search
menu
person

NEWS AND UDATES


Воздушный бой на средних дистанциях (1976)

Воздушный бой на средних дистанциях

Полковник-инженер И. Чеботарёв.
кандидат технических наук

Опыт агрессивной локальной войны во Вьетнаме (I964-1973 годы), развязанной империалистами США. и войны на Ближнем Востоке (1973 год), которую вели экспансионисты Израиля, показал, что успех действий сухопутных войск во многом зависел от завоевании и удержания превосходства в воздухе. Основным способом достижения такого превосходства было уничтожение самолетов противника в воздухе.

Учитывая этот опыт, в США и других капиталистических странах стали больше внимания уделять созданию самолетов, специально приспособленных для ведения воздушных боев, и в соответствии с этим оснащать их радиоэлектронным оборудованием.

По мнению иностранных военных специалистов, воздушный бой может вестись на ближних, средних и дальних дистанциях. Величина дистанции определяется способностью летчика видеть противника невооруженным глазом или возможностью бортовой РЛС и дальностью стрельбы самолетного оружия.

Ближний бой ведется с визуально наблюдаемым противником. В нем могут применяться пушки и ракеты тина "Сайдвиндер", "Мажик" и "Эджайл", имеющие высокие маневренные характеристики. В бою на средних дистанциях контроль за полетом воздушной цели осуществляется с помощью бортового радиолокационного прицела. Для поражения противника летчик применяет УР типа "Спарроу" или "Супер Матра" R.530 с ограниченной маневренностью, но увеличенной дальностью действия. Бой на дальних дистанциях предполагается вести в ближайшем будущем, то есть после принятия на вооружение мощных бортовых РЛС и УР типа "Феникс", дальность действия которых 100-120 км.

Принимая во внимание возможности оружия и радиоэлектронного оборудования современных истребителей, иностранные специалисты определяют средние дистанции воздушного бон в диапазоне 5-50 км. Находясь на удалении 50 км от воздушного противника, летчик, анализируя радиолокационную информацию, принимает решение на вступление в бой, В случае сокращения дистанции до визуальной видимости боя может перерасти в ближний, маневренный, где ракеты типа "Спарроу" недостаточно эффективны. Учитывая это обстоятельство, за рубежом при создании нового истребителя стали оптимизировать его летно-тактические характеристики, чтобы он мог успешно вести оба вида воздушных боев. К таким истребителям в настоящее время относят американский самолет F-15A "Игл", французский самолет "Мираж"F1 и шведский самолет JА-37 "Вигген", который должен поступить на вооружение в 1978 году.

Истребитель ВВС США F-15A, имея тяговооруженность, превышающую единицу, и высокую маневренность, может вести ближний бой "на равных" с легкими истребителями F-16A. В то же время наличие бортовой РЛС с дальностью обнаружения малоразмерных воздушных целей до 80 км позволяет ему контролировать воздушное пространство в боевой зоне и атаковать цели со средних дистанций. У самолетов "Мираж" и "Вигген" примерно такие же скоростные характеристики, как и у F-15A, но значительно меньше тяговооруженность (0,7-0,8), поэтому они не способны конкурировать с ним в ближнем бою, особенно на вертикальных маневрах.

Воздушный бой на средних дистанциях иностранные специалисты разделяют на три этапа: обнаружение и опознавание цели, сближение, атака с применением ракет средней дальности.

Обнаружение и опознавание цели осуществляется с помощью бортовой аппаратуры. Как показывают тренировочные полеты и действия истребительной авиации на учениях, о которых сообщалось в иностранной печати, большую роль в наведении истребителей на воздушного противника играют наземные посты, которые по командным линиям связи передают экипажам данные, необходимые для обнаружения или захвата целей.

На самолете "Мираж"F1 установлена РЛС типа "Сирано"4, которая обеспечивает обнаружение воздушных целей на дальности более 60 км, а их захват - около 45 км. Экран индикатора РЛС имеет три масштаба развертки: "13 км", "28 км" и "111 км". Включается РЛС тумблером, расположенным на левой панели приборной доски.

Получив данные о воздушном противнике с земли (азимут, дальность и высоту), летчик ориентирует антенну РЛС, работающей в режиме дальнего поиска, в указанном направлении и устанавливает ее на такой угол, при котором метка цели появилась бы на экране вертикальной обстановки, размещенном слева вверху на приборной доске. Увидев на экране метку цели, он нажимает кнопку "запрос" на рычаге управлении двигателем. Затем обрамляет выбранную метку стробами азимута и дальности, и бортовая ЭВМ начинает выдавать данные о воздушном противнике относительно истребителя. Если цель "отвечает" на запрос, то на экране появляется кодированный символ, а если нет, то - "синий квадрат". На боковой шкале экрана в обоих случаях выдается дальность до цели.

На самолете F-15A установлена многофункциональная РЛС. В режиме обзора ее антенна ведет поиск в секторе ±60° по азимуту и ±10а по углу места относительно выбранной летчиком базовой линии. Дальность обнаружения цели 80 км, а захвата в пределах 60 км. Антенна стабилизирована по тангажу, крену и рысканию с помощью сигналов, поступающих от инерциальной платформы. Поэтому при маневре самолета в определенных пределах она будет продолжать следить за целью. На экране вертикальной обстановки, установленном слева вверху на приборной панели, отображается обработанная с помощью ЭВМ информация о цели в виде символов и цифр.

Для опознавания цели летчик включает систему "свой-чужой" нажатием кнопки на рычаге управления двигателем. Если ответ от обнаруженного самолета принят, то на экране появляется отметка "ромб", а если нет, то - "квадрат".

РЛС самолета F-15A имеет специальный режим ближнего поиска, позволяющий вести обзор в пределах поля зрения индикатора в диапазоне дальностей от 150 м до 18 км. В этом режиме ближайшая к истребителю цель автоматически захватывается. Летчик опознает ее, включив систему "свой-чужой". Если цель "отвечает" на запрос, то РЛС прекращает автоматическое сопровождение (сбрасывает "захват") и продолжает поиск цели на большей дальности. Когда на индикаторе появляется "квадрат" (самолет "чужой"), летчик выбирает оружие и готовится к атаке. Этот режим предусмотрен на гот случаи, если обстановка усложняется внезапным появлением воздушного противника и у летчика нет возможности последовательно выполнить все операции по перехвату.

Сближение осуществляется после опознавания цели и принятия решения на атаку. В процессе его летчик приблизительно определяет характер цели, а также выполняет маневр для занятия тактически выгодного исходного положения. В зарубежной печати сообщалось, что для определения характера цели в режиме обзора летчик сравнивает высоту полета цели со своей, а затем переводит РЛС в специальный режим поиска по скорости (в этом случае на экране индикатора появляется значение скорости обнаруженной цели). Если, например, цель находилась ниже истребителя, летящего на средней высоте, и ее скорость соответствовала 300 км/ч, то это был не боевой самолет.

В зависимости от характера цели летчик строит свой маневр и выбирает тип оружия. На соответствующей дальности до цели нажатием кнопки "захват" он переводит РЛС в режим автоматического сопровождения. Далее выполняет маневр для того, чтобы цель вошла в сектор обзора индикатора на лобовом стекле. На самолете "Мираж" F1 этот сектор составляет 25°. При большом курсовом угле цели ее метки на индикаторе не видно. "Квадрат", находящийся на краю индикатора, показывает направление, откуда должна появиться метка, после того как цель войдет в сектор обзора.

Дальность до сопровождаемой цели можно видеть на вращающейся шкале в верхней части индикатора, а скорость сближения (м/с) - на вертикальной шкале справа. На шкалах, расположенных рядом с индикатором на лобовом стекле, обозначены текущие углы атаки и перегрузки. "Шарик", находящийся ниже индикатора, указывает на наличие скольжения.

F-15A
Рис. 1. Изображение на индикаторе на лобовом стекле самолета F-15A (при применении УР класса "воздух~ воздух"): f - перекрестие стрелкового прицела; 2 - кольцо сетки прицела; 3 - метка цели; А - указатель приборной воздушной скорости; 5 - командная метка; б- указатель магнитного курса; 7 - символ ("квадрат") на месте ожидаемого появления цели; 8 - указатель барометрической высоты; 9 - указатель дальности до цели и скорости сближения с ней; 10 - указатель угла тангажа; 11 - авиагоризонт

Летчик самолета F-15A после захвата цели строит свой маневр, ориентируясь по показаниям экрана вертикального обзора. На экране отображается информация о пеленге, текущей дальности до цели и разности высот своего истребителя и самолета противника.

Режимы сканирования по азимуту и углу места и работы передатчика РЛС устанавливаются автоматически. Информация о цели поступает и па индикатор на лобовом стекле (рис. 1). Летчику, кроме азимута и дальности, выдается скорость сближения. На нем он также видит командную метку, символ ожидаемого появления цели и т. п. При сближении с захваченной целью летчик пилотирует самолет, сообразуясь с положением командных меток и символов на индикаторе. При этом он стремится "наложить" командную метку на символ самолета, а в последующем - метку цели на перекрестие прицела.

Этап сближения заканчивается обычно тогда, когда самолет выведен в тактически выгодное исходное положение для атаки. В этот момент нажатием кнопки на секторе газа происходит выбор оружия (ракет "Спарроу" или "Сандвиндер", или пушки).

Атака с применением ракет средней дальности - наиболее ответственный этап воздушного боя. В процессе ее выполнения летчик самолета "Мираж"F1 следит за дальностью до цели и указателем превышения или принижения, который состоит из стрелки (красного цвета) и командной метки (зеленого цвета). Красная стрелка показывает на необходимость увеличения или уменьшения высоты (на рисунке изображено положение, когда самолет должен увеличивать высоту). О готовности ракеты к применению летчик судит по последовательному зажиганию лампочек на индикаторе на лобовом стекле. Горение красной лампочки означает, что дальность до цели не позволяет применить ракету, зеленой - цель находится в зоне досягаемости ракеты, голубой - ракета захватила цель и готова к пуску. После доворота в сторону цели и уменьшения дальности летчик ожидает сигнала разрешения на пуск ракеты (загорания голубой лампочки и звука). С помощью рычага управления двигателем регулируется скорость сближения с целью.

Пилотирование истребителя F-15A во время атаки в принципе не отличается от пилотирования самолета "Мираж"F1: символы, метки и шкалы на индикаторе на лобовом стекле имеют примерно одинаковое назначение, но изображаются несколько по-иному.

Когда самолет вошел в зону пуска ракеты средней дальности, летчик может выполнить прицеливание как по экрану вертикального обзора, так и но индикатору на лобовом стекле. В первом случае уменьшается вероятность поражения цели, но она может быть атакована на максимально возможной дальности (этот вариант применяется при малой скорости сближения и неудавшихся попытках сократить расстояние до противника).

Ракета класса "воздух-воздух" средней дальности "Спарроу" AIM-7F имеет радиолокационную полуактивную систему наведения, что обеспечивает проведение атаки как с задней, так и с передней полусферы. Наивыгоднейшим маневром считается сближение с увеличением угла тангажа. При этом цель удерживается в створе луча РЛС, но летчик может не сохранять направление полета непосредственно на противника.

В зарубежной печати приводились примеры учебных перехватов истребителем F-15A самолетов различных типов. Так, во время летных испытании F-15A с ракетами AIM-7F на борту "атаковал" стратегический разведчик SR-71, совершавший полет на высоте 24 000 м и скорости М=3. Летчик истребителя вышел в исходное положение для атаки на высоте 20000 м, имея скорость М=1,6. Захват "цели" был осуществлен на дальности 27 км, а пуск ракеты - на 16 км.

В другом испытательном полете экипаж двухместного самолета TF-15A отрабатывал перехват тактического разведчика RF-4C, летящего на средней высоте. Радиолокационный поиск "цели" в назначенной зоне проходил на высоте 3200 м и на скорости 470 км/ч, обеспечивавшей наименьший часовой расход топлива. После обнаружения "противника" на экране вертикальной обстановки летчик осуществил захват, а затем определил по индикатору на лобовом стекле его превышение (1200 м), скорость (830 км/ч) и дальность до него (35 км). Чтобы замаскировать свой полет на фоне земли, "противник" начал пикировать. Этот маневр был зафиксирован летчиком самолета TF-15A по резкому изменению высоты его полета, дальности до него и скорости сближения. Прицеливание по маневрирующему "противнику" выполнить не удалось, и РЛС была переведена в режим автоматического ближнего поиска. По данным наземного пункта управления, "цель" в это время находилась на высоте 300 м и примерно на 3000 м ниже перехватчика.

На экране РЛС летчик зафиксировал три "цели", причем изображение было чистым от помех, возникающих вследствие влияния земной поверхности. В режиме автоматического сопровождения было установлено, что перехват первой невозможен из-за большой скорости сближения на встречных курсах, а высота полета второй не обеспечивала безопасность атакующего. Полученные данные (местонахождение, высота, скорость) о третьей "цели" соответствовали тем, которые были сообщены летчиком самолета RF-4C после контрольного запроса.

Затем самолет TF-15A имитировал атаку на цель с передней полусферы для проверки возможности начала автоматического сопровождения на дистанции 37 км с переходом в ближний бой и выбором оружия малой дальности. По результатам испытательного полета было отмечено, что летчик мало обращал внимания на приборы в кабине и использовал только экран индикатора РЛС и индикатор на лобовом стекле. Управление РЛС и оружием выполнялись без снятия руки с сектора газа, на котором установлены регулятор угла места антенны, переключатель выбора оружия и кнопка радиолокационного запросчика ("свой-чужой").

Таким образом, публикуемые в иностранной печати сведения об одиночных воздушных боях на средних дистанциях показывают, что они всецело выполняются с помощью бортовой аппаратуры и достижение успеха в них во многом зависит от скрытности сближения с противником. Однако в зарубежной печати отсутствует информация о ведении групповых воздушных боев на средних дистанциях, которые, по мнению иностранных специалистов, станут часто возникать в условиях широкого применения авиации на европейских ТВД. Такие бои будут вестись в сложной быстроменяющейся воздушной обстановке и поэтому потребуют от экипажей высокого мастерства управления самолетами и четкого взаимодействия между собой. В этом случае важно уничтожить воздушного противника на возможно дальних дистанциях. Поэтому в настоящее время за рубежом принимаются меры по созданию более мощных бортовых РЛС и управляемых ракет, имеющих большую дальность действия.

Зарубежное военное обозрение, 1976, №11, с.50-55

 

Смотрите также
Категория: 1970 - 1990 гг | Добавил: pentagonus (06.05.2012) | Автор: Полковник-инженер И. Чеботарёв
Просмотров: 3834 | Теги: И. Чеботарёв, воздушный бой, F-15A | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar