Армии США разрешили выводить БПЛА в общее пространство Василий Сычев
В настоящее время во всем мире беспилотникам разрешено осуществлять полеты только в строго ограниченном воздушном пространстве, специально зарезервированном для военных нужд. В большей степени это связано с тем, что наземные операторы БПЛА не имеют всей полноты обзора и не располагают полной информацией об обстановке в воздухе, а значит не могут обеспечить своевременный увод контролируемого аппарата с пути гражданского судна. Кроме того, активное развитие беспилотной отрасли началось относительно недавно и законодательство просто не успело приспособиться к массовому применению БПЛА. Сейчас разрешение на пролеты беспилотных аппаратов над территорией той или иной страны выдается только в крайних случаях, например, для наблюдения за группой террористов или в случае войны. В частности, американским беспилотникам разрешено осуществлять полеты в гражданском пространстве Афганистана, Ирака и Пакистана. На вооружении США сегодня состоят около 6,5 тысячи БПЛА, большинство из которых используются за рубежом. Очевидно, что по окончании заграничных боевых действий все эти аппараты вернутся обратно в США и их придется использовать уже дома, где в ограниченном пространстве им станет просто тесно. "За" и "против" 4 февраля 2010 года Армия США открыто объявила о намерении создать систему увода беспилотников от столкновения. Предполагается, что эта система будет состоять из двух элементов - наземной радиолокационной станции и передающего оборудования и воздушного компонента, установленного на БПЛА. Испытания наземной части системы уже состоялись в начале февраля текущего года. Воздушный комплекс будет испытываться на базе беспилотника MQ-1C Gray Eagle (прежнее название - Sky Warrior). Американские военные полагают, что создание системы увода беспилотников от столкновений позволит получить разрешение Федерального авиационного управления (FAA) США на круглосуточные полеты в общем воздушном пространстве страны. Предполагается, что новая система позволит военным операторам БПЛА вовремя определять наличие других летательных аппаратов в воздухе, проводить их классификацию, вычислять их траектории полета и, в случае необходимости, уводить беспилотники в сторону, а то и вовсе производить их экстренную посадку. Само FAA к таким планам Армии относится скептически. Во-первых, разрешение на интеграцию беспилотников в общее воздушное пространство добавит головной боли самому FAA, и без того отслеживающему перемещения нескольких сотен самолетов в воздушном пространстве США. Сотни беспилотников, ворвавшиеся в эту картину, только усложнят дело. Во-вторых, ни в США, ни где бы то ни было еще не существует четкого законодательства, регламентирующего использование беспилотников. Так, в некоторых штатах полеты БПЛА разрешены, но на небольшой высоте, только ночью и вдали даже от небольших частных аэродромов. В других штатах полеты беспилотников запрещены полностью. Наконец, в-третьих, ни FAA, ни сами военные не имеют представления о том, что делать, если беспилотник по какой-либо причине вдруг утратит связь с оператором. Последствия такой неполадки могут быть самыми непредсказуемыми. Например, 2 августа 2010 года во время очередного испытания беспилотника вертолетного типа Fire Scout, создаваемого для ВМС США, аппарат "сбежал" с полигона. Операторы из-за технической неполадки утратили связь с БПЛА, в результате чего тот покинул воздушное пространство полигона и направился к Вашингтону. Для того чтобы остановить "беглеца", в боеготовность были приведены несколько истребителей F-16 Fightning Falcon, которые готовились его сбить. Когда Fire Scout оставалось до Вашингтона всего 64 километра, связь с аппаратом была восстановлена, и "беглец" вернулся на базу. В Ираке и Афганистане американским военным чаще приходилось сталкиваться с "обрывом" связи с беспилотниками, которые после этого либо продолжали полет по заранее внесенному в программу маршруту, либо разворачивались и самостоятельно возвращались в точку вылета. В общем воздушном пространстве такое поведение БПЛА, особенно высотных аппаратов, может привести к столкновению с гражданским лайнером. Взлет разрешен Интегрировать беспилотники в общее воздушное пространство Армия США намерена в несколько этапов. На первом речь будет идти только об обнаружении самолетов в воздухе и последующей экстренной посадке беспилотников. Информирование оператора БПЛА об опасности будет производиться звуковым сигналом. Этот этап и получил одобрение FAA. Беспилотникам разрешили летать в гражданском воздушном пространстве, но с большим количеством оговорок. Так, Армия США сможет проводить полеты беспилотников исключительно по ночам "от заката до рассвета". При этом летать беспилотным аппаратам разрешили только над пересохшим калифорнийским озером Эль-Мираж и на некотором расстоянии от него. Кроме того, воздушное пространство должно постоянно контролироваться наземным радаром Армии США, а сами беспилотники должны быть оснащены функцией полета по GPS. За ходом каждого беспилотного полета обязательно должен наблюдать представитель FAA. После того как первый этап будет "обкатан", Армия США надеется приступить ко второму этапу, на котором уже заработает система увода беспилотников от столкновения. По требованию FAA, она будет дополнена. Помимо обнаружения самолетов наземными и воздушными средствами Армии США, операторы беспилотников будут получать данные о воздушном движении и, исходя из этих сведений, производить соответствующую корректировку траектории полета беспилотников. Вся эта схема, хотя и выглядит довольно привлекательно, все равно не отвечает на главный вопрос - каким образом будут контролироваться полеты беспилотников? Ведь FAA и аэропортовым службам приходится постоянно отслеживать перемещение сотен самолетов в воздушном пространстве США, просчитывать воздушные коридоры и выдавать разрешения на взлет и посадку. При том, что проследить за полетом каждого самолета крайне сложно - например, во время терактов 11 сентября 2001 года FAA долго не удавалось установить новый маршрут полета угнанных террористами самолетов. В этот налаженный механизм воздушных перевозок FAA в будущем придется включить и беспилотники. Как это будет сделано, ни FAA, ни Армия США дать ответа пока не могут. Не исключено, что контроль за перемещением беспилотных аппаратов будет передан специально созданным центрам управления полетом, которые, как аэропортовые службы, будут самостоятельно отслеживать воздушное пространство, составлять расписание, выдавать разрешения, прокладывать коридоры. Короче говоря, брать пример с гражданских авиаузлов, передающих контроль за каждым самолетом друг другу по мере его продвижения в воздушном пространстве. В России тоже не разработана законодательная база, позволяющая использовать БПЛА в едином воздушном пространстве страны. Кроме того, не существует и нормативно-правовой базы в отношения сертификации беспилотников, соблюдения норм безопасности, подготовки специалистов и лицензирования производства беспилотников. На случай утраты связи с беспилотником в программу аппарата могут быть внесены соответствующие изменения. Какие именно, также пока не ясно. Это может быть экстренная посадка, снижение или возврат на базу на небольшой высоте. А может быть, авиационный компонент беспилотников будет доработан до такой степени, что БПЛА сможет самостоятельно обнаруживать самолеты на пути следования и уклоняться от столкновения с ними. В этом случае на самом беспилотнике тоже придется установить радар. Между тем, инициатива Армии США может оказаться полезной для производителей беспилотников. Так, компания General Atomics уже получила сертификат правительства США на гражданское применением ударного БПЛА MQ-1 Predator. Аппарат уже доступен в продаже под названием RQ-1 Predator XP; причем установка на него оружия невозможна. Беспилотник стоит немногим менее трех миллионов долларов, но покупатели на него вряд ли найдутся - дорого, да и его пилотирование пока сильно ограничено FAA и законодательством. И Европа тоже С февраля 2010 года Европа также ведет исследования в области интеграции беспилотных летательных аппаратов в гражданское воздушное пространство. Европейское оборонное агентство (EDA) 10 февраля поручило компаниям EADS и Astrium провести исследования на эту тему и представить отчет спустя шесть месяцев. К каким выводам пришли компании, которые должны были доложить EDA о своих достижениях в сентябре 2010 года, пока неизвестно. По условиям соглашения с EDA, EADS должна была провести исследования в области управления беспилотниками, поскольку занимается разработкой БПЛА на протяжении последних 30 лет. В частности, компания должна была оценить возможность использования наземных, бортовых и спутниковых систем, которые бы позволили обеспечить безопасность полетов беспилотников в мирном небе. В свою очередь Astrium, одна из ведущих компаний в области спутниковых систем, должна была изучить возможности спутников по управлению полетами беспилотников в гражданском пространстве.
Каким образом в конечном итоге будут реализованы полеты БПЛА в гражданском
воздушном пространстве, пока не ясно. Не исключено, что исследователи пойдут по
тому же пути, что и Армия США. Но, возможно, будет найден и другой путь, как,
например, законодательное ограничение полетов беспилотников по высоте и
скорости. В любом случае, по мере увеличения числа используемых беспилотников
военными и гражданскими подразделениями, рано или поздно такие аппараты придется
допустить в общее воздушное пространство. | |
| |
Просмотров: 3588 | | |
Всего комментариев: 0 | |