search
menu
person

NEWS AND UDATES


Аэромобильность Сухопутных войск

 Аэромобильность Сухопутных войск
(По взглядам специалистов армии США)

Полковник В. Кармацкий,
Герой Советского Союза

В последние годы милитаристские круги США и других стран агрессивного блока НАТО заметно активизировали осуществление мероприятий, направленных на дальнейшее усиление сухопутных войск, уделяя при этом большое внимание повышению их мобильности.

По мнению американского военного руководства, после второй мировой войны сложилось явное несоответствие между возросшей огневой мощью и мобильностью сухопутных войск. За счет ядерного оружия достигнуто огромное увеличение огневой мощи соединений и частей, их же мобильность за этот период повысилась незначительно. В связи с этим в армиях стран НАТО, и прежде всего США, важное значение придается созданию высоко мобильных соединений и частей, способных эффективно использовать в бою и операции результаты применения всех современных средств борьбы, и особенно ядерного оружия.

Концепция аэромобильности сухопутных войск. Стремясь приспособить организацию и вооружение войск к требованиям будущей войны и ликвидировать несоответствие между огневой мощью и мобильностью, Пентагон еще в начале 60-х годов принял концепцию аэромобильности. Сущность ее заключается в повышении мобильности сухопутных войск путем введения в их состав частей и подразделений армейской авиации, создании соединений и частей нового типа - аэромобильных, оснащенных вертолетами различного назначения. Считается, что широкое использование вертолетов для переброски войск к месту боевых действий, а также непосредственно для ведения боя резко повышает боевые возможности соединений и частей и позволяет эффективно сочетать огонь и маневр на поле боя.

Аэромобильность обеспечивает сухопутным войскам возможность захватывать, удерживать и частично или полностью (в зависимости от обстановки) оставлять район для выполнения других задач. Аэромобильные войска способны осуществлять быстрое сосредоточение и рассредоточение, наиболее полно использовать результаты ударов ядерными или обычными средствами поражения, в больших масштабах проводить операции в тылу противника, шире применять принцип внезапности и экономии сил в бою. Для обеспечения аэромобильности сухопутных войск не-обходимо определенное соотношение между их маневренностью, огневой мощью, разведкой и управлением, а также материально-техническим обеспечением.

На армейскую авиацию американские специалисты возлагают большие надежды, считая, что она способна перебрасывать подразделения, части и даже целые соединения непосредственно на поле бон. Это позволяет значительно увеличивать темпы наступления и активность обороны, а недостаток численности войск компенсировать скоростью их передвижения. Из всех армии стран НАТО вертолеты армейской авиации наиболее широко используются в американской армии. Так, к началу 1975 года в армии США насчитывалось уже около 11 тыс. вертолетов и самолетов, из них свыше тысячи находится в Европе. Одновременно с созданием вертолетов новых типов для них разрабатываются и новые системы вооружения. В агрессивной воине во Вьетнаме Пентагон уточнял, а в некоторых случаях разрабатывал заново организационную структуру армейской авиации и аэромобильных войск и принципы их боевого использования.

Концепция аэромобильности и Европейский театр войны. Практически проверив концепцию аэромобилыюсти сухопутных войск в боевых действиях во Вьетнаме, американское командование пришло к выводу о возможности эффективно применять аэромобильные войска и в других районах мира, в том числе на европейских ТВД. Зарубежные специалисты отмечают, что аэромобильные операции могут успешно проводиться в условиях применения как обычного, так и ядерного оружия. Возможности использования аэромобильных войск на Центрально-Европейском ТВД в последние годы широко обсуждаются не только в американской, но и в западноевропейской печати.

Иностранные военные авторы полагают, что применение аэромобильных войск в Европе ввиду открытого характера местности и возможностей вероятного противника будет сопряжено с гораздо большими трудностями, чем в Индокитае. Указывается, в частности, что вертолеты станут сравнительно легкой добычей истребителей противника, если им не будет обеспечено надежное прикрытие с воздуха. Они будут также весьма уязвимы от огня зенитных средств, и, чтобы избежать этого, потребуется предварительно подавлять ПВО противника ударами с воздуха. Тем не менее, как отмечается в иностранной военной печати, проведение в Европе крупных аэромобильных операций возможно.

При подготовке аэромобильных операций рекомендуется уделять особое внимание обеспечению внезапности. Вертолеты должны появляться над целью на малых и предельно малых высотах и после нанесения по противнику огневых ударов немедленно высаживать десант. Отмечается, что аэромобильные войска смогут решать боевые задачи только при условии тесного взаимодействия их с тактической авиацией и высокоподвижнымн наземными войсками.

Американские военные специалисты широко обсуждают вопросы применения аэромобильных войск в Европе в условиях ядерной войны. В такой войне, по их мнению, аэромобильные десанты с вертолетов следует высаживать в тылу противника сразу же после нанесения по нему ядерного удара и вести боевые действия в тесном взаимодействии с бронетанковыми войсками, атакующими противника с фронта.

Реализация концепции аэромобильности. Базируясь на опыте воины во Вьетнаме, в армии США в последние годы стали проводить практические мероприятия по совершенствованию имеющихся и созданию новых аэромобильных и вертолетных формирований типа дивизия, бригада, полк, батальон и рота. Ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки более совершенных образцов вертолетов различного назначения, их вооружения и другой боевой техники, предназначенной для оснащения аэромобильных соединений и частей. Подобные мероприятия проводятся и в армиях других основных стран НАТО

Дальнейшее развитие аэромобильных войск командования США и некоторых других стран НАТО рассматривают как одно из важнейших направлений в строительстве сухопутных войск на 70-е и даже 80-е годы.

В армии США в 1970 году завершена переработка устава FM 57-35 "Аэромобильные операции", изданного в 1967 году. При его переработке уделено больше внимания тактике наземных боевых действий в аэромобильных операциях и организации их огневой поддержки, включая использование боевых вертолетов.

На учебных полях и полигонах США исследуются формы и способы ведения боя аэромобильными войсками применительно к различным ТВД. Американское командование проводит специальные симпозиумы и конференции, на которых обсуждаются вопросы повышения мобильности войск. В практике боевой подготовки сухопутных войск США и объединенных сухопутных войск НАТО ни одно войсковое учение не проходит без переброски и высадки частей и подразделений с вертолетов. За последние годы в Европе активно отрабатываются способы массового применения вертолетов, непрерывно наращивается их количество в войсках.

Американское командование изучает возможность ведения аэромобильных действий и в арктических районах, где мало дорог и суровые климатические условия. В этих целях на Аляске, например, сформирована специальная арктическая аэромобильная пехотная бригада.

Аэромобильные операции. Аэромобильные соединения, части и подразделения предназначаются главным образом для выполнения оперативно-тактических и тактических задач в интересах общевойсковых объединений и соединений. По американской терминологии боевые действия аэромобильных войск с использованием армейской авиации называются аэромобильными операциями. Такие операции в уставах армии США рассматриваются как составная часть боевых действий объединения (соединения) и проводятся по решению общевойсковых командующих (командиров), в распоряжении которых имеются аэромобильные войска и необходимые штатные или приданные части и подразделения армейской авиации.

Аэромобильные операции представляют собой высокоманевренный вид боевых действий, в которых соединения, части и подразделения сухо путных войск, оснащенные легким вооружением, перебрасываются с помощью вертолетов для выполнения поставленных задач в назначенных районах. Для указанных операции характерна скрытность подготовки, быстрота переброски войск и внезапность нанесения по избранным объектам и войскам противника мощных ударов с различных направлений.

Главная цель аэромобильных операций - уничтожение сил противника в определенном районе путем нанесения стремительных ударов по его флангам и тылу. В таких операциях задачу по захвату и удержанию важных объектов ставить в качестве основной рекомендуется только в тех случаях, когда необходимо воспрепятствовать отходу противника, за держать подход его резервов или сорвать материально-техническое снабжение его войск.

Американское командование придерживается следующих основных принципов боевого применения аэромобильных войск. Для проведения крупных аэромобильных операций требуется хотя бы тактическое (местное) превосходство в воздухе и надежное подавление средств ПВО противника на маршрутах полета и в районах высадки аэромобильных десантов. Переброска и высадка десантов должны производиться внезапно, массированно и в кратчайшие сроки. Боевые действия можно вести как днем, так и ночью и в условиях ограниченной видимости. Считается, что аэромобильные десанты не должны втягиваться в затяжные бои с обороняющимся противником, особенно с его танками. Сразу же после выполнения поставленной задачи они соединяются с войсками, действующими с фронта, перебрасываются на вертолетах в свой тыл или в новые районы для выполнения очередных задач. Аэромобильные операции должны проводиться в течение непродолжительного времени.

Части аэромобильных дивизий, как наиболее приспособленные и подготовленные для действий в тылу противника, американские уставы рекомендуют использовать в крупных и продолжительных по времени аэромобильных операциях в интересах решения оперативно-тактических задач. Для действий в тактической глубине расположения противника предусматривается высадка аэромобильных десантов из состава обычных пехотных и мотопехотных соединений и частей.

Аэромобильные войска рекомендуется применять, как правило, против противника, действующего на широком фронте или на труднодоступной для наземных войск местности в зонах разрушений, пожаров и затоплений, а также против противника, подвергшегося мощным ударам ядерным или обычным оружием.

Тактические аэромобильные группы. Войска, выделенные для проведения аэромобильных операции, сводятся во временные тактические аэромобильные группы, которые в зависимости от количества выделенных сил и средств могут быть ротными, батальонными или бригадными.

Основу тактических аэромобильных групп, исходя из характера и объема выполняемых ими задач, составляют аэромобильные {пехотные, мотопехотные и парашютно-десантные) бригады, батальоны или роты и части (подразделения) армейской авиации. Командиром группы назначается старший общевойсковой начальник - командир аэромобильной части или подразделения. Вертолетные части и подразделения, входящие в группу, возглавляются старшим авиационным начальником, который является помощником командира группы по вопросам применения армейской авиации.

Для создания групп используются как штатные, так и приданные дивизиям и бригадам части армейской авиации РГК и армейских корпусов. Обычно при проведении аэромобильных операций для переброски аэромобильного десанта (группы) численностью до усиленной бригады выделяется группа армейской авиации, до батальона - батальон армейской авиации и до роты - рота вертолетов.

В состав тактических аэромобильных групп наряду с основными частями (подразделениями) входят также части и подразделения усиления и обеспечения: артиллерийские (105-мм и 155-мм гаубиц), разведывательные, инженерные, связи, тыла и снабжения.

В агрессивной войне во Вьетнаме наиболее широкое применение нашли батальонные тактические аэромобильные группы. Основной расчетной единицей был аэромобильный пехотный (мотопехотный или парашютно-десантный) батальон, на базе которого обычно и создавались тактические группы. Американский полевой устав FM 61-100 предусматривает проведение аэромобильных операций и силами всей аэромобильной дивизии, усиленной армейской авиацией РГК и другими средствами поддержки и обеспечения.

Основные задачи, возлагаемые на аэромобильные войска. Располагая значительным количеством вертолетов различного назначения, американские соединения могут проводить аэромобильные операции во всех видах боевых действии.

Согласно американским уставам аэромобильные войска предназначаются для повышения наступательных возможностей бронетанковых и механизированных соединений путем своевременного использования результатов применения ядерного оружия и увеличения глубины одновременного активного воздействия наступающих войск на наиболее важные объекты обороны противника.

На каждом этапе наступления на аэромобильные войска возлагаются различные задачи; охранение и прикрытие войск армейского корпуса с фронта, флангов и тыла; содействие наземным войскам в преодолении полосы обеспечения обороняющегося противника; содействие наступающим войскам н прорыве оборонительных позиций путем охвата с воздуха; воспрещение подхода тактических и оперативных резервов противника; захват и удержание важных объектов и рубежей в тылу противника; преодоление зон заражения, разрушений, пожаров и затоплений; обеспечение форсирования наземными войсками водных преград, содействие им в преследовании, окружении и уничтожении противника; проведение рейдов с различными задачами; наращивание усилий на важных направлениях; проведение ложных и демонстративных действий с целью введении противника в заблуждение.

По мнению американских специалистов, главная задача аэромобильных войск в наступлении - разгром или завершение разгрома противника во взаимодействии с войсками, наступающими с фронта. Они могут также успешно использоваться во встречном бою (сражении),
В обороне аэромобильные войска рекомендуется использовать для ведения мобильной обороны и обороны на широком фронте, нанесения контрударов и контратак, в рейдовых операциях по тылам и на флангах наступающих группировок противника, где ему может быть нанесен максимальный ущерб, в качестве мобильного резерва. Для ведения обороны района аэромобильные войска нуждаются в обязательном усилении артиллерией и танками. Считается, что они способны успешно вести борьбу с аэромобильными и тактическими десантами, просочившимися группами противника, а также с партизанами.

При заблаговременной организации обороны на первом этапе бои аэромобильные войска производит разведку, устанавливают соприкосновение с противником и перекрывают дороги, чтобы задержать его продвижение. В ходе оборонительного бои они могут привлекаться для ведения сдерживающих действий. В этом случае рекомендуется, используя темное время суток и особенности местности, наносить удары по противнику, а затем быстро отходить.

Американские специалисты считают, что в наступлении и обороне объектами воздействия аэромобильных войск будут: наиболее важные элементы боевого порядка, органы управления и тылового обеспечения соединений первого эшелона противника, а также элементы оперативного построении объединений на глубину до 100-120 км от переднего края.

Тактика боевых действий аэромобильных войск и армейской авиации в наступлении, обороне и встречном бою (сражении) будет носить главным образом активный характер. Новая и весьма важная задача - борьба с танками и другими бронированными машинами противника во всех видах боя и особенно в обороне. Для ее решения вертолеты рекомендуется оснащать противотанковым оружием. Не исключена возможность установки на них бомбового вооружения и огнеметов.

Тенденции в совершенствовании организации аэромобильных войск. Американские специалисты считают, что организационная структура и тактика боевых действий аэромобильных войск применительно к Европейскому театру войны отработаны еще не полностью. По их мнению, дальнейшее развитие этих войск может идти по трем основным направлениям: совершенствование соединений типа дивизии, действовавшей во Вьетнаме; создание аэромобильных частей и подразделений специального назначения, прежде всего разведывательных (тина аэромобильный разведывательный батальон, аэромобильная разведывательная рота) и противотанковых (типа аэромобильная противотанковая бригада и вертолетная рота, вооруженная ПТУРС "Тоу"), Третье направление, объединяющее два выше перечисленных, предполагает развитие аэромобильных формирований и внедрение их во все объединения, соединения и части сухопутных войск.

Придавая важное значение применению аэромобильных войск в Европе, американские специалисты рекомендуют их организацию и оснащение приспособить к местным условиям. Высказывается и такая точка зрения, что более приемлемыми здесь будут аэромобильные соединения не дивизионного, а бригадного состава. В случае войны на европейских ТВД аэромобильные войска предполагается включать (придавать) в общевойсковые объединения, соединения и части в самых разнообразных комбинациях. Некоторые военные специалисты США идут дальше в своих выводах о будущем аэромобильных войск, полагая, что со временем вся американская пехота должна стать аэромобильной.

Высказывается мнение о возможности включения в корпуса и дивизии по роте вертолетов непосредственной огневой поддержки. Существуют также планы изменения структуры бронетанковых войск, в их состав предлагается ввести аэромобильные бригады и батальоны, а в танковый и мотопехотный батальоны - штатные вертолеты.

1-я кавалерийская дивизия "Трикап", проходившая всесторонние испытания более трех лет, вскоре будет переформирована в бронетанковую дивизию. Испытания показали, что она не способна вести эффективные боевые действия в условиях войны в Европе из-за громоздкости и сложности организации взаимодействия между разнородными бригадами. Однако эти испытания дали возможность американскому командованию выработать некоторые основы боевого применения крупных формирований аэромобильных войск, изучить вопросы взаимодействия между различными частями и подразделениями при ведении аэромобильных действий и приступить к формированию противотанковых аэромобильных частей и подразделений.

Командование армии США, учитывая опыт войны во Вьетнаме, за последние годы осуществило ряд важных мероприятий, направленных на совершенствование организационной структуры частей и подразделений армейской авиации. За счет сокращения штатной численности вертолетов в составе дивизий и отдельных бригад происходят усиление и рост частей и подразделений армейской авиации РГК. Это, по мнению командования, обеспечивает более широкий маневр частями и подразделениями. Основное количество вертолетов армейским корпусам и дивизиям для проведения аэромобильных операций предполагается выделять из состава частей РГК.

Большое внимание уделяется и совершенствованию летных и боевых характеристик вертолетов, разрабатываются три новых вертолета: тактический многоцелевой, легкий тактический транспортно-десантный и тяжелый транспортный.

Как отмечает военная печать США, в дальнейшем развитии аэромобильных войск еще много нерешенных проблем. К ним, в частности, относятся: организация тесного боевого взаимодействия пехотных аэромобильных, бронетанковых и вертолетных частей и подразделений; взаимное переподчинен не частей и подразделений внутри тактических аэромобильных групп на отдельных этапах аэромобильной операции; значительные трудности в обеспечении устойчивости управления разнообразными силами и средствами; четкое распределение воздушного пространства для вертолетов и поддерживающей тактической авиации; разработка методов эффективной разведки в целях получения достоверной информации и использование ее для массирования огня и повышения маневра аэромобильных групп; организация снабжения по воздуху.

Аэромобильные войска США в Европе. В составе группировки сухопутных войск США в Европе пока нет специально организованных аэромобильных формирований типа дивизия, бригада. Однако имеются аэромобильные разведывательные роты дивизий и бронекавалерийских полков, а также линейные мотопехотные, артиллерийские, инженерные, разведывательные и другие части и подразделения в составе американских дивизий, прошедшие специальную подготовку для действии в качество аэромобильных войск. Для переброски их по воздуху и непосредственной синевой поддержки с воздуха созданы вертолетные батальоны и отдельные роты огневой поддержки. Они способны составлять воздушный компонент вышеуказанных наземных частей и подразделений, а при необходимости придать им законченный вид аэромобильных войск.

Считается, что переброска в Европу дополнительных частей армейской авиации РГК при одновременной подготовке линейных частей в качестве наземного компонента позволит американскому командованию при соответствующей обстановке значительно увеличить боевой состав аэромобильных войск.

* * *

В статье рассмотрены только основные тенденции во взглядах американского командования на возможность ведения аэромобильных действий в Европе. В армии США уделяется большое внимание реализации принятой концепции аэромобильности сухопутных войск, которая придает им такие новые качества, как сочетание огневой мощи, ударной силы и мобильности, способность к внезапным действиям и быстрому сосредоточению на важнейших направлениях, а также быстрому преодолению труднодоступных участков местности, обширных зон заражения и разрушения.

Готовя свои войска к ведению агрессивных боевых действий, Пентагон считает, что в условиях применения ядерного и обычного оружия важное значение будут иметь аэромобильные операции. Исходя из этого, американское командование уделяет большое внимание организации и оснащению аэромобильных соединений и частей, разработке тактики их боевых действий и всемерно повышает их боеготовность.

.

Зарубежное военное обозрение №4 1975 С. 23-29

Смотрите также
Категория: 1970 - 1990 гг | Добавил: pentagonus (07.09.2011) | Автор: Полковник В. Кармацкий
Просмотров: 5886 | Теги: концепция, аэромобильный, В. Кармацкий | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar