Ближний воздушный бой
Полковник В. Дубов, В будущих агрессивных войнах, к которым готовятся империалисты США и других капиталистических стран, авиации отводится важная роль не только при поддержке сухопутных войск и ВМС, но и при выполнении ею самостоятельных задач. Одна из главных ее задач - завоевание превосходства в воздухе, по мнению иностранных военных специалистов, должна решаться путем уничтожения самолетов противника как в воздухе, так и на аэродромах. При этом основным способом достижения такого превосходства считается поражение летательных аппаратов противника в воздушных боях. Поэтому на страницах иностранной военной печати немалое место отводится анализу воздушных боев на основе опыта локальных войн, чтобы сделать определенные выводы для учета их при обучении летного состава и создании новой авиационной техники. Судя по сообщениям зарубежной печати, в агрессивной войне США в Индокитае и в войне 1973 года на Ближнем Востоке воздушные бои вели сверхзвуковые самолети, оснащенные электронными системами поиска и прицеливания, а также управляемыми ракетами класса "воздух- воздух". В подавляющем большинстве эти бои были ближними (маневренными), отличались скоротечностью, результативностью и велись в широком воздушном пространстве. Широта пространства, в котором развертывался бой, определялась относительно большой дальностью обнаружения целей бортовыми РЛС, а также значительным радиусом разворота сверхзвуковых самолетов. Ближний бой обычно протекал в границах визуальной видимости и характеризовался применением пушек и УР небольшой дальности действия. Успех в таком бою сопутствовал самолету, обладавшему лучшей, чем у противника, маневренностью и имевшему оружие, которое можно было применять при больших перегрузках. По мнению иностранных специалистов, тактические истребители "Фантом" и "Мираж", широко использовавшиеся в последних локальных войнах, не полностью отвечали этим условиям. Первый - из-за недостаточной маневренности, а второй - из-за низкой тяговооруженности. Пуск установленных на них УР "Сайдвиндер" ограничивался минимальной дальностью и допустимой перегрузкой, а стрельба из пушек была эффективной только на малых дистанциях до цели. Ближние бои по виду и характеру отличались друг от друга. В каждом из них иностранные военные специалисты условно выделяли следующие этапы: сближение, занятие выгодного позиционного положения, атака, выход из боя. Сближение начиналось с момента визуального обнаружения цели или получения летчиком информации о ее местоположении от наземного органа управления или от экипажа другого самолета. Летчик мог иметь начальное тактическое преимущество только в том случае, если своевременно обнаруживал противника. В этих целях экипажи американских истребителей во Вьетнаме, действуя на большом удалении от своих аэродромов, получали сведения о противнике от самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, дежуривших в воздухе. Израильские летчики в войне 1973 года пользовались информацией, передаваемой с наземных пунктов системы оповещения. Сближение характеризовалось быстротой сокращения расстояния до противника. Лучшими возможностями по сближению обладал самолет с большим избытком тяги. Сближение и атака цели с задней полусферы были одним из основных элементов тактики ведения боя. Каждый летчик во время сближения стремился скрытно выйти на рубеж атаки и внезапно поразить противника. По сообщениям зарубежной печати, в последних двух локальных войнах в результате тактических приемов, при которых была достигнута внезапность, было поражено не менее половины всех сбитых в воздушных боях самолетов. Сближение с применением оружия на встречных курсах, как отмечается в иностранной печати, применялось в локальных войнах крайне редко из-за недостаточного времени для точного прицеливания. Занятие выгодного позиционного положения происходило обычно в процессе сближения. Летчик после оценки воздушной обстановки стремился атаковать противника с задней полусферы. Для этого он сближался с ним под небольшим ракурсом или занимал положение ниже его для нанесения внезапного удара, или набирал большую высоту с целью получения преимущества в скорости. По данным зарубежной печати, во Вьетнаме и на Ближнем Востоке наибольшее распространение получили первые два варианта занятия исходного положения для начала боя.
Завязка маневренного боя Несмотря на предпринимавшиеся меры по обеспечению скрытности сближения, атакуемый часто замечал атакующего еще до выхода его на рубеж действительного огня и предпринимал ответные действия. Если атакующий не отказывался от продолжения боя и пытался закончить сближение и завершить атаку, то ему оставалось надеяться на применение только пушек, поскольку условия для пуска ракет становились неблагоприятными. Американские военные специалисты считают, что для уничтожения противника в воздухе истребителю необходимо сблизиться с ним на расстояние эффективного действия бортового оружия и выдерживать в течение определенного времени курсовой угол для точного прицеливания. Чем меньше дальность действия оружия, тем труднее соблюсти эти условия. Эффективное применение оружия возможно только в ограниченной зоне действительных атак, поэтому истребителю необходимо с первого раза с помощью соответствующего маневра занять удобную для стрельбы (пуска ракет) позицию. С учетом опыта, полученного в локальных войнах, за рубежом проводились специальные исследования по определению потенциальных возможностей самолетов в маневренном бою. В частности, выявлялась возможность истребителей по занятию выгодного позиционного положения при завязке маневренного боя (см. рисунок). В исходном положении самолеты "А" и "Б" ставились в равные условия (см. рисунок, точки 1 и I'). Дальность между ними соответствовала дальности обнаружения (Д обн.) их бортовых РЛС (50-80 км). Осуществив приборное обнаружение друг друга, летчики начинали встречное сближение. Каждый из них стремился быстрее разогнать самолет и обеспечить превосходство в тяге. После установления визуального контакта с противником (точки 2 и 2') каждый пилот переходил к "завоеванию" начального тактического преимущества с тем, чтобы оказаться в роли преследователя. Для этого самолетам необходимо было за одно и то же время развернуться как можно на больший угол. В начале разворота скорость самолета "А" соответствовала числу М=1, а самолета "Б" М=1,3. Самолет "Б" располагал большим запасом энергии. Стремясь перейти к скорости М-0,8 (на этой скорости независимо от типа самолета достигается максимальная угловая скорость разворота), самолет "Б" преодолел большее расстояние, чем самолет "А", и изменил направление полета на 80° (точка 3). Его противник за это же время развернулся только на 40° (точка 3') и оказался внутри виража первого самолета (точка 4'). В точке 3 летчик самолета "Б" уже имел позиционное преимущество, но еще не входил в область возможных атак. Чтобы занять положение в пространстве, удобное для применения оружия, ему необходимо было продолжать бой, сообразуя свои действия с маневром противника. Если самолеты имели бы одинаковые маневренные характеристики, то реализовать достигнутое преимущество кому-либо из них было бы сложно, поскольку запас энергии для разгона скорости или набора высоты они уже исчерпали. Иногда в боевых условиях, как об этом сообщалось в зарубежной печати, летчик-преследователь выключал форсаж и переводил самолет на снижение, не теряя из виду противника. Этот маневр позволял ему выйти внутрь разворота, а затем после атаки снизу открыть пушечный огонь. Применение в этом случае управляемых ракет из-за большой перегрузки и невозможности удержания противника в "захвате" было малоэффективно. Нередко сложившиеся условия заставляли обороняющегося предпринимать активные действия с целью перехвата инициативы или выхода из боя. Летчик уменьшал поступательную скорость самолета для резкого увеличения угловой скорости разворота. Если этот прием выполнялся неожиданно для противника (например, при выпуске воздушных тормозов), то атакующий проскакивал вперед, теряя тактическое преимущество. Оказавшись сзади и снизу атакующего, обороняющийся немедленно применял оружие или, пользуясь выходом из поля зрения противника, быстро снижался (пикировал), чтобы набрать скорость. Такой маневр (в зарубежной печати он называется "провокационным") даже при успешном его выполнении требовал мгновенного использования преимущества. Если пуск ракет (стрельба из пушек) оказывался безрезультативным, то из-за потери энергии этот самолет сам терял возможность активно продолжать бой. Атака, по мнению зарубежных специалистов, является тем этапом маневренного боя, когда самолет выводится на рубеж применения оружия и летчик осуществляет пуск ракеты или ведет стрельбу из пушек. Положение рубежа зависит от характеристик систем оружия. Пуск управляемых ракет можно производить в более широком секторе, чем вести стрельбу из пушек. Иностранные летчики выявили серьезные недостатки своих УР с радиолокационной системой наведения. Последние не могли поражать маневрирующие цели и имели ограничения по минимальной дальности пуска, которая должна обезопасить самолет от осколков после взрыва ракеты, а также обеспечить время для входа ракеты в радиолокационный луч. Для УР "Спарроу" минимальная дальность была определена не менее 1000 м. Подсчеты, приведенные в зарубежной печати, показывают, что в войне 1973 года на Ближнем Востоке число самолетов, сбитых управляемыми ракетами и огнем из пушек, было примерно равным. Это свидетельствует о том, что экипажи сбитых самолетов не были информированы с земли о неожиданных атаках и сами не обнаружили их или не сумели избрать правильную тактику защиты. Иностранные специалисты установили, что в ближнем бою маневренную цель чаще всего можно поразить на дистанции, не превышающей 500 м. Это и послужило поводом для установки пушек вновь на все находящиеся на вооружении ВВС истребители. Подводя итоги анализа результатов воздушных боев в локальных войнах, американский журнал "Эр форс" писал, что нет необходимости делать выбор между авиационными пушками и управляемыми ракетами. Обе системы оружия имеют свои преимущества и недостатки. Пушки являются недорогим и оперативным средством в применении, но имеют недостаточную эффективность поражения. По сравнению с пушками управляемые ракеты стоят дороже, они менее оперативны, но более маневренны и способны поражать цели с большей результативностью. Поэтому истребитель воздушного боя должен оснащаться маневренными управляемыми ракетами и встроенными пушками с высоким темпом стрельбы и начальной скоростью полета снаряда около 1000 м/с. В зарубежной печати сообщалось, что развитие ракет ближнего боя идет в направлении сокращения минимальной дальности пуска до 100- 200 м; увеличения автономности полета, расширения зоны возможных пусков и уменьшения в ограничении пусков по перегрузкам. Именно такие требования предъявлялись к разработке УР R.550 "Мажик" (Франция). "Эджайл" (США), SRAAM (Англия). Выход из боя считается за рубежом не менее сложным этапом воздушного боя, чем все остальные. Основанием для этого служат сравнительно большие потери в самолетах США и Израиля, понесенные в результате ошибок в действиях летчиков на этом этапе боя. Распространенной ошибкой было преждевременное начало маневра для выхода из боя, которое позволяло атакующему продолжать преследование. Это вызывалось боязнью атакуемого подпустить противника на малую дальность, чтобы затем резким разворотом ему навстречу выйти из поля его зрения. Не менее опасной ошибкой была самоуспокоенность летчика после кажущегося окончания боя. Противник скрытно "набирал" преимущество во время "этой паузы" и готовил новую атаку. Американский журнал "Эр форс" но этому поводу писал, что "притупление бдительности являлось следствием пренебрежения к реальной обстановке в воздухе. Опыт показывает, что традиция прошлого поколения пилотов, постоянно ожидающих атаку со стороны потерянного из виду противника, должна сохраняться и в настоящее время". Некоторые иностранные специалисты высказывают мнение, что маневр для выхода из боя не должен выполняться, пока остается угроза нападения. При вынужденном выходе из боя летчикам рекомендуется быстро уйти в безопасную зону но наикратчайшему маршруту. Но некоторые иностранные специалисты считают, что такой маневр связан с полетом по прямолинейной траектории, на которой самолет становится уязвимым от УР. Если летчик попытается уйти от атакующего за счет увеличения скорости, то вряд ли ему удастся оторваться от преследователя и уйти за рубеж досягаемости ракеты. Таким образом, ближние маневренные бои, по свидетельству зарубежной печати, играли важную роль в локальных войнах. Для ведения их требовалось высокое мастерство летного состава. Нередки были случаи, когда пилоты уклонялись от боя вообще или выходили из него после первой неудачной атаки. Причины в общем сводились к тому, что не всякий летчик был готов к такому бою психологически и не все истребители могли конкурировать по своим маневренным характеристикам с самолетами противника. Поэтому в последние годы за рубежом разработаны новые методы подготовки летчиков к ведению ближних воздушных боев и созданы истребители с высокими маневренными характеристиками. В частности, в зарубежной печати давалось описание полигонов ВМС, где экипажи самолетов обучаются методам применения управляемых ракет. В ВВС США сформирована специальная эскадрилья, летчики которой выступают sa противника на учениях и тренировках. Для решения задач по завоеванию превосходства в воздухе на вооружение авиационных частей ВВС США поступают самолеты F-I5A, а в недалеком будущем появятся легкие истребители F-16. В ВМС для этих целей имеется самолет F- 14А "Томкэт". С целью оценки маневренных характеристик и выявления направлений дальнейшего совершенствования самолетов, предназначенных для завоевания превосходства в воздухе, командование ВВС проводит экспериментальные воздушные бои. Один из таких боев между истребителями "Фантом" и "Томкэт" недавно был описан в американской печати. На высоте 6000 м при скорости М"=>0,8 самолет "Томкэт" отставал от "Фантома" на 250 м. Последний вошел в вираж со снижением и перегрузкой, соответствующей 6, а "Томкэт" начал его преследовать, стремясь удержаться внутри разворота и сохранить позицию, удобную для стрельбы. Это ему удалось за счет автоматического изменения угла стреловидности крыла и лучшей аэродинамики. Затем противники поменялись местами. Преследуя "Томкэт" на вираже, "Фантом" оказывался с внешней стороны его разворота и проскакивал его всякий раз, как только тот резко увеличивал перегрузку для торможения. После этого самолеты заняли боевой порядок "фронт" и одновременно начали выполнять переворот через крыло с высоты 5500 м на скорости 650 км/ч. Пилоты стремились "потерять" как можно меньше высоты. Истребитель "Томкэт" при перегрузке 5 вышел из пикирования на высоте 4000 м, а "Фантом" с перегрузкой 6 оказался на 300 м ниже. В заключение эксперимента самолеты состязались в маневренности. "Фантом" был переведен в крутую спираль при полном форсаже и со скольжением. Перегрузка достигла 8. начался "бафтинг" и сваливание на крыло. Но и в этом случае при преследовании самолета "Фантом" истребитель "Томкэт" сохранил тактически выгодное положение. Однако этот экспериментальный бой на различных режимах и высотах полета показал, что экипаж самолета "Томкэт" не мог устойчиво следить за противником. Последний быстро выходил из зоны поражения огнем пушки, но при этом терял много энергии на некоординированные развороты, вследствие чего не был способен к перехвату инициативы. На восходящих маневрах "Томкэт" из-за большей тяговооруженности превосходил истребитель "Фантом". Таким образом, из вышеизложенного следует, что американские летчики и боевая техника тщательным образом готовятся к ближним воздушным боям. Но, судя по сообщениям иностранной печати, командование ВВС не отказывается и от боев на дальних расстояниях. Свидетельством этого являются оснащение истребителей системами управления огнем бортового оружия на дальних дистанциях и поступление на вооружение УР дальнего действия. Зарубежное военное обозрение, 1976, №8, с. 49-54 Смотрите также | |
| |
Просмотров: 5751 | | |
Всего комментариев: 0 | |