 1988. — 28 November.

3 Красная звезда. — 1989. — 13 апреля.

4 Aviation Week and Space Technology. — 1988. — 1 February.

5 Aviation Week and Space Technology. — 1988. — 3 October.

6 Aerospace Daily. — 1988. — 22 November.

7 Aerospace Daily. — 1988. — 3 November.

8 Armed Forces Journal. — 1988. — October.

9 Aerospace Daily. — 1988. — 3 November.

Зарубежное военное обозрение №8 1989 С.3-8

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (13.11.2009) | Автор: Полковник И. Рузаев
Просмотров: 5701 | Теги: стратегия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar