search
menu
person

NEWS AND UDATES


Кораблестроительный план ВМС США на 2013-2042 годы ч.1 (2013)

 Кораблестроительный план ВМС США на 2013-2042 годы

Капитан 2 ранга Д. Василевский

В 2011 году администрация президента США Барака Обамы приняла решение сократить военные расходы на 400 млрд долларов в ближайшие 10 лет с целью уменьшения дефицита бюджета страны и преодоления последствий мирового экономического кризиса, что стало главной задачей министра обороны США Леона Панетты. Принятие в августе 2011 года Закона о бюджетном контроле сделало возможным снижение военных расходов еще на 500 млрд долларов в течение 10 лет. В итоге подобные меры, как ожидается, скажутся на сокращении финансирования кораблестроительных программ ВМС США. Однако командование этого вида ВС прилагает все усилия, чтобы эти негативные факторы в минимальной степени отразились на боеспособности национальных военно-морских сил, или, как принято говорить в этой стране, морской мощи США. В 2012-м в новой редакции опубликован долгосрочный кораблестроительный план ВМС США на 2013-2042 годы.

В настоящее время ключевым документом, где изложены концептуальные основы использования ВМС США, является "Морская мощь США в XXI веке". Он задает приоритеты в военном строительстве и в области создания средств ведения вооруженной борьбы на океанских и морских ТВД, в соответствии с которыми принимаются решения о выделении средств на военные программы развития флота. Согласно этому документу морская мощь страны будет зависеть от выполнения трех взаимосвязанных концепций - "Удар с моря", "Морской щит" и "Морское базирование". Реализация четвертой концепции - "Единая сеть сил" - позволит ВМС вести скоординированные по месту и времени боевые действия в рамках первых трех концепций.

Учитывая, что Соединенные Штаты обладают высоким научно-техническим потенциалом в области создания средств ведения борьбы на морских и океанских ТВД, документ "Морская мощь США в XXI веке" не только отражает пересмотр взглядов американского ВПР на формы и способы ведения боевых действий на море сообразно современным условиям, что предполагает реорганизацию сил и средств, но и создает предпосылки количественного и качественного изменения корабельного состава ВМС, что, в свою очередь, вызывает необходимость в корректировке кораблестроительных программ.

Основой современных программ по строительству флота является долгосрочный кораблестроительный план, впервые опубликованный в феврале 2006 года, - тогда министр ВМС представил конгрессу первый его вариант, рассчитанный на 30-летний период (2007-2036). План регулярно корректировался. В промежуточный 2011 год была проведена лишь незначительная его корректировка, а наиболее существенным изменениям данный документ подвергался в 2010-м и 2012-м в вариантах на 2011 и 2013 финансовые годы соответственно.

Во-первых, была сокращена требуемая численность кораблей и судов. Военно-политическое руководство США и ранее выражало озабоченность по поводу уменьшения численности корабельного состава ВМС и одновременно значительного роста стоимости кораблей новых проектов. За последние 25 лет численность корабельного состава ВМС страны сократилась более чем вдвое: с рекордно высокого уровня в 1987 году - 568 надводных кораблей (НК) и подводных лодок до чрезвычайно низкого в 2012-м -282 НК и ПЛ. Темпы кораблестроения также снизились. Если в 1980-е годы строилось в среднем по 20-21 кораблю, то в 1990-е - шесть-семь в год. Начиная с 2000 года темпы кораблестроения уменьшились даже по сравнению с 1990-ми.

Вместе с тем, как показывает опыт применения американского флота, оперативная нагрузка на ВМС США растет с каждым годом. При этом требования командования ВС страны по постоянному присутствию в ключевых районах Мирового океана кораблей и судов национальных военно-морских сил не всегда выполняются в полной мере.

Изначально новая модель планирования ВМС, возникшая в 2005 году при оценке их структуры, базировалась на минимально необходимом уровне численности корабельного состава - 313 единиц. Фактически же она из года в год меняется в зависимости от динамики вывода отслуживших срок и ввода в строй новых кораблей. Поэтому текущий уровень численности корабельного состава относительно требуемого в период с 2006 года по настоящее время в среднем был ниже на 25-30 кораблей и судов. В редакции плана 2012-го на 2013 финансовый год его численность откорректирована в сторону уменьшения. В плане нет точной цифры, а лишь обозначен уровень - около 300 кораблей и судов различных классов, в том числе:

- 12-14 ПЛАРБ (с конца 2020 года 14 лодок типа "Огайо" будут постепенно заменяться на 12 ПЛАРБ нового поколения - SSBN(X));

- 11 авианосцев;

- до 48 многоцелевых ПЛА;

- до четырех ПЛАРК (в середине 2020 года четыре такие лодки типа "Огайо" будут выведены из состава ВМС США, а их задачи намечается переложить на многоцелевые ПЛА типа "Виргиния" подсерии 3 (Block 5), в состав вооружения которых войдут две носовые шахтные пусковые установки (по шесть КРМБ "Томахок") и четыре ПУ в средней части корпуса (для семи КРМБ "Томахок" каждая);

- около 90 НК большого водоизмещения;

- до 55 многоцелевых НК малого водоизмещения;

- до 32 десантных кораблей - ДК (в настоящее время ставится задача осуществить переброску двух ЭБрМП на заокеанские ТВД, для чего необходимо иметь в составе амфибийных сил в состоянии боевой готовности не менее 30 ДК различных подклассов, однако для снижения риска кораблестроительным планом предусмотрено поддерживать более высокий уровень численности десантных кораблей, но только после 2017 года);

- до 29 судов снабжения;

- до 33 судов различных классов вспомогательного флота.

Данные цифры усреднены в промежутке 30 лет и отражают приблизительные требования к численности только конкретного типа или класса кораблей. В действительности они будут ежегодно меняться, но общая численность корабельного состава согласно плану не превысит 300 единиц вплоть до 2024 года.

Во-вторых, были отменены, отложены либо сокращены некоторые программы создания и строительства кораблей и судов. Однако сокращение негативно сказалось лишь на второстепенных программах создания и закупки новых судов вспомогательного флота и кораблей управления типа LCC(X), но не на боеготовности ВМС США в целом. Несмотря на то что было отменено решение о строительстве судов-складов различного типа, серия судов обеспечения морских десантных операций типа "Монтфорд Пойнт" (MLP-1) ограничена четырьмя единицами, сокращено количество закупаемых быстроходных судов типа "Спирхэд" (JHSV-1) с 16 до 10 и отложена на более поздний срок замена кораблей управления типа "Блю Ридж". Однако резкого снижения по переброске экспедиционных сил ожидать, по-видимому, где следует, так как возможности эскадры судов-складов могут быть повышены за счет фрахта судов у частных компаний, что является общепринятой практикой.

Кроме того, было принято окончательное решение отказаться от строительства ПЛАРК нового поколения для замены четырех ПЛАРК типа "Огайо". Вместе с тем были возобновлены и в настоящее время проводятся НИОКР по увеличению боезапаса КРМБ "Томахок" на ПЛА типа "Виргиния" следующих подсерий, а темпы их строительства возросли до двух единиц в год.

Гораздо более существенные изменения коснулись надводных сил, а именно дорогостоящей программы создания крейсеров нового поколения типа CG(X), которая была отменена; было также снижено до минимального уровня количество закупаемых ЭМ УРО нового поколения типа "Замволт" (DDG-1000) - три единицы. Тем не менее было принято решение о возобновлении строительства ЭМ УРО типа "Бёрк" подсерий 2А (DDG-79) с 2010 года с переходом в 2016-м к строительству улучшенной модификации - подсерий 3, а также о модернизации более ранних подсерий (1 и 2) до возможностей ЭМ УРО типа "Бёрк" подсерий 2А.

Кроме того, необходимо учитывать, что в среднем около 20 % выведенных из боевого состава ВМС кораблей основных классов передаются в резерв и при необходимости в кратчайшие сроки могут быть мобилизованы для выполнения боевых задач. Как правило, перед списанием и передачей в резерв они проходят модернизацию. Например, за следующие пять лет планируется вывести из состава флота 48 кораблей и судов, из которых 11 НК (семь КР УРО типа "Тикондерога" и четыре ДК различного типа) предназначены для вывода в резерв.

В долгосрочный кораблестроительный план ВМС США на 2013 год, относительно плана 2012-го, были внесены следующие изменения:
- Принято решение выделить средства на закупку второго АВМА "Кеннеди" (CVN-79) в 2013 году и ввести его в строй в 2023-м, для того чтобы провести
замену ABA "Нимитц" на два года раньше, чем это было запланировано в 2012-м. При его строительстве будет учитываться опыт постройки первого АВМА серии. Также сохранится ранее намеченный пятилетний срок закупки АВМА.
- Будут продолжены работы по созданию ПЛАРБ нового поколения, при этом сроки закупки первой лодки намечается отложить на два года - с ранее запланированного 2019-го на 2021-й. В этом случае выход на боевое патрулирование первой ПЛАРБ нового поколения возможен в 2031 году.
- Темпы роста численности кораблей, способных решать задачи ПРО, относительно плана 2012 года будут снижены. При этом она согласно новому плану к концу первой пятилетки (в 2017 году) будет составлять 35 единиц вместо 41 по плану 2012-го.
- Предлагается продолжить финансирование работ" направленных на повышение боевой эффективности многофункциональных кораблей прибрежной зоны действия типов "Фридом" и "Индепенденс". Сокращение финансирования привело к сокращению численности закупаемых кораблей относительно плана 2012-го в 2016 и 2017 годах на одну единицу в год.
- В очередной раз отодвинуто начало финансирования строительства третьего УДК нового поколения (LHA-8) с 2016 на 2017 год. Вместе с тем отложен на год вывод из состава амфибийных сил ВМС США УДК "Пелелью" (LHA-5). который будет передан в резерв в 2015 году.
- Передвинуты сроки начала строительства ДТД нового поколения типа LSD-(X) с 2017 на 2018 год, однако при этом темпы закупки были ускорены для поддержания численности корабельного состава амфибийных сил на требуемом уровне - не менее 32 единиц.

При разработке долгосрочного кораблестроительного плана ВМС США специалисты руководствуются тремя основными принципами. Первый - необходимость и достаточность. При его реализации устанавливается, какой корабельный состав необходим по количеству и качеству на следующие три десятилетия для решения поставленных перед ВМС задач. Второй - сохранение равновесия, или постоянство, выделяемых ресурсов. В этом случае осуществляется сбалансированное по времени планирование выделения ресурсов на ближайшую (10 лет) и более отдаленную (20 лет) перспективу. При этом проводится оценка рисков. Третий принцип - адекватность (определяет соизмеримость потребности ВМС в новых кораблях и возможности индустриальной базы по их строительству, а также проведения в дальнейшем их модернизации и ремонта).

Несколько ключевых факторов играют важную роль при разработке долгосрочного плана кораблестроения, рассчитанного на 30 лет. Он совмещает шесть пятилетних периодов планирования МО США в соответствии с перспективной программой Пентагона. Сложность конструкции и размерения боевых кораблей сказываются на сроке их разработки, который колеблется от двух до семи лет, а также на продолжительности строительства, которая может превышать девять лет. Стоимость кораблей составляет от сотен миллионов до нескольких миллиардов долларов.
В условиях относительно фиксированного бюджета ВМС эти факторы влияют на количество ежегодно строящихся кораблей. Более того, из-за их технологической сложности, главных размерений, типа энергетической установки и систем вооружения корабли некоторых классов могут быть построены на ограниченном количестве судостроительных заводов, В этой связи при планировании критически важно для общего состояния промышленности синхронизировать процесс закупки кораблей с возможностью судостроительной промышленности и поставщиками морских систем вооружения.

В конечном счете любой новый план кораблестроения должен учитывать ожидаемые сроки вывода из состава ВМС отслуживших свой срок кораблей на период планирования. В зависимости от конструктивных особенностей продолжительность срока службы кораблей составляет от 20 до 50 лет. В этой связи, при проектировании боевых кораблей особое внимание уделяется обеспечению возможности их модернизации. С этой целью применяются такие конструктивно-схемные решения, как модульная полезная нагрузка и открытая архитектура построений боевых систем. В большинстве же случаев корабли остаются в составе флота вплоть до конца предельного срока их эксплуатации. Технические службы ВМС постоянно контролируют техническое состояние корабельного состава и корректируют запланированный срок эксплуатации. В некоторых случаях ремонт и модернизация прослуживших определенный срок кораблей экономически нецелесообразны и те раньше срока выводятся из боевого состава.

Общая численность корабельного состава, как и численность каждого класса кораблей, ежегодно варьируется. Это объясняется сложной взаимосвязью периодов вывода из боевого состава устаревших кораблей, а также закупки, проектирования и строительства новых, а кроме того, финансовыми возможностями и мощностями индустриальной базы, военными приоритетами. С учетом данных факторов определяется ежегодная численность корабельного состава ВМС США на 30-летний период.

Все вышеперечисленные факторы затрудняют разработку планов кораблестроения. Однако решение этой типовой задачи усложняется в связи с возможными проблемами планирования и финансирования, с которыми может столкнуться министерство ВМС США в течение указанного периода. Все корабли, вошедшие в 1980-х годах в состав национальных военно-морских сил во время "холодной войны", когда численность корабельного состава была на уровне 600 единиц, должны быть выведены из состава ВМС в ближайшие 30 лет, то есть в течение периода действия настоящего плана кораблестроения. Некоторые из кораблей этих типов, например многоцелевые ПЛА типа "Лос-Анджелес", КР УРО - "Тикондерога" и ФР УРО - "Перри", строились по четыре-пять в год.

Принимая во внимание, что современные требования к численности корабельного состава - 300 ПЛ, НК и судов различных классов, а также предполагаемые ограничения выделяемых ресурсов, министерство ВМС должно проводить замену выслуживших свой срок кораблей такими же темпами, которыми они строились. В действительности в течение 30 лет планируется закупить 268 кораблей различных классов со средними темпами около девяти единиц в год. При этом темпы закупки отдельных типов кораблей не будут превышать трех единиц в год, за исключением Многофункциональных кораблей прибрежной зоны действия типов "Фридом" и "Индепенденс", которые в отдельные годы будут приобретаться по четыре корпуса в год.
При этом относительно низкие темпы закупки новых кораблей будут сопровождаться спиральной модернизацией устаревающих, с тем чтобы максимально продлить их срок службы пока не будут построены корабли, предназначенные для их замены. Данные меры позволят поддержать количественный состав на требуемом уровне в 20-х и 30-х годах - в период, когда планово будут выводиться из боевого состава боевые корабли основных классов: многоцелевые ПЛА типа "Лос-Анджелес", КР УРО типа "Тикондерога" и ЭМ УРО типа "Бёрк" подсерии 1. Хотя даже такие меры в условиях прогнозируемого снижения финансирования, по всей видимости, не позволят избежать кардинального пересмотра ряда кораблестроительных программ в сторону сокращения количества закупаемых кораблей.

Долгосрочный план кораблестроения ВМС США разбит на три периода по десять лет, каждый из которых совмещает две перспективные программы:
- Ближнесрочный период планирования (2013-2022). Это самый ближний, а потому и более точный период планирования. Он основывается на четком понимании командованием ВМС, какой флот США необходим и какие задачи он должен выполнять. При этом имеется возможность наиболее четко изложить требования к кораблям нового поколения и оценить стоимость их постройки.
- Среднесрочный период планирования (2023-2032). Базируется на прогнозе необходимого количества кораблей, которое должно быть построено для плановой замены выводимых из боевого состава, причем количество старых и новых кораблей может не совпадать. Оценка стоимости кораблей проводится формально и базируется на стоимости постройки тех, что подлежат замене, с учетом инфляционных коэффициентов. В этой связи точность планирования относительно первого периода невелика.
- Долгосрочный период планирования (2033-2042). Базируется на наиболее простой оценке количественного состава кораблей (один новый за один планово выведенный из боевого состава ВМС). Ввиду сложности оценки стратегической обстановки и уровня технологического развития в данный период запланированное количество и стоимость постройки кораблей определяются исходя из весьма условного прогноза.

(Продолжение следует)

Зарубежное военное обозрение №2013 №5 С.70-75


  

Смотрите также
Категория: ВМС общие вопросы | Добавил: pentagonus (25.07.2013) | Автор: Капитан 2 ранга Д. Василевский
Просмотров: 9373 | Теги: Программа, Д. Василевский, Морская мощь США в XXI веке | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar