Концептуальные основы тылового обеспечения Вооружённых сил СШАКапитан 1 ранга Н. Башкиров, Военное руководство США отводит первостепенную роль тыловому обеспечению (ТО) вооруженных сил при решении ими задач в ходе современных военных конфликтов. Причем, как считают в Пентагоне, важность ТО все более возрастает и становится даже решающей в операциях "низкой интенсивности" (таких как миротворческие, по оказанию содействия гражданским властям, помощи при стихийных бедствиях и гуманитарных кризисах), когда деятельность подразделений тылового обеспечения становится одним из основных действий войск (сил). По взглядам командования американских ВС, именно система тылового обеспечения (СТО) создает материально-техническую основу оперативного реагирования национальных ВС на кризисы во всем мире, обеспечивая стратегическую глубину действий ВС и их способность ведения экспедиционных действий в течение длительного периода времени. Подтверждением данного положения является то, что ряд единых и функциональных концепций строительства и боевого применения ВС США посвящены непосредственно ТО, как и множество наставлений комитета начальников штабов (КНШ), а также уставов видов ВС. Особенно наглядно концептуальные основы тылового обеспечения ВС США просматриваются на примере эволюции положений наставлений КНШ и концептуальных документов американских сухопутных войск как наиболее многочисленных и ресурсоемких во всех видах ТО. Ключевым в этой сфере наставлением КНШ является JP 4-0 "Объединенное тыловое обеспечение" (Joint Logistics), В других подобных документах этой серии уточняются вопросы организации тылового обеспечения. Их примерами выступают JP 4-02 "Медицинское обеспечение" (Health Service Support), JP 4-06 "Похоронная служба" (Mortuary Affairs) и др. Положения данных документов касаются всех вооруженных сил, обязательны к исполнению как видовыми компонентами, так и представителями объединенных командований (ОК). Главными концептуальными документами американских сухопутных войск считаются доктринальные документы (Army Doctrine Publications - ADP). Из них тыловому обеспечению посвящено руководство штаба армии "Всестороннее обеспечение" (ADP 4-0 Sustainment) (ADRP 4-0 Sustainment), последняя редакция которого появилась в июле 2012 года. Концептуальные положения, изложенные в данном документе, конкретизированы в полевом уставе СВ США FM 4-0 "Тыловое обеспечение". Его ключевые положения, в свою очередь, развиваются в других документах СВ: полевых уставах FM 4-01.30 (FM 55-10) "Управление транспортным обеспечением" (Movement Control), FM 4-94 "Командование снабжения (на ТВД)" (Theater Sustainment Command-TSC), FM 4-02.1 "Медицинское обеспечение боевых действий" (Combat Health Logistics) и др. Следует подчеркнуть, что ТО в вооруженных силах США традиционно является сферой ответственности всех видов ВС, в том числе в рамках их совместных межвидовых операций. Определенным итогом процесса "объединенности" американских ВС в области тылового обеспечения в конце 90-х годов прошлого столетия стало наставление КНШ JP 4-0, которое ввело понятие "объединенного тыла" (Joint Logistics), создаваемого в целях интеграции тыловых ресурсов видов вооруженных сил в рамках объединенной группировки ВС США в единую среду тылового обеспечения - ЕСТО (Joint Logistics Environment - JLE), включающую информационное пространство, сухопутную, морскую и воздушно-космическую составляющие. В ЕСТО действует созданная объединенная система тылового обеспечения (Joint Logistics Enterprise -JLEnt), представляющая собой многоуровневую и взаимосвязанную совокупность руководящих органов тыла, подчиненных им подразделений тылового обеспечения, других поставщиков материально-технических средств (МТС) и услуг, связанных едиными целями, концепциями, контрактами, соглашениями и другими нормативно-правовыми документами. Эффективность усилий "объединенного тыла" определяется оптимальным распределением функций между командованиями видов ВС, объединенных зональных командований ВС США, командованием объединенных оперативных формирований (ООФ), управлением тыла Пентагона, а также объединенным командованием стратегических перебросок американских ВС и другими органами управления и подразделениями тылового обеспечения, которые и образуют объединенную СТО. Последняя может включать также органы и подразделения гражданских государственных органов США, частных гражданских организаций, тыловые органы группировки многонациональных сил (МНС) и др. ЕСТО определяется как сфера синхронизации усилий, координированного и совместного использования соответствующих ресурсов двумя и более видами ВС в составе межвидовых группировок войск (сил). В то время как тыл остается в сфере ответственности в основном компонентов объединенной группировки (видов ВС), согласно наставлению КНШ JP 4-0 существуют задачи тылового обеспечения, которые могут быть эффективно решены только на уровне объединенной группировки войск (сил). Функциями "объединенного тыла" являются следующие: В перечень мероприятий может входить в том числе обезвреживание неразорвавшихся боеприпасов и ликвидация других опасных материалов, их утилизация, обеспечение содержания беженцев (интернированных лиц) и военнопленных, ТО подразделений других государственных (гражданских) структур США в зонах конфликтов, межправительственных, негосударственных и международных организаций и др. Командующий зональным ОК ВС (командующий ООФ) может назначить один из компонентов сил ведущим в выполнении одной или нескольких функций ТО либо ответственным за обеспечение нескольких других компонентов сил. Таковым может быть, например, один из видов ВС вследствие значительного преобладания его численности в составе объединенной группировки или же наличия наибольшего потенциала в области тылового обеспечения. Данному компоненту может быть передано также оперативное и тактическое управление всеми тыловыми подразделениями обеспечиваемых им других компонентов. Тыловые органы и подразделения ведущего по тылу вида ВС в составе группировки могут быть усилены за счет соответствующих структур других видов. Общие функции ТО могут быть определены в рамках отдельных периодов (фаз) операции или в пределах твд. Планирование мероприятий "объединенного тыла" в соответствии с системой адаптивного планирования и руководства ВС США (Adaptive Planning and Execution System - APES) осуществляется в рамках общего оперативного планирования межвидовых кампаний (операций). Согласно руководящим документам министерства обороны и вооруженных сил США в области подготовки и ведения военных действий для обозначения всестороннего обеспечения применяются также термины "тыловое обеспечение" (Logistic), "тыловое обеспечение боевых действий" (Combat Service Support), а в последнее время и "снабжение" (Sustainment). "Тыловое обеспечение боевых действий" определяется как одна из составляющих общего ТО (Logistics). Под данным термином понимаются важнейшие мероприятия, функции, возможности и задачи, требуемые для обеспечения элементов развертываемой группировки войск (сил) на театре военных действий на всех уровнях руководства. Являясь частью национальной системы ТО и аналогичной системы на театре войны, тыловое обеспечение боевых действий не ограничивается обеспечением боевых видовых формирований поставками, обслуживанием, транспортировкой, медицинским обслуживанием и оказанием других услуг, необходимых для выполнения боевых задач. Оно охватывает те действия на всех этапах войны, которые влияют на всестороннее обеспечение развернутых группировок войск (сил) на поле боя". "Снабжение" (Sustainment) подразделений группировки войск (сил) подразумевает поддержание их материально-технической готовности, а также кадровое и медицинское обеспечение в течение длительного времени, необходимого для решения поставленных задач. Согласно этой концепции оно предполагает собственно ТО, а также кадровое и медицинское обеспечение. Таким образом, суть термина "снабжение" сводится к обеспечению боеготовности и боеспособности группировок войск (сил). Определенной трансформации подверглось название полевого устава СВ США FM 4-0 в области ТО. Если в редакции 2003 года данный документ носил название "Тыловое обеспечение боевых действий", то с 2009-го оно изменилось на "Снабжение". Причем в первой редакции тыловое обеспечение группировки войск (сил) предполагало два этапа: обеспечение развертывания и создания группировки войск (сил) и дальнейшее длительное обеспечение действий (снабжение). Данное обстоятельство подчеркивает смещение акцентов в этой области и концентрацию внимания на аспектах, раскрываемых содержанием терминов "тыловое обеспечение боевых действий" и "снабжение". К тому же "снабжение"в настоящее время выступает в качестве одной из шести боевых функций сухопутных войск наряду с "маневром", "разведкой", "управлением", "защитой войск (сил)" и "огневой мощью". Впервые к функциям тылового обеспечения СВ в рамках "снабжения" отнесены операции по интернированию и переселению гражданских лиц, в которых участвуют также соответствующие подразделения. Основными мероприятиями при этом являются сбор гражданских лиц, например беженцев, и их эвакуация. Кроме того, СВ, как правило, несут основную ответственность за содержание военнопленных и военных тюрем на ТВД и ведение отчетности о военнопленных. В этом плане также широко задействуются подразделения ТО. Развитие системы тылового обеспечения СВ США осуществляется в рамках общей концепции их строительства. До 2000-х годов американская армия ориентировалась согласно концепции "Армия XXI века" на одновременное ведение одной-двух крупномасштабных операций на различных ТВД. Данная концепция предполагала создание высокомобильных соединений, обладающих полной ситуационной осведомленностью и оснащенных преимущественно высокоточным оружием. Перед СТО ставилась задача тылового обеспечения на основе глобальной системы распределения МТС с протяженными коммуникациями снабжения без предварительного накопления значительных объемов запасов и в масштабе времени, близком к реальному. При этом выдвигалось требование обозримости всех хранимых и перевозимых ресурсов. С начала 2000-х годов реализуется концепция "Армия-2020", предусматривающая переход к модульным по своей структуре соединениям, преимущественно бригадной численности, с направленностью на ведение в основном экспедиционных военных действий на удаленных ТВД в конфликтах различного масштаба. Углубляются такие аспекты, как информатизация и роботизация боевых действий. СТО трансформируется с переходом к модульным подразделениям тылового обеспечения и устранением избыточных звеньев руководства ТО на уровне армейских корпусов и дивизий с дальнейшей централизацией и консолидацией управления тылом в звене от бригады и выше. Значительное сокращение передового присутствия СВ и их базирование в основном на территории США способствовали повышению требований к системам транспортного обеспечения и снабжения МТС. Одно из главных требований к СТО - СВ должны быть способными к развертыванию и использованию немедленно по прибытии в удаленный и необорудованный в тыловом отношении ТВД с минимальной длительностью процессов сосредоточения, интеграции и дальнейшего продвижения войск в районы предназначения. В рамках полевого обслуживания функционируют банно-прачечная, вещевая и похоронная службы, продовольственное обеспечение и водоснабжение. Сюда же отнесены функции доставки МТС в боевые подразделения воздушным транспортом.
Зарубежное военное обозрение. - 2014. - №5. - С. 28-33 Смотрите также | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 16681 | | |
Всего комментариев: 0 | |